Если лететь на самолёте над Маннарским заливом между Индией и Шри-Ланкой- Цейлоном, то невозможно не заметить находящуюся буквально у самой поверхности странную вереницу отмелей и островков протяжённостью 48 километров, которые, соединяют остров и континент. То же самое в 2003 году зафиксировал спутник NASA. На снимках был виден древний и доселе неизвестный мост.
1—- Мост Адама
Отмель эту мусульмане называют мостом Адама, а индуисты — мостом Рамы.
Мусульманское название связано с тем, что изгнанный из рая Адам сошел на землю именно на Цейлоне. А на континент, в Индию, он перешел по этой странной отмели, столь похожей на мост.
Индуисты считают, что это рукотворный мост, построенный в незапамятные времена по приказу императора Рамы войском обезьян.
2—- Адамов Мост
Так почему обычный мост вызывает столько интереса и споров. Дело в том, что само его образование кажется исследователям неестественным. Подробный анализ структуры моста показал, что невысокий подводный «хребет» действительно возник неожиданно. Этот «хребет» представляет собой скопление валунов размером 1,5 на 2 метра, состоящих из известкового камня, песка и коралла. Более того, эти валуны лежат на морском песке, а толщина песочного грунта составляет от трех до пяти метров и только лишь потом начинается твердый грунт.
3—- Батиметрия пролив Полкский, показывающая глубину воды в метрах.
По сути, вдруг без видимых причин произошло резкое поднятие дна с глубины 12 метров до одного метра, и, что самое интересное, было установлено, что эти участки суши не поднимались в результате каких-либо геологических процессов.
4—- Древнейший мост Рамы Адамов мост
5—-Основание моста обработанные валуны
Это примечательное возвышение песчаного морского дна. Собственно, мост протянулся от острова Памбан другое его название Рамешварам — место Бога Рамы на юго-западном побережье штата Тамилнаду в Индии до ланкийского острова Маннар у северо-западного побережья Шри-Ланки. И только пролив между мысом Рамнад и островом Рамесварам, так называемый проход Памбан, доступен для небольших судов. Параллельно цепочке моста проходит сейчас паромная железнодорожная переправа.
6—- Карта-схема Адамова моста
Мост, как будто делит Индийский океан на два разных участка. С северо-восточной стороны находится неспокойный Полкский пролив с периодическими штормами и циклонами. С юго-западной — очень спокойный Манарский залив. Старинное место ловцов жемчуга с чистейшей водой изумрудного цвета. Даже структура воды по обе стороны моста визуально отличается. Со стороны Бенгальского залива вода из-за взвеси мутновато-сероватого оттенка, со стороны Манарского залива, несмотря на волны, вода прозрачно-бирюзовая.
Все во многом уже привыкли к тому, что за легендами и мифами часто скрыты реальность и давно перевернутые страницы прошлого нашей планеты.
7—- Фотография со спутника НАСА Индия вверху, Шри-Ланка внизу
8—- Изображение моста Адама со спутника Landsat 5
Индийская газета «Хиндустан тайме» сообщала, что полученные американскими спутниками изображения служат доказательством реальности индийских сказаний, и что события, о которых повествует Рамаяна, в том числе строительство моста Рамы, действительно имели место.
Прямолинейный и упорядоченный характер укладки также свидетельствует в пользу того, что эти валуны были кем-то принесены и уложены в дамбу.
9—- Адамов мост у острова Рамешварам
10— Адамов мост у острова Рамешварам
Странным, конечно, кажется то, что мост имеет просто непомерную ширину для переправы войск, да и чего бы то ни было еще. Но это по современным меркам.
Длина моста составляет без малого 48 километров, ширина его колеблется в пределах примерно от 1,5 до 4 километров, глубина морского дна вокруг сооружения — 10-12 метров.
Впрочем, если верить в гипотезу, что Шри-Ланка (Цейлон) когда-то была частью материка Лемурии, то этот таинственный мост могли построить и лемурийцы, которые также были гигантского роста. И возможно Rama Sethu — циклопическая дамба, построена исчезнувшей цивилизацией.
В любом случае пока еще не все тайны моста Рамы можно считать раскрытыми.
11— Мост Рамы у острова Маннар, Шри-Ланка
12— Мост Рамы у острова Маннар, Шри-Ланка
Легенды говорят, что его строили воины-обезьяны, которые были исполинского роста. Высота этих исполинов была — 8 метров! Но, глядя на этот мост, невольно начинаешь в это верить — такую ширину для нас с вами нет смысла строить. Но для людей восьмиметрового роста, при этом обладающих каким-то вооружением, наверное, появляется логика в ширине этого моста.
По мосту можно пройти, и сейчас находясь в воде примерно по пояс, и проплыть на маленьких лодках глубоководный только проход Памбан.
13— Мост Адама Шри Ланка
14— Мост Адама Шри Ланка
Немногим решившимся на подобный переход путешественникам приходится здесь использовать все свое умение плавать. Тем, кто в этом не силен, по мосту лучше вовсе не ходить — сильное течение через Памбан норовит снести в открытое море.
В 18 км юго-восточнее Рамешварама на длинной песчаной косе некогда стоял город Дханушкоди, который в 1964 году был полностью разрушен циклоном. После циклона уцелел только один храм Котхандарасвами, возле которого часть врагов Рамы сдались ему в плен. С этого места начинается Мост Рамы.
Согласно старинным картам, мост был пешеходным и полностью находился над водой, и люди ходили по нему из Индии в Шри-Ланку, что подтверждает древняя карта Птолемея.
15— Мост Рамы на древней карте Цейлона из атласа Птолемея
По старинным арабским и португальским картам, Рамасету был проходимым вплоть до конца XV столетия. В конце XV века. В 1480 году нашей эры в результате сильного тайфуна и последующего за ним цунами вызванного землетрясением морской мост был разрушен. Последний серьёзный урон образованию был отмечен в 1964 году. Однако португальцы и англичане по-прежнему обозначали его на картах как искусственное сооружение, дамба или мост.
16— Древнейший мост Рамы Адамов мост
В атласе Шварцберга на карте Индии периода 1290–1390 годов новой эры мост Рамы упоминается как Setubandha Искусственная набережная, в течение многих веков он был хорошо известен географам и путешественникам, и даже Марко Поло 1254–1324 годах описал его в своей книге IL MILIONE Миллион.
Вернёмся к легендам. В тамильском варианте «Рамаяны» Священной дамбе посвящена целая глава. Упоминание о строительстве моста Рамы находится не только в «Рамаяне», но и во всех Пуранах индийских священных книгах и в «Махабхарате».
17— Сцена из Рамаяны, на которой ванары изображены строящими мост на Ланку.
Брахманы называют Адамов Мост Мостом Рамы или Мостом Налы. Согласно индийскому эпосу «Рамаяна», он был сооружён по приказу принца Рамы. Строительство велось под руководством Налы — сына божественного зодчего Вишвакармана — силами подданных и союзников Рамы, включая и благодаря армии союзников ванар — расы разумных обезьян. По Мосту войска Рамы переправились на Шри-Ланку для сражения с её правителем — демоном Раваной, похитившим возлюбленную Рамы, Ситу. Спецоперация увенчалась успехом.
Сам мост строился под предводительством Ханумана. Хануман – чтимое в индуизме обезьяноподобное божество. Главный герой древнеиндийского эпоса Рамаяна и её различных версий.
18— Мост Налы, был построен по приказу императора Рамы. А основной рабочей силой были гигантские п обезьяны
«По велению Рамы обезьяны принялись носить брёвна и камни для моста. Одни таскали брёвна, другие – камни, третьи плотничали. В первый день было построено четырнадцать лиг, на пятый день мост был закончен. Он вышел широким и прочным. Обезьянье войско переправилось через океан, Раму и Лакшману перенесли на себе Сугрива и Ангада. Шествуя по мосту, обезьяны прыгали, взмывали в воздух, и крики их заглушали рёв океана…»
19—Более подробная, но уже и более мифическая история создания моста описывается в индийской культуре, а точнее в эпосе Рамаяна
Трактовки этого события разные, но смысл вообще-то один.
В эпосе Рамаяна. Практически в середине повествования начинается описание о том, как Рамачандра — царевич столицы легендарного царства Кошала Айодхьи — начинает строить этот самый мост. Согласно древнему эпосу, возлюбленную Рамы тайно похитил правитель Ланки. Препятствием стал океан. Рамачандра обратился к богу океана, который пообещал, что какие бы предметы не были брошены ими в море, он поможет им устоять. Ответ стал решением и началось строительство. Говорится, что миллионная армия царевича носила на своих плечах и головах, горы и скалы.
По преданиям, уже через пять дней мост был готов.
По мусульманской легенде, по этим отмелям Адам, направляясь к Еве в район современного города Джидда, перешёл со Шри-Ланки на континент после изгнания из Рая и падения на Шрипаду. Бог поселил его на острове Цейлон
20—Изгнание Адама и Евы из рая. Ангел прогоняет пару.
Пик Адама Шрипада — гора высотой 2243 метра на острове Шри-Ланка. Является священным местом для представителей почти всех религий. Пик Адама. Ланкийцы верят, что, если вы поднимаетесь на Пик, держа в сердце, какое-либо желание, оно обязательно сбудется.
Согласно исламскому преданию, рай находился именно на Шри-Ланке, где проживали Адам с Евой (Хаввой), которых после грехопадения изгнал Бог. Изгнанники вынуждены были бежать с острова, а точнее полуострова, на континент по морскому мосту, отчего у верующих он и получил название «Адамов мост»: Согласно истории арабов, мосту, который якобы буквально поднялся со дна. В доказательство этого они приводят отпечаток ступни Адама, оставшийся на вершине горы — «Пике Адама». Официально эти названия были зафиксированы Выдающийся британским географом майором Джеймсом Реннелем, который обследовал регион молодым офицером в конце 18 века. В 1804 году британские картографы официально закрепили мифологический топоним на картах.
21—След стопы Адама Шри Ланка
Вопросов, много. Один из таких вопросов — это возраст моста. Исходя из легенд, одни индуистские теологи говорят о том, что мосту Рамы миллион лет, другие приводят более скромный возраст — 20 тысяч лет. Индийская академическая наука предложила свой вариант — 3500 лет, очевидно, увязывая строительство с арийским завоеванием Индии. Однако при множестве неясностей очевидно то, что мост Рамы действительно является искусственным, рукотворным сооружением.
22—Адамов мост и Мост Рамы
23—Адамов мост и Мост Рамы
Геологическая служба Индии (GSI) исследовала всю структуру моста Рамы. В районе моста было пробурено 100 скважин, пробы грунта из которых были тщательно изучены. Было проведено магнитное и батиметрическое сканирование. В результате исследований было выявлено, что невысокий подводный хребет (мост) шириной от 1,6 до 4 км представляет собой аномалию, поскольку неожиданно возникает от стороны Бенгальского залива.
Хребет представляет собой скопление валунов размером 1,5х2,5 м правильной формы, состоящих из известкового камня, песка и коралла. Эти валуны лежат на морском песке, толщина которого составляет от 3 до 5 м. и лишь потом начинается твёрдый грунт. Присутствие свободного песка ниже валунов, очевидно, указывает на то, что хребет не является естественным образованием, а положен сверху на песчаный грунт.
Прямолинейный и упорядоченный характер укладки также говорит о том, что эти валуны были кем-то принесены и уложены в дамбу.
Конечно, сторонники данной концепции не считают, что наземный переход соорудили обезьяны, похожие на людей. Есть предположение, что в 4-3-ем тысячелетии до нашей эры древней цивилизации, обитавшей на полуострове Индостан, пришлось бежать на соседнюю территорию из-за натиска завоевателей; с этой целью они и соорудили переправу.
24—Рыбацкая деревня у Моста Рамы.
25—Плакат на берегу
Профессор С. Рамасами из Центра дистанционного зондирования (CRS), опираясь на радиоуглеродный анализ, отмечает, что Адамов мост может быть еще моложе — 2 тысячи лет до нашей эры.
Некоторые, геологи из GSI профессор С. Бадринараян, проведя ряд исследований, пришёл к выводу, что возраст перешейка составляет около 125 тысяч лет. При этом он сделал заключение, что Мост Рамы — природный объект, к образованию которого привело сочетание различных процессов, происходивших в этом месте тектонические движения, изменения положения уровня моря, ветровая активность, волновое воздействие и др.
Как бы то ни было, а споры в научных кругах по поводу происхождения Адамова моста идут до сих пор. Исследования продолжаются, и их выводы, как видно, довольно противоречивы.
Дискуссия о том, естественный мост или искусственный, разгорелась после того, как правительство Индии в 2001 году решило разрушить мост и сделать Полкский пролив судоходным, что позволит экономить 30 часов плавания вокруг островов (примерно 400 км пути). Канал здесь предложил провести ещё в 1850 году англичанин, командор Тэйлор, а в 1955 году
этот план хотел осуществить Джавахарлал Неру.
Но священные места своего же народа разрушать как-то неэтично, поэтому правительство Индии в Верховном суде Индии заявило, что нет никаких исторических доказательств строительства моста Рамой («Рамаяна», хоть и священная книга, но, разумеется, не в счёт).
26—Новая судоходная магистраль
В настоящее время правительством Индии разработан проект по углублению судоходной части пролива между Индией и Шри-Ланкой, что позволит экономить до 30 часов плавания судов вокруг острова (около 400 км). Противники проекта сформировали движение за сохранение Рамасету как исторического наследия страны.
Большие суда и поныне вынуждены ходить вокруг Шри-Ланки, на что уходит лишних 800 километров, что составляет 30 часов пути.
27—Предлагаемые маршруты канала Сетусамудрам
Известные мировые события, и ослабление международных связей, подтолкнуло Индию создать аналог Таможенного союза. Так, между Индией, Бангладеш, Бутаном и Непалом было подписано транспортное соглашение. Приглашают в данный клуб и Шри-Ланку, у которой наблюдается падение экономических показателей, но при этом сопротивляющейся строительству моста под предлогом рисков нарастания потоков контрабанды.
Идея строительства моста похожа на теннисный мяч, который летит из Шри-Ланки, выражающей готовность приступить к переговорам, в Индию, где предложение пропускает мимо ушей. Потом руководство сменяются и тогда уже в Индии переживают о Мосте процветания.
28—Карта Индия-остров Памбан.
29—Остров Памбан
Пока в Шри-Ланке думают, Индия с 2019 года проводит масштабную реконструкцию морского моста Памбан, построенного ещё в 1914 году и по сути являющегося первой очередью пути к островному государству.
30—Мост Памбан Индия
31—Железнодорожный морской мост Памбан. Параллельно ему протянулся относительно новый автомобильный мост имени Индиры Ганди постройки 1988 года
27 марта 2007 года, как раз в день рождения Рамы, группа международных общественных организаций начала кампанию Save Ram Sethu — «Спасите мост Рамы». Поскольку для индусов мост Рамы — живое доказательство их древней истории, начавшееся строительство затронуло чувства миллионов верующих.
Противники строительства также заявляют, что разрушение моста затронет всю местную экосистему. С северо-восточной стороны моста — бурный и опасный Полкский залив со штормами и циклонами. С юго-западной стороны — спокойный Манарский залив с чистейшей водой изумрудного цвета. Мост Рамы разделяет эти два разных залива и смягчает страшные последствия циклонов и цунами: по мнению учёных, цунами, обрушившийся на Индию и унесший десятки тысяч жизней в 2004 году был значительно ослаблен мостом Рамы, в противном случае жертв было бы ещё больше. Под воззванием SaveRamSethu подписались тысячи людей.
Настоящие страсти по поводу строительства канала разгорелись, когда для этого была сформирована корпорация «Сетуса-мудрам». Она даже принялась за строительные работы на месте будущего канала, но по неведомым причинам часть земснарядов была возвращена в порт из-за поломок, в том числе зубьев ковшей. Неожиданный шторм разметал задействованные в строительстве суда и не дал продолжить работы. Верующие индуисты сразу заявили, что это царь обезьян Хануман охраняет свое творение.