Секреты мастеров. И. С. Глазунов

Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года город Ленинград скончался 9 июля 2017 года город Москва уникальный советский, российский художник-живописец, сценограф, педагог. Народный художник СССР. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
При жизни художника называли «Достоевским в живописи». Его творчество стало неотъемлемой частью российской культуры.

1—- Илья Глазунов

Илья Глазунов родился в семье бывших дворян. Его отец Сергей Федорович Глазунов был историком и экономистом преподавал в Ленинградском университете. Мать будущего художника, дочь действительного статского советника, из древнего дворянского рода Флуг, Ольга Константиновна Флуг происходила из старинного рода. Восходившего к легендарной славянской королеве Либуше. Дочь Крока, супруга Пржемысла жившая в 7 веке и основавшая город Прагу. Дядя по отцу патологоанатом и коллекционер живописи М. Ф. Глазунов. Дядя по матери востоковед К. К. Флуг, потомок петербургского немецкого фабриканта Г. И. Флуга.

Илья Глазунов был единственным ребенком. Художник писал, что его «детство было детством»: единственный ребенок в семье, он был окружен любовью и вниманием. С мамой он открыл для себя Эрмитаж и Русский музей. Уверенная, что сын непременно станет художником, она привела его в детскую школу искусств. В раннем возрасте в шесть лет мальчик начал заниматься.
Учился он хорошо, за некоторые работы получал награды. В журнале «Юный художник» написали о его картине «Вечер»: Глазунова хвалили за наблюдательность и правильно переданное настроение.

2—- Плёс. Церковь 1950-год

3—- Старик-с-топором-1949-год

А затем поступление в художественную школу на Петроградской стороне.
Прогулки с отцом по городу, его рассказы породили любовь к истории и к бывшей столице Российской империи, которую художник пронес через всю жизнь.

Бабушки пристрастили будущего художника к чтению, и названия любимых книг для него навсегда звучали, как музыка детства: «Под русским знаменем» — о героях русско-турецкой войны, «В пустынях и дебрях» Сенкевича, «Царские дети и их наставники» — в восемь лет мама подарила ему эту роскошно изданную книгу и рассказала, что его прапрадед был воспитателем Государя Александра II. Особый интерес мальчика в детстве вызывала история Отечественной войны 1812 года, а также все, что было связано с великим Суворовым.
С детства Илья Глазунов увлекался историей и живописью, а родители водили его в театры и музеи.

4—- Последний автобус

5—- «Ленинградская блокада»

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война
Отца Ильи Глазунова не призвали на фронт по состоянию здоровья, и семья осталась в Ленинграде. Вскоре началась блокада города. Позднее художник писал: «Все страшные дни Ленинградской блокады неотступно и пугающе-ясно, словно это было вчера, стоят непреходящим кошмаром в моей памяти».
Отец, мать, бабушка и другие родственники, жившие с Глазуновыми в одной квартире, страшно и мучительно умерли на глазах мальчика зимой 1942 года. Мама не вставала с постели уже много дней, когда Илью в 12-летнем возрасте вывезли из Ленинграда по Дороге жизни через Ладожское озеро на Большую землю. На прощанье мать благословила сына медной фамильной иконкой. И пообещала: «Я поправлюсь и приеду к тебе». Мальчик ждал, но любимая мама так и не приехала – умерла от голода и холода. Несколько лет Илья Глазунов жил в семье своего дяди в деревне Гребло, недалеко от Новгорода.

6—- Волга 1953 год

7—- Улетел 1954 год

Благодаря любви и заботе маминой сестры и брата отца Илюша пережил войну.
Вместе с другими детьми он занимался хозяйством: «Эти годы, проведенные в деревенской глуши… стали на всю жизнь памятны мне как годы познания жизни русской деревни, а я, как все крестьянские дети, молотил лен, пас коров и ходил за дровами в дремучий, нескончаемый бор». В свободное время юный художник много рисовал и читал.

Летом 1944 года Илья Глазунов вернулся в Ленинград и поселился у своей тети Агнессы Монтеверде. В том же году он поступил в Ленинградскую среднюю художественную школу. Об учебе Глазунов писал: «Все силы своей души отдал освоению азов искусства, подбодряя свою неуверенность радостью учебных побед».

8— Женский портрет 1955-год

9— Портрет пианистки Марины Дранишниковой 1956 год

После школы он поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина (ЛИЖСА), где учился в мастерской Бориса Иогансона. Глазунов считался одним из лучших студентов — его картины часто отправляли на художественные конкурсы. В 1956 году он получил Гран-при на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге за работу «Поэт в неволе».

На картине художник изобразил чешского журналиста Юлиуса Фучика.
В этом же году был написан первый графический цикл «Русь», посвященный истории русской земли. В студенческие годы начал работать над графическим циклом о современном городе. Начав с лирических зарисовок – «Двое», «Размолвка», «Любовь» – художник углубился в раскрытие темы урбанизации пространства вокруг человека.

10— Илья Глазунов

11— Илья Глазунов

В 1956 году Илья Глазунов познакомился с художницей, студенткой искусствоведческого факультета Ленинградского государственного университета Ниной Виноградовой-Бенуа. Она происходила из династии Бенуа
и была родственницей Зинаиды Серебряковой.

В том же году Глазунов и Виноградова-Бенуа поженились. Впоследствии Нина Александровна помогала супругу в оформлении многих полотен, а также в создании сценографии к оперным спектаклям. Глазунов и Бенуа прожили в браке 30 лет. У супругов родилось двое детей: сын Иван и дочь Вера, которые стали художниками.

12—Одиночество

13—Джордано Бруно 1956 год

Благодаря Гран-при Всемирной выставки молодежи и студентов в Праге в 1956 году Глазунову удалось получить возможность организовать свою первую выставку в Центральном Доме работников искусств в Москве в 1957-м году восемьдесят работ.

Экспозиция открылась в феврале 1957 года. На ней Глазунов представил свои лучшие работы: иллюстрации к произведениям Федора Достоевского, портрет писателя, картины из цикла «Русь», зарисовки Ленинграда. Экспозицию составили четыре художественных цикла Глазунова – «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет». Ранние работы Илья Глазунов создавал в академическом стиле, но некоторые картины – «Ада», «Нина», «Последний автобус», «Двое», «Одиночество», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно» – отмечены влиянием импрессионизма.

Выставка стала популярной: ее посетили сотрудники посольства США и министр культуры СССР Николай Михайлов.
Отзывы о творчестве Глазунова появились в советской и иностранной прессе.

Выставка стала событием в культурной жизни Москвы. Имя Ильи Глазунова в одночасье стало широко известным. Однако в разгар выставки художник получил известие об исключении из института за удар по искусству социалистического реализма. Правда, после лестного отзыва посетившего выставку министра культуры Н.А. Михайлова Глазунова восстановили в институте.

14—Дороги войны

15—Рождение теленка

Институт Глазунов закончил в том же 1957 году. Его дипломной работой должна была стать картина «Дороги войны», на которой художник изобразил отступление Советской армии во время Великой Отечественной войны. Художник писал: «Моя будущая картина виделась мне как великая народная трагедия». К защите Глазунова не допустили.

Его картину критиковали за «пораженческие настроения» и «антисоветчину». Художнику пришлось в короткий срок переделывать свою работу первого курса «Рождение теленка». На защите он получил тройку. Ему не позволили выбирать место будущей работы и распределили в Ижевск, а затем в Иваново.
Преподавать черчение в ремесленных училищах.

После того как в провинции не нашлось вакансии учителя черчения.

Летом 1957 года Глазунов переехал в Москву. Там он участвовал во Всемирном фестивале молодежи и студентов — рисовал портреты иностранных гостей. В это же время художник познакомился с поэтами Евгением Евтушенко
режиссером Тамарой Макаровой,
итальянским критиком Паоло Риччи, который написал и издал за границей книгу о творчестве художника.

16—Стена

В конце 1950-х Глазунов жил бедно: чтобы заработать деньги на художественные материалы, он подрабатывал грузчиком на Рижском вокзале.
В эти годы он иллюстрировал произведения Александра Куприна
и Михаила Лермонтова. Оказавшись в Москве в положении лимитчика без прописки и без работы, живя из милости в кладовке большой коммунальной квартиры, Глазунов написал картину «Стена», отразившую чувство неприкаянного одиночества и отчаяния. Он реально видел перед собой непробиваемую стену.

Шли долгие месяцы безденежного ожидания перемен. Все, от кого зависела жизнь художника, были против него. А те, кто интересовался его личностью, кому нравились его работы, ничем не могли ему помочь. Талантливый художник был обречен на звание «тунеядца» с угрозой оказаться за 101 км.

17— Илья Глазунов

18— Портрет Брежнева

19— Портрет Индиры Ганди

В 1958 году Глазунов познакомился с советским поэтом Сергеем Михалковым, который стал помогать молодому художнику. Поэт Сергей Михалков, долгие годы опекал его так, вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем». Позднее Глазунова поддерживал Михаил Суслов.

«Моя жизнь изменилась с той поры, когда великий Михалков открыл дверь нашего чулана», — писал художник, который признавался, что обязан С.В. Михалкову «буквально всем».
Именно он помог получить семье Глазуновых московскую прописку и однокомнатную квартиру, а это значит — возможность трудоустройства и занятия творчеством, а не разгрузкой вагонов на вокзале.

В 1959 году Илья Сергеевич работал над портретами литераторов и актеров: Сергея Михалкова, Бориса Слуцкого, Майи Луговской, Анатолия Рыбакова, Татьяны Самойловой. Известность пришла к Глазунову в начале 1960-х, когда он создал портреты гостей Московского международного кинофестиваля — режиссеров Федерико Феллини, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони и актрисы Джины Лоллобриджиды.

20— Портрет Джины Лоллобриджиды

21— Илья Глазунов Портрет Сергея Михалкова

В 60-х годах творчество Ильи Глазунова было отмечено партийным руководством страны, и художник начал получать заказы на создание портретов первых лиц. Среди знаменитостей, над портретами которых работал Илья Сергеевич, были политические деятели, писатели, кинематографисты, артисты: Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев.
В 1960 году проходит первая зарубежная выставка И. Глазунова в Польше.

Глазунова пригласили посетить Италию. В 1963 году он получил разрешение на выезд и вскоре отправился в свое первое путешествие за границу. В Риме прошла выставка работ Глазунова. В итальянских газетах художника называли «Достоевским в живописи».
Когда Глазунов вернулся в Москву, он был приглашён на встречу с министром культуры Екатериной Фурцевой. По ее распоряжению художнику выделили мастерскую. Раньше Глазунов не мог претендовать на такое помещение: он не был членом Союза художников СССР.
В 1964 году Илье Глазунову предложили организовать его вторую персональную выставку в СССР.

22—Пушкин

23—Достоевский

24—И.С. Глазунов. Дом Хо Ши Мина

25—И.С. Глазунов. Пробудившийся Восток

Площадкой для нее стало одно из подсобных помещений Манежа. На выставке Глазунов планировал показать около ста своих работ, в том числе портреты иерархов Русской православной церкви и картину «Дороги войны». Однако полотно в очередной раз посчитали антисоветским. Выставку закрыли через пять дней по требованию Московского союза художников. В газете «Вечерняя Москва» писали: «Как мыслит Глазунов свое участие в строительстве коммунизма? Уж не в виде ли портретов деятелей русского православного духовенства?»

Уже в следующем году Глазунова вновь пригласили за границу. Премьер-министр Дании Отто Енс Краг предложил ему написать портреты членов его семьи. За этим приглашением последовали другие — от королевской семьи Швеции, чилийских политиков. Побывал Глазунов и во Вьетнаме, где создал больше сотни работ. Они вошли в художественный альбом «Дни и ночи Вьетнама».

В 1967 году он был принят в Союз художников СССР. В середине 60-х выпустил книгу «Дорога к тебе. Из записок художника» автобиографического характера. Начиная с 60-х годов Илья Сергеевич регулярно работает над созданием иллюстраций к произведениям русских писателей: Федора Достоевского, Александра Блока, Александра Куприна, Николая Некрасова, Павла Мельникова-Печерского, Николая Лескова.

26—Внуки Гостомысла Рюрик, Трувор, Синеус

27—Князь Дмитрий Донской

28—Сергий Радонежский и Андрей Рублев

29—Проводы войска

В 1968 году он совершил путешествие по Русскому Северу, где создал картины «Русский Север. Родина», «Северная твердыня» и «Кирилло-Белозерский монастырь».
Получают известность первые значимые полотна автора – «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж», цикл «Поле Куликово». Продолжая пополнять собственную галерею, художник создал ряд портретов исторических персонажей – «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Князь Олег и Игорь», «Иван Грозный», «Дмитрий Донской».

30— Мистерия-ХХ-века

31— Возвращение блудного сына.1977

В 1970-х Глазунова еще несколько раз приглашали за границу создать портреты политических деятелей. Он написал премьер-министра Индии Индиру Ганди, президента Финляндии Урхо Кекконена. Свои картины художник выставлял в Стокгольме, городах ФРГ и ГДР. В это время Глазунов получил и несколько правительственных наград: «Золотой знак» от Общества германо-советской дружбы, премию имени Джавахарлала Неру за укрепление индийско-советской дружбы и звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

32— Великий-эксперимент

33— Разгром храма в Пасхальную ночь

34— И.С. Глазунов.

С конца 70-х годов мастер обращается к масштабным полотнам и создает всемирно известные эпические картины В 1977 году Глазунов создал одну из самых известных своих картин — «Мистерия XX века». На ней художник изобразил 74 человека, в том числе Николая II,
Владимира Ленина, Иосифа Сталина. В левый нижний край холста Глазунов вмонтировал небольшое зеркало, чтобы каждый подошедший к полотну видел на нем и себя. Затем пошло написание «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь».

В том же году Глазунов показал «Мистерию XX века» на персональной выставке на Кузнецком Мосту. Картина вызывала недовольство партийных чиновников — на ней среди прочих персонажей был Александр Солженицын
Глазунова предлагали выслать из СССР, но за него заступился Сергей Михалков.

35— Виктор Печеницын, плотник

36— Яков Лобанников, шофер. Иван Уваровский, бульдозерист

37— За Ваше здоровье! 1977

Художника отправили на Дальний Восток — зарисовывать строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Через год Глазунов провел новую выставку в Манеже
. На ней он показал более 400 своих работ, среди которых были картины «За ваше здоровье», «Старик» и «Русская Венера». «Мистерию XX века» художнику выставлять не разрешили.
В 1978 году Илья Сергеевич начинает преподавательскую деятельность. Руководство мастерской портрета Московского художественного института им. В. И. Сурикова.

38— Гимн героям

39— Канун

40— Новодевичий монастырь

Студентов он учил тщательно прорабатывать детали картин, изучать технику старых мастеров, в том числе иконописцев.
Продолжил Глазунов и ездить за границу. Он посетил страны Латинской Америки, побывал в Никарагуа, где создал цикл работ «Никарагуанский дневник». По приглашению художник посетил Италию, где ему позировал президент Алессандро Пертини. В прессе Глазунова критиковали за то, что он часто изображал политических лидеров.

41— Вклад народов нашей страны в мировую культуру и цивилизацию

В 1979 году Глазунову присвоили звание народного художника РСФСР. А еще через год по заказу ЮНЕСКО он выполнил живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» в Штаб-квартире организации в Париже.

По поручению Министерства культуры СССР в 1981 году он основал Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.

42— Голгофа 1983 год

43— И.С. Глазунов.

44— Великий инквизитор 1985 год

45— Поцелуй Иуды 1986год

46— Прощание 1986 год

Участвовал Илья Сергеевич и в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего законную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.
Илья Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, который предполагал полное разрушение исторической части города. Он создал альбом, который посвятил «старой» Москве и показал, как много было потеряно в результате градостроительной деятельности

47— Портрет писателя Валентина Распутина.1987

48— Иосиф Кобзон. 1990

В 1987 году Глазунов создал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества (РАЖВиЗ). Ректором этого учебного заведения он был до своей смерти. По замыслу художника в Академии должны возрождать традиции русской реалистической школы, заниматься исторической и религиозной живописью.

49— Вечная-Россия

К тысячелетию Крещения Руси Глазунов создал полотно «Вечная Россия». На нем он изобразил историю России в виде крестного хода, в котором участвовали знаменитые деятели искусства, науки и политики.
В 1989 году по заказу правительства Глазунов занимался оформлением комнат посольства СССР в Мадриде. В 1990-х он реставрировал помещения Московского Кремля.

В том числе Петровский и Русский залы и кабинет Президента России. Не оставил Глазунов и живопись: он создал картины «Великий эксперимент», «Сергий Радонежский и Андрей Рублев», «Христос в Гефсиманском саду». Художник в очередной раз побывал в Италии и на этот раз нарисовал портрет папы Римского Иоанна Павла II.

В конце 1990-х Илья Глазунов познакомился со своей второй женой, Инессой Орловой, которая вскоре возглавила картинную галерею художника. Вместе они прожили до смерти Глазунова в 2017 году.
Глазунов занимался сценическим оформлением театральных и оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре, «Князь Игорь» и «Пиковая дама» в Берлинской опере, балет «Маскарад».

50— Христос-в-Гефсиманском-саду 1992 год

51— Россия, проснись! 1994

31 августа в 2004 году в Москве открыли галерею Ильи Глазунова. В ней выставили свыше 700 картин художника. Мастер продолжал работать до своей смерти. В 2000-х он создавал пейзажи Русского Севера, портреты политиков.
2008 году художник выпустил вторую из книг – «Россия распятая», в основу которой легли размышления о судьбе страны, очерки из собственной биографии. В 2000-х появились картины «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», автопортрет «И снова весна».

52—Князь Олег и Игорь

10 июня 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин посетил галерею Ильи Глазунова и поздравил его с 79-летием. Рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), Владимир Путин высказал пожелание, чтобы меч князя Олега был несколько увеличен, «а то выглядит, как перочинный ножик. Им как будто колбасу режут». Художник обязался картину исправить и похвалил главу правительства за «хороший глазомер».

53—Изгнание торговцев из храма.

54—Раскулачивание 2010 год

Последняя выставка Глазунова прошла в 2011 году в Конногвардейском манеже
Санкт-Петербурга. На ней он показал свои картины «Изгнание торговцев из Храма», «И снова весна», «Раскулачивание» и серию пейзажей.
Умер художник 9 июля 2017 года. Похоронили Илью Глазунова на Новодевичьем кладбище в Москве.

55—Рынок нашей демократии

56—Два принца

О своих взглядах он говорил: «Я верю в возрождение самобытной, идущей своим путем исторической национальной России, что является спасением для нас, русских, живущих в ХХI веке. Да поможет нам Бог!» Глазунов осуждал распад СССР и высказывал беспокойство за судьбы русских, оставшихся в новых независимых республиках и находящихся под угрозой ассимиляции.

Творчество мастера многогранно и включает в себя пейзажи, портреты, натюрморты, а также работы в жанре ню. Однако, наиболее известными являются монументальные картины, на которых историческая и религиозная тематика переплетаются.
Илья Глазунов известен своим огромным вкладом в искусство: он создал около шести тысяч картин и привнес новую жизнь сотням икон.
Глазунов придерживался традиционных православных взглядов, но также был приверженцем идей славянско-арийской праистории.

Илья Глазунов был известным российским художником, который оставил после себя множество произведений, посвященных истории России и русской культуре. Он сочетал темперную живопись на доске с использованием инкрустации цветными стеклами, парчой, металлом, создавая свой неповторимый стиль.

57— И.С. Глазунов.

Илья Глазунов оказал значительное влияние на российскую культуру. Его произведения, несмотря на то, что вызывают как положительные, так и отрицательные отзывы, считаются шедеврами мировой живописи. Творчество этого художника вызывает яркие эмоции и не оставляет зрителя равнодушным. Он оставил после себя наследие, которое продолжает вызывать интерес и восхищение людей в России и за ее пределами, и является примером мастерства и любви к своей стране и родине.

Именем Глазунова назвали одну из малых планет. Илья Глазунов – обладатель четырех Орденов за заслуги перед Отечеством. Русская православная церковь дважды награждала художника: в 1999 году был вручен Орден Преподобного Сергия Радонежского, а в 2010 году – Орден Преподобного Андрея Рублева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *