Шамбала

Ша́мбала, Шамбхала или Шангри-Ла страна в Тибете или других окрестных регионах Азии, которая упоминается в древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре. На картах планеты Земля её нет, но многие ищут и даже есть те, кто там побывал. Эта статья об этой удивительной стране.

Страна которой нет

Первое упоминание о Шамбале в буддийских текстах встречается в Калачакра-тантре X век нашей эры, в тексте, известном как тантра Калачакры, или учение Колеса Времени. Которая, как утверждают, сохранилась со времён царя Шамбалы Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни. По другой легенде, Шамбала была царством в Средней Азии. Шамбала, чудесная страна, которой правит король Сучандра. Место нахождения Тибет.

Король Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением Будды Шакьямуни, призваны сохранять Шамбалу до момента великой битвы её сил с полчищами зла.
В концепциях Калачакры, идея Шамбалы, как говорят, имеет внешнее, внутреннее и альтернативное значения. Под внешним значением понимается, что Шамбала существует как физическое место, хотя только люди с соответствующей кармой могут достичь ее.

Внутренние и альтернативные значения относятся к более тонкому пониманию того, что она представляет собой с точки зрения собственного тела и разума. Внешняя Шамбала существует как царство во внешнем мире, внутренняя скрыта в теле и уме, а альтернативная – это мандала Калачакры со всеми ее божествами.

Земля Шамбалы — это не обычная страна: «Хотя те, кто имеет особую принадлежность, на самом деле в состоянии пройти туда благодаря своей кармической связи, это не физическое место. Путешествию в Шамбалу посвящено много тайных тибетских книг, и почти во всех этих книгах утверждается, будто это королевство следует искать к северу от Алмазного Престола, т. е. Бодхгаи, места, где Будда Шакьямуни достиг Просветления.

Древние тексты Чжан Чжун указывают свое место, где находится Шамбала, — это долина Сатледж в штате Пенджаб или Химачал-Прадеш в Индии. Монголы отождествляют ее с определенными долинами юга Сибири. В алтайском фольклоре считается, что гора Белуха является воротами в Шамбалу.

Современные ученые-буддисты, похоже, приходят к выводу, что она расположена в верховьях Гималаев
Жители «Страны Снегов» утверждают, что переняли у Шамбалы свою календарную и астрологическую систему, а также знания по медицине.

Предыстория

Сама история Шангри-Ла является современной, рассказанной английским романистом Джеймсом Хилтоном в 1933 году. Написанная в беспокойные годы перед Второй мировой войной в книге «Потерянный горизонт»

Европейцы первый раз в 1627 году узнали об этой таинственной стране от Стефана Каселла и Джона Кабраля, миссионеров-иезуитов, которые, будучи в Бутане, услышали о мистической стране чудес, находящейся далеко в горах, на границе с Татарией.

Ещё один миссионер-иезуит по имени Антонью ди Андради, был увлечен этой историей и решил отправиться на поиски этих людей. Он отправился в путь со двора Акбара, вооружившись картой, и сначала последовал за йогами и странствующими паломниками по дороге через горы. Андради в конце концов нашел большое и богатое королевство, хотя там не жили христиане, а его рассказ об этом авантюрном путешествии был найден в Калькутте в 19-м веке. Он был переиздан в 1926 году под названием «Открытие Тибета», и «Потерянный горизонт» Хилтона, очевидно, во многом основывался на этой работе

Согласно интерпретации специалиста по Тибету Бронислава Кузнецова 1931—1985 год и востоковеда Льва Гумилёва 1912—1992 год, на древней тибетской карте ирано-тибетской картографической традиции, включающей Шамбалу изображена реально существовавшая страна. Согласно интерпретации Кузнецова — Гумилёва, автор исходной карты был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии. Лев Гумилев предполагал, что Шамбала — это Сирия во времена правления династии Селевкидов.

Александр Чома де Кереши советовал искать ее по течению реки Сырдарьи, а Рерихи, хотя и помнили распространенную на российских просторах легенду о Беловодье, верили, что страна находится в Гималаях.

Шамбала, что на санскрите означает «место мира» или «место молчания», является мифическим раем, о котором говорится в древних текстах, включая тантру Калачакры и древние писания культуры Чжан Чжун, предшествовавшие буддизму в западном Тибете. Согласно легенде, это страна, где может жить только человек с чистым сердцем, здесь царит любовь и мудрость, а люди не подвержены страданиям, нужде или старости. Русским старообрядцам она известна как Беловодье. Но по всей Азии она наиболее известна под своим санскритским именем Шамбала или Шангри-Ла.

В теософии Шамбала — место нахождения великих учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби, так и Гималаи. Идея Шамбалы была привнесена в современную эзотерическую традицию Еленой Блаватской.

В Тайной Доктрине Елены Блаватской Шамбала отождествлена с Белым островом, расположенным в Центральной Азии[2], или как «Священный остров в пустыне Гоби». Шамбала называется тем местом, где последние выжившие с Лемурии нашли своё прибежище.

Алиса Бейли вслед за Еленой Блаватской помещала штаб-квартиру Великого Белого братства в Шамбалу и не считала её физически существующим местом, а скорее нематериальным городом Этот центр существует в эфирной материи, и когда род людской на Земле разовьёт эфирное зрение, его местонахождение будет установлено и его реальность будет признана

Николай и Елена Рерих считали. Идея Шамбалы имеет важное значение. Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии в 1924—28 годах, заявлял, что лично слышал бесчисленные истории о Шамбале. На основе религиозно-философского учения Рерихов возникло новое религиозное движение Агни-Йога (Живая Этика), имеющее в качестве одной из своих важнейших основ почитание Шамбалы.

Шамбала на Алтае с этой землей связано много мистических историй, некоторые из них связаны с мистической страной Беловодьем, где обитают свободные и бессмертные люди. По мнению русского философа, ученого, путешественника и художника Николая Рериха, эта страна являлась аналогом тибетской Шангри-ла. Он считал, что между ними существует прочная связь, и эти территории не что иное, как звенья энергетической системы, которую создали жители Атлантиды.

Николай Рерих написал серию вдохновенных картин о Шамбале. В своих книгах, в частности в работе «Сердце Азии», он попытался передать Западу «самое священное слово» и «краеугольное понятие Азии», рассказывая о Шамбале, о её значении, о Великом Владыке Шамбалы — Ригдене-Джапо

В своих письмах Елена Рерих называла Шамбалу Твердыней великого знания и света, существующей «с незапамятных времён и стоящей на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий»
Так же как и Елена Блаватская, Елена Рерих говорила о связи с Шамбалой всех Великих учителей, которых она также называла Махатмами или Белыми Братьями

По мнению религиоведа Яблокова И. Н. легендарная Шамбала — это место обитания представителей иерархии — учителей человечества.
В Агни-Йоге считается, что в разное время Шамбала проявляется под разными обликами в соответствии с представлениями, господствующими в данное время.
Чогьям Трунгпа использовал слово «Шамбала» для некоторых своих учений. Шамбала — это состояние души, состояние единения человека с Богом. То есть найти Шамбалу означает достичь просветления.

Поиски потерянной страны

Государство Тибет в пределах которого вроде как должна находится Шамбала, существует приблизительно с VII века нашей эры. В VIII-IX веках Тибет мощная держава, тибетцы теснят Непал и Индию, а на северо-востоке — Китай.
Тибетский милитаризм по сути кончился с приходом буддизма. Тибет распался на отдельные «княжества».
За тысячелетие слабый в военном отношении Тибет не раз подпадал под иностранное влияние (Монголы, Маньчжурия, Китай).

Легенды о Шамбале будоражат воображение человека уже не одно столетие. Время от времени их подогревают свидетельства весьма авторитетных ученых. Скажем, на рубеже минувшего и позапрошлого веков всю европейскую прессу обошли путевые заметки побывавших в Тибете Елены и Николая Рерихов, Александры Давид-Ноэль, Елены Блаватской. Они в один голос утверждали, что там, в самых труднодоступных местах, в Шамбале и Агарти, живут «сверхлюди», которые «знают все», и оттуда негласно управляют ходом мировой истории.
С началом двадцатого века прошло время энтузиастов одиночек. Поисками Шамбалы заинтересовались страны одну за одной посылая в Тибет экспедиции

Центрально-Азиатская экспедиция

Центрально-Азиатская экспедиция была проведена с 1923 по 1928 год Николаем, Юрием и Еленой Рерих. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Синьцзян, Алтай, Монголию, Тибет. Существует несколько версий того, что являлось главной целью поездки Рерихов в Центрально-Азиатскую экспедицию — от научно-художественных целей до выполнения заданий ОГПУ

Основной состав экспедиции:
• Николай Рерих
• Елена Рерих
• Юрий Рерих
В своей книге «Сердце Азии» Н. К. Рерих перечислял сотрудников экспедиции. В пути по Сиккиму к основному составу временно присоединялись Святослав Рерих, лама Лобзанг Мингюр Дордже, тибетский генерал Ладен-Ла, ламы Рамзана и Церинг.

Путешествие Рерихов по Азии началось в декабре 1923 года, когда семья Рерихов отправилась в Индию. В августе 1925 года экспедиция вышла из Шринагара и направилась в Ладакх. Через перевал Зоджи Ла экспедиция перешла Западные Гималаи и спустились в столицу Ладакха Лех.

19 сентября 1925 года экспедиция покинула Лех и прошла по горным цепям Каракорума через, по крайней мере, 8 горных перевалов, высота большинства которых около 5500 м. На перевалах Сасир и Сугет жестокие снежные бури практически остановили продвижение отряда.

24 сентября экспедиция достигла границы Тибета. Ещё 30 дней путешественники двигались по территории Тибета, пока 6 октября в долине Шенди их не остановил большой отряд тибетского ополчения. Тибетский генерал после получения инструкций из Лхасы не дал экспедиции разрешение следовать дальше. Это был один из самых тяжёлых моментов в путешествии. Экспедицию продержали пять месяцев в снежном плену высоко в горах на плато Чантанг. Местным жителям не разрешали продавать еду, которую продавали в мизерном количестве сами тибетские власти. Из-за бескормицы из 110 животных каравана 90 погибли. Пятеро членов экспедиции из местных скончались. Едва не умер полковник Кордашевский. Сильно подорвала здоровье Е. И. Рерих.

Под конец экспедицию перевели в Нагчу и после месяца переговоров разрешили следовать в Индию. Экспедиция прошла по многим местам, никогда прежде не посещаемым европейцами или американцами, перевалила через стену Трансгималаев через перевал Сангмо-Бертик высота около 6100 метров, через который проходил известный шведский исследователь Свен Гедин.

Далее по течению реки Цангпо Брахмапутра, через перевал Шару-ла в долину Понгчу экспедиция прибыла в Сикким, в столицу Гангток. Всего протяжённость маршрута экспедиции составила около 10 000 км.
Николай Рерих описывал маршрут экспедиции в своей книге «Сердце Азии»

События первой Центральноазиатской экспедиции нашли отражение в дневниках Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи»
Экспедиция продолжалась с 1924 по 1928 год.

Считается, что по уникальности маршрута и собранным материалам она по праву занимает особое место среди крупнейших экспедиций XX века. Были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические материалы, создано около пятисот картин, на которых художник отобразил живописную панораму экспедиционного маршрута, начата серия полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрея», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока».

По одной из версий, Рерихи отправились в Центрально-Азиатскую экспедицию, чтобы найти Шамбалу, а не изучать растения, этнологию и языки. Члены экспедиции были уверены, что Алтай — великий духовный центр, неким образом связанный с Шамбалой.
Предполагается, что Рериха на поиски Шамбалы вдохновил перевод «Путеводителя по Шамбале», написанного в середине XVIII века Третьим Панчен-ламой (1738—1780).

В работе «Шамбала: в поисках новой эры» (1930) Рерих описал Шамбалу как святой город к северу от Индии, где его правитель проповедует учения Будды Майтреи ради вселенского мира. Рерих также намекал на сходство между Шамбалой и Туле — страной, скрытой на Северном полюсе, которая вдохновила немцев на поиски тайной земли. Он также упомянул о связи Шамбалы с подземным городом Агарти, в который можно попасть через подземный тоннель под Гималаями

Советские экспедиции

С середины двадцатых годов Советская Россия неоднократно предпринимала попытки организовать экспедицию в Тибет
Сотрудник Бехтеревского института мозга Александр Васильевич Барченко. Увлекался оккультными науками, функциональностью человеческого мозга и гипнозом. В 1924 году в записке на имя Ф.Э. Дзержинского предложил заняться явлениями и возможностью передачи мысли на расстоянии.

Дзержинский на тот момент возглавлял Высший совет народного хозяйства страны. Ознакомившись с запиской Барченко, он передал ее в особый спецотдел ОГПУ, который занимался охраной государственных тайн, радиотехнической разведкой, пеленгацией и криптографией. Возглавлял отдел, в котором работало около 100 человек, недоучившийся горный инженер, чекист-масон Глеб Иванович Бокий Большинство из работников — бывшие сотрудники Департамента полиции Российской империи. Бокий также увлекался оккультизмом.

В результате Барченко возглавил секретную лабораторию неопознанных явлений и парапсихологии при спецотделе. Именно он и предложил Бокию заняться установлением контакта с Шамбалой.

Яков Блюмкин в первом ряду слева Сергей Есенин.

Началась подготовка к поиску Шамбалы. Предполагалось, что переодетые под паломников чекисты доберутся через горные кряжи афганского Гиндукуша в один из каньонов Гималаев, где якобы и находится таинственная Шамбала. Возглавлять экспедицию поручили Барченко. Комиссаром при нем стал Яков Блюмкин.
В 1926 году оргбюро ЦК ВКП(б) приняло решение назначить Якова Блюмкина руководить деятельностью советской разведки в Тибете, Там Блюмкин должен был присоединиться к экспедиции художника и философа Николая Константиновича Рериха.

Сотрудник ОГПУ СССР Яков Блюмкин в образе буддийского ламы (крайний справа) во время организованной по поручению Феликса Эдмундовича Дзержинского экспедиции в Тибет (сентябрь 1925 года.

Блюмкину, помимо поиска Шамбалы, было поручено наладить контакты с далай-ламой Тринадцатым. Советская Россия предлагала ему крупные кредиты для закупки оружия и обещала защиту от Тибета и Китая. Но эта экспедиция по поискам Шамбалы не удалась.
Случилось так, что члены экспедиции были задержаны губернатором Синьцзяна в Хотане по подозрению в шпионаже.

По неподтвержденным данным, Блюмкин еще раз, под видом дервиша, посетил Тибет. Чем закончилась эта попытка, неизвестно. Фактом является лишь то, что экспедиция, организованная Бокием, была не единственной. В 1928 году в Лхасу были отправлены офицеры-калмыки для встреч с далай-ламой Тринадцатым, которые обещали ему защиту от Китая и независимость от Тибета. Одним из этих «калмыков» был Блюмкин.

Немецкие экспедиции

Теория вечного льда Ганса Хёрбигера. «Где-то высоко в горах живут племена истинных арийцев, которые уцелели при очередном обрушении мирового льда. Древние арийцы спаслись после Всемирного потопа в горах Тибета и поселились в подземной стране Шамбале. Существование древних арийцев доказало бы расовое превосходство немецкой нации».

«Истинные арийцы Тибета хранят тайные знания и обладают паранормальными способностями, которые должна заполучить немецкая нация». Поговаривали, что рейхсфюрер СС надеялся добыть у тибетских монахов тайное и смертоносное оружие, созданное древней цивилизацией».
Гиммлер был буквально одержим этой идеей. Именно с его подачи в Германии был создан институт «Анене́рбе». В переводе это значит «Наследие предков».

Название со смыслом. Сотни ученых всех специальностей в десятках филиалов должны были изучать необъяснимые дотоле феномены.
Особо подогрел его интерес сотрудник «Анене́рбе» штурмбанфюрер СС Эрнст Шеффер. В свое время он побывал в Восточном Тибете, в Непале и привез оттуда массу тибетских рукописей. Шефферу, и поручили организацию экспедиций в Тибет.

Официально деятельность экспедиции включала в себя изучение климата, географии и культуры Тибета. Вместе с тем сотрудниками Шефера осуществлялись исследования в области расовой теории, в частности краниологические и антропометрические измерения среди тибетцев для доказательства их принадлежности к древним арийцам.

Состав экспедиции был следующим:
• Эрнст Шефер, руководитель;
• Карл Винерт, геолог;
• Эрнст Краузе, оператор и фотограф;
• Бруно Бегер, антрополог;
• Эдмунд Геер, ответственный за техническую часть.
1938 год экспедиция Шеффера прибывает в Тибет.

Официальная цель – поиски Шамбалы. Поскольку представители сверхвысокой цивилизации наверняка общаются между собой при помощи радио, среди «ученых» высококлассные радисты, инженеры.

Ссылаясь на труды немецкого специалиста по буддизму Альберта Грюнведеля, Шеффер ведет свою команду к подножию горы Канченджанга. Ученый, дескать, обнаружил, что именно здесь расположен один из входов в Шамбалу.
Представители экспедиции посетили священные города Тибета Лхасу и Шигадзе, где получили полное собрание буддийского религиозного свода Канжур (108 томов), образцы мандал и другие древние тексты.

Одновременно в Непал приезжает группа английских альпинистов. Их цель — восхождение на Канченджангу. Странно только одно: «англичане» почему-то общаются между собой по-немецки.
У подножия горы две экспедиции объединились. Началось восхождение.
Именно там, в труднодоступных горных районах, на «вершине мира», решили установить автоматический радиоретранслятор.

Во всяком случае, у местных властей ничто подозрений не вызвало. Лхаса и Катманду дали «добро».
«Альпинисты» сумели взобраться на одну из вершин Канченджанги. Установили контейнеры с радиоаппаратурой

За них Эрнст Шеффер даже получил награду элитной части СС «Мертвая голова». Ученые привезли большое количество образцов и полевых заметок, сделали много фотоснимков и видео, открыли новые виды растений и животных.

Удивительным совпадением остается другой факт. Именно после тибетской экспедиции нацистская Германия стала мировым лидером по количеству зарегистрированных патентов. Исследования немецкого ученого Вернера фон Брауна заложили основу мирового ракетостроения. Немцы первыми в мире изобрели «летающее крыло». Первыми начали разработку ядерного оружия. Первый реактивный самолет также появился в Германии.

Хотя каких только совпадений не бывает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *