Верещагин Василий Васильевич родился 14 октября 1842 года город Череповец Новгородской губернии Российской империи ныне Вологодская область погиб 31 марта 1904 года город Порт-Артур Китай русский живописец, писатель, один из самых известных баталистов второй половины XIX века.
1—-Череповец. Дом-музей В. Верещагина, где он жил до 1850 года
Василий Верещагин родился в небольшом городе Череповец.
В семье помещика местного предводителя дворянства. Всего у отца художника Василия Васильевича Верещагина и матери Анны Николаевны Верещагиной родилось 11 детей четверо из них умерли в детском возрасте. Когда Василию исполнилось 8 лет в 1850 году родители определили его в Александровский кадетский корпус для малолетних. «Корпус терпеть не мог, вспоминал художник, товарищество выносил, как необходимое зло, но никогда не любил его искренно.
Уже во время учебы проявились его способности к живописи он стал посещать рисовальную школу, знакомился с художниками.
2—-В. Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса (с фото Шпаковского, 1860 г.)
Затем учился в Морском кадетском корпусе, который закончил с отличием. И совершенно не из-за интереса к морскому делу и военным предметам, а из-за того, что не мог позволить себе «быть позади других». Полученные знания иностранных языков в корпусе очень помогли Верещагину в дальнейших его странствиях. По окончании, которого, после короткого периода службы, новопроизведённый мичман вышел в отставку.
В 1860 году вместо широкой возможности карьерного роста в качестве морского офицера, Верещагин резко совершает неожиданный для всех поступок: оставляет морскую службу и поступает в Петербургскую Академию художеств. Где учился с 1860 по 1863 год. Поначалу молодой дворянин Верещагин получал типичное для своего положения образования — военное. Но склонность к искусству победила, и выпускник Морского корпуса поступил в Академию художеств. Так парадоксальным образом начали сплетаться воедино понимание и знание военной тематики и художественная страсть.
И это все невзирая на протест близких и на отказ отца помочь сыну материально. Но будущий художник не отступил от своих намерений, надеясь на академическую стипендию, право на которую действительно получил.
3—-В.В.Верещагин — ученик Академии художеств 1860.
Однако проучившись три года и, поняв, что в Академии занимаются чепухой, в 1863 году он отправляется на Кавказ. Здесь он останавливался в городе Шуши в Нагорном Карабахе, наблюдал за жизнью местных народов, изучал их обряды и традиции, писал этюды. «Путешествие признаю великою школою много видел и слышал и имею сказать много. Говорил, рисовал и писал с искренним намерением поведать другим то, что узнал сам». Много творчески работал с натуры и создал целую серию картин.
Через год, в после смерти богатого дядюшки, Верещагин получает наследство и ему предоставляется чудесная возможность продолжить художественное образование в Париже.
В 1864 году Верещагин уехал в Париж и год учился и работал у Жана Леона Жерома — авторитетного живописца-академиста. В марте 1865 года он вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Осенью 1865 года Верещагин посетил Петербург, а затем вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу. Зиму 1865—1866 годов он обучался в Парижской академии. Весной 1866 года художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение.
4—Самарканд.
5—Портрет бачи 1867-1868
В 1867 году с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала Константина Петровича Кауфмана состоять при нём штатным художником.
Живописец прибыл в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года. Вскоре крепость с войсками оказалась в осаде: восстали местные жители. Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горсткой русских солдат тяжёлую осаду цитадели города войсками шахрисабзских беков, китай-кипчакских племён.
Во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели.
6—-«Нападают врасплох» (1871)
7—-Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром
За оборону Самаркандской крепости Верещагин был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени за отвагу 14 августа 1868 года, который он с гордостью носил.
В начале 1869 года при содействии Кауфмана организовал в столице «туркестанскую выставку», Живопись и графику, привезенные из Туркестана. Большинство работ были выполнены в этюдной манере. Благодаря картинам Верещагина посетители увидели неизвестную им Среднюю Азию: невольничий рынок, нищих опиумоедов и женщин, с головы до ног, укрытых одеяниями.
8—-У крепостной стены. «Пусть войдут!» (1871)
9—-После неудачи. 1868
10—-Продажа ребенка — невольника. (1871 — 1872).
После выставки Верещагин снова отправился в Туркестан. На этот раз его путь пролегал через Сибирь по Семиречью и Западному Китаю. Среди произведений Верещагина, посвящённых Семиречью и Киргизии — Богатый киргизский охотник с соколом, виды гор близ станицы Лепсинской, долины реки Чу, озера Иссык-Куль, снежных вершин Киргизского хребта, Нарына на Тянь-Шане. Пять этюдов Верещагин создал в горах близ Иссык-Куля, ярчайшее из них — «Проход Барскаун».
Он делал зарисовки, побывал на озере Алаколь. Собрал множество местных орнаментов, зарисовал узоры, которые украшали оружие местных воинов. В поисках колоритных пейзажей уезжал в горы в Боомское ущелье и на перевалы горного хребта Алатау. В работах художник использовал тонкий мазок и яркие, насыщенные оттенки, которые лучше передавали зной азиатских пейзажей.
11—Кочевая дорога в горах Алатау. 1869-1870
12—Верещагин богатый Киргизский охотник
13—Василий Васильевич Верещагин – Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде
В Западном Китае в то время войска императора усмиряли восстания дунган и уйгуров китайских мусульман, поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край.
На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Почти все города этого региона были сожжены. По одной из версий, именно после посещения дунганских земель Верещагин задумал написать картину «Апофеоз войны» с пирамидой черепов и летающими над ней воронами.
14—Смертельно раненый (1873)
15—Апофеоз войны (1871)
В 1871 году Василий Верещагин переехал в Мюнхен. Здесь он познакомился с Элизабет Фишер-Рид, которая стала его женой. Из-за скептического отношения Верещагина к церковным обрядам они обвенчались лишь в 1883 году в Вологде. В мастерской своего друга Теодора Горшельда художник писал свои восточные картины «Двери Тамерлана», серию батальных сцен «Варвары» и другие работы. Всего в Туркестанскую серию вошли 13 полотен, 81 этюд. В 1873 году Верещагин выставил весь цикл в Хрустальном дворце в Лондоне.
Художник хотел привезти всю серию в Россию, поэтому предупредил английских коллекционеров, что картины не продаются. В каталоге к выставке он разместил пояснение к каждому полотну.
Впечатления мастера от личного участия в обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от второго его путешествия туда в 1869 году. Которые дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и других, вошедших в состав громадной «Туркестанской серии», выполненной художником в Мюнхене в 1871—1874 годах и имевшей колоссальный успех в Европе.
16—Камень, Писанный на реке Чусовой
17—Калмыцкая молельня. 1869-1870
18—Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся. 1873
.Первая масштабная выставка Верещагина прошла в Петербурге в 1874 году. Тогда от желающих увидеть картины не было отбоя — залы Министерства внутренних дел едва вмещали всех посетителей. Весь тираж каталогов выставки — 30 тысяч экземпляров — раскупили.
Но высшие государственные чины не одобрили работ Верещагина: незадолго до выставки император подписал указ о всеобщей воинской повинности, и от художника ожидали триумфальных полотен с победными атаками, портретов военачальников с орденами. А Верещагин изображал обратную сторону батальных сцен: нечеловеческий труд, уставших, раненых, погибших людей.
После этой выставки Верещагина обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу. Лично ознакомившийся с полотнами Верещагина император Александр II, по официальной записи, «очень резко выразил своё неудовольствие», а великий князь Александр Александрович, — будущий император Александр III, — так выразил своё мнение о художнике:
«Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию».
19—Северная Двина
20—Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент
21—Двери Тимура (Тамерлана) (1872)
Однако это не помешало через месяц Императорской академии художеств присвоить Верещагину звание профессора, от которого Верещагин отказался.
«Злые языки» способствовали тому, что художник уничтожил несколько картин с выставки.
Насколько неправы были слухи, говорившие о неудовольствии Государя, удалось узнать В. В. Стасову год спустя после выставки: в 1875 году он встретился с графом П. А. Шуваловым и генерал-адъютантом А. Л. Потаповым, начальником III-го отделения Собственной Его Величества Канцелярии. В. Стасов рассказал им подробно всю историю сожжения картин и узнал от них, что Государь и не думал высказывать какого бы то ни было неудовольствия.
Многие коллеги-художники упрекали Верещагина за стиль: он щедро использовал яркие краски, а это было нетипично для академической живописи тех лет.
Однако Иван Крамской
назвал серию успехом русской школы, а Павел Третьяков
приобрел весь туркестанский цикл за большие деньги — 97 000 рублей.
К картинам Верещагин заказал специальные рамы: массивные, обильно украшенные. Они становились частью работы и подчеркивали настроение каждой картины.
22—Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. 1869-1870
23—Парламентеры. Сдавайся! — Убирайся к чёрту!
24—Бхил Бхилы — одно из горных племен Декана 1874.
Багеты изготавливали из дерева, наносили глянцевую или матовую позолоту. Иногда рамы были настолько объемные, что по площади превосходили само полотно.
На некоторые багеты художник наносил надпись. Например, полотно «Апофеоз войны» сопровождала фраза: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Картине «Нападают врасплох» соответствовала цитата из летописи Нестора: «Ляжем костьми, не посрамим земли русской, мертвые сраму не имут».
Не дожидаясь закрытия выставки, Верещагин вместе с женой уезжают в Индию. Супруги посетили Бомбей и Джайпур, Дели и Агру. Путешествовали по Восточным Гималаям и Сиккиму. На них нападали дикие животные, приходилось переходить вброд ледяные реки и пережидать снежные бури. Художник перенес малярию, а у Элизабет Фишер-Рид во время высокогорных переходов упало зрение.
25— Браминский храм в Адельнуре. (1874-1876).
26— Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким
27— Всадник-воин в Джайпуре
Верещагин писал буддийские храмы и старинные мечети, каменные гробницы и наскальные монастыри. Сцены религиозных церемоний, портреты факиров, буддийских монахов и последователей древней религии — зороастризма. Фишер-Рид вела путевой дневник, а позже опубликовала сборник «Очерки путешествия в Гималаи»
28— Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1874−1876)
29— Мавзолей Тадж-Махал . Индия. (1876).
30— Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре. 1874-1876
На всё это ушло почти два года. Весной 1876 года художник возвращается в Париж. Индийская серия увидела свет только спустя четыре года — на выставке в Петербурге. Художник представил 139 картин и этюдов, 75 из которых купил Третьяков. Плату за вход на выставку не брали, и за 40 дней экспозицию посетили около 200 тысяч человек. По воспоминаниям современников, в выставочные залы люди пытались пробраться даже через окна. Критики назвали Верещагина одним из лучших художников-ориенталистов.
31— Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели. 1875
32— Монастырь в скале. Ладакх. 1875
33— Гималаи. Главная вершина. (1875).
Весть о войне с турками застала Верещагина весной 1877 года в Мезон-Лаффите, пригороде Парижа, где располагалась его мастерская. Он оставил работу над индийскими полотнами и добровольно отправился на Балканы — в составе действующего подразделения русской армии.
34— Верещагин в мастерской
Командование причисляет его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, без казённого содержания. «Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны, нужно не бояться жертвовать своей кровью. Иначе картины мои будут не то» Василий Верещагин. Художник участвует в некоторых сражениях.
В июне 1877 года Верещагин получил серьезное ранение. Миноносец «Шутка», на котором находился художник, атаковал турецкий корабль. И
во время атаки шальная пуля пробила ему насквозь бедро.
В ожидании того, что вот-вот мы сейчас пойдём ко дну, я стоял, поставив одну ногу на борт; слышу сильный треск подо мною и удар по бедру, да какой удар! — точно обухом.
35— Шпион. 1878-1879
36— Победители. 1878-1879
Ранение оказалось серьёзным, из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признаки гангрены. Пришлось сделать операцию по вскрытию раны. Художника отправили в Бухарест. Но когда рана зажила, он вернулся в строй
В это время русские войска готовились к штурму Плевны, города в северной части Болгарии. Плевну планировали взять 30 августа, к именинам императора Александра II.
Однако штурм обернулся крупным поражением. Поле брани с сотнями погибших. При осаде Плевны погиб его брат офицер Сергей Васильевич Верещагин.
37—Перед атакой. Под Плевной
38— Панихида
39— Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой (1878−1879)
В декабре 1879 года выставка с балканскими работами Верещагина прошла в Париже. На полотнах не было парадных триумфальных сцен.
В 1882 году Василий Верещагин писал критику Владимиру Стасову
«Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю буквально горе каждого раненого и убитого».
В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. Вскоре он с женой уехал на Ближний Восток — путешествовал по Палестине и Сирии.
40— Тронный зал Великих моголов Шах-Джахана и Ауранг.
41— Индия. Факиры в Варанаси
42— Восстание сипаев. 1884 г.
Здесь он писал полотна на библейские сюжеты. «Стена Соломона», «В Иерусалиме. Царские гробницы», «Святое семейство». Герои его евангельских картин живут обычной жизнью, едят, стирают вещи, мастерят утварь. В Европе католические священники требовали уничтожить картины, на которых Святое семейство изображено не по церковным канонам, а в Россию Верещагин их и вовсе не привез, не желая еще более суровой реакции.
В 1885 году открылась европейская выставка. Один из посетителей облил полотна серной кислотой.
Пострадали и несколько крупных работ, а одну небольшую картину уничтожил полностью. Верещагин их вскоре отреставрировал. Большую часть палестинского цикла художник увез в США и после нескольких выставок продал на аукционе.
43— В Иерусалиме. Царские гробницы. 1884-1885
44—Верещагин с женой Лидией и сыном Василием у картины «В Петровском дворце». 1895—1896 гг.
В 1889 году Верещагин побывал в США. В Нью-Йорке он познакомился с молодой пианисткой Лидией Васильевной Андреевской, которая приехала из Москвы, чтобы заниматься музыкальным сопровождением выставок Верещагина. После возвращения в Россию художник начал совместную жизнь с Андреевской и процедуру развода со своей женой.
В эти годы Верещагин продолжает писать картины, посвященные Отечественной войне 1812 года. Масштабный цикл Верещагина об Отечественной войне 1812 года создавался около 15 лет.
Теперь по этим картинам мы можем изучать историю. Где-то половина цикла — рассказ о наполеоновской армии и даже лично Наполеоне. Ещё несколько полотен — рассказ о партизанской борьбе русского народа.
45—Наполеон I на Бородинских высотах. 1897
46—Казни заговорщиков
Всего он создал 20 полотен — сцены битв, пейзажи мест сражений.
В 1893 году Верещагин снова отправился в путешествие, в этот раз — по городам России. Он посетил Ростов Великий, Кострому, Ярославль,
города Русского Севера. Здесь Верещагин писал интерьеры деревенских изб, убранства церквей. Художник запечатлел мельчайшие архитектурные детали — резьбу на деревянных колоннах, иконостасах.
Летом 1894 года Василий Верещагин с семьёй путешествовал по Пинеге, Северной Двине, Белому морю, посетил Соловки
От города к городу художник передвигался по рекам и каналам на специальной барке-мастерской.
47—Казнь заговорщиков в России
48—Вид Московского кремля.
49—Распятие на кресте у римлян
В 1901 году художник посетил Филиппины, где создал Госпитальную серию со сценами из местной больницы. Затем в 1902-м художник дважды посетил Кубу, потом — Америку и даже написал портрет ее президента.
В 1903 году Верещагин прибыл в Японию. В Токио, Никко и Киото он провел четыре месяца. Из поездки художник привез около двадцати жанровых и портретных этюдов, «Японка», «Прогулка в лодке», «Храм в Никко».
50—Осада Троице-Сергиевой лавры
51—Портрет японского священника. 1904
В которых заметно необычное для него погружение в своеобразную чужую культуру. В этих этюдах изменилась и его живописная манера: тщательная прорисовка деталей уступила место импрессионистической игре цветов. По возвращении он успел начать две полноценные картины: «Прогулка в лодке» и «На прогулке».
На следующий год художник снова отправился на Дальний Восток, чтобы плыть в Японию. «Я все еще не уехал, но завтра уезжаю наконец, и с нехорошим чувством, писал художник жене, так как еду в страну, очень враждебно к нам настроенную. По газетам судя, в Японии часты собрания врагов России, требующих войны с нами, считая теперешний момент для открытия военных действий наиболее удобный. У них все готово для войны, тогда как у нас ничего готового, все надобно везти из Петербурга»
52—Прогулка в лодке
53—На прогулке
Война началась. Василий Верещагин и в этот раз был в строю. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, когда на японской мине подорвался флагманский броненосец «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. Погиб вместе с экипажем. В момент гибели броненосца чудом оставшийся в живых офицер видел Василия Васильевича, работающего над очередным этюдом.
54—Василий Васильевич Верещагин
Интерес к Верещагинской живописи в мировом обществе был невероятно высок. О нем говорили буквально везде. «Все его выставки сопровождались жаркими спорами из воспоминаний Бенуа, «за каждым званным обедом, в каждой гостиной и даже в таких домах, где ни до, ни после никогда о живописи не говорилось ни слова. «Верещагин — шарлатан «, решительно утверждали противники; «Верещагин — гений, каких еще не было в искусстве».
Верещагин много разъезжал по Европе и России. Побывал на Филиппинских островах и на Кубе, в горах Тянь-Шань, Америке и Японии. «Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее» так писал о Верещагине Иван Крамской.
«Василий Верещагин — выдающийся русский живописец легендарной судьбы и славы, великий путешественник», так отзывался о нем Илья Репин.