Секреты мастеров Иероним Босх

Иероним Босх родился в городе Хертогенбос, провинция Брабант Нидерланды в 1450 году скончался 9 августа 1516 года. Живописец мастер Северного Возрождения. Его картины предупреждения современникам и потомкам. «Почетный профессор кошмаров». В своих произведениях художник соединил фантастику, фольклор, философские притчи и сатиру. Мир художника загадочен и полон тайн.

Биография и творчество

1——Город Хертогенбос, провинция Брабант, Нидерланды

??????????????

2—-Hertogenbosch 1649

Ерун Антонисон ван Акен, известный как Иероним Босх жил в нидерландском городе Хертогенбос. Жители этого городка в основном занимались изготовлением органов и отливали колокола. Разумеется, этот род занятий накладывал определённый отпечаток на отношение к религии — все были верующие и состояли в религиозных общинах.Вот в таких условиях формировалась личность будущего гениального художника.

3—- Портрет Босха около 1550. Карандаш, сангина.

4—-Нидерланды

5—- Город Хертогенбос Собор Святого Иоанна

Его семья, Ван Акены, по происхождению были германцами из немецкого города Ахен откуда и получили фамилию. Все они издавна были связаны с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.
По прошествии времени семья переезжает в город Хертогенбос, где Босх и родился.

Он учился у своих родителей и родственников, работал в домашней мастерской. Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. В этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

6—-Иероним Босх. «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»), 1475-1480

Хертогенбос был крупным торговым центром, хотя в основном местная экономика и была завязана на обслуживании нужд церкви. Одной из ведущих организаций было Братство Богоматери — и именно на неё и работали в семье ван Акенов. Причём очень успешно, им удалось построить хороший каменный особняк на самой престижной улице города.

Сам же Иероним Босх сначала хотел стать священником, поскольку впервые его работы в Братстве Богоматери были созданы лишь в 28 лет — возраст по средневековым меркам более чем солидный.

7—-Фокусник

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в то время входил в состав Бургундского герцогства

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери — религиозное общество, посвященное культу Девы Марии, или иначе его называли братством Белого лебедя.

8—-Концерт в яйце

Он выполняет творческую работу — оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе святого Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима. Считается, что картины Босха играли роль проповедей, которые производили огромное впечатление на людей Средневековья.

9—-Иероним Босх. «Распятая мученица», около 1495-1505

10—Распятие с донатором

Братство Богоматери религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз.

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости». В своих первых работах Иероним изображал наивность людей и их уязвимость перед обманщиками, включая монахов. В 1490 году он создал жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи, поющие песни в окружении простых людей, а на корабле правит шут.

11—Блаженные и проклятые

Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов.» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.
В его творчестве впервые в живописи присутствует пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.

12—Иероним Босх. «Се человек», 1505-1506

Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.

Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

13—Иероним Босх – Восхождение блаженных

Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.
Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.

По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись и декор. Тем не менее Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописи в Европе.

14—Смерть скупца

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.

Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера.
Кстати, с Братством Богоматери Босх сотрудничал всю жизнь — создавал фрески и расписывал алтари.

15—Святой Иоанн на Патмосе

Он женился в 1481 году на богатой и влиятельной Алейт Гойартс ван дер Меервене. С которой, был знаком еще с детства. Брак не оставил потомков.
Став крупным землевладельцем после столь выгодного союза Босх был принят в почётные члены Братства Богоматери, и его мнение имело большое значение в делах этой организации.

Несмотря на полученное состояние, он продолжил писать картины, но уже для самого себя, ради творчества, которое наверняка доставляло ему удовольствие. Написанные полотна он за мизерные деньги продавал в Братство, а иногда и дарил. Постепенно в его творчестве всё чаще стали проявляться иные мотивы, из-за которых Босха в будущем будут называть «профессором ночных кошмаров».

16—Странник

Босх всегда прославлял величие Бога и христианские добродетели, но делал это, изображая ужасы ада и сатану. Его ад очень убедительный, даже с учётом написания картин в иконографической стилистике и потому страшный.
Иероним Босх творил в технике, а-ля прима «в один присест».

Но у Босха очень индивидуальный способ писать маслом. Он использует разнослойные поверхности: где-то они прозрачные, почти акварельные, а где-то, наоборот, плотные и многослойные. Технико-технологические исследования показывают, что есть части, которые написаны бегло, а есть части, наоборот, написанные скрупулезно и тщательно.

17—Святые отшельники

18—Праведников очень мало

И, очевидно, это приемы, которые были отработаны в книжной миниатюре и перекочевали оттуда в живопись на досках. В любом случае Босх создает цветовую среду, которая съедает жесткие, резкие и экспрессивные контуры, бывшими неотъемлемой частью живописи Брабанта.

Его работы охотно покупали самые знатные и богатые люди, даже короли, как, например, король Испании Филипп 2, однако, многие из них не очень-то задумывались над картинами Босха, не пытались разгадать их тайный смысл, а просто считали своеобразными «страшилками», которые щекочут нервы.

19—Ад и потоп

20—Аллегория чревоугодия и любострастия

Босх прожил жизнь спокойную и размеренную. Его картины нравились многим, даже служители церкви не находили в них ничего предосудительного. Скорее всячески поощряли его творчество. Чем больше человек боится адских мучений, тем больше денег готов потратить на покупку инквизиций и благо церкви.
Наследие Иеронима Босха 25 картин и 9 рисунков. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь семь творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.

21—Иероним Босх. «Увенчание терновым венцом», 1508-1509

Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Лестница — символ пути к познанию в алхимии или полового акта;
перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
ключ — познание или половой орган
отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха — связанная к тому же с ересью и магией
стрела — символизирует зло иногда она торчит поперёк шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны обозначает отсутствие целомудрия
сова — как символ мудрости
чёрные птицы — грех.

Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.
Во-первых, он обособлен географически. В самом деле, он жил в стороне от тех центров Южных Нидерландов, чьи школы хорошо сохранились в истории искусства. В то же время он современник Леонардо да Винчи и Дюрера, и дело не только в том, что они родились и жили примерно в одно время, а в том, что индивидуализация художественного языка Босха, его живописной манеры, та интеллектуальная и живописная культура, в которой он сформировался, у него такого же высокого уровня, как у этих мастеров.

22—Иероним Босх. «Поклонение волхвов», около 1510

23—Фрагмент Поклонение волхвов

51— Фрагмент Поклонение волхвов

Город, где он родился и прожил всю жизнь, находится севернее, в Северном Брабанте. Там тоже была своя локальная школа, от которой, к сожалению, ничего не осталось, и мы знаем ничтожно мало и о предшественниках Босха, и о его мастерской, и практически не можем представить себе художников, которые работали рядом с ним, и это дополнительно изолирует его фигуру, лишает ее такого фона истории искусства.

Босх изолирован и концептуально. Очень долго его рассматривали как явление абсолютно уникальное, и хотя нет никаких сомнений в его уникальности, но очень долго как-то игнорировалось, что он тоже человек своего времени и своей культуры.
Живописец умер 9 августа 1516 года на тот момент художнику шел 67 год. Его торжественно похоронили в соборе святого Иоанна как выдающегося мастера своего времени подобной чести удостаивались обычно лишь самые знатные и уважаемые люди.
Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.

24—Собор Святого Иоанна

В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру — в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

Картины

25—-1475-1480 — «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Предположительно, эта картина относится к раннему периоду творчества Босха.

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый — семь смертных грехов.

Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев.
Круглые изображения по углам — «четыре последние вещи», изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»

26—Фрагмент «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. С тех пор за сотни лет картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании в целях безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

27—-1495-1505 — «Страшный суд» внешние створки

28—Страшный суд, фрагмент внешней створки

Тема Страшного Суда проходит через все творчество художника.
Одноименное произведение выполнено мастером в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого Габсбурга. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.

Триптих «Страшный суд» был написан для алтарных дверей храма, но никогда в храме использован не был, что, впрочем, неудивительно. Искусствоведы видят в произведении пример карнавализации, позволяющей проявиться запретному, не разрушая подсознание человека.

29—Страшный суд

«Рай»

Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов.

По Босху, число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Явление Христа-Судии на радуге и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы.

30—Херувим с огненным мечом изгоняет первых людей из Эдема.

«Ад»

Ад предстает у Босха как огромная кухня или строительная площадка. Грешников здесь ожидают адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха.

31— «Сад земных наслаждений» Иероним Босх. 1500—1510. Музей Прадо, Мадрид

«Сад земных наслаждений» Босха позволяет увидеть всю историю мира за один миг.

Полотно «Сад земных наслаждений» — это картина-складень. Наружные стойки изображают мир в третий день творения, когда нет еще животных и человека, только горы освещаются лучами солнца. Внутренние створки картины образуют триптих.

32—Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

«Земной Рай»

Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных живых существ, среди которых можно увидеть, как жирафа, слона, так и мифических зверей наподобие единорога.

На переднем плане взяв Еву за руку, Бог подводит ее к только что очнувшемуся ото сна Адаму. Казалось бы, полная идиллия. Однако и сюда уже проникло зло – вот кошка сжимает в зубах задушенную мышь, хищник терзает убитую лань, а в прекрасном фонтане жизни засела коварная сова. Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле.

33—Сад земных наслаждений

«Ложный рай»

Центральная часть «Сада земных наслаждений».

34—Сад земных наслаждений. 1505—1510 годы.

Так называют искусствоведы центральную часть «Сада земных наслаждений». Безликие люди, предающиеся наслаждениям и поедающие гигантские плоды, лишены индивидуальности, их позы напоминают иероглифы. Возможно, Босх стремился передать мысль о том, что плотский грех преграждает путь к спасению.

«Музыкальный Ад»

35—Иероним Босх. Фрагмент с клубникой из «Сада земных наслаждений», 1505-1510 годы

Место страшного мучения грешников населено самыми диковинными и непотребными существами, каких порождала когда-либо фантазия художника. Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение.

36—Иероним Босх. Фрагмент из «Сада земных наслаждений», 1505-1510 годы

Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера. Это лицо чудовищного трухлявого дерева смерти или дерева познания, стоящего в музыкальном аду. Возможно, так выражается страстное желание Босха постичь тайны ада и одновременно боязнь художника узнать нечто такое, что может погубить душу истинного христианина.

37—-1500-1502 — «Воз сена»

Картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена группа людей, которые суетятся вокруг большого воза сена. Таким образом, художник осуждает жадность.
Также, на холсте присутствует гордыня, которая изображена в образе мировых и религиозных лидеров, страсть — влюбленных пар, и чревоугодие — в толстом монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.

38—- Корабль дураков. 1495-1500 годы

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.
Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

39—Корабль дураков. 1495-1500 годы

“Корабль дураков” — это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.
Двое из них подплыли к кораблю дураков, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

40—1500-1510 — «Искушение святого Антония»

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ — четыре сюжета из жизни отшельника.
Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными искушениями.
Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его, обессиленного, ведут под руки.

41—Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 годы

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются соблазнить его эликсиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.
А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку сбить святого с его праведного пути. Пришел к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

42—Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха

43—Фрагмент левой створки триптиха Искушение святого Антония

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.
И чудища с головой овцы и телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.

44—На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей — один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.
Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

45—Блудный сын. Фрагмент

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.
Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

46—- Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 годы.

Неожиданная для Босха работа. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей — очень сильное приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.
Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.

47—Иероним Босх. «Несение креста»

Обратите внимание, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаявшийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем.
Они закрыли глаза, отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника — налево, в сторону жизни.

48—Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент

На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми, освободившись от агрессии и осуждения.

49—Иероним Босх. «Несение креста»

По окончании этой небольшой статьи хочется сказать.
Иероним Босх — самый загадочный художник всех времён и народов.

50—Памятник Иерониму Босху

Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся, потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё на языке голландских пословиц. И даже астрологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *