Секреты мастеров. К. А. Васильев

Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкоп Адыгейская автономная область скончался 29 октября 1976 года посёлок Васильево под Казанью, Татарская АССР. Выдающийся один из самых талантливых и при этом малоизвестных Русских, Советских художников. Знаменитый своими работами на былинно-мифологические темы.

1—- Константин Алексеевич Васильев

Константин Алексеевич родился в самый разгар Великой войны. Отец художника Алексей Алексеевич Васильев из ленинградской рабочей семьи. Принял участие в трех войнах: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. В мирное время занимал руководящие должности в промышленном секторе был главным инженером одного из заводов, а во время войны активным участником партизанского движения.

Мама, Клавдия Парменовна, была младше супруга на 20 лет и принадлежала к семье великого русского художника И. И. Шишкина. На момент рождения Константина Майкоп был оккупирован немцами. Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд. Мать не успела эвакуироваться из города и попала в немецкую оккупацию, где спустя месяц родила мальчика оказавшись с грудным младенцем в местном отделении гестапо. Была подвергнута многочисленным допросам на предмет связи с партизанами. Жизнь молодой мамы висела на волоске. И только стремительное наступление советских войск спасло их о гибели. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года.

До войны
родители Константина Васильева работали на одном из крупных заводов города, а в 1943 году, после освобождения Майкопа, Алексею Васильеву доверили его восстановление.

После окончания войны семья переехала в Краснодар. Там Константин Васильев пошел в детский сад при станкостроительном заводе, где его отец работал начальником производства. Жить Васильевым пришлось прямо в цехе — город был разрушен, квартир для работников не хватало. В 1946 году у супругов Васильевых родился второй ребенок — дочь Валентина. А в 1950 году у Константина появилась ещё одна сестра – Людмила. Отец решил, что детям вредно расти на заводе. Он написал прошение в министерство промышленности с просьбой перевести его в другой город, и вскоре семья переехала в поселок Васильево под Казанью.

Отца направили налаживать производство на Васильевском стекольном заводе. Посёлок Васильево был расположен на левом берегу Волги, примерно в тридцати километрах от Казани, напротив устья реки Свияги.

2—-Осень

3—-Берег реки

Новое место очаровало юного Костю красотой природы. Впоследствии многие из здешних видов он запечатлел в пейзажах, которые превосходно удавались. Кроме того, в окрестностях Васильево находились истинные жемчужины Татарии: Раифский Богородицкий монастырь, Волжско-Камский заповедник, остров-град Свияжск, Крестовоздвиженская церковь.

Воспитанием детей, Константина и его двух сестёр занималась мать, Клавдия Пармёновна, которая собрала дома хорошую библиотеку и познакомила детей с шедеврами мировой культуры и искусства.

В посёлке Васильево семья жила с 1949 года. Константин рано начал рисовать. От своих сверстников маленький Костя отличался тем, что не интересовался игрушками, мало бегал с другими ребятишками, но всегда возился с красками, карандашом и бумагой.

4—-Облако

5—-Папоротник

Отец – заядлый охотник и рыбак – влюбился в эти места и решил обосноваться с семьей именно здесь. До сооружения Куйбышевского водохранилища здесь текла полноводная Волга, обрамленная крутыми берегами, спрятанная поутру от глаз сизыми туманами. Одна из картин художника – «Над Волгой» – вдохновлена поэзией этого края.

6—-Над Волгой

Отец часто брал Костю на рыбалку, на охоту, где Костя рисовал реку, лодку, отца, избушку лесника, лесную пасеку и все, что встречал на своем пути.
Мальчик много болел — родители часто возили его в санатории и оставляли у дедушки, Пармена Шишкина, чтобы он проводил больше времени на природе.
С детства Константин Васильев много читал. Он обожал сказки и былины, а более всего любил «Сказание о трех богатырях». Много времени Васильев уделял рисованию. Работы мальчика выделяли, заметили еще в детском саду, а в школе он уже умел точно копировать картины известных художников.

7—- Заброшенная мельница

8—- Опушка леса

В детстве любимым художником Константина Васильева был Виктор Васнецов
Васильев увидел картину «Три богатыря»
в сборнике детских сказок, впечатлился, решил скопировать ее и подарить свой рисунок отцу на день рождения. Работа понравилась родственникам начинающего художника — они отметили необыкновенное сходство персонажей в репродукции и зарисовке Васильева.

Все вокруг замечали и удивлялись таланту мальчика к рисованию. Как-то Костя принялся делать копию «Витязя на распутье». Отдал её в местный магазин. Длинные очереди покупателей были как бы посетителями первой выставки одной картины. Не верилось, что нарисована она мальчишкой, а не профессиональным художником.

9—- Озеро

10—Берег озера

Семья жила не богато.
На все советы друзей и знакомых о том, что их сыну надо обязательно заниматься изобразительным искусством, Васильевы могли только вздыхать. Но, тем не менее, они всячески помогали сыну развиваться, дарили ему книги с репродукциями картин известных русских художников, дабы сформировать его вкус, посещали с ним музеи Казани, а также Москвы и Ленинграда.

В 1954 году газета «Комсомольская правда» пoмeстила объявление, что Московская средняя художественная школа при институте имени В.И. Сурикова принимает одаренных в области рисования школьников для дальнейшей учебы и развития способностей. Школа имеет интернат. Отец с матерью сразу приняли решение отправить туда сына.

11—Море

12— Звездное небо

Родители давно решили, что такие способности надо развивать, однако в поселке Васильево не было художественной школы. Тогда они собрали лучшие рисунки сына и отправили их в Москву, в интернат при Московском художественном институте имени Василия Сурикова.
И вскоре Константин Васильев в возрасте 11 лет пройдя конкурс был зачислен. В интернате он учился блестяще. Часто ходил в Третьяковскую галерею и Пушкинский музей. Коллекционировал репродукции, интересовался творчеством старых мастеров.

Пожалуй, не было в Третьяковке картины, которую бы он не обследовал. Его интересовало буквально все — и холст, и подрамник. Но самым важным было распознать, как писал художник.
С детства он интересовался русскими и скандинавскими сказками, и былинами, любил классическую музыку, изучал летопись родной страны. Все его увлечения отразились в картинах — батальной живописи, портретах, пейзажах и многочисленных иллюстрациях.

13— Натюрморт с гипсовой головой

Многие ученические работы Константина Васильева, которые он создавал во время учебы в школе-интернате при Московском художественном институте имени Василия Сурикова, не сохранились. Одна картина осталась у его сокурсника Николая Чаругина. Васильев создал натюрморт с гипсовой головой, а затем случайно пролил на него клей и выбросил работу.
Чаругин картину подобрал и сохранил.

Константин Васильев очень любил книги Федора Достоевского.
Еще в интернате у него появилась идея нарисовать иллюстрации к его произведениям. К творчеству писателя он обращался на протяжении всей жизни, а в 1973 году даже написал портрет Достоевского.

14— Портрет Федора Михайловича Достоевского

Когда тяжело заболел отец, на семейном совете решили, что Косте нужно быть рядом с отцом, а учебу он может продолжить в Казани. В 1957 году он перевёлся в Казанское художественное училище. Константин окунулся в мир свободного творчества.

Здесь Константин Васильев много экспериментировал, искал свою манеру творчества. Он часто получал премии на художественных конкурсах, которые проводились в училище. Иногда Васильев подрабатывал — рисовал шаржи для казанского сатирического журнала «Чаян».
Первые художественные опыты: сюрреализм.

Образование закончил в 1961 году. Получил диплом с отличием по специальности театрального декоратора в Казанском художественном училище в 19 лет. Выпускная работа – эскизы оформления сцены к пьесе-сказке «Снегурочка» Александра Островского – не сохранилась.
. По распределению Константина Васильева отправили работать декоратором народного театра в небольшой город Мензелинск в Татарстане. Там художник задержался ненадолго: в театре сообщили, что декоратор у них уже есть. Васильев уехал в Казань.

Какое-то время он работал в местном художественном фонде, принял участие в выставке «Художники-сатирики Казани», а затем вернулся в поселок Васильево и устроился преподавателем рисования в школу.
Работая учителем рисования. Художник писал: картины, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске.

15— Струна

Произведения начала 1960-х годов отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963).
В самом начале творческого пути, в поисках себя, Васильев «переболел» абстракционизмом и сюрреализмом, позже и экспрессионизмом.
Сначала он писал в жанрах абстракции и сюрреализма. Затем, после кризиса, пережитого им в 1968—1969 годах, сменил манеру живописи,
В конце 1960-х годов отказался от формалистических поисков. И далее работал в реалистической манере.

16— Жница

17— Свияжск

18— Осень

«Единственное, чем интересен сюрреализм,- говорил Константин Алексеевич,- это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства».
Константин Васильев очень внимательно относился ко всем своим картинам — часто переделывал фоны, добавлял детали, рисовал много эскизов. В живописи его привлекала почти математическая точность.

Художник испытывает наслаждение от соразмерности частей, наслаждение при правильных пропорциях, неудовлетворение при диспропорциях.

19— Гадание

20— Отечество

21— Ожидание

В поселке Васильево Константин Васильев работал не только учителем в школе, но и художником-оформителем на местных предприятиях, в том числе на Васильевском стекольном заводе. Он рисовал агитки, плакаты, оформлял лозунги. Должности художника на заводе не было, поэтому его записали слесарем второго разряда.

Творческое наследие Васильева состоит из работ различных жанров. Графика, этюды, иллюстрации, картины и даже храмовые росписи – «арсенал» автора велик. Наибольшую популярность принесли работы в «сказочном» стиле, посвященные легендам, былинам и мифам, но обретению собственного «звучания» предшествовали годы поиска.

22— СЕВЕРНЫЙ ОРЕЛ

Васильев долго не мог найти свой особый стиль. Он писал: «Всё, что я рисовал, было совершеннейшей чушью, последнюю картину я уничтожил и беру абсолютно другой курс». В 1960-х годах художник много экспериментировал — обращался к разным направлениям и жанрам. В 1969 году Константин Васильев написал картину «Северный орёл».

У произведения интересное происхождение. Однажды друг художника Шорников Олег рассказал ему, что видел в лесу большого орла, который сидел на поваленном дереве и чистил перья. Шорников описал особый пронзительный взгляд орла, когда тот заметил человека.

«Когда в условленное время Васильев снял с полотна покрывало, в комнате воцарилась необычная тишина. Друзья предполагали увидеть какую угодно птицу, но… мужика с топором никак не ожидали. Зрителей завораживал орлиный взгляд мужественного человека, властелина тайги, одухотворяемого природой и одухотворяющего первобытную стихию леса своим трудом, мужеством и волей.

23— Гуси-лебеди

24— Евпраксия

25— Плач Ярославны

26— Русалка

Картину отнесли к новому для творчества художника направлению живописи — символическому реализму. В том же 1969 году Васильев начал подписывать свои произведения как «Константин Великоросс».
Вдохновение для новых картин Васильев нашёл в литературе. Художник с детства сохранил любовь к сказкам и народному эпосу. Его интересовали русские былины и предания, скандинавские, древнеисландские и древнегерманские мифы и саги. В начале 1970-х годов он создал цикл «Русь былинная»

27—Портрет сестры с овчаркой

Весной 1967 года в дом Васильевых пришла беда: тяжелый, неизлечимый недуг обрушился на младшую сестру — десятиклассницу Людмилу. Для Кости она была не только любимой сестрой, но и близким другом. Девушка весьма одаренная, Люда, несмотря на свой юный возраст, любила и хорошо понимала музыку — отличалась начитанностью. В последние месяцы жизни, не имея сил подняться с постели, она вслух читала былины, а Костя, чтобы скрасить ее одиночество, в той же комнате писал картины.

28—Портрет Лены Асеевой

Одно время теплые отношения связывали Константина с Леной Асеевой, выпускницей Казанской консерватории. Елена успешно окончила учебное заведение по классу фортепьяно и, естественно, прекрасно разбиралась в музыке. Это обстоятельство особенно влекло Константина к девушке. Однажды он решился и сделал ей предложение. Девушка ответила, что должна подумать.

29—Илья Муромец и голь кабацкая

30—Василий Буслаев

31—Вольга и Микула

32— К. А. Васильев

Художник изучал древние легенды, былины, предания. Он узнал, что за Полярным Кругом была могучая страна Гиперборея, народ которой и стал прародителем большинства древних народов и культур на земле, и эта древняя страна находилась на территории теперешней России.
Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов.

33—Парад 41-го

34—Тоска по Родине

35—НАД БЕРЛИНОМ

36—Прощание славянки

Константин Васильев участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76).

В поисках героики в живописи Васильев не мог обойти тему борьбы советского народа с нацизмом. Его полотно «Парад 41-го» представляет это событие с необычного ракурса: взгляд направлен от Собора Василия Блаженного, поверх нарочито увеличенного Памятника Минину и Пожарскому.

Портрет маршала Г. К. Жукова замышлялся как начало серии образов великих военачальников, Легендарный маршал попирает ногами штандарты и знамёна поверженного врага, его шинель на плечах подобна крыльям, вознёсшим его к славе, а за его спиной видны руины разрушенного, но не поверженного Сталинграда, за которыми пылает огонь возмездия.

37— Садко и Владыка Морской

38— Старец

39— Великан

40— Человек и филином

Символизм Константина Васильева особенно проявляется в его последних работах. Герои полотен держат в руках горящие свечи, а у ног старца на картине «Человек с филином» находится свиток, на котором написано «Константин Великоросс».
Завершив «Человека с филином», Васильев сказал пришедшим навестить его другу и матери: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать». Через несколько дней его жизнь оборвалась.

Жизнь художника трагически оборвалась 29 октября 1976 года. Вместе с другом Аркадием Поповым живописец возвращался из города в окрестностях Казани – Зеленодольска, где проходила выставка местных авторов. Официально причиной смерти назван несчастный случай – молодых людей сбил скорый поезд.
Оба тела были найдены путевыми обходчиками утром 30 октября 1976 года на станции «Лагерная», что в пяти километрах от Казани. Лежали они по разные стороны железной дороги.

41— Илья Муромец освобождает узников

42— Заклинание огня

43— Дар Святогора

По воспоминаниям людей, хорошо знавших Константина, Васильева и Попова убили, а на поминках только об этом и говорили.
На последнем его автопортрете 1976 года виден бородатый, выпивающий, пожилой мужчина, с потухшим взором. А ему всего 34 года, и выражение лица такое, что он оплакивает и ругает себя за талант, который он так и не сумел реализовать в полной мере.
Но Константина Алексеевича начали убивать задолго до смерти. Он старался заявить о себе своими картинами, но его в упор не видели и не хотели слышать.

В Национальной библиотеке Татарстана среди газет с 1965 по 1977 годов, нет ни слова о художественных выставках Васильева. За эти годы упоминалось о сотне художников, но про Васильева нет ни единого слова, словно его и не было вовсе.

Васильев мог бы стать членом Союза художников Татарии ещё в 22 года, если бы ему подсказали, что художник хотя бы раз ставший участником Московской выставки в «Манеже», автоматически становится членом Союза, и получает право на бесплатные кисти, краски и холст.

При жизни Васильев участвовал всего в трёх выставках: 1963 год – выставка художников-сатириков Татарии в московском «Манеже»; 1968 год — персональная выставка в фойе московского кинотеатра «Россия», которая имела огромный успех; 1976 год – последняя выставка в Зеленодольске.

44— Нежданная встреча

45— У ЧУЖОГО ОКНА

46— Рождение Дуная

Художник похоронен в посёлке Васильево в берёзовой роще, в лесу, где он любил бывать.

Большая слава пришла к художнику через десятилетие после его безвременной смерти.
В 1980-х годах о нём стали писать, как о художнике, который раскрыл «глубину и силу чувств своего народа».
Музей Константина Васильева расположен на севере Москвы недалеко от станции метро Алтуфьево.

47— Музей Константина Васильева Москве на Череповецкой улице

48— Музей

В музее создана мемориальная комната Константина Васильева, где помещены предметы обстановки, которые он использовал, мольберт, кисти. Под стеклом витрины лежит собственноручно написанное художником заявление современникам и потомкам: «Если мои картины не нужны Отечеству, то всё моё творчество следует признать неудавшимся».

Малая планета (3930) Васильев, открытая в 1982 году, названа в честь художника.
В городе Майкоп названа улица в честь К. А. Васильева.

49— Бой Добрыни со змеем

50— На Калиновом мосту

51— Витязь

Только после смерти его картины обрели заслуженную известность. К сожалению, многие искусствоведы России так и не признали Васильева Константина Алексеевича настоящим художником, но самое главное — его признал народ.

У него нет титулов, званий, орденов и медалей. Но выставки проходят с огромным успехом. За 10 лет после смерти Васильева только в Москве и в Подмосковье прошло более 30 успешных выставок художника, а в 1988 году прошла первая крупная выставка его картин в Ленинграде. Его творения начали возить за рубеж: в Испанию, в Югославию, в Болгарию, где имели огромный успех.

52— Валькирия

53— Валькирия над сражённым Зигфридом

54— Один

В 1996 году в Казани была открыта небольшая художественная галерея картин Константина Алексеевича. Но поток желающих познакомиться с его картинами постоянно рос, и друзья художника добились через градоначальника Казани открытие в 2013 году в центре города, на ул. Баумана, двухэтажного муниципального музея имени Васильева Константина Алексеевича, где собрано почти 90% наследия автора.

55— Русский витязь

В современной истории России, наверное, нет такого самобытного художника, такого одновременно простого и великого, такого близкого русскому сердцу, но до конца не разгаданного, как Константин Васильев
Его творческим наследием являются около 400 картин самой разной направленности: от работ, выполненных в жанре абстракционизма, до картин, отражающих сюжеты древнерусских сказок и древнегерманского эпоса.
Непризнанный при жизни, часто упрекаемый своими современниками-художниками в непрофессионализме, дилетантизме Васильев, тем не менее, обладал истинным талантом.

56— Константин Алексеевич Васильев

Так кем же был Константин Васильев, которого можно назвать не только певцом русской природы, но сказителем русской древности, возвращающим нас, людей современности, к исконным смыслам нашего народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *