Загадочная гибель линкора Новороссийск

29 октября 1955 года, в Северной бухте Севастополя при таинственных обстоятельствах. По мистическому стечению событий через 39 лет и девять дней после гибели линкора «Императрица Мария», 20 октября 1916 года на том же самом месте. После мощного взрыва перевернулся и затонул флагман Черноморского флота линейный корабль линкор «Новороссийск». До сих пор нет однозначного ответа о причинах обеих октябрьских катастроф. Часть первая.

Джулио Чезаре-Юлий Цезарь

Если линкор «Императрица Мария», был построен в Российской империи на верфях Николаева, то линкор «Новороссийск» под именем «Джулио Чезаре» «Юлий Цезарь» был заложен 24 июня 1910 года в Генуе и 14 мая 1914 года вошел в состав итальянского флота. На момент катастрофы Линкору «Новороссийск» исполнилось сорок четыре года.

1—-Город Генуя в Италии

Эта история началась 27 июня 1909 года, когда Италия решила провести модернизацию боевого флота. Так в 1910 году в Генуе были заложены три линкора будущие «Леонардо да Винчи», «Конте ди Кавур» и «Джулио Чезаре», который изначально и подразумевался как флагманский корабль.

2—-Джулио Чезаре на стапеле, 11 ноября 1910 года

3—-Дредноут Джулио Чезаре на стапеле, 1911 год

Строительство «Чезаре» закончили в конце ноября 1913 года, и до официального ввода в строй он проходил различные испытания.
Италия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты.
На момент объявления войны 24 мая 1915 года все дредноуты типа «Чезаре» находились в главной базе Таранто. Командиром «Чезаре» был капитан 1 ранга Лобетти.

4—-Спуск на воду в Генуе, верфи Ансальдо. 15 октября 1911 года

5—-Джулио Чезаре в достройке, Генуя осень 1913 года

Линкоры в Таранто находились в трехчасовой готовности, проводя в заливе эволюции и стрельбы. Их главной задачей был бой с дредноутами противника. Ни в каком другом случае рисковать ими не разрешалось.
Италия всерьёз рассчитывала на новые линкоры в грядущей Первой мировой войне. В 1916 году корабль перевели к берегам Корфу, в декабре 1917 – в южную часть Адриатики. За Первую мировую поход корабля состоял из 31 часа на боевых заданиях и 387 часов на учениях, ни одного столкновения с противником. К концу войны он вернулся в Таранто.

6—-GiulioCesare1914 год

7—-Джулио Чезаре в 1917 году

В период между войнами «Джулио Чезаре», оставаясь гордостью итальянского флота, активно совершенствовался и дорабатывался. В 1922 году ему изменили фок-мачту, в 1925 – систему управления огнём и установили катапульту для гидросамолётов. Наибольшие преобразования корабль претерпел в 30-х годах во время капитального ремонта.

8—-Джулио Чезаре, построение команды на корме 1925-1926 годы

9—-Джулио Чезаре на маневрах, 1926 год

В 1933–1937 годах линкор прошел модернизацию. Толщина брони пояса линкора составляла 247 мм в цитадели и 127 мм на оконечностях. Толщина брони башен главного калибра: бок – 220 мм, крыша – 240 мм. Теперь полное водоизмещение корабля достигло 29 тыс. тонн, а скорость хода составляла 27,8 узла. В результате модернизации основной калибр был рассверлён до 320 мм.

10—Линейный корабль «Джулио Чезаре» после модернизации. 1937 год.

11—Джулио Чезаре в Таранто, октябрь 1937 года

Во вторую мировую войну Италия вступила на стороне Германии.
Первый бой итальянский линкор провёл в начале Второй мировой войны. 6 июля 1940 года у мыса Пунта Стило. «Чезаре» вступил в перестрелку с флагманом британской эскадры линкором «Уорспайт». Получил попадание 381-мм снаряда возник пожар, погибло 115 членов экипажа, были разрушены лёгкие орудия и повреждены четыре котла. Кораблю пришлось отступать.

12—Джулио Чезаре в бою у Пунта Стило

13—Повреждения надстроек Джулио Чезаре от попадания 381-мм снарядов с линкора Уорспайт в бою 9 июля 1940 года

В ноябре 1940 года британская авиация атаковала итальянские линкоры в гавани Таранто, в результате чего «Чезаре» был переведён сначала в Неаполь.
Ночью 8—9 января 1941 года английская авиация с Мальты и греческих баз произвела налёт на Неаполь. Стоявший там «Чезаре» получил повреждения от близких разрывов трёх бомб и в сопровождении «Венето» ушёл в Специю на месячный ремонт.

14—Giulio Cesare в 1940 году

9 февраля 1941 года «Чезаре» в составе эскадры вышел на перехват британского флота, обстрелявшего Геную, но безрезультатно.
К августу в Италии начались перебои с поставкой топлива и к операциям на море стали привлекать только новые линкоры. В бой же им разрешалось вступать только при заметном преимуществе. Однако к концу 1941 года, когда кораблей для прикрытия конвоев стало не хватать, «Чезаре» пришлось совершить два выхода в море.

15—37-мм спаренные автоматические установки на Джулио Чезаре, май 1941 года

3—5 января 1942 года «Чезаре» вышел в последний боевой поход, прикрывая конвой в Северную Африку, после чего был выведен из действующего флота. Помимо нехватки топлива выяснилось, что из-за недостатков конструкции линкор мог погибнуть от одного торпедного попадания. Использовать его в условиях господства союзной авиации в воздухе было рискованно. Большую часть экипажа списали на другие корабли.

16—Giulio Cesare

В 1942 году стало понятно, что 30-летний корабль безнадёжно устарел. Он не был способен противостоять вражеской авиации.
До конца войны линкор оставался в гавани, служа в качестве плавучей казармы. Всего за кампанию 1940—1943 годов «Чезаре» совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль за 912 ходовых часов, израсходовав 12 697 т нефти.
Италия капитулировала в 1943 году. Итальянский флот был поделён между странами-победителями. СССР претендовал на новые линкоры, Но вместо линкора типа «Литторио» постройки второй половины 30-х годов СССР был передан только старый «Джулио Чезаре». Учитывая возраст корабля, советское командование решило использовать его для подготовки экипажей. Что касается более новых линкоров, они были возвращены Италии в рамках партнёрства по НАТО.

17—Италия город Таранто

Сразу получить корабль не удалось, поэтому англичане временно передали СССР свой старый дредноут «Royal Sovereign», получивший в советском флоте название «Архангельск». В 1948 году, после того, как «Чезаре» отправился в советский порт, «Архангельск» был возвращён Англии для разделки на металлолом.

Хотя к концу войны в строю из советских тяжёлых кораблей оставались лишь два старых линкора — «Севастополь» и «Октябрьская революция», — СССР всё ещё имел амбициозные планы по строительству линейных кораблей, и для подготовки экипажей планировалось использовать «Чезаре».

18—Таранто, 1948 год. Одна из последних фотографий линкора под итальянским флагом

9 декабря 1948 года «Чезаре» покинул ВМБ Таранто и перешёл в Аугусту, откуда 15 декабря направился в албанский порт Валона. Там 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора, советской комиссии во главе с адмиралом Г. И. Левченко.

Владимир Макарович Бондаренко, рассказывал, что он был в той самой первой команде, которая в начале февраля 1949 года принимала корабль от англичан в Албании:
«Наглые, бесцеремонные, пытались нас не пускать в некоторые места на корабле. Пришлось, конечно, поучить их маленько. Корабль был в ужасном состоянии. Нам даже кушать негде было — камбуз как таковой отсутствовал».

6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года бывшая гордость итальянского флота линкор «Джулио Цезаре» был переименован в «Новороссийск».

Характеристики

Назван в честь Гай Юлий Цезарь и Новороссийск
Класс и тип судна Линкор типа «Конте ди Кавур»
Порт приписки Севастополь
Организация Черноморский флот
Изготовитель
верфь «Ансальдо», Генуя
Строительство начато 24 июня 1910
Спущен на воду
15 октября 1911 (закончен 14 мая 1914)
Введён в эксплуатацию 7 июня 1914
Выведен из состава флота 18 мая 1928 (Италия)
29 октября 1955 (СССР)
Статус затонул в результате взрыва 29 октября 1955
Основные характеристики
Водоизмещение
Джулио Чезаре: 23 088 т (стандартное), 25 086 т (полное)
Новороссийск: 28 800 т (стандартное)
29 100 т (полное)
Длина Джулио Чезаре: 168,9 м (минимальная), 176,1 м (максимальная)
Новороссийск: 168,9 м (минимальная), 186,4 м (максимальная)
Ширина 28 м
Осадка
Джулио Чезаре: 9,4 м
Новороссийск: 10,4 м
Бронирование
Палуба: 111—135 мм
Башни: 240—280 мм
Барбеты: 220—240 мм
Рубка: 280 мм
Двигатели Джулио Чезаре: 20 котлов, 3 турбины Parsons
Новороссийск: 8 котлов, 3 турбины Parsons
Мощность
Джулио Чезаре: 31 000 л. с.
Новороссийск: 93 000 л. с.
Движитель
Джулио Чезаре: 4 винта
Новороссийск: 2 винта
Скорость хода
Джулио Чезаре: 21,5 узла
Новороссийск: 28 узлов
Дальность плавания
Джулио Чезаре: 4800 морских миль при 10 узлах
Новороссийск: 3100 морских миль при 20 узлах
Экипаж
от 1000 до 1236 человек
Вооружение
Артиллерия
Джулио Чезаре: 13 × 305-мм/46 корабельные пушки, 18 × 120-мм/50 корабельные пушки, 16 × 76-мм/50 корабельные пушки
Новороссийск: 10 × 320-мм/44 корабельные пушки, 12 × 120-мм/50 корабельные пушки, 8 × 100-мм/47 корабельные орудия
Зенитная артиллерия
Джулио Чезаре: 6 × 76-мм/40 орудия
Новороссийск (1948): 8 × 37-мм/54 орудия, 12 × 20-мм/65 орудия
Новороссийск (1953): 30 × 37-мм/67 орудия (12 сдвоенных, 6 одинарных)

Новороссийск

19—Севастополь

Корабль был принят в крайне запущенном состоянии. Поскольку с 1943 по 1948 год он стоял на приколе с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания.

Перед сдачей корабля итальянцы отремонтировали только электрику. Восстановление «Новороссийска» в Севастополе затруднялось тем, что в СССР практически не было специалистов, владеющих итальянским языком, на котором была составлена вся документация по кораблю.

20—Северная бухта

21—Линейный корабль Новороссийск в Северной бухте Севастополя, 1949 год

Более того, технические документы были предоставлены не в полном объёме.
В удовлетворительном состоянии находились основная часть вооружения, главная энергетическая установка и основные корпусные конструкции.

Условия жизни экипажа не соответствовали ни климатическим особенностям Черноморского региона, ни организации службы советского флота, поскольку при стоянке в базе итальянские экипажи жили в береговых казармах, а в плавании их рацион состоял из макарон, сухого вина и оливкового масла.

22—Линкор «Новороссийск» в севастопольской Северной бухте. Фото 1949 года

В холодное время, в особенности при минусовых температурах наружного воздуха, в кубриках под палубой полубака, не имевшей изоляции, личный состав находился под сплошным «дождём» от обильной конденсации влаги. Для отдыха служили двух- и трёхъярусные койки, размещённые буквально «впритык» друг к другу в проходных кубриках. В связи с бытовыми трудностями первоочередными ремонтно-восстановительными работами на линкоре явились оборудование камбуза для команды, изоляция жилых и служебных помещений, а также переоборудование части санузлов, умывальников и душевых.

23—«Новороссийск»

В середине мая 1949 года линкор поставили в Северный док Севастопольского морского завода. При этом специалисты были поражены как изяществом обводов подводной части, так и характером её обрастания. Интенсивно оброс ракушкой лишь район переменной ватерлинии, а остальная часть, покрытая пастой неустановленного состава, почти не обросла.

24—Новороссийск в Севастополе, 1949 год

25—Манёвры эскадры

Несмотря на трудности уже в июле 1949 года «Новороссийск» принял участие в манёврах эскадры в качестве флагмана. Естественно, что вооружение и системы управления огнём не соответствовали требованиям времени.
За шесть лет на корабле постепенно был выполнен значительный объём работ по ремонту, частичной замене и модернизации боевых и технических средств.

26—Экипаж

27— Экипаж

28— Экипаж

В ходе выполненных работ на линкоре установили советские зенитные автоматы 24 штуки 37-мм спаренных орудий В-11, шесть 37-мм автоматических пушек 70-К и радиолокационную станцию «Залп-М», переделали фок-мачту, модернизировали приборы управления стрельбой главного калибра, установили средства радиосвязи и внутрикорабельной связи, заменили аварийные дизель-генераторы, провели частичный ремонт главных и вспомогательных механизмов.

29— Экипаж

30— Экипаж

По требованию политуправления флота были демонтированы винопроводы, проведенные в каюты офицеров и старшин рядом с водопроводным краном, имелся краник, из которого можно было налить стаканчик сухого вина. Заменили итальянские турбины.
Установили новые турбины Харьковского турбинного завода
благодаря чему линкор показал скорость в 27 узлов.

31— Экипаж

32— Экипаж

33— Экипаж

Однако некоторые недостатки так и не были устранены вплоть до октября 1955 года.
В мае 1955 года «Новороссийск» вошёл в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. На тот момент, несмотря на преклонный возраст, это был самый сильный боевой корабль в СССР.

34— Линкор Новороссийск и танкер Фиолент, 1954 год

35— Линейный корабль Новороссийск в походе. Вид на башню орудий главного калибра

36—Орудие главного калибра

Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся из похода для участия в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя и занял место на бочке № 3 в районе Морского госпиталя примерно в 110 метрах от берега глубина 17 метров воды и около 30 метров вязкого ила.

37—Морские будни

38— Морские будни

39— На палубе линкора Новороссийск в Севастополе, начало 1950-х годов

40— На палубе Новороссийска, 1954 год

Швартовка прошла не штатно старпом, капитан 2-го ранга Г. А. Хуршудов, замещавший находившегося в отпуске командира корабля, проскочил нужное место на полкорпуса. После швартовки часть экипажа, включая временно исполняющего обязанности командира, убыла на берег. Старшим офицером остался помощник командира корабля З. Г. Сербулов.

41— Кавторанг Зосима Григорьевич Сербулов, оставшийся в ту ночь на корабле за старшего.

На борту оставались около полутора тысяч человек, включая новое пополнение и курсантов морских училищ. Согласно штатному расписанию, на линкоре находились 68 офицеров, 243 старшины, 1231 матрос. Из них 200 человек, курсанты морских училищ и солдаты, накануне прибывшие на линкор. Настроение у моряков было приподнятое: на следующий день намечались торжественные проводы в запас многих старшин и матросов. Вдобавок по субботам утренняя зарядка не проводилась, и экипаж рассчитывал, как следует выспаться.

После полуночи все спали, бодрствовали лишь вахтенные. Занятые в нарядах матросы наводили на палубах чистоту, дежурные мотористы и электрики проверяли исправность оборудования. Ничто не предвещало беды.

Взрыв

42—Севастопольская бухта

В 1 час 31 минуту 29 октября 1955 года под носовой частью линкора между первой и второй башнями и их погребами по правому борту произошел взрыв, эквивалентный 1000—1200 кг тротила, Взрыв произошёл возле Госпитальной стенки Севастопольской бухты.

43—Статьи в журналах

Взрыв разрушил все горизонтальные перекрытия от днища до палубы полубака. В подводной части корпуса с правого борта образовалась пробоина площадью более 150 кв. метров.
Линкор сильно тряхнуло шквал огня пробил днище, второе дно, платформы, три броневые палубы и разворотил полубак. Корабль фактически прошило взрывом насквозь — снизу доверху. Забортная вода мгновенно затопила нижние помещения и носовую электростанцию. Следом залило спальные кубрики. Большинство находившихся в них моряков от ста человек погибли практически сразу.

Кроме того, через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина в 190 м² вдоль киля со стрелой прогиба 2–3 м. Общая площадь повреждений подводной части корпуса составила 340 кв. м на участке длиной 22 метра. Сразу же несколько носовых отсеков заполнились водой, и корабль получил большой дифферент на нос. Несмотря на энергичные действия экипажа и немедленно прибывших с других кораблей аварийных партий, остановить распространение воды не удалось, линкор продолжал погружаться носом и терять остойчивость.

44— Линкор продолжал погружаться носом

«Койку мою сорвало, и я очутился на палубе, вспоминал старшина команды электротехнического дивизиона корабля Владимир Деточка. Кромешная темнота и тишина, только слышно было бульканье воды. Это продлилось секунду или две, после чего как по команде все закричали. Я стал искать фонарик, но не нашел. И здесь мне какой-то молодой матрос подал спички. Я посветил и не узнал свой кубрик: вся палуба разворочена, как листы бумаги, а ведь ее толщина где-то 220 миллиметров. Кругом кровь и ил. Первое, о чем я подумал, — это война. Решил выбраться наверх для выяснения обстановки. Когда подошел к трапу, то увидел зияющее отверстие и звезды на небе, хотя вверху должно было быть еще две палубы. Все было вынесено наверх».

Как тряханет — грохот, в иллюминаторе пламя. Взрыв прошил бак метрах в десяти от меня через маленький тамбур переборка 1-го кубрика. Вот там-то и разворотило все. Меня же лишь ударило и оглушило. Запах тротила узнал сразу минер все же. Выскочил на палубу. А там, как кратер вулкана, дымится все, крики
Николай Дунько. Мичман, помощник вахтенного офицера на баке, старшина команды минеров.

45—Произошел взрыв между первой и второй башнями

В верхней палубе зияла огромная пробоина, в которой при слабом освещении была видна затопившая нижние помещения вода. Один лист палубы изогнуло так, что он повис на орудийном стволе, словно лист бумаги. Вокруг пробоины было много ила, что наводило на мысль о взрыве на грунте или под днищем корабля
Николай Никольский. Начальник штаба эскадры кораблей Черноморского флота.

46—С правого борта образовалась пробоина площадью более 150 кв. метров

В 01:40 о взрыве сообщили командующему флотом, в 02:00
капитан 1 ранга Овчаров приказал «буксировать корабль на мелкое место», и подошедшие буксиры развернули его кормой к берегу.
О произошедшем уже знали на берегу, с пришвартованных неподалеку кораблей отчаливали спасательные команды.

47—Музей крейсер Михаил Кутузов

48— Крейсер Молотов

Правда, в основном все прибывшие на помощь привезли средства пожаротушения, а требовалось срочно откачивать воду. Выяснилось, что из пяти аварийных насосов для откачки воды на линкоре работают только два.
Командиры поста энергетики и живучести корабля приняли решение, которое в итоге помогло выиграть немного времени, — приказали перекачать топливо на левый борт, что позволило ненадолго выпрямить линкор.

49— Командующий флотом, привез 7 адмиралов

50—Из десятков, прибывших лишь один реально занимался спасением Новороссийска капитан I ранга Виктор Михайлович Иванов.

На линкор прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко, начальник штаба флота вице-адмирал С.Е.Чурсин, член Военного Совета вице-адмирал Н.М.Кулаков, исполняющий обязанности командующего эскадрой контр-адмирал Н.И.Никольский, начальник штаба эскадры контр-адмирал А.И.Зубков, командир дивизии крейсеров контр-адмирал С.М.Лобов, начальник Политуправления флота контр-адмирал Б.Т. Калачев. Командующий флотом, привез общим количеством 7 адмиралов, 28 старших офицеров и 40 младших офицеров штаба.

51— Пархоменко, Виктор Александрович советский военачальник, вице-адмирал, командующий Эскадрой Черноморского флота

Одним из первых на борт поднялся командующий флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко. Правда, до главного командного пункта корабля он так и не дошел. Прославленный адмирал собрал на верхней палубе линкора 800 моряков, включая тех, кто прибыл на подмогу.

Личный состав, не задействованный в борьбе за живучесть, построился на верхней палубе. Начштаба эскадры кораблей Черноморского флота контр-адмирал Николай Никольский предложил перевести их на спасательные суда, но Пархоменко категорически отказался, так как считал, что ситуация под контролем.
В 03:50 крен на левый борт достиг 10-12 градусов, при этом буксиры продолжали тянуть линкор влево. Спустя 10 минут крен возрос до 17 градусов, тогда как критическими были 20. Никольский вновь попросил у Пархоменко и Кулакова разрешения эвакуировать незанятых борьбой за живучесть моряков и опять получил отказ. Это решение стало роковым.

52— Хуршудов Григорий Аркадьевич

Спасением «Новороссийска» занимались несколько офицеров, включая вернувшегося на борт капитана Григория Хуршудова
Капитан Хуршудов попросил вице-адмирала Пархоменко разрешить эвакуировать личный состав и моряков, которые без дела стояли на верхней палубе тонущего линкора. Но Пархоменко отрезал: «Прекратить панику!»

В начале спасательной операции командование было уверено, что линкор не может утонуть, поскольку он шире, чем глубина на месте катастрофы. Но на дне был огромный слой ила, который медленно засасывал «Новороссийск». Как потом получилось многие моряки успели прыгнуть в воду в последний момент, но далеко не всем удалось отплыть на достаточное расстояние.

В тот злополучный день на линкоре не было командира корабля капитана I ранга Александра Кухты. Он был в отпуске и приехал в Севастополь только 31 октября.

53— Кухта Александр Павлович

Историк флота Борис Каржавин уверен, что, будь бывший флагманский артиллерист Балтфлота, капитан I ранга Александр Кухта в ту ночь на своем месте он не дал бы погибнуть кораблю и многим из тех, кого угробили неграмотные действия командования.
Более того, профессиональный моряк, требовательный к себе и подчиненным, Кухта не побоялся сказать председателю государственной комиссии Малышеву правду, что причиной гибели корабля являлись бездарные действия командующего КЧФ.
Этого ему не спустили — несмотря на то, что прямой вины отсутствовавшего командира в гибели корабля не было, он был понижен в звании до капитана 2 ранга и уволен в запас.

Когда крен мачты достиг уже предельных величин и стало ясно, что нужно принимать какие-то меры по спасению людей, — Пархоменко отдал приказ покинуть корабль и построиться на корме, чтобы организованно перейти на спасательные суда. Но это было сделано с опозданием.
На юте скопилось до 1000 человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. Как потом объяснял адмирал Пархоменко, он «не счёл возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасён, и не было мысли, что он погибнет».

Эта надежда стоила жизни сотням людей, которые, упав в воду, были накрыты корпусом линкора. Не хватило 10-15 минут. Николай Черкашин писатель-маринист, историк ВМФ
Изначально по приказу капитана 1 ранга Овчарова линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал В. А. Пархоменко приостановил начатую буксировку. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть уже села на грунт.

Попытка отбуксировать «Новороссийск» кормой на прибрежную отмель, не увенчалась успехом. Отдали только швартов с кормовой бочки, что позволило лишь развернуть корабль и приблизить корму к Госпитальной стенке до 130 метров глубина там была около 16 метров. Преодолеть держащую силу левого якоря и носовой бочки не удалось. Швартов перерезали только в 3 часа 30 минут, но теперь держал нос он уже вошел в грунт на 2–3 метра.

54— Командир машинной и котельной групп Мартынов.

Можно было приблизиться к берегу, дав задний ход машинами, которые после похода еще не успели остыть, и время подготовки их не превысило бы получаса. Но сделано это не было. Вскоре крен на левый борт достиг 18–20 градусов. «Новороссийск» начал опрокидываться, моряки спасались на шлюпках, или просто прыгали в воду, многие остались внутри линкора.

55—Последний сигнал

«Стою, думаю: что делать? — рассказывал командир шестой батареи корабля Карл Жилин. — Прыгну за правый борт — попаду на острые лопасти винта, прыгнуть под левый — накроет кораблем. Прыгнул прямо с флагштока вниз, высота — метров 20. Ушел глубоко. Наконец вижу: над головой светлеет — это горели прожекторы. Вынырнул. По грохоту в корпусе понял, что корабль переворачивается. Шум стоял жуткий, с фундаментов летели котлы, машины, механизмы. И я сразу стал отплывать от корабля».

Гибли и спасатели с других вымпелов флота, самоотверженно бросавшиеся в ледяную воду в надежде вытащить хоть кого-нибудь. Многие попадали под обломки. Спасатели сбрасывали в воду все, за что могли бы ухватиться их тонущие товарищи: канаты, пожарные рукава, спасательные круги. Если бы не их героизм, погибших было бы гораздо больше.
К 04:14 корабль лёг на левый борт, то есть через 2 часа 45 минут после взрыва, опрокинулся вверх килем и затонул. И к 22:00 29 октября полностью исчез под водой.

56—Матросы «Новороссийска» несколько из сотен погибших даты рождения и гибели 1933-1955 годы.

Некоторым из тех, кто был на борту, удалось забраться на корпус корабля. Кому-то повезло забраться в шлюпки, другие сами доплывали до берега. Среди выживших оказался и вице-адмирал Пархоменко. Утром он прибыл в свой кабинет — и отправился докладывать о случившемся в Москву.
Утром у спасателей появилась надежда: стало слышно, что внутри корабля все еще есть выжившие, которые изнутри колотили по обшивке, давая понять, что живы. Внутри оставалось около 200 человек. Спасатели с судна «Карабах» сделали дыру в корпусе линкора и смогли извлечь семь человек.

57—Похоронки

Этот успех окрылил спасателей — и они стали делать новые отверстия в «Новороссийске»
Но те, кто пытался помочь морякам, не учли одного: через сделанные ими дыры начал выходить воздух, и линкор стал тонуть. Попытка заварить дыры ситуацию не спасла — и в 22:00 «Новороссийск» полностью скрылся под водой.

58— Новые отверстия

В 04:14 «Новороссийск» перевернулся полностью и уткнулся мачтами в грунт. В дело вступили водолазы-глубоководники аварийно-спасательной службы. В полной темноте они раз за разом погружались, простукивали корпус в надежде найти выживших.

«Под опрокинутым «Новороссийском» ничего нельзя было сделать, говорил водолазный специалист, капитан первого ранга в отставке Владимир Романов. И не только потому, что восприятие перевернутого корабля кардинальным образом меняется. После опрокидывания срывается со своих мест масса вещей, оборудование, даже отдельные механизмы и устройства. Те проходы, трапы и коридоры, которые на ровном киле не вызывали каких-либо затруднений, оказываясь в положении «вверх ногами», сразу же становились непроходимыми.

А счет времени шел на минуты». Вот как описывал события их участник, водолаз Иван Петрович Прохоров: «Под водой картина была страшная. Мне по ночам потом долго снились лица людей, которых я видел под водой в иллюминаторах, которые они силились открыть. Жестами я давал понять, что будем спасать. Люди кивали, мол, поняли… Погрузился глубже, слышу, стучат морзянкой, стук в воде хорошо слышен: «Спасайте быстрее, задыхаемся.» Я им тоже отстукал: «Крепитесь, все будут спасены». И тут началось такое! Во всех отсеках начали стучать, чтобы наверху знали, что люди, оказавшиеся под водой, живы! Передвинулся ближе к носу корабля и не поверил своим ушам — поют «Варяга»

Тяжелейшими усилиями водолазам удалось спасти двоих матросов — моториста и артиллериста — из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту. До остальных было уже не добраться.

В ходе катастрофы погибли
По разным источникам — от 607 до 829 человек. Ранены — 139.
557 человек экипажа линкора и 60 человек из аварийных партий 32 погибших были с крейсера «Михаил Кутузов» и «Молотов», которые пришли на помощь «Новороссийску».

Приблизительно 50–100 погибли непосредственно из-за взрыва и затопления носовых отсеков, остальные – при опрокидывании корабля и после него. Своевременной эвакуации экипажа организовано не было. Большинство участников борьбы за непотопляемость корабля и почти весь личный состав электромеханической боевой части остались внутри корабля.

Многие из них, оказавшись в воздушных подушках отсеков, были живы почти трое суток. Но спастись удалось только девятерым морякам. Семь из них вышли сами через пять часов после опрокидывания через прорезанную в кормовой части днища горловину, еще двоих человек спустя 50 часов вытащили водолазы.

По воспоминаниям водолазов, только к 1 ноября замурованные и обречённые на смерть моряки перестали подавать сигналы.

59— Подъем линейного корабля «Новороссийск»

60— Подъем линкора Новороссийск, май 1957 года

61— Работа ЭОН-35 у всплывшего корпуса линкора. Май 1957 года

62— Подъем линкора Новороссийск

63— Подъем линкора Новороссийск

64— Подъем линкора Новороссийск

65— Вид на пробоину с правого борта линкора «Новороссийск»

Летом 1956 года Аварийно-спасательная служба ВМФ ЭОН-35 главный инженер Н. П. Муру приступила к подъёму линкора методом продувания. При продувке одновременно использовались 24 компрессора общей производительностью 120—150 м³ свободного воздуха в минуту.
Подготовительные работы завершились в апреле 1957 года, и с 30 апреля начали предварительную продувку. Генеральную продувку начали 4 мая, и в тот же день линкор всплыл кверху килем — сначала носовая оконечность, а потом корма
Днище поднялось над водой примерно на 4 м. При подъёме корабля на дне осталась третья башня главного калибра, которую пришлось поднимать отдельно.

66— Новороссийск после всплытия. Вид с носа, кормовая кромка пробоин обрезана под водой при установке железобетонного пластыря

67—Корма

68—Буксировка в Казачью бухту

Многие за участие в спасательной операции получили награды и были отмечены почётными грамотами ЦК ВЛКСМ.
28 мая корабль отбуксировали в Казачью бухту куда был пробит соответствующий фарватер и перевернули. В дальнейшем корабль был разобран на металл и передан на завод «Запорожсталь». Стволы 320-мм орудий до 1971 года лежали напротив Морского училища.

Линкор «Джулио Чезарэ» «Новороссийск» был одним из трех кораблей типа «Граф Кавур». Имя знаменитого аристократа эпохи возрождения Италии как государства. Еще один назывался «Леонардо да Винчи».
У всех трех трагическая, судьба. «Граф Кавур» погиб во Второй Мировой английский торпедоносец угодил в него торпедой, а бомбардировщики добили бомбами.

«Леонардо да Винчи» повторил судьбу «Новороссийска», трагедия с ним произошла на 29 лет раньше. И тоже все случилось ночью — со 2 на 3 августа 1916года. Линкор стоял на базе ВМФ в Таранто, когда внезапно его потряс взрыв: во время загрузки детонировали боеприпасы. «Леонардо да Винчи» перевернулся кверху килем и лег на дно на мелководье. Инцидент унес жизни 248 человек.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *