Павел Фёдорович Челищев родился 21 сентября 1898 года в селе Дубровка, Калужская губерния ныне в Думиничском районе Калужской области скончался 31 июля 1957 года, Гроттаферрата, Италия. Русский художник,который изобрел сюрреализм за 9 лет до Сальвадора Дали.
1— Павел Челищев
Павел Челищев родился в аристократической и богатой семье местного помещика, Фёдора Сергеевича Челищева работающего доцентом математических наук МГУ. Род Челищевых старинный дворянский род, берущий своё начало от одного из соратников Дмитрия Донского.
С детства Павла окружали няньки и гувернантки, в семье говорили по-французски, по-немецки и по-английски. Впоследствии знание этих языков оказало неоценимую услугу юному художнику, когда он волею судьбы оказался за границей.
2—- Портрет моего отца
3—- Портрет мужчины с тату
4—- Феникс
Будущего художника искусство заинтересовало довольно рано: сохранились карандашные портреты всех трех сестер Павла, выполненные им в подростковом возрасте. Отец математик по образованию познакомил Павла Челищева с геометрией Николая Лобачевского, которая привела будущего художника к идее внутренней мистической перспективы.
Он всячески поддерживал и развивал интерес к искусству и художественный талант сына: приглашал частных учителей и даже выписывал для него журнал Мир искусства.
5—- декорации к постановке Савонарола. 1920 год
6—- Давид и Голиаф
Биография, началась с поступлением в Академию художеств или МУЖВЗ, творческими поездками и участием в разных художественных объединениях. Затем революция. В 1916–1918 годах Челищев все же успел поучиться в Москве, однако в 1918 году, с приходом новой власти, все имущество родителей конфисковали. Семья съехала и с большими трудностями, добралась до Киева.
7—- Киево-Печерская Лавра. 1918
В Киеве Павел продолжил художественное образование: с 1918 по 1920 год учился в иконописной мастерской, в киевской Академии художеств. Писал лирические пейзажи, экспериментировал в кубистском стиле и работал для театра. В том же году Челищев вступил в Добровольческую армию, служил картографом.
В 1920 году переехал в Одессу где работал как художник театра. В том же году уехал в Новороссийск оттуда вместе с армией Деникина в Константинополь.
В Константинополе Челищев делал декорации для балетных постановок Бориса Князева и Виктора Зимина.
Весной 1921 года вместе с Князевым Челищев переехал из Константинополя в Софию, где написал несколько портретов и оформил книгу «Исход к востоку.
8—- Дети-листья, 1939
9—-Без названия
10— Курица и человек, 1934
Осенью 1921 года Челищев в компании Князева обосновался в Берлине, где в начале 1920-х существовала обширная колония русских художников: А. П. Архипенко, К. Л. Богуславская, И. А. Пуни, М. З. Шагал, С. И. Шаршун и др. В Берлине он начал писать первые портреты на заказ, пейзажи и натюрморты; кроме того, работал над декорациями для Русского романтического театра под руководством Бориса Романова, кабаре «Синяя птица», театра на Кёниггрэтцерштрассе и даже для Берлинской оперы, которая ставила оперу Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок».
В 1923 году вместе с труппой Романова Челищев уехал из Берлина в Париж и там наконец всерьез занялся живописью ранее он работал почти исключительно в графике. Но Челищеву помог случай: его натюрморт «Корзинка клубники» очень понравился и был приобретен Гертрудой Стайн, которая в те годы обладала непререкаемым авторитетом в парижских артистических кругах.
Челищева признали, он стал довольно популярным художником, с 1925 года участвовал в ежегодных салонах художников — в частности, в Осеннем салоне, а в 1926-м экспонировался на первой выставке группы неогуманистов в галерее «Друэ». Стал работать театральным художником труппы Сергея Дягилева.
11— Павел Челищев. Концерт, 1933
12— Портрет моего отца. 1939
13— Портрет Патрисии Лопес-Уилшоу. 1941
14— Портрет Эдит Ситуэлл
В Париже рождается Челищев-живописец Гертруда Стайн не только покупала работы Челищева, но и делилась с ним секретами своих прежних любимцев, рассуждая о «цвете и форме в картине».
К этому времени в слиянии и переработке реалистических и кубических тенденций рождается собственный художественный стиль Челищева. Он пишет много портретов друзей и знакомых. Его все больше увлекает идея изображения не внешности человека, но его сущности. Однако челищевские портреты двадцатых годов отражают характер моделей пока еще во вполне реалистическом ключе. Идея превалирования внутреннего содержания над внешней формой трансформируется со временем в так называемые «неоновые» или «анатомические» головы, показывающие внутреннее устройство человека буквально.
Восприимчивый молодой эмигрант быстро усваивал уроки послевоенной парижской школы, художники которой продолжали эксперименты в русле течений начала века — фовизма, кубизма, экспрессионизма, дадаизма, не боялись смешения стилей и вообще не боялись ничего.
15— Маска света, 1934
16— Меркурий, 1956
17— Мышь
В Париже Челищев начинает экспериментировать с формой и содержанием. Он использует при создании живописных полотен песок и кофе, с их помощью создавая на холсте своеобразные барельефы, что производит на зрителей удивительное, мистическое впечатление. Монохромный цикл живописи Челищева для многих стал неожиданностью. Художник внезапно отказывается от всех цветов, кроме коричневого и серого.
С лёгкой руки Гертруды Стайн Челищев знакомится в 1928 году с английской поэтессой Эдит Ситуэл, портрет которой тоже есть в экспозиции. Безответно влюблённая, она покупает все его работы.
18— Детство Орсона
19— Корзина с клубникой, 1925
20—Без названия
Эдит Ситуэлл на долгое время стала одним из его ближайших друзей, а также его покровительницей в мире искусства
Ситуэлл организовывала выставки, оказывала Челищеву финансовую и моральную поддержку.
Знакомство с Чарлзом Генри Фордом известным американским поэтом и писателем, а также кинематографистом и фотографом состоялось в начале 1930-х. В 1934 году Челищев вместе с Чарльзом Фордом покидают неспокойную Европу, чтобы провести почти 15 лет в Америке. Для Челищева это время карьерного взлёта. Он оформляет журнал спасающихся в США европейских сюрреалистов, где Форд главный редактор, иллюстрирует роман Форда и Паркера «Молодые и злые», вместе с Баланчиным, Дали и Кокто участвует в проектах балетного импресарио и писателя Эдварда Кирштейна, снова работает с Борисом Романовым, теперь балетмейстером Метрополитен-опера. В 1942 году выставку Челищева устраивает нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА).
В Нью-Йорке искусство Челищева расцветает в полную силу. Он пробует себя даже в новых для него областях графики — делает обложки для популярных журналов View и Vouge, разрабатывает винные этикетки.
21— Бог дождя
22— Внутренний пейзаж, 1944
23—Портрет Чарльза Форда и Девочка с бабочкой (1934)
24— Необе
В живописи он начинает работать свободно, не ограничивая себя рамками конкретного стиля. Психологические портреты и наброски, выполненные в реалистическом, даже близком к академизму ключе, соседствуют в его мастерской с «метаморфическими ландшафтами» — так называемыми картинами-обманками в сюрреалистическом духе.
Первые картины с сюрреалистическими формами и фигурами, Челищев начал делать еще в 1920-годы, почти на десятилетие раньше Дали, Бретона, Магритта и всех остальных признанных сегодня сюрреалистов.
Одна из самых известных его серий «метафизические головы» — это одна из загадок Челищева, на которые он был большой мастер. Принято считать, что они — результат попытки изобразить сущность человека.
25— Анатомическая живопись
26— Без названия. 1954
27—- Обман слепого человека
«метафизические головы» представляли собой абрис человеческой головы, в который вписаны глаза, кровеносные сосуды, нервы, иногда кости черепа. Анатомическое сходство соседствует с попыткой Челищева отобразить энергетические потоки. Которые постепенно превращаются в сложную структуру из светящихся кругов, овалов и спиралей, пронизывающих контуры голов.
28— Портрет Линкольна
29— Портрет Рут Форд
30— Портрет Чарльза Генри Форда, 1934
31— Портрет Чарльза Форда
Признание на официальном уровне в Нью-Йорке и в целом в мире к Челищеву пришло в 1942 году: прошла его первая персональная выставка в МОМА, имевшая «оглушительный успех и ставшая главным артистическим событием года». Тогда же его картина «Прятки», наряду с «Герникой» Пикассо, стала одной из самых популярных.
В конце 1940-х Челищев почти отказался от общества. В это время его живопись окончательно утрачивает фигуративность. От «голов» он постепенно приходит к абстракции, сложным геометрическим фигурам, написанным практически светописью. Этот его стиль позже назовут «новым лучизмом».
Смысл своего творчества художник раскрыл в письме 1947 года из Нью-Йорка к сестре, кремлёвской учительнице Варваре Федоровне Зарудной (Челищевой), Согласно взглядам художника, мистическая перспектива отличается от леонардовской тем, что мир видится не изнутри вдаль. В настоящее время Челищев расценивается как основатель мистического реализма, а его картина «Феномен» свидетельствует о том, что автора можно считать основателем сюрреализма, создавшего это направление в живописи за 9 лет до Сальвадора Дали
Челищев в переписке своей сестре Варваре Зарудной и вернувшейся из Гулага Марии Федоровне Клименко. Писал В 1942 на персональной выставке в Нью-Йорке у картины «Прятки» зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела «Герника» Пикассо.
32— Портрет Эдалжи Диншо, 1940
33— Прятки. 1940–1942
34— Солнце
35— Фата Моргана. 1940
Однако в конце 40-х интерес к сюрреализму падает под натиском рождающегося американского авангарда с мощными фигурами Поллока, Горки, Ротко, Де Кунинга, и Челищев В 1951 году вместе с Фордом и его сестрой перебирается в Италию, на виллу во Фраскати, близ Рима. Где увлекается астрологией, оккультизмом, вспоминает уроки отца. Плотская чувственность покидает его холсты.
Несколько лет, прожитых в Италии, окончательно утвердили его европейскую славу, а в Париже с большим успехом прошли две персональные выставки.
В 1957-м Челищев умер во Фраскати. Могила Павла Челищева на кладбище Пер-Лашез.
Работы Челищева хранятся в крупнейших музеях мира, включая лондонскую галерею «Тейт» и нью-йоркский МОМА. Одна из программных работ художника — «Феномена» — находится в экспозиции Третьяковской галереи картина попала в ГТГ 1958 году.
36— Феномена фрагмент 1936-38
37— феномена-36
38— ФЕНОМЕНА-38
В Америке Челищевым был задуман триптих: ад — чистилище — рай. Ад — это полотно «Феномена», населенное большим количество персонажей (около 80), с которыми художник сталкивался в жизни. Здесь главенствует пирамидальная композиция. Вытянутые остроугольные, голубые, будто созданные изо льда формы, устремлены вверх, являясь недостижимой вершиной этого построения. Под ними — желтое пространство выжженной потрескавшейся земли, которая состоит из человеческих голов ниже — белые шатры, соседствующие со сценой погребения. Эти образы запечатлевает фотограф, стоящий спиной к зрителю на розовой «прослойке» мистического «пирога» мироздания. Дальше возникает голубая часть, где прогуливаются маленькие дети рядом с «головой профессора Доуэля». В основании этой адской пирамиды — синее морское пространство, кишащее множеством организмов.
В левой верхней четверти картины распознаваемы Гертруда Стайн и Элис Токлас, устроившиеся на кучах картин. Гертруда изображена как Сидящий Бык — историческая личность, предводитель индейского племени Сяу, выступавший против правительства США, а Элис представлена Маниакальной Вязальщицей.
39—-Без названия
Среди других персонажей картины — Леонор Фини в виде девочки со слоновьей кожей, Чарльз Генри Форд — мальчик-паук, композитор и критик Вергилий Томсон — тюлень без плавников, Алиса Токлас — «маньяк-вязальщик». Страсть Челищева к уродливому вылилась в картине в создание множества поразительных персонажей
Сам Челищев в левом углу возле мольберта пишет картину, на которой видны контуры повешенного темнокожего человека. Челищев писал: «Это мой двойной автопортрет, где я пишу себя в виде повешенного негра». Согласно завещанию художника, в 1958 году картину привез и подарил Третьяковской галерее американский хореограф Линкольн Кирстайн.
40— Павел Челищев
Много работ Челищева рассредоточено по частным коллекциям.