Секреты мастеров. К. С. Малевич

Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля, 1879 года в городе Киев Российская Империя. Скончался 15 мая 1935 года, в городе Ленинград Советский Союз. Советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из крупнейших направлений абстракционизма. Автор знаменитого «Чёрного квадрата».

1—-Казимир Малевич в молодости. 1900-е годы

Северин Антонович Малевич отец Казимира шляхтич Волынской губернии служил управляющим на свеклосахарных заводах. Мать, Людвига Александровна была домохозяйкой, вела хозяйство и продавала рукоделие.
Он был первым из 11 детей. В семье было ещё четыре сына Антон, Болеслав, Бронислав, Мечислав и четыре дочери Мария, Ванда, Северина, Виктория. Но только девять из них дожили до зрелого возраста.

Говоря о детстве, Казимир вспоминал сахарный завод: центрифуги, запах патоки, «шум, свист, стон машин». Отец — строгий, человек — нередко брал его с собой на работу, чтобы сын учился и со временем стал подмастерьем. Но Казимиру больше нравился свободный крестьянский быт.
Он подражал крестьянским детям и старался войти в их круг, с восхищением следил за созданием крестьянских росписей. Помогал вымазывать глиной полы хаты и делать узоры на печках, на заборах и стенах сараев, где выводил петухов, коников и цветы.

2—-Церковь. 1905 год

3—Весенний пейзаж

Мать была благосклонна к творчеству сына, она же научила его вышивать, плести кружева и вязать крючком. Когда мальчику было 15, Людвига Александровна купила принадлежности для рисования.

По воспоминаниям самого художника первую картину в технике масляной живописи он написал в 16 лет. На картине под названием «Лунная ночь», размером аршин три четверти, была изображена река с лодкой на берегу и отражающая лучами Луна. Работа понравилась друзьям Малевича.

4—Пейзаж.

5—Весенний сад в цвету

Один из друзей предложил продать картину и, не спросив художника, отнёс её в магазин, где та была достаточно быстро куплена за 5 рублей. Следующий пейзаж «рощу с аистами» тоже быстро купили. Это придало подростку уверенности.
Отец, тягу к искусствам не одобрял — считал, что «жизнь художников плоха.

Картины на холстах Казимир впервые увидел на ярмарке в Киеве, где отец заключал сделки с сахарозаводчиками. Он заметил, что «киевское искусство» натуралистичнее «деревенского». Особенно его поразила картина, на которой девушка чистила картошку. Увидев, как правдоподобно выписаны картошка и очистки, лежавшие ленточкой на лавке у горшка, он захотел стать художником.

6—Пейзаж

7—Городок

Как раз тогда в Белополье, где в то время жили Малевичи, приехали петербургские художники, чтобы писать иконы в соборе. Вместе с другом Казимир несколько дней караулил мастеров и заглядывал в окна храма. Восхищаясь их живописью.
Детские годы Казимира прошли в украинском селе. До 12 лет в Моевке Ямпольского уезда Подольской губернии, затем в Пархомовке, Волчке, Белополье; далее до 17 лет он преимущественно оставался в Конотопе.

Семья сохраняла польские традиции, дома говорили по-польски в обществе по-украински впоследствии Малевич написал на украинском языке ряд статей об искусстве. Современники Малевича считали его поляком, в то время как сам Казимир в 1920-е годы в некоторых анкетах, в которых была графа «национальность», писал о себе «украинец»

8—-Казимир Малевич в Курске. Начало 1900-х годов

9—-Товарищество художников города Курск. Малевич по центру в котелке. Апрель 1911 года.

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск.
Казимир хотел пойти учиться живописи, но отец был основательно против. Сам Северин Малевич, вопреки ожиданиям, устроился не на сахарный завод, а на железную дорогу, начальником личного состава. Платить за образование подрастающих детей становилось всё тяжелее, поэтому старшие сыновья — Казимир и Мечислав в 15 лет — вышли на работу чертёжниками в то же управление железной дороги, где работал отец.

10—Цветущие яблони

11—В парке

Малевич не пошёл против воли отца и начал работать чертежником, выполнял свой сыновний долг. Но в то же время продолжал писать картины. Его постепенно начинали узнавать. 1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок»
Первый раз он решил ослушаться в 22 года. Тогда Казимир женился на темпераментной девушке Казимире Зглейц, дочери курского пекаря мещанина которая не нравилась родителям. Вскоре после свадьбы у пары родился сын Анатолий.

12—Три женщины на дороге. 1900 год

13—Сестры

На следующий год отец умер от инфаркта, младшего брата Мечислава призвали воевать в Японию, и Казимир внезапно стал главным кормильцем сразу двух семей.
После смерти отца Малевич впервые почувствовал себя свободным. И 1904 году решил круто изменить свою жизнь и для этого переехать в Москву, несмотря на то, что супруга была против, так как Малевич оставлял её с детьми в Курске.

Несколько месяцев он тайно откладывал деньги, а потом уволился и уехал. Пообещал только, что вернется летом, поработает и снова уедет учиться.
5 августа 1905 года Малевич впервые подал прошение о приёме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище его не приняли. Возвращаться в Курск к жене и детям Малевич не захотел. Тогда он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Здесь, в большом доме художника Курдюмова, жили около тридцати «коммунаров».

14—Автопортрет. 1910-е годы

Платить за комнату нужно было семь рублей в месяц — по московским меркам это было очень дёшево. «Коммуна была настоящей голодной богемой» Накопления его быстро закончились. Но он работал, изучал искусство, ходил в студию». Перебивался редкими рекламными заказами, но этого не хватало, приходилось голодать.
В 1905 году у него родилась дочь Галя. После рождения второго ребенка жена просила Малевича взять их с собой, но ему с трудом хватало денег даже на себя.

Во время вооруженного восстания 1905 года коммуна молодых художников находилось рядом с Техническим училищем позже МВТУ им. Н.Э. Баумана одним из центров революции. Оттуда заходил большевик Кирилл Шутко, ставший другом Малевича. В разгар событий художники отправились на Сретенку, где сооружалась баррикада; Малевич присоединился к ним, взяв револьвер. Бой был коротким — солдаты вытеснили стрелявших, Малевичу чудом удалось скрыться. Это опасное приключение он не без юмора описал в воспоминаниях. Но вывод, который он сделал для себя, стал судьбоносным: и революции, и искусству нужно посвятить всю жизнь без остатка — совмещать эти сферы деятельности невозможно. Из альтернативы кисть или револьвер Малевич выбрал кисть.

15—Уборка ржи. 1912 год

16—Полотеры 1912 год

В училище Малевич безуспешно пытался поступить четыре раза подряд
В итоге вместо МУЖВЗ он стал посещать школу-студию Ф. И. Рерберга и Третьяковку, где изучал шедевры и новые приобретения. Как только появлялись деньги, Малевич шел в художественный магазин, в театр или на очередную выставку.
Но все-таки через полгода, весной 1906-го, когда деньги кончились, Малевич был вынужден вернуться в Курск, к семье и к прежней службе в Управлении Московско-Курской железной дороги. Летом 1906 года он снова подал документы в Московское училище, однако его снова не приняли.
Вернувшись в Курск в этот раз, чтоб заработать на жизнь он нанимался разнорабочим.

17—Крестьянка с ведрами и ребенком

18—Голова крестьянина

Мать была недовольна его поведением. Понимая, что Казимир планирует и дальше жить вдали от семьи. Людвига Александровна в 1907 году поехала в Москву найдя там работу по объявлению заведующей столовой. Через несколько месяцев, сняв квартиру из пяти комнат, она отправила невестке распоряжение переезжать со всей семьёй в Москву. Три из пяти комнат занял Казимир с семьёй женой и двумя детьми.
Впоследствии Людвига Александровна арендовала столовую на Тверской улице. Эту столовую в рождественские праздники 1908 года ограбили. Имущество семьи было описано и продано, и Малевичи переехали в меблированные комнаты в Брюсовом переулке, а Людвига Александровна вновь открыла столовую в Напрудном переулке.

19—Аргентинская полька

20—Купальщик

К тому времени усилились размолвки. Малевич не мог оказать финансовой поддержки. Жена не стерпела, ушла: сначала уехала с детьми в подмосковную деревню, где работала фельдшерицей в психиатрической больнице, а потом отправилась на заработки на Украину, где в тот момент бушевала черная оспа и были нужны медсестры. Маленьких детей она оставила на даче у заведующего больницей, Михаила Рафаловича.

21—Точильщик 1912 год

22—«Корова и скрипка»,1913 год

С 1907 до 1910 года Малевич работал в студии Ф. И. Рерберга в Москве.
В 1907 году принимал участие в XIV выставке Московского товарищества художников где познакомился с М. Ф. Ларионовым.
Малевич мечтал быть не просто художником, ему хотелось посвятить себя новому искусству. Лидером московской молодежи в это время был Михаил Ларионов. По примеру Ларионова он прошел путь от импрессионизма к фовизму и неопримитивизму. Малевич увлекся новыми европейскими течениями: кубизмом и футуризмом. Ларионов изобрел лучизм.

Ларионов и поэты-футуристы гуляли по Москве с разрисованными лицами, Малевич и его друг Алексей Моргунов с деревянными ложками на лацканах пиджаков, пародирующими хризантемы в петлицах эстетов. Ларионов утверждал: искусство должно вторгаться в жизнь: разрушать принятые нормы, вкусы, стиль поведения. Ни угождать, ни стараться понравиться, не искать успеха.
Перевернуть все вверх тормашками, отменить законы природы вот что отвечало образу современного безумного мира.

23—Композиция с Джокондой. 1915 год

24—Портрет Ивана Васильевича Клюна

Малевич часто навещал детей, они были у заведующего хозяйством подмосковной психиатрической больницы Михаила Фердинандовича Рафаловича.
Во время одного из визитов к детям Малевич познакомился с его дочерью Софьей.
В 1909 году он развёлся с женой и вступил в брак с Софьей Михайловной Рафалович которой принадлежал дом в Немчиновке, куда отныне Малевич постоянно приезжал жить и работать.

Со своей второй женой, Софьей, Казимир был счастлив: она оберегала его, не требуя внимания к себе, содержала их обоих и никогда ни в чем не упрекала. Сам он тем временем увлекся кубизмом и футуризмом. Чувствуя, что ему не хватает образования и культуры, он называл себя «бескнижником» и «дикарем» и старался внимательно слушать своих более просвещенных друзей.

25—Дама на остановке трамвая

26—«Англичанин в Москве», 1914

Малевич стал вести себя экстравагантно, во всеуслышание громил Репина, Шишкина и Серова, а однажды устроил «футуристический парад» –прошёлся по Кузнецкому Мосту с красной деревянной ложкой в петлице, после чего заявил, что отказался от разума.

С 1910 по1919 год Малевич принимал участие во многих выставках в первой выставке «Бубнового валета». В феврале 1911 года экспонировал свои работы на первой выставке общества «Московский салон». В апреле — мае участвовал в выставке петербургского «Союза молодёжи».1912 год. Малевич участвовал в выставках «Союза молодёжи» и «Синего всадника» в Мюнхене. Экспонировал более двадцати неопримитивистских работ на выставке «Ослиный хвост» в Москве.

27—Лицо крестьянской девушки

В декабре 1913 года в Петербургском «Луна-парке» состоялись два представления оперы «Победа над Солнцем» декорации и эскизы костюмов К. Малевича. Согласно воспоминаниям художника, по сложившейся легенде во время работы над постановкой оперы к нему пришёл образ «Чёрный квадрат». Он увидел его в половине задника декорации одной из сцен.
В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В»

28— Выставка супрематических работ Малевича в Петрограде. 1915 год

29— Чёрный супрематический квадрат. 1915 год

1916 год. Малевич участвовал с докладом «Кубизм — футуризм — супрематизм»
Летом 1916 года Казимир Малевич был призван на военную службу демобилизован в 1917 году.

В мае 1917 года Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве. В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.

30— Супрематизм. Прямоугольник и круг 1915.

31— Синий треугольник и черный четырехугольник. 1915 год.

Малевич бедствовал: денег нет, дров нет, в Москве жить негде, а на даче холодно. Жена Софья в положении и не может работать. Тогда архитектор и книжный график Лазарь Лисицкий предложил Казимиру переехать в Витебск и устроиться преподавателем в Народное художественное училище, которое недавно открыл Марк Шагал.
В Витебске Малевич начал руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца»

32—Супрематизм. 1916.

33—Пролетарии всех стран

Здесь он основал сообщество УНОВИС — «установители нового искусства». Лекции Малевича пользовались успехом.
Молодежь, горячо восприняла его педагогическую систему и прежде всего его супрематизм — смелый, яркий, современный. Супрематизм указывал путь к обновлению жизни, к отказу от прежнего мышления, от всего затхлого, приземленного, материального. «Ученики боготворили его. Основанный в 1920 году коллектив получил название Уновис — утвердители нового искусства. Вслед за Витебском его «ячейки». Были образованы в Москве, Оренбурге, Перми, Смоленске. Но массовым движение супрематистов все же не стало.

34—Автопортрет в двух измерениях

april 2008

35—Синий прямоугольник поверх красного луча

Студенты стали массово переходить от Шагала к новому мастеру. Вскоре у Казимира было уже 600 учеников. Наметившееся противостояние прервал сначала отъезд Шагала во Францию, а потом закрытие училища.

36—Малевич «выжил» из Витебска Марка Шагала

37—К.С.Малевич и уновисцы перед отъездом в Москву на 1-ю Всероссийскую конференцию учащих и учащихся искусству. Витебск, 5 июня 1920 года.

В том же 1919 году в декабре в Москве открылась первая ретроспективная выставка художника «Казимира Малевича. Его путь от импрессионизма к супрематизму». Её концепция полный отказ от живописи. Малевич в этот период практически не создавал картин, сосредоточившись на написании теоретических и философских работ.

38—Портрет дочери Уны

39—Портрет дочери Уны

В 1920 г. Малевич выступил с лекцией «О новом искусстве» на конференции УНОВИС’а в Смоленске. В этом же году у художника родилась дочь, которую он, в честь УНОВИС’а, назвал Уной.

В 1922 году Малевич закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой».
В начале июня 1922 года работы Малевича экспонировались на Первой русской художественной выставке в Берлине.
В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности.

40— Чайный сервиз

В этом же году Малевич создаёт эскизы новых форм и декоративных супрематических росписей для Петроградского государственного фарфорового завода. По его эскизам украшали столовые и чайные сервизы: Произведения Малевича до сих пор приводят к жарким спорам и дискуссиям, но одно отрицать нельзя есть в нем великое, пусть и не всем понятное.

Лишившись преподавательской должности, Малевич переехал из Витебска в Петроград, где нашел новое увлечение — скульптуру

41—Архитекторн Альфа. 1920. Гипс.

Он стал создавать «архитектоны» — модели из гипсовых брусков в форме кубов и параллелепипедов, которые сливались друг с другом под прямыми углами, а также «планиды» — чертежи жилых домов для выдуманных «землянитов», которые могли жить «всюду наверху и внутри дома». Его планировки спустя десятилетия вдохновляли архитекторов на смелые эксперименты с асимметрией.
В 1923 году в Петрограде открылся Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК), а на его базе — исследовательский институт русского авангарда. Малевича назначили директором ГИНХУКа.

42—Малевич на фоне своих работ 1924 год

В 1925 году любимая жена Софья умерла от скоротечного туберкулёза. Хотя Малевич тосковал, уже к концу 1925 года он съехался с 25-летней Натальей Манченко. Она была далека от искусства, замкнута и тиха.
На новом месте у Казимира повторилась витебская история: произошел разлад с коллегами.

Давний друг и соперник Малевича Владимир Татлин не мог смириться с ним в роли директора Гинхука. Конфликты между ними не прекращались. Окружающие понимали, что у этих титанов были слишком разные идеи. Татлин проповедовал культ материала, делание вещей, Малевич — отказ от утилитаризма, устремленность в космическое пространство.

43—Супремус №56

44—Красный квадрат

В итоге его главный конкурент Татлин, как и Шагал, ушел первым, а в 1926 году институт и вовсе закрыли.
В 1927 году Малевич переехал в Киев, где усилиями Николая Скрипника были созданы нормальные условия для творчества.

В 1927 году в Варшаве была организована его персональная выставка Малевич первый раз едет в заграничную командировку. После Варшавы он едет в Берлин, где ему был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке.

45—Казимир Малевич. Берлин, 1927

Находясь в Берлине после визита в Польшу и общения с польскими Малевичами, Казимир подаёт документы на французскую визу и указывает национальность «поляк». Малевич заранее до поездки стал собираться в Европу всерьез и надолго. Поэтому он увез с собой, не разбирая, весь свой архив. Этот архив Малевича хранится в Берлине.

Но когда он был в Берлине, из Ленинграда пришло письмо с приказом немедленно вернуться на родину.
В назначенный час сотрудники спецслужб ждали его на вокзале. Тогда художнику удалось избежать заключения.

46—Картина «Цветочница» написана в 1929-м году.

47—На сенокосе 1929 год

В 1930 году он попал в «Кресты» уже на два месяца. Малевичу пытались вменить шпионаж по 58-й статье, но тот уверенно отрицал любые связи с буржуазным искусством, ругал Польшу и Германию, куда еще недавно хотел переехать, и убеждал НКВД в том, что его работы экономически выгодны и его отпустили.

Цифровая репродукция этой картины находится в интернет-галерее http://gallerix.ru

48—Бегущий мужчина 1930 год

49—Спортсмены. 1930-1931.

50—«Девушки в поле», 1932

После того когда ему исполнилось 50 лет Малевич начал ходить в Эрмитаж смотреть на Репина и Шишкина, которых когда-то ругал. В эти же годы он сблизился с Хармсом, который был рядом с ним до конца.

В 1931 году Малевич работал над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде.

51—Сложное предчувствие Торс в желтой рубашке. Около 1932.

52—Портрет матери. 1932 год

В 1932 получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Произведения художника были включены в экспозицию «Искусство эпохи империализма» в Русском музее.
В 1932 году художник участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет».

В 1932 году Малевич работал над неосуществлённым проектом — картиной «Соцгород». Начался последний период в творчестве художника: в это время он писал в основном портреты реалистического характера.

53—Голова современной девушки

54—Девушка с гребнем в волосах. 1932-1933

В 1933 году у Казимира Малевича началась тяжелая болезнь.

В 1935 году поздние портреты Малевича экспонировались на Первой выставке ленинградских художников последний показ работ Малевича на родине — вплоть до 1962 года.

55—Портрет жены художника. 1933

56— Софья Рафалович- жена художника

57— Скачет красная конница

15 мая 1935 года после тяжелой болезни Малевич умер. Его проводы остались в памяти современников как невиданная художественная акция. Похоронная процессия медленно прошла по Невскому проспекту к Московскому вокзалу. Гроб стоял на грузовой машине, которую расписали в супрематическом стиле в красный, чёрный и зелёный цвета. К бамперу спереди прикрепили картину «Чёрный квадрат». На вокзале гроб поместили в товарный вагон, чтобы везти в Москву по воле Малевича. На вагоне был также нарисован чёрный квадрат.
В Москве состоялась кремация. «Квадрат» был также укреплен на белом кубе, поставленном в Немчиновке, на месте, где художник завещал захоронить свой прах.

Творчество художника безгранично в стилях и направлениях начиная с юного возраста.

В 1910 году Малевич написал свои первые авангардистские картины: «Купальщик», «Садовник», «Мозольный оператор в бане» и «Полотеры».

58—Косарь. 1911-1912.

В этот же период Малевич создал первую крестьянскую серию. Ранние полотна этого цикла — «Жница», «Косарь», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи» — художник выполнил в духе неопримитивизма. Фигуры крестьян были нарочито увеличены, искажены и упрощены. Завершающие крестьянскую серию работы — «Женщина с ведрами», «Утро после вьюги в деревне», «Голова крестьянской девушки» — Малевич написал уже в кубофутуристическом стиле.
На трех полках этажерки художник написал полотна «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки», «Корова и скрипка». Первые две работы художник написал в духе кубофутуризма, а третью — в стиле, который он назвал «алогизм».

59—Геометрическая абстрактная фигура

В 1915 году на Первой футуристической выставке картин «Трамвай В» Малевич представил 16 работ. Большинство из них были классическими кубофутуристическими полотнами — «Дама у афишного столба», «Дама в трамвае», «Швейная машина». Но на одной из них, «Композиции с Моной Лизой» (название картина получила позже), уже появились черты нового стиля.
Это художественное направление Казимир Малевич вместе с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых назвали супрематизмом, что в переводе означало «превосходство».

60— КАРТИНЫ ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ, ЧЁРНЫЙ КРУГ, ЧЁРНЫЙ КРЕСТ

Основы супрематизма Малевич описал в брошюре «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». В ней он провозглашал переход «к новому живописному реализму, беспредметному творчеству» и подчеркивал господство цвета над остальными аспектами живописи. По мнению Малевича, мастер должен был не копировать натуру, а создавать собственные художественные миры. За основу Малевич брал три фигуры — квадрат, крест и круг. На этих первоформах он и строил все последующие супрематические картины.

Полотна в новом стиле художник представил в 1916 году на Последней футуристической выставке картин «0,10» — вместе со своей брошюрой. В экспозиции были картины «Дама», «Автопортрет в двух измерениях», «Живописный реализм футболиста — Красочные массы в четвертом измерении». Центральной работой стал «Черный четырехугольник».

Он выделил в супрематизме три стадии: черную, цветную и белую. На первой стадии художник исследовал соотношение форм, на следующей — цветов, на последней — фактур. «Черный» период представлял триптих «Черный квадрат», «Черный крест» и «Черный круг».
«Цветной» период начался с «Красного квадрата», а завершился картинами «Supremus № 56», «Supremus № 57» и «Supremus № 58». «Белый» период супрематизма обозначила серия полотен «белое на белом».

61—Автопортрет. 1933 год

62—Работница

63—Портрет Натальи, жены художника

В 1932 году в творчестве Казимира Малевича наступил переломный момент — он стал писать в основном портреты. В картинах соединялись традиции супрематизма, русской иконы и эпохи Возрождения. К этому периоду относятся полотна «Голова современной девушки», «Работница», «Портрет жены художника: Наталья Андреевна Малевич, урожденная Манченко», «Автопортрет». Вместо подписи мастер рисовал на них черный квадрат.
Жена Наталья передала картины мужа Русскому музею. Она умерла в 1990 году, успев увидеть выставку Малевича в России и его признание.
С годами урна с прахом затерялась – так осуществилось торжество беспредметности. А похороны Малевича историки искусства считают выразительной точкой в истории русского авангарда — перед долгим забвением.

Жизнь Казимира Малевича — это постоянный поиск себя в искусстве, казалось бы, нет направления, в котором бы он себя не попробовал.
Он писал картины в разных стилях: импрессионизм, неопримитивизм, в направлении которое сам назвал алогизм, кубизм и многих других. Однако ни один его не устраивал. Не отражал его взгляд на жизнь, поэтому Малевич разработал свое направление — супрематизм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *