Николай Константинович Рерих. Родился 27 сентября 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге. Скончался 13 декабря 1947 года Наггар, Химачал-Прадеш, Индия. Русский художник, философ, писатель, сценограф, археолог, путешественник. Относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Его многогранное дарование сравнимо по своей величине с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К.Рериха огромно, оно представлено произведениями станковой, театрально-декорационной, а также монументальной живописи. На сегодняшний день насчитывается более 7 000 работ картин, набросков, эскизов мозаик, фресок. Часть первая. Серия полотен «Начало Руси, славяне».
1—- Николай Константинович Рерих.
Во времена моей юности я довольно часто посещал Эрмитаж. И вот однажды поднявшись по лестнице основного входа. Я в первом же зале увидел их. Это были картины Н.К. Рериха горная серия. Мне нравились картины старых мастеров Рубенса, Рембрандта восхищали портреты героев в зале посвящённом войне 1812 года. Но по прошествии уже многих лет мне отчётливо помнится эта горная серия Николая Константиновича. Такого буйства красок на картинах я больше нигде не встречал, и они запомнились мне на всю жизнь.
2—- Гонец. Восстал род на род
3—- Голубиная книга
Это было открытие выставки С.Н. Рериха в 1975 году. В ноябре 1974 года С.Н. Рерих прилетел в Москву в связи с проведением юбилейных торжеств, посвящённых 100-летию со дня рождения Н.К. Рериха. Он привозит на Родину большое собрание картин отца и собственных произведений для экспонирования в качестве передвижной выставки. Это вторая крупная выставка картин С.Н. Рериха, приуроченная к его 70-летию, экспонировалась в Третьяковской галерее 1974 году и в Эрмитаже 1975 году.
4—- Илья Муромец Богатырский фриз
5—- Единоборство Мстислава с Редедей
Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге. Отец Константин Фёдорович — был известным нотариусом и общественным деятелем. Принадлежавшим к обрусевшему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале 18 века.
Мать — Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи. Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д. Менделеев, Н. Костомаров, М. Микешин, Л. Ивановский и многие другие.
6—- Александр Невский поражает Ярла Биргера
7—- Ангел последний
8—- Идолы
Мальчик Коля получил превосходное образование: в восемь лет он поступил в одну из лучших частных школ Санкт-Петербурга — гимназию Карла фон Мая.
В детские и школьные годы он много читал. Книги поведали ему о героическом прошлом славянских народов, — князе Игоре, А.Невском, С. Радонежском и заложили основу его любви к прошлому наших народов.
9—- Ладьи. 1901 год
10— Красные паруса
11— Баян
Летние и зимние каникулы семья проводила в загородном поместье Извара в Петербургской области. Здесь юный Рерих собирал гербарий и минералы, изучал местных животных и птиц. Еще в детстве он начал заниматься археологией: вел раскопки, составлял карты рельефа, подробно описывал находки. В Изваре Николай Рерих познакомился с известным археологом Львом Ивановским и помогал ему в археологических исследованиях местных курганов.
Мальчик интересовался историей и эпосом Изварской земли, с увлечением записывал былины, предания и народные сказы, которые слышал от местных жителей.
Позже сюжеты этих сочинений легли в основу его картин. Впервые художественные способности мальчика заметил друг семьи — скульптор Михаил Микешин. Автор памятников Б.Хмельницкому в городе Киеве, 1000-летию России в городе Новгороде, К.Минину в Нижнем Новгороде, И.Сусанину в Костроме воплотивший в своем творчестве великие события истории славянских народов. Он стал первым учителем будущего художника.
12— Внутренний двор Печорского монастыря, 1903 год
13— Воскресенский монастырь в Угличе
14— Изборск. Крест на Труворовом городище, 1903 год
Отец не поддерживал увлечения сына и хотел, чтобы он продолжил семейное дело. Ослушаться родителей Николай Рерих не мог, поэтому после частной гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Свободное время он посвящает рисованию: работы Рериха печатаются в журналах «Всемирная иллюстрация» и «Звезда», также он пишет иконы по заказам, полученным от церквей. Вдохновение для своих работ молодой живописец находит в древних книгах и летописях, изучая их в Публичной библиотеке.
Первое свое путешествие художник совершил в 1899 году: из Санкт-Петербурга Рерих на пароходе добрался до Новгорода, проделав тот же водный путь, что и варяги, плававшие тут сотни лет назад. Впечатления, полученные во время этой поездки, зажгли в нем тягу к путешествиям и нашли отражение в последующем творчестве Рериха, посвященном истории Руси.
15— «Взятие Казани» (другое название — «Покорение Казани»). Эскиз панно для вестибюля Казанского вокзала в Москве.
16— Славяне на Днепре
17— Суздаль. Монастырь Александра Невского
Одновременно юноша сдал экзамены и в Императорскую Академию художеств.
В академии художеств учителем Н.К.Рериха был А.И.Куинджи. 30 октября 1895 года Николай Константинович записал в дневник: «Большое событие! Я в мастерской Куинджи»
Особое значение придавал Куинджи работе с натуры. Но натура, по мнению Архипа Ивановича, не должна лишать художника творческой свободы.
В мастерской Куинджи царил дух тесного товарищеского сотрудничества. Суровый на вид, неразговорчивый, чуждый компромиссов Архип Иванович был очень участлив к нуждам студентов. В его отеческом отношении к ученикам требовательность сочеталась с искренней любовью, за что они отвечали доверием и признательностью.
18— Сходятся старцы. 1898 год
19— Чудь под землю ушла
20— Утро княжьей охоты.
В ноябре 1897 года в Академии состоялась конкурсная выставка и торжественный акт вручения дипломов на звание художника. Это звание присвоили и Николаю Константиновичу за его картину «Гонец. Восстал род на род» или, как она значилась в «Отчетах Академии художеств», «Славяне и варяги». «Гонец» словно привез России неведомое раньше наследие ее древней культуры. Он сразу сделал близкими и родными наших далеких предков, наделив их столь понятными нам человеческими чувствами. Вслед за «Гонцом» буквально хлынул поток Рериховских картин на темы древних славян.
Его дипломная картина «Гонец» была приобретена П. М. Третьяковым. Известный критик того времени В. В. Стасов, высоко оценил эту картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого. Пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники». Встреча с Толстым для молодого Рериха стала судьбоносной. Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»
Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Утро богатырства Киевского» (1895), «Вечер богатырства Киевского» (1896), «Сходятся старцы» (1898), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» (1903) и другие.
Так и только так, Рериховскими глазами мы теперь многое видим в нашей дохристианской истории. Рерих создал целую живописную летопись славян, известную ранее лишь по фрагментарным записям.
В 1897 году он окончил Академию художеств, а через год — университет. Юридический факультет Петербургского университета, диплом «Правовое положение художников Древней Руси.
21—Звенигород
22—За морями земли великия Н.К. Рерих. 1910 год
Вся биография Николая Рериха связана с русской историей и культурой. Интерес молодого исследователя с каждым годом только усиливался.
С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. В последнем учреждении в 1898—1903 годах он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии».
Организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В 1897 году Рерих стал первым археологом, которому удалось найти погребальный комплекс води в Петербургском регионе. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого майкопского кургана «Ошад».
Как археолог Николай Рерих летом в 1904 году совместно с князем Путятиным обнаружили несколько неолитических стоянок на Валдае. При раскопках курганов на озере Пирос, нашлись сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. Летом 1910 года Рерих совместно с Н. Е. Макаренко обнаружил остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам.
В 1911 году при деятельном участии Рериха была создана Комиссия по регистрации памятников старины в Санкт-Петербургской губернии при Обществе защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.
23—Заклятие земное.
24—Заморские гости
25— Н.К. Рерих. 1910 год
Киевская Русь привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Выступая в 1898-1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций «Художественная техника в применении к археологии», он говорил: «Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь».
В 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию известного художника и педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам, но, используя опыт новых французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком. В Париже написаны картины «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь», «Идолы», «Заморские гости». Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А.П. Бородина, «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку И.Ф. Стравинского.
26— Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится
27— Святой Сергий
28— Поцелуй земле
В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занял должность секретаря Императорского общества поощрения художеств.
В 1899 году Рерих знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой; 28 октября 1901 года в церкви при Императорской Академии художеств они были венчаны. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга.
В 1902 году у них родился сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 году — Святослав, будущий художник и общественный деятель.
Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны.
Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и путешествиями будет всегда стоять Елена Ивановна.
29— Пейзаж с каплицей
30— Поморяне. Утро
31— Святой Никола
Начиная с 1905 года, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др.
Рерих выступал также как мастер книжно-журнальной графики, оформив, в частности, издание пьес Мориса Метерлинка (1909).
С 1894 по 1902 годы Николай Рерих много путешествует по историческим местам России, а в 1903—1904 годах Н. К. Рерих уже вместе с женой совершает большое путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины.
В путешествии родилась целая серия полотен «Начало Руси, славяне». На них художник отразил свое мистическое представление о предках. «Поэзия старины самая задушевная. Ей основательно противопоставляют поэзию будущего; почти беспочвенная будущность, несмотря на свою необъятность, вряд ли может так же сильно настроить кого-нибудь, как поэзия минувшего. Старина, притом старина своя, ближе всего к человеку» — пишет Н.К. Рерих в своем литературном труде «На пути из варяг в греки».
32— Колдуны
33— Очаг
В «поездке по старине» Рерих изучал корни русской культуры, фотографировал предметы старины, писал статьи о ценности древнерусского искусства.
«Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели еще отвести должное место, что заменит серые будни веселою, красивою жизнью».
Николай Рерих.
Своим талантом живописца Рерих воскрешал древний лик славянской земли, посвятив ей, и живущим на ней людям, художественную сюиту «Славяне». Люди славянской земли отнюдь не примитивные дикари.
34— Знамение, 1915 год
35— Пантелеймон-целитель
36— В монастыре, 1914 год
Об их разнообразном труде, развитом общественном устройстве, интересных обычаях повествуют полотна «Город строят» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Славяне на Днепре» (1905), «Задумывают одежду» (1908), «Собирают дань» (1908) и множество других картин, построенных на глубоком знании исторического материала. В них все этнографически верно, все определено огромным опытом археолога, открывателя бесспорных следов материальной культуры.
Показывая далекие времена, Рерих как бы задает вопрос — не растеряли ли мы на пройденных путях нечто очень нужное, не пренебрегли ли той «стариной», которая никогда не стареет? По мнению Николая Константиновича, к ней относятся доброжелательство в людских отношениях, радость совместного созидательного труда, извечное стремление к красоте, к совершенству.
Обращение Н.К.Рериха к начальному этапу славянских народов имело принципиальное значение для становления его творческого направления в искусстве.
37— Вестник, 1914 год
38— Борис и Глеб
После масштабного путешествия по городам России Рерих продолжает путешествия-исследования по русским городам и уже в 1904 году посещает города вдоль Волги, Можайск, Саввино-Сторожевский монастырь, заканчивая своё путешествие в селе Талашкино под Смоленском в имении мецената Марии Тенишевой, где совместно с Малютиным, Врублем, Бенуа, Коровиным, Репиным и т. д. на практике реализует проекты по возрождению древнерусских традиций в искусстве.
Рерих восстанавливал техники древнерусских ремесел и традиции народных промыслов. В художественных мастерских он создавал эскизы для мозаики и росписи в старинных техниках. Одна из самых известных работ — декор в храме Святого Духа в Талашкине.
Талант Николая Рериха проявлялся в разных областях. Он работал с1907 года редактором в журнале «Старые годы», в больших изданиях «История русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря и «Русская икона».
39— Старый Псков, 1904 год
40— Строят ладьи
41— Волокут волоком. 1915 год
Как археолог участвовал в раскопках курганов на территории Новгородской и Тверской губерний. Как художник создавал мозаики и росписи для церквей, вокзалов и домов. Как декоратор оформлял оперные, балетные и драматические постановки, как мастер книжно-журнальной графики — различные издания. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.
В 1904 году этюды и картины Николая Константиновича Рериха отправляются в Сент-Луис (Америка), где проводилась выставка-продажа.
С 1906 года живопись Николая Рериха приобретает новое направление: в каталоге известных работ того времени преобладают полотна, где художник экспериментирует с оттенками, меняя состав красок и накладывая один цвет на другой. Он много работает над тем, чтобы отыскать гармонию в сочетании реализма и символизма. На картины Николая Рериха, созданные в этот период его творчества, можно смотреть бесконечно, замечая все новые детали и любуясь игрой красок.
42— Город строят
43— Святой Сергий Радонежский
44— Дозор. 1905 год
С 1905 года в творчестве Рериха, наряду с древнерусской темой, начинают появляться отдельные восточные мотивы.
Рерих, помимо русской философии, изучает философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Тагора, теософскую литературу. Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного. С 1906 года Рерих дружит и ведёт переписку с индологом В. В. Голубевым. В 1913 году они обсуждают планы совместной экспедиции в Индию.
В своем искусстве художник соединил реализм и символизм, уделяя большое внимание цвету. Он почти отказался от масла и перешел к темперной технике: много экспериментировал с составом красок, использовал метод накладывания одного тона на другой. Оригинальность его работ отмечали многие критики: с 1907 по 1918 год в России и Европе издали девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвященных творчеству Рериха.
45— Никола Можайский, 1920 год.
46— Небесный бой
47—И несем свет, 1922 год
С 1906 по 1918 год Николай Рерих — является директором Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. Приняв назначение, он увлечённо принимается за работу: расширяет территорию школы, открывает новые отделения и классы, восстанавливает в правах педагогический совет, создаёт при Школе Музей русского искусства.
С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. В 1907 году во Франции он избирается членом Общества осенних салонов, впоследствии — членом Национальной академии в Реймсе и членом французского Доисторического общества. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели музей Люксембурга, Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.
В 1908 году Рерих избирается членом Правления Общества архитекторов-художников, в 1909 году — членом Совета «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины» и председателем «Комиссии Музея допетровского искусства и быта» при Обществе архитекторов-художников. В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской академии художеств.
В 1900-1910 годах Рерих — один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.
48— И открываем врата, 1922 год
49— София Премудрость (София), 1932 год
50— Н.К. Рерих и сыновья
С 1910 года Рерих возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и другие. В 1914 году Рерих избирается почётным председателем Совета женских курсов высших архитектурных знаний, в 1915 году — председателем «Комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов.
51— Зловещие
В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Великое княжество Финляндское под Сердоболь (Вуорио), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла ему заниматься делами Школы Общества поощрения художеств.
После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.