Художник фантаст Г. И. Курнин

Георгий Иванович Курнин — художник-фантаст. Родился в 1915, умер 1988 году.
Почти сорок лет жизни посвятил живописи. Из них большую часть написанию произведений в жанре научной фантастики. Эта статья о его жизни и творчестве.

Георгий Иванович Курнин родился 26 ноября 1915 года в городе Ташкент. В рабочей семье. Его отец маляр, увлекался живописью. Георгий Иванович перенял у него эту страсть.

Работы Курнина-школьника выставлялись на областных и республиканских выставках, отмечались дипломами и премиями. Они были замечены художником С. С. Развадовским, который много занимался с юношей, а после окончания школы рекомендовал его в Ташкентское художественное училище.
Из записей Г. И. Курнина.
«В юности, – рассказывает Георгий Иванович. Я много рисовал и писал красками. Школьный учитель рисования настоял, чтобы я после седьмого класса поступил в художественную школу».

Досрочно закончив отделение живописи, юноша считал себя еще недостаточно подготовленным к большой работе. Ему хотелось глубже изучить творчество великих мастеров прошлого. Курнин поступает на факультет теории и истории искусств Среднеазиатского государственного университета. Получив диплом искусствоведа, он становится преподавателем и продолжает увлеченно заниматься живописью.

Из записей Г.И.Курнина.

«За художественной школой последовал университет. Я стал поначалу искусствоведом, а затем и художником.

— В нашей библиотеке, – вспоминает художник, – было очень много книг. В юности я сразу увлекся фантастической литературой и с упоением читал Жюля Верна и все, что мог достать… Живопись, фантастика, стали главными увлечениями в моей жизни. Вполне логично и естественно, что свое творчество я посвятил Космосу».

В творческом багаже Курнина немало интересных оригинальных полотен. Начинал он как художник-жанрист. Потом посвятил себя пейзажу Средней Азии. Природа этого удивительного и огромного края покорила его. Покорила прежде всего своими контрастами. Буйство окружающих его красок оазисов и величавое однообразие пустынь захватывали. Плодородные долины, и величественные горы. Этими контрастами отмечены пейзажи Курнина, над которыми он работал в Средней Азии.

Затем случилось несчастье — Курнин получил тяжелую травму позвоночника, которая надолго лишила его возможности двигаться. По совету врачей он переезжает в Сочи. И начиная с 1950 года он практически полностью переключается на космическую тематику в живописи. Внимание художника все более привлекают проблемы космических полетов. В скромной квартире на одной из приморских улиц Сочи делаются первые фантастические произведения.

Вот что писал про картины художника летчик космонавт, дважды Герой Советского Союза В.И.Севастьянов

«Я не берусь судить о мастерстве Курнина как искусствовед. Тема его произведений близка мне как космонавту. Не раз я пытался представить себе, какими могли бы быть проявления жизни на других планетах, в других галактиках. Курнин показывает нам миры Синего Солнца, Желтого Солнца. Рубиново-Красного Солнца… Работы очень различны и по цвету и по композиции, но все они как бы слились в единую симфонию космоса.

Меня убедило в правдивости, если так можно выразиться, фантазии художника точно переданное переплетение света и тени, мягкий переход от одного тона к другому. Именно такая переливчатая гамма цветов видится человеку, побывавшему в космосе.
Услышанный и представленный до мельчайших подробностей космический сюжет художник «выплескивает» на большой холст. Его фантастические симфонии ложатся на просторные, размером 2×3 метра, холсты».

Почему именно два на три? Таков размер самого большого простенка в квартирке Георгия Ивановича.

«И еще одна особенность, отличающая творчество этого фантаста. На его полотнах вы не увидите космической техники. Она осталась где-то за пределами картины. И это, на мой взгляд, естественно, правдиво. Человек, прилетевший на неизведанную планету, о которой столько мечталось, поначалу будет жадно осматриваться».

А вот что говорит побывавший на Луне американский астронавт Луи Армстронг, увидев фотографию картины Курнина «Пейзаж Луны, освещенный Землей», я был потрясен: «Ваш художник — провидец! Именно такой мы увидели Луну и серебристый земной шар над ней».

Картины Георгия Ивановича впервые были представлены на страницах журнала «Техника — молодежи» и очень полюбились читателям. Тем более удивительно, что писать свои картины Георгий Иванович начал за десятилетие до первого полета человека в космос. Более двадцати лет творчества посвятил он космической теме. Его полотна были удостоены первой премии на международном конкурсе «Мир завтрашнего дня».

Выставки Курнина неоднократно устраивались в СССР и за рубежом. Репродукции его картин можно было увидеть на страницах популярных журналов, выходящих миллионными тиражами. Но несмотря на это художник жил очень скромно, практически отшельником, перебиваясь случайными заработками.

Одно время, Георгий Иванович как искусствовед читал лекции сочинским художникам (называвших его между собой «князь Мышкин»). Но любая необходимость отвлекаться от главного дела жизни досаждала ему. Заботу о Курнине взяла на себя его старшая сестра, став и хозяйкой в доме, и секретарем, и «спонсором» – именно ее скудная пенсия и была основным источником существования художника.

Союз художников СССР пригласил Курнина в Москву, чтобы в торжественной обстановке принять в члены Союза. Но он не поехал, сославшись на отсутствие приличного костюма и денег на билет до Москвы.

Живописью Курнин занимался долго — более сорока лет. Однако наиболее плодотворными считаются последние десятилетия, когда он всецело посвятил себя разработке космической темы. «Конечно,- признается Курнин,- я бы не смог всерьез взяться тему научной фантастики, если бы к этому времени не сформировался как художник».

При его жизни в 1981 году в первый и в последний раз в издательстве «Художник РСФСР» тиражом 50 000 экземпляров был выпущен набор из шестнадцати открыток с репродукциями его картин.

Незадолго перед смертью художника кинематографисты «Мосфильма» сняли о нем документальный фильм. После смерти Георгия Курнина в 1988 году тридцать полотен с фантастическими пейзажами были переданы в Музей истории города Сочи.

Из-за нестабильности в жизни общества интерес и к космосу, и к искусству в целом, и к творчеству Курнина в частности, мягко говоря, пропал.

Все картины Георгия Ивановича и по сей день находятся в Сочи – в хранилищах Музея. Говорят, даже еще в приличном состоянии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *