Секреты мастеров. А. А. Исачёв

Александр Анатольевич Исачёв Белорусский гениальный художник. Картины Александра Анатольевича написаны на уровне классиков мировой живописи. Место рождения посёлок Озаричи Калинковичского района Гомельской области Белорусской ССР 11 января 1955 года. Скончался от сердечного приступа 5 декабря 1987 года в возрасте 32 лет, через три дня после окончания первой в своей жизни персональной выставки, состоявшейся в Речице его родном городе.

1—- Александр Анатольевич Исачёв

Александр Исачёв — одна из самых загадочных фигур в современном белорусском искусстве. Загадочных потому, что успеха этого добился не просто художник-самоучка, но и очень молодой человек. Самые известные свои работы, часть из которых сегодня выставляются. Александр написал до 25 лет.

Детство у Саши выдалось своеобразным в начале он вместе с семьей переехал в город Речицу. Семейная жизнь у родителей не сложилась, и мальчик долгое время воспитывался вне дома в Мозырской школе-интернате.

2—- Речица, ул. Советская, 1988 год.

Сухие факты биографии. Талантливого мальчика, росшего в мозырском интернате, принимают в столичную школу для одаренных детей. Саша был одарен настолько, что его детские работы победили на Женевской выставке. Затем, с 5-го по 8-й класс учёба в Минской республиканской школе-интернате для одарённых детей по музыке и изобразительному искусству.
Несмотря на отличные оценки по изобразительному искусству. В 9-й класс его не берут — Саша выкрасил волосы хной и отказался побриться наголо. За что был отчислен из школы в 15 лет с формулировкой «за несоблюдение правил».

3—- Магия

4—- А. Исачёв. Магия средневековья -2

5—- А. Исачёв. Магия средневековья -3

Вернувшись в Речицу, получил среднее образование в Речицкой вечерней школе рабочей молодёжи и стал работать в ремонтно-строительном управлении маляром-штукатуром.
Все эти события происходили с совершенно молодым человеком. В Речицу из Минска после исключения из художественной школы вернулся 15-летний подросток, который едва ли не единственный на весь маленький городок носил длинные волосы и брюки клеш. К тому же был, независим, даже экстравагантен, прекрасно танцевал модный в 1970-х годах шейк и работал на стройке.

6—- А. Исачёв. Магия средневековья -4

Ни в каких художественных школах, тем более вузах он учиться никогда не будет. Но и живопись не оставит. Зато он уезжает в начале 1973 года в Ленинград, где устроился работать в зеленхоз.
Скитания по стране, безденежье, работа грузчиком. Отторгнутый официальными кругами, Исачёв ищет душевного приюта.
Попадает там в андеграундную среду, выставляется на квартирных выставках вместе с другими непризнанными художниками.
Участвует в двух выставках ленинградских художников нетрадиционных направлений 1974 и 1975 годы.

7—- А. Исачёв. Алхимия

8— А. Исачёв. Алхимия

В эти годы он начал увлекаться востоковедением, изучал мифы народов мира, поэзию Индии, Китая и Японии.

Отсюда творчество художника можно разделить на два периода
1973 год период становления; художник знакомится с ленинградскими художниками-авангардистами и с живописью, в его работах просматриваются сюрреалистическое и абстрактное направление.
с 1975 года в работах Исачёва стала проявляться классическая манера; он освоил технику гладкого лессировочного письма, ориентировался на классических европейских мастеров живописи; основными сюжетами его работ были библейские мотивы.

9—- А. Исачёв.

10— А. Исачёв.

11— А. Исачёв. Автопортрет

Символизм и мистицизм были присущи творчеству Александра Исачёва в ранний период — лет до 25. Позднее доминировали библейские и исторические сюжеты. К этому времени техника письма у него была потрясающая. Гладкое письмо лессировка.
Не имея возможности конкурировать с коллегами по цеху на равных, Александр вынужден был сбывать картины частным лицам. Работы его покупали охотно, в том числе и те, кто собирался выехать за рубеж. Десятки картин к тому времени оказались за границей. И еще такой факт: Александр, чтобы добиться совершенства, мог работать за мольбертом по двенадцать—тринадцать часов в сутки.

12— А. Исачёв.

13— А. Исачёв.

Среда Петербурга была потрясающая — там были и художники, и очень серьезные люди, ученые.
Работы продавались, основной покупатель Александра был ленинградский интеллигент. Картины продавались по той цене, которую ставил. Продавались за 150- 200 рублей То, что не продавалось, он раздаривал.

Так он познакомился с коллекционером Георгием Михайловым, который купил несколько картин Исачёва. Вскоре художник потерял работу, но благодаря Михайлову смог и дальше жить в Ленинграде.

14—Михайлов, Георгий Николаевич родился в 1944 году, город Ленинград скончался 10 октября 2014 года, в самолёте по пути из Берлина в Санкт-Петербург. — советский и российский коллекционер современного искусства, создатель Фонда свободного русского современного искусства.
В 1968 году окончил физический факультет Ленинградского университета, затем преподавал там же и в физико-математической школе-интернате № 45 для особо одаренных детей.
В 1970-е годы Михайлов начал проводить в своей квартире выставки «неофициальных» художников, делал фотографии и слайды их картин. С 1974 года такие выставки в квартире Михайлова проводились еженедельно.
24 февраля 1979 года Георгий Михайлов был арестован по обвинению «Частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество»

15—А. Исачёв.

17—А. Исачёв.

Вскоре над Михайловым нависла угроза тюрьмы и ему пришлось срочно эмигрировать из СССР с более чем 90 работами Исачёва.
Отъезд Георгия Михайлова на Запад — событие для конца 80-х достаточно громкое. Но еще громче был судебный процесс над ним в 1979 году. Судили коллекционера за незаконную предпринимательскую деятельность — ведь все выставки, которые он проводил в своей квартире, были подпольными.
Когда Михайлова отправили на Колыму на четыре года, в приговоре значилось: все картины, изъятые у него, а это больше тысячи полотен, конфисковать в доход государства. В случае невозможности их реализации — уничтожить.

Картин Исачёва там было несколько десятков. Именно они сейчас выставлены в Питере в «Галерее Исачёва».
Через четыре года Михайлов вернулся, картины так и остались в его опечатанной квартире. Теперь он сам должен был сдать их государству.

18—А. Исачёв. Алхимия

19—А. Исачёв.

Он сдал несколько. За картину сошла даже палитра Исачёва.
Словом, за хищение в особо крупном размере Михайлова снова арестовали. На этот раз ему грозил расстрел.
Президент Франции Миттеран написал Горбачеву, в итоге Михайлова освободили, но предложили покинуть Советский Союз. Условием своего отъезда коллекционер поставил возможность вывезти свою коллекцию.
Так картины Исачёва и еще десятка неформальных художников оказались на Западе, их увидела европейская публика.

20—Загадочный натюрморт

21—Аполлон и Дафна

22—А. Исачёв. Обещание

Александр, лишившись поддержки мецената, возвращается в Речицу,
В 1970-е годы, когда Исачёв вернулся в свой родной город Речицу, определяется его творческое кредо. Считая своими учителями старых европейских мастеров, Александр Исачёв в своих необычных картинах разрабатывал преимущественно библейские, исторические и мифологические сюжеты, писал иконы для церквей.
Но труд художника не называли «общественно-полезным», даже пытались привлечь живописца к ответственности за «тунеядство». И всё-таки признание пришло при жизни
В Беларуси о нем никто не знал.

То, что в 1987 году в Речице прошла выставка Исачёва, сегодня кажется естественным. Ну наконец — увидели, оценили талант. Сегодня подобными вернисажами никого не удивишь. Но тогда выставка художника, не состоящего ни в каком творческом союзе, даже теоретически не могла состояться. Да еще чтобы на нее пришли 20 тысяч человек!

23—А. Исачёв. Моисей

24—А. Исачёв. Молитва

С выставкой все было не так просто. Из Минска приехали искусствоведы научить местных жителей правильно понимать искусство. Вели себя достаточно агрессивно, прямо на выставке стали народу объяснять, что это плохо.

Речицкая выставка прошла неслучайно.
Михайлов коллекционер, собиравший и выставлявший у себя на квартире картины неофициальных художников уехал на Запад, имя Исачёва там стало звучать, а у нас были предперестроечные времена.
Тогда-то власти в Союзе и разрешили ту самую Речицкую выставку Исачёва.

1987 год. В разгаре перестройка. По инициативе первого секретаря Речицкого горкома партии Адама Вашкова Александру Исачёву предлагают сделать выставку. Экспозиция разместилась в одном из фойе Дворца культуры и техники «Нефтяник» в Речице. Открыли выставку 11 ноября 1987 года.

25—А. Исачёв. Апостол Пётр

26—А. Исачёв. Причастие.

После чего 15 ноября 1987 года в «Советской Белоруссии» и «Звяздзе» вышла статья «Мастер и Афродита». После такой рекламы посетителей ждать не пришлось — люди шли потоком. Многие были поражены уровнем изобразительного мастерства: «Так все аккуратно выписано, как на фотографии. Каждую ресничку различить можно».

Документалист Анатолий Алай, узнав о необычном художнике из газет, тотчас собрал съемочную группу и отправился в Речицу.

В «Советской Белоруссии» недоумевали: почему Александру Исачеву не разрешали ранее организовать хотя бы небольшой вернисаж, если его работы выполнены, по мнению экспертов, столь профессионально. Впрочем, некоторые коллеги по цеху — художники из Гомельского и Минского отделений Союза художников — пытались тем временем доказать, что искусство Исачёва не искусство.

Выставка Исачёва завершилась большой творческой встречей 2 декабря 1987 года. Зал Дворца культуры и техники «Нефтяник» был забит до отказа. Короткая вступительная часть — и зрители забросали вопросами Исачёва, передавая их в записках.

27—А. Исачёв. Смерть крестоносца

28—Моление о чаше

Всего выставку посетили более 20 тысяч человек. Александр был счастлив к нему наконец пришло признание, которое он заслужил за долгие годы работы. Но эта известность, казалось, удивляла его. Настолько все было неожиданным.
Столь же неожиданной была и внезапная смерть Александра Исачева. Он умер прямо за мольбертом 5 декабря 1987 года. Остановилось сердце.
Через несколько месяцев после выставки в Речице картины Исачева экспонировались в минском ДК Белсовпрофа. Афиш не было, рекламы тоже. Сработала статья Александра Шкута «Жил был художник», опубликованная в «Знамени юности». И тогда люди потянулись во Дворец профсоюзов.

Чтобы увидеть 32 работы Исачёва, в очереди приходилось стоять часами. «Проникнуть в ДК Белсовпрофа труднее, чем в Эрмитаж, — рассказывает читателям «Советская Белоруссия» 15 мая 1988 года. — Очередь, начинающаяся с Ленинского проспекта, столько раз извивалась вокруг фасадных колонн, что казалось, она никогда не втянется в помещение». Если занять ее с утра, только к полуночи можно было переступить порог выставочной комнаты. И то, если повезет.

Художник Олег Геннадьевич Орлов, владеющий ныне самой большой в нашей стране коллекцией работ Исачёва говорит, что выставку зрители буквально брали штурмом:

«Ажиотажа не было в первый, второй день. А потом вдруг эти сумасшедшие очереди. Но чего стоили 6—8 часов ожидания, если можно было увидеть необыкновенные полотна».

29—Очередь на выставку работ Александра ИСАЧЕВА в ДК Белсовпрофа извивается, как змейка

Список картин Исачёва можно увидеть в альбоме-каталоге «Александр Исачёв: живопись, миниатюра, графика, иконопись». Альбом-каталог вышел в свет в 2007 году к 20-летию смерти Александра Исачёва. В издании репродукции 340 живописных работ, 26 миниатюр, 185 графических листов и 40 работ, созданных для православных храмов Речицы и Мозыря.

В Преображенской церкви Речицы, к слову, сохранились подлинные иконы, принадлежащие кисти гениального Исачёва. Около трех десятков.
Сегодня в открытом доступе лишь 5 живописных работ художника: «У источника», «Гадание на шаре», «Учитель», «Магия» из серии «Владыка», «Андрей Первозванный». Все подлинники — в Речицком краеведческом музее. Там же хранится еще 30 графических работ.

Научные сотрудники начинали собирать материал о знаменитом земляке по инициативе бывших директоров музея Ирины Шафир и Людмилы Коноваловой.

30—Благословение

По инициативе жителей и музейных работников к 50-летию Исачева на доме, где жил художник ул. Советская, 91, установили мемориальную доску.
В 2006 году, когда музей обрел новое здание, открылась и постоянно действующая экспозиция, посвященная Исачёву. В нескольких витринах – фотографии художника.

На стенах — картины. Какие-то завершенные, какие-то нет. Исачёв писал в технике, требующей нанесения красок тончайшим слоем. Поэтому нужно было ждать, чтобы один слой хорошенько просох перед тем, как нанести следующий.
Многое появилось в музее благодаря жене Александра Исачёва. Наталья Николаевна была для Исачёва и музой, и помощницей.
После себя Александр Исачёв оставил более 500 живописных полотен и тысячи графических листов. Большинство из которых были вывезены в Швецию, Германию, Францию, Израиль и США. Часть картин была похищена у вдовы художника.

Это большая часть картин Александра Исачёва, не нашедших признания у себя в стране. Сегодня их можно увидеть в галереях Западной Европы, в частных коллекциях. Они охотно и дорого покупаются.

31—Александр ИСАЧЕВ на выставке в Речице

Живописные работы Исачёва выполнены в технике лессировочного гладкого письма, весьма трудоемкого и кропотливого. Эту технику, как, впрочем, и другие секреты живописи, он постигал самостоятельно.

Александр Анатольевич прожил короткую жизнь. Но он оставил после себя огромное наследство. Его картины будут радовать, восхищать и заставлять задуматься ещё не одно поколение людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *