Путь в Беловодье

Беловодье в 21 веке скорее относится к Русскому фольклору и к славянской мифологии, чем к реальности.
А буквально ещё век назад тысячи русских людей срывались с родных и насиженных мест и уходили в неизвестность в поисках этой загадочной страны

Легенда

Старообрядческая легенда о русском рае – Беловодье – впервые возникла в XVII веке, своими корнями она восходит к мистическим топосам славян – раю-ирию и невидимому Китеж-граду. В старообрядческих преданиях это легендарная страна на востоке от России, где во всей полноте сохранилось «древнеправославное» дораскольное, «дониконовское» священство, где нет и не может быть антихриста.

1—-Река Бухтарма впадает в реку Иртыш

В фольклоре Беловодье характеризуется как чудесная страна свободы, без бедных и богатых, без крепостного права и преступников, оплот веры православной, в котором живут одни лишь праведники.
Страна Белых Вод с богатыми землями и природой открыта только для добродетельных людей кто чист душой. Здесь главенствует справедливость и благоденствие.

2—-Долина реки Бухтармы

Первоначально, во второй половине XVIII века, Беловодьем назывались земли по берегам реки Бухтармы правый приток Иртыша, где первые русские поселенцы в течение долгого времени находились вне контроля государства. Присоединение Бухтармы к Российской империи обусловило перенесение понятия Беловодья дальше на восток.

Наиболее подробно легенда отражена в «Путешественнике», небольшом по объёму сочинении, автор которого призывает идти в эту страну. Памятник известен в ряде списков, объединяемых в три редакции.

3—-Путешественник

Самая подробная редакция называется «севернорусской». В ней рассказ даётся от имени некоего Марка, инока Топозерской обители, скита филипповского согласия, расположенного на острове в Топозере в Архангельской губернии. Марк Топозерский якобы посетил Беловедье вместе с двумя другими иноками. Даётся маршрут в легендарную страну где он, обнаружил 179 православных церквей и среди них 40 русских.

В путешествии Марка был описан путь в страну Беловодье: «От Москвы на Казань, от Казани до Екатеринбурга, и на Тюмень, на Каменогорск, на Выборскую деревню, на Избенск, вверх по реке Катуни, на деревню Устьюбу, во оной спросить странноприимца Петра Кириллова. Около их пещер множество тайных, и мало подоле от них снеговых гор» затем 44 дня пути через Китай к берегам «окияна-моря». В этом океане на 70 островах в «Опоньском» (Японском) государстве и находится Беловодье.

4—-Вход в Беловодье

Путешествующего должны встречать благовестом без малого 170 церквей.
Жители Беловодья «в землю свою ни всякого пущают».
Запрет относился к злым людям — чиновникам и попам. На острове нет ни войска, ни самого государства. Здесь все живут исключительно по «божецкому закону». Это тихая крестьянская страна всего лишь с двумя городами — Скитаем и Кабаном.
Текст называет имена Петра Кириллова (Машарова) и инока Иосифа, которые помогли ищущим страну. Оба являются реальными лицами, проживавшими в алтайских деревнях Устюба, Ая и Уймонская. Инок Иосиф (Гудков) появился на Алтае около 1810—1815 годов, на основании чего предполагается, что «Путешественник» был написан не ранее этого времени.

От лица Марка автор формулирует причину посещения легендарной страны: «В восточных странах с великим нашим любопытством и старанием искали древнего благочестия православного священства, которое весьма нужно ко спасению». Беловодье населяют православные, потомки «ассириян» и русских, которые бежали от гонений католиками и «никонианами».

5—-Беловодье

В этой стране есть патриарх «антиохийского поставления и четыре митрополита, причём староверы «тоже имеют митрополита и епископов асирского поставления». Страной управляет церковь: «светского суда не имеют, управляют народы и всех людей духовные власти». Люди там не преступают закона: «в тамошних местах татьбы, и воровства, и прочих противных закону не бывает».

Если выходцы из России обещают до конца жизни остаться в Беловодье, местные жители принимают их через перекрещивание. Товарищи Марка приняли новое крещение и остались в этой стране.
Климат в стране суров: «во время зимы морозы бывают необычайные с рассединами земными, и громы с землетрясением немалым бывают», однако там «всякие земные плоды бывают, родится виноград и сорочинское пшено». Беловодье сказочно богато: «злата и серебра несть числа, драгоценного камения и бисера драгого весьма много»
Страна закрыта и ни с кем не воюет: «оные опонцы в землю свою никого не пущают и войны ни с кем не имеют»
.
В «Путешественнике» указывались места, где беглец мог получить помощь. Эти сведения излагались на особом языке, непонятном властям, поэтому для чиновников Беловодье было лишь легендой.

6—-Река Бухтарма

Предполагается что легенда связана с заселением земель по берегам реки Бухтармы. Русские крестьяне-бухтарминцы длительное время жили без контроля властей. Земли в районе Бухтармы во второй половине XVIII века получили название Беловодье.
Долгое время Алтай и сама Бухтарма, куда не достигал глаз начальников, считались таким Беловодьем и притягивали к себе беглецов из старообрядческой среды. Но попадая сюда, в обетованную землю, на Бухтарму, старообрядцы при всех положительных и привлекательных сторонах этого края всё-таки видели ряд несоответствий своему идеалу и, в силу присущей человеку неудовлетворённости, стремились найти ещё лучшие места, и опять это легендарное Беловодье отодвигалось ещё дальше на восток, в Китай и в “Опоньское царство”.

7—-Бухтарминский край в народе – Камень на Алтае.

Бухтарминский край в народе – Камень на Алтае считается, реальным прообразом волшебной страны именно там жили староверы, ушедшие на восток после гонений патриарха Никона. Место, где обитали так называемые «каменщики», беспоповцы поморского согласия, а также жившие вместе с ними беглые каторжники и крестьяне.

Они жили без барского присмотра, отличительной особенностью поселений каменщиков была удивительная чистота на улицах и особая раскраска фасадов построек. За воровство и ложь старообрядцы могли выгнать за общины, жили они большими семьями по 15-20 человек, не курили и не пили, строго соблюдали каноны православной веры.

Беловодье не входило в состав Российской Империи. Возможно, что именно такая жизнь, островок свободы и чистоты, как материальной, так и духовной, и стал прототипом для создания сотен легенд о волшебном Беловодье. А молочные реки и кисельные берега стали лишь символическим воплощением образа чистоты православной веры и белых вод замерзших озер.
Легенда о Беловодье в среде старообрядцев была настолько популярна, что привела к возникновению бегунов, одного из беспоповских направлений старообрядчества.

8—-Река Бухтарма

Впервые о Беловодье российскому правительству сообщил алтайский крестьянин Д. М. Бобылёв, который получил сведения от бухтарминцев. В 1807 году Бобылёв передал в Министерство внутренних дел сообщение, что он побывал «на море Беловодье», где живёт до 500 тысяч душ староверов. У них есть церкви, епископы и священники «по старому закону». Эти беловодцы «сами по себе живут, никому дани не платят».

Наиболее популярной легенда была в 1850—1880-х годах. В конце XIX начале XX века она стала приобретать фольклорный характер.
Первая партия русских в поисках вольной земли отправилась в путь в 1840 году. Самая многочисленная группа в 130 человек пришла на Лобнор в 1860 году, где путники обосновались, построили поселок, начали пахать землю. С местными жителями пришельцы объяснялись при помощи казахского языка, который освоили еще на Алтае.

9—- Николай Михайлович Пржевальский

«Выдающийся исследователь Центральной Азии Н.М. Пржевальский в описаниях своих экспедиций упоминает о том, что около 1860 года сто тридцать старообрядцев с Алтая дошли до озера Лобнор – до тибетских границ в поисках обетованной земли Беловодья. Выносливые алтайские пахари и охотники поселились около развалин города Лоб. В этом суровом чужом краю.

Кстати, по поводу Беловодья Пржевальский писал о том, что проводники специально заводили его караваны в труднодоступные места, только чтобы не приблизиться к недозволенной местности. Их не пугала даже угроза расстрела. То же самое происходило в эпоху легендарных китайских императоров Яо и Шуня. Они формировали и отправляли на поиски Страны счастья сухопутные отряды и морские флотилии. Но посланцы императоров ни с чем возвращались домой.

37—Озеро Лобнор 19 век

Вот и выходит, что нельзя найти по приказу власть имущих то, к чему должна стремиться собственная душа. Беловодье принимает только в том случае, «коли душа твоя готова достичь это место через все погибельные опасности».

10— Район озера Лобнор –Китай

Озеро Лобнор расположено на юге пустыни Гоби. По признанию археологов, этот, один из самых важных археологических районов земного шара мало изучен и редко посещается.

38—Высохшее озеро Лобнор

Подробный рассказ о путешествии алтайских староверов в Западный Китай на озеро Лобнор и дальше, в высокие нагорья Куньлуня, приводится в романе П.И. Мельникова (Андрей Печерский) «В лесах»:
«В лесах» — роман Павла Мельникова-Печерского. Публиковался в журнале «Русский вестник» в 1871—1874 годах. Вместе с романом 1881 года «На горах» образует дилогию, своеобразную энциклопедию старообрядческой жизни.

11— Роман «В лесах».

«Есть на земле места сокровенные, Богом спасаемые грады и обители, где твердо и нерушимо соблюдается «древнее благочестие» и епископы правоверные сияют как солнце… Шли мы через великую степь Китайским государством сорок четыре дня сряду… Много было бед, много напастей!…
Но дошли-таки мы до Беловодья. Стоит там глубокое озеро, да большое, ровно как море какое, а зовут то озеро Лопонским, и течет в него от запада река Беловодье. На том озере большие острова есть, и на тех островах живут русские люди старой веры».

В 2010 году экспедиция Российского географического музея провела исследование на Алтае, в районах, где живут русские старообрядцы. Исследователи узнали, что легенда о Беловодье в этих местах приобрела конкретную географическую привязку. В русских деревнях, расположенных вдоль Бухтармы, одну из долин реки называют «Беловодье». Объясняется это так: весной и осенью вода в Бухтарме приобретает молочно-белый цвет из-за размыва известковых пород в притоках. Эта версия легенды также записана в исследовании

Поиски

Разброс возможных мест нахождения таинственной страны, от Урала до Крайнего Севера, возможно, связан с тем, что по мере того, как русские продвигались на восток, захватывая все новые земли, Беловодье, потусторонняя и далекая страна, отдалялась в легендах все дальше и дальше. И потянулись люди со всей страны искать эту “священну белу землю”. Кто в Карелию. Кто на северные морские берега. Кто в предгорья Алтая. Кто на берега сибирских рек…. Дошёл ли кто? Неведомо. Только поиски Беловодья продолжались и в XX веке.

12— Беловодье

В славянской мифологии Беловодье помещается на Крайнем Севере, в «северных землях в Поморье, от реки великой Обь до устья Беловодной реки, и эта вода бела как молоко». Согласно славяно-арийским ведам землей в Беловодье являлся остров Буян, который находился на Восточном море.

В 1893 году появилась легенда о поиске Беловодья в X веке отцом Сергием, который был в давние времена послан великим князем Владимиром Красное Солнышко, с посольством искать Беловодье, и провел в поисках 56 лет. «Один из мудрецов, приехавших с Востока, сказал, что ему в свое время его учитель, старец мудрец, поведал, что далеко на востоке существует где-то страна Беловодье, – сказочная обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению, и нужно обращаться за советом.

Среди староверов существовало поверье: кто пойдет по следам завоевателей-татар в Монголию, тот найдет страну, где живут в затворничестве святые. Это и есть Беловодье.

13—Беловодье

Вот что писал об этом русский писатель Вячеслав Шишков:
«Нужно пересечь степи, горы и леса, сохраняя направление на Восток, к солнцу. Если судьба предназначила это Вам с рождения, вы увидите Беловодье. Эта страна не принадлежит никому. С незапамятных времен здесь царят истина и доброжелательность — это действительно чудесная страна».

Вскользь упомянутая в 1807 году в официальной переписке легенда о Беловодье будоражила увлекающиеся умы почти до начала XX века. Распространяли легенду в основном члены секты «бегунов», или «странников» — самого беспокойного в старообрядчестве «толка». Первые проповедники «странничества» появились в Поморье в конце XVII века.

После расколов православной церкви возникли десятки старообрядческих направлений. Одно из них основал беглый солдат Евфимий, родом из Переславля-Залесского собрав вокруг себя таких же, как он, отверженных бывших солдат, крестьян и нищих. Его целью является бегство от царства Антихриста, коим объявляется Петр I.

14—Алтай

Так как, по его словам, бегунам «достоит таиться и бегати», сотни старообрядцев решили переселиться вглубь страны, уйти в добровольную ссылку в Сибирь.
Бегуны презирали государственные символы, и потому даже не брали с собой денег, на которых можно было найти российский герб, а также изготовляли самодельные паспорта.

15—Алтай

Так как бегуны часто уходили за тысячи километров от дома в поисках лучшего места для житья, именно этими старообрядцами был создан образ Беловодья.
Благодаря бегунам невидимый город Китеж стал объектом культа и поводом для создания многочисленных легенд. В их книге «Китежский летописец», написанной примерно в 90-е годы XVIII века, и были найдены первые упоминания о нем.

16—Путь в Беловодье

Китеж-град описывался так: «Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую».
До сих пор ходят слухи, что в Китеж может пробраться только тот, кто смел сердцем и чист душой, а иные люди могут порой услышать тихий звон колоколов и пение, доносящиеся будто бы из ниоткуда, или из-под озера Светлояр: «И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем».

17—Град Китеж

По легенде, записанной Н. Рерихом, дорога в Беловодье лежит через Алтай:
«Отсюда пойдешь между Иртышом и Аргунью… Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам… И дойдешь ты до гор Богогорши, а от их пойдет еще трудней дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь, через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье.

18—Н.К.Рерих.Странник Светлого Града

Рерих попытался дать следующую расшифровку: «Соляные озёра — это озёра Цайдама с их опасными переходами. Богогорши, или Богогорье, — это горный хребет Бурхан-Будда. Кокуши принадлежит к хребту Кокушили. А Ергор — самое высокое нагорье Чантанг у Трансгималаев».

19—Всеволод Иванов.У ВОРОТ ШАМБАЛЫ.

Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой и совершил экспедицию на Алтай, в ходе которой ему удалось прикоснуться к великой тайне: «Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодье».

20—Гора Белуха

Особенно восхитила Рериха гора Белуха не одной своей высотой (4506 м). Поразила его легенда о том, что внутри Белухи существует древняя галерея, по которой можно подняться на вершину горы. Последними же хранителями тайны этой сокровенной были… русские старообрядцы, с которыми общался Рерих. Так что воистину фраза Рериха: «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной всей Азии».

21—Н. Рерих в «Сердце Азии»

«Самым дальним в истории этих путешествий оказался поход под руководством братьев Бобровых – Семена и Хрисанфа. Староверы выступили из Бухтарминской долины с семьями. Ехали верхом, были вооружены, везли с собой товары для обмена. Перейдя Нарымский хребет, взяли курс на реку Черный Иртыш.

Вот некоторые, сведения от Г.Н.Коновалова, одного из наиболее передовых кержаков деревни Печей, о хождении его деда на Беловодье вместе с другими двумя братьями в числе большой группы беловодцев. По этим сведениям, беловодцы ходили в Китай, направляясь через Зайсан на Чёрный Иртыш, оттуда в глубину Китая. Китайцы их ловили как беспаспортных и направляли обратно. Ходили также в Афганистан и в Индию немного не доходили до Калькутты.

22—Река Чёрный Иртыш –Китай

Ещё в 30-х годах намечалась тяга наиболее предприимчивых старообрядцев на восток, в целях отыскания епископов дониконовского благочестия. После последней попытки иноков Павла и Алимпия в 1844 году, побывавших в Сирии, Иерусалиме, Египте и не нашедших нигде чистой веры, эти поиски до некоторой степени теряют свою остроту, и внимание старообрядцев обращается на Белую Криницу, селение, образовавшееся в 1783 году.

23—Алексей Белослюдов

А.Н.Белослюдовым записан рассказ об этом путешествии, с приложением даже маршрутной карты, составленной самим стариком Ассоном без всякого знания географии, и, конечно, с внесением целого ряда субъективных представлений о расстояниях и положении тех или иных пунктов.
Белослюдов Алексей Николаевич (1887-1939) — краевед, учитель.

Алексей Николаевич Белослюдов родился 16 марта 1887 года в городе Семипалатинске в семье небогатого чиновника из сибирских казаков. Окончил 7 классов Семипалатинской мужской гимназии Алексей Николаевич много занимался самообразованием и в 1908 году сдал экзамены на звание учителя начальной школе.

Деревня Быково располагалась в Бухтарминской долине. Сюда в 1913 году приехал учительствовать Алексей Николаевич Белослюдов. Он был очарован богатством природы края. Алексей Николаевич услышал и записал множество рассказов особенно он любил слушать старейшего жителя деревни Федора Первова.

24—Группа кержаков у входа в избу. Деревня Быкова

Самому Ассону было всего 12 лет, когда он вместе с остальными кержаками в числе 130 человек отправился на Беловодье под предводительством его отца Емельяна, не раз бывшего в Монголии и знавшего китайский, монгольский и маньчжурский языки. В описании, данном А.Н.Белослюдовым, рассказывается только о путешествии жителей деревни Белой.

39—Алексей Белослюдов — В поисках Беловодья

По словам Данилы Петровича, беловодцы отправились семьями “аргышем большим”, то есть большой толпой, с жёнами и детьми, захватив с собою старые книги и иконы; на коней навьючили пропитание, сколько могли увезти с собой, и пошли на восток, через китайские земли.
С Бухтармы вышли в июле. Шли сначала по знакомому для предприимчивых кержаков торговому тракту на город Кобдо, далее по озеру и реки Кара-Уссу на город Улясутой. Китайские власти встречали их хорошо: препятствий не чинили, кормили, снабжали провиантом и давали проводников.

25—Семейство староверов Атамановых

Далее уже пошли места незнакомые. Через три месяца пути по степям Монголии, когда путники уже устали от долгого пути и потеряли надежду прийти в обетованную землю — среди них начались несогласия; часть решила вернуться назад: начались споры между отчаявшимися и упорными, вплоть до драк.
Большая часть, потеряв в пути многих своих членов, умерших от истощения и болезней, растратив всё, что имела, вернулась назад. Небольшая же кучка отправилась дальше; трое из них добрались до Пекина и некоторое время жили там, а затем вернулись на Бухтарму.

26—Старообрядцы

Дальше они и не пошли. «Но немного им и осталось дойти-то», говорит Данила Петрович. Дальше идёт море глубокое, и на том его берегу стоит крепость страшная, и живут в ней праведники, сохранившие веру истинную, бежавшие от бергальства, от солдатства. Попасть к ним можно, перейдя это море.

В середине XIX столетия в 1870—1890-х годах явился на Руси некий человек Аркадий Беловодский,, который во всеуслышание объявил себя “епископом Беловодского ставления; были у него и документы: ставленая грамота за собственноручным подписом “смиренного патриарха Славяно-беловодского, Камбайского, Англо-индийского, Ост-Индии, Юст-Индии, и Фест-Индии, и Африки, и Америки, и земли Хил, Магелланские земли, и Бразилии и Абиссинии”. «Архиепископ Всея Руси и Сибири»

27—Грамота Аркадия Беловодского

Аркадий, якобы поставленный на служение беловодским патриархом и собором епископов, в миру был сыном коллежского асессора Антоном Савельевичем Пикульским. С 1870 по 1890е гг. энергичному Пикульскому пришлось пережить три ареста. Сроки, которые назначались окружными судами за «присвоение чужого звания»

Доверие старообрядцев к «беловодскому Владыке» было практически безграничным. Аркадий разъезжал по уральским губерниям. Северной и Центральной России он рукополагал священников и вступал в полемику с представителями Белокриницкой иерархии.

28—Юго-Камский завод

Со слов-то этого епископа Аркадия и были получены точные сведения о том, где именно находится эта блаженная страна; вот что он повествовал: Есть на востоке, к южной стороне за Магеллановым проливом, а к западной стороне — за Тихим морем Славяно-беловодское царство, земля Патагонов, в котором живут царь и патриарх.

Вера у них греческого закона, православного, ассирийского или просто сирского языка, царь там христианский, в то время был Григорий Владимирович, царицу же звали Глафира Осиповна. А патриарха же звали Мелетий. Город по-ихнему названию Беловодскому — Трапезанцунсик, а по-русски перевести, значит — Банкон или Левек. Ересей и расколов, как в России, там нету, обману, грабежу и лжи нет же, но во всих — едина любовь.

29—То самое Беловодье, та самая страна

Туда-то и была отправлена в 1898 году экспедиция из уральских казаков-староверов. В депутацию вошли — урядник Рубеженской станицы Бонифатий Данилович Максимычев, Онисим Ворсонофьевич Барышников, Григорий Терентьевич Хохлов; от ревнителей древнего благочестия было им отпущено 2.500 рублей на путевые расходы, да город Уральск прибавил 100.

Выехали они 22 мая из Одессы и скоро были в Константинополе, где чуть-чуть не засыпались, потому что везли с собой, как люди военные, для-ради дальнего пути револьверы и патроны; с трудом высвободил их русский консул.
Как водится, нанесли наши казаки визит патриарху Константинопольскому по своим раскольничьим делам.

Напрасно наши казаки расспрашивали и какого-то русского фармацевта, торгующего в Сайгоне, и русского консула — никто ничего про страну истинного благочестия — Беловодье — сообщить им так и не мог. Не нашли они этой страны! Только одно их там весьма заинтересовало — изображение Майтрейи — так называемого “Грядущего Будды”, у которого оказались пальцы сложены для двуперстного знамения… И через Китай, где обратили внимание на “белые воды реки Кианги”, затем через Японию и Владивосток вернулись домой.

30—Алтай

Прародина

Само слово «Беловодье» предполагает наличие белой воды или белой реки. В х Арийском жреческом письме этому понятию соответствовал образ одной руны — «Ирий» — белая, чистая вода.

31—Руна Ирий

В настоящее время, Беловодье многие помещают то в Тибете, то в Шамбале, — дескать, там протекают горные реки, имеющие белый цвет. К тому же Тибет — это горная, восточная страна. В то же время, многие считают, что центр Белого Братства располагается в Шамбале, а само понятие «Белое Братство» проистекает от степени чистоты духовных устремлений.

Отдельные авторы отождествляют с Беловодьем прародину ариев-славян.
В некоторых духовных источниках она называется, как Пятиречье или Семиречье. Пятиречье и Беловодье синонимы, указывающие на одну и ту же территорию. Пятиречье — земля, омываемая реками Ирий (Иртыш), Обь, Енисей, Ангара и Лена.
Арии-славяне, роды Расы Великой Позднее расселились по рекам Ишим и Тобол.

32—Семиречье

Пятиречье имело и другое название — земля Свята Расы. Свята Расы каждый год укрывалась Белым Плащом Марены — снежным покровом. Естественно, Пятиречье в холодный период покрывались льдом и становилось Семиречьем, а по весне, во время ледохода, они в прямом смысле превращались в Белые реки, — шла шуга.

33—Асгард

В Беловодье стоял город Богов — Асгард. Этот же источник указывает на то, что Асгард находился на восток от Танаквисля (реки Дон) и в городе Богов находилось большое Капище. По древнему обычаю, главенствующее положение в Асгарде занимали Боги-Жрецы.
Из Древнерусского источника известно, что Великое Капище имело высоту, от основания, в тысячу аршин и представлял собой громадную пирамиду в центре, окруженную строением в виде девятиконечной звезды Инглии.

34—Омск

Если обратиться к летописям Древнерусской церкви, то можно обнаружить следующее свидетельство. «В лето 5028 от первого переселения из Даарии в Рассению, в праздник трех лун, месяца тайлет, девятого дня 102 года круголета на слиянии Ирия и Оми был построен Асгард Ирийский». Согласно тем же летописям, Асгард Ирийский был разрушен ордами джунгар в лето 7038 от Сотворения Мира.

Ером в итоге с большой долей вероятности стоял на месте нынешнего Омска. Кулемой (Кулембой) в конце 17-го начале 18-го века на картах обозначали будущий Омск. Беловодье оказалось югозападнее Омска.
Уже можно сделать вывод, что Беловодье стояло на слиянии рек Камышловка и Иртыш. Интересны названия Камышловки на карте и что они значат. Например, те же Итик или Ишин.

35—Беловодье стояло на слиянии рек Камышловки и Иртыша

Так как все-таки связаны Иртыш и Ишим? Они связаны как ни странно этой самой рекой — Камышловкой.
Русло Камышловки сохранилось не только у Иртыша, но и частично у Ишима.

36— Лукоморье

По мнению исследователя Алтая М. Ф. Розена 1902-1992 год. Камышловка не последнее место занимает и в рассказе о Лукоморье. Соответствуя левому притоку Иртыша. А исследователь Герберштейн отождествлял Лукоморские горы с западными склонами Сибирских увалов, которые носят название Белогорье.
В ранних западноевропейских картах «Lucomoria» обозначала территорию, прилегающую к правому восточному берегу Обской губы.

В «Записках о Московии» Сигизмунд Герберштейн утверждал, что Лукоморье расположено «в горах по ту сторону Оби»: «…а из Лукоморских гор вытекает река Коссин… Вместе с этой рекой берет начало другая река Кассима, и протекши через Лукоморию, впадает в большую реку Тахнин». Данное описание по мнению М. Ф. Розена соответствует правобережью Оби напротив устья Иртыша — рекам Казым и Назым.

И по сей день, на земле Свята Расы живут общины староверов-инглингов, исповедующие Святую Веру, в той чистоте, что оставили нам Предки.

Славянский рай – Ирий – впервые появляется на страницах «Поучения» Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесныя изъ ирья идут, и первѣе въ наши руцѣ, и не ставятся на одиной земли, но и силныя и худыя идут по всѣмъ землямъ Божиимь повелѣньемь, да наполнятся лѣси и поля».

40—Перелётные птицы

Под Ирием подразумевалась страна, куда на зиму улетают птицы – это волшебный край без холодов, где прячется во время заморозков вся природа. Страна эта считалась или подземной, и в ней жили змеи, или очень удаленной от Руси, находящейся за горами и лесами – в нее летели птицы. Ирий по преданию открывался ключами, хранящимися у одной из птиц – по разным версиям, кукушки, вороны или жаворонка.

41— Перелётные птицы

Попасть в Ирий можно было и через омут или водоворот, а помимо перелетных птиц и змей, издавна считавшихся в индоевропейских поверьях животными-символами потустороннего мира, в Ирии также жили души умерших. С представлениями об Ирии был связан и магический ритуал захоронения крыла птицы в начале осени.

42—Трескин притор» на реке Бухтарме

Верили ли в Древней Руси в Беловодье?
Ответ однозначный – да. Об этом свидетельствуют хотя бы памятники древнерусской письменности и литература средних веков: “Хождение Зосимы к брахманам”, “Слово о видении апостола Павла”, “Сказание об Индийском царстве” и др.

43—Гиперборея

В XIV в. новгородский архиепископ Василий в своем послании владыке Тверскому Феодору обстоятельно и красноречиво доказывает, что «рай на востоке, созданный Адама ради, не погиб».

Страна, воплощение мечтаний народных о земле всеобщего богатства и счастья, где текут молочные реки и лежат кисельные берега. Название это произошло от белых животворных ручьев, текущих из вымени небесной Коровы Земун, согласно «Велесовой книге» вскормившей всех людей. Это другое наименование Ирия-рая.

Не менее удивительные места находятся и в Березане – некой райской местности, не то острове, не то горе. Там растет «вниз ветвями и вверх корнями» солнечная береза.
Можно найти счастье, если побывать и на блаженных островах Макарийских.
Здесь реки медовые и молочные, берега у них кисельные, точно, как в раю-Ирии! Это некая круглая равнина, омываемая со всех сторон рекой-океаном.

Старинная «Книга, глаголемая Козмография» сообщает нам, что находится «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; залетают на сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс.

Верить или не верить в Беловодье личное дело каждого.
Но стремление людей к счастью, добру, справедливости неискоренимо пока жив род человеческий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *