Тайна исчезновения самолёта Леваневского 2

Скоро почти сто лет со времени старта, когда 12 августа 1937 года в 18 часов 15 минут со Щелковского аэродрома, близ Москвы. Взлетел самолет Сегизмунда Леваневского и взял курс Архангельск – Северный полюс – Аляска. С тех пор прошло уже много лет, но загадка исчезновения самолета Н-209 бросает вызов науке. Заставляет ученых и полярников вновь и вновь сопоставлять различные факты. Воссоздать возможный маршрут Н-209 и уточнить район его поисков. Задача актуальна не только с исторической точки зрения: авиация и в наши дни не застрахована от аварий в высоких широтах. Часть вторая.

Исчезновение и поиск

Исчезновение экипажа Леваневского стоит в одном ряду с пропавшими экспедициями знаменитых полярников Толля, Брусилова, Седова. За прошедшие годы десятки экспедиций, самолёты, ледоколы, а теперь и спутники искали следы Леваневского в Арктике, России, Канаде и США. Неоднократно сообщалось о найденных обломках самолёта или других следах, но после более тщательных проверок информация не подтверждалась. До сих пор никому так и не удалось найти ни одного следа пропавшего экипажа.

1—-Экипаж Н-209

2—-Маршрут Н-209

Изначально силы на поиски были брошены огромные. Сталин задействовал практически всю полярную авиацию, несколько ледоколов. Сразу же подключились американцы, и среди них Маттерн, которому Леваневский спас когда-то жизнь.
Вплоть до конца сентября продолжались поиски, стоившие жизни нескольким спасателям.

3—- Ледокол «Красин»

4—- пароход «Микоян»

Затем начались поиски по маршруту. Все поисковые планы исходили из того, что пропавшая машина может находиться в любой точке вдоль 148–го западного меридиана, начиная от 88–й северной параллели. Ледокол «Красин» и пароход «Микоян» поспешили к мысу Барроу на Аляске.

5— летчик Грацианский на своей амфибии Сикорского с номером «Н-207» прилетел на мыс Барроу

6—- Почти все полеты Грацианского в сентябре.

Туда же вылетели на двухмоторных самолетах летчики Василий Задков и Алексей Грацианский. Три четырехмоторных ТБ-3 под командованием начальника полярной авиации М. Шевелева отправились на остров Рудольфа для обследования района Северного полюса. Всего на розыскные работы было направлено 15 советских самолетов, да 7 иностранных самолетов взлетели с Аляски.

7—- Начальник Управления полярной авиации Главсевморпути М.И. Шевелев с лева беседует с полярным летчиком П. Г. Головиным перед вылетом на остров Рудольфа, где располагался самый северный аэродром СССР, 1937 год.

8—-Радиограммы

В первые дни после исчезновения Н-209 полярные радиостанции Главсевморпути, разбросанные по всему арктическому побережью, неоднократно наблюдали работу неисправной радиостанции в волновом диапазоне самолета Леваневского.
Были приняты несколько непонятных обрывков радиограмм

Первую из них приняла мощная якутская станция в 15 ч. 58 мин., т. е. через 1 ч. 24 мин. после сообщения о выходе из строя правого мотора. Текст телеграммы гласил: «Все в порядке это означало: или самолет сел на льдину, или мотор починили. А еще через 1 ч. 55 мин.

9—- Мыс Отто Шмидта. Полярка

В 17 ч. 53 мин., радиостанция мыса Шмидта получила на волне самолета СССР Н-209 следующую радиограмму: «Как меня слышите LR Ждите. В последующие дни радисты Арктики улавливали слабые позывные морзянки на волне самолета, но разобрать их смысл не смогли. Последний раз волну самолета СССР Н-209 слушали 22 августа.

10—- Отто Шмидт, начальник Главсевморпути

Каждый день на рабочий стол руководителя Главсевморпути Отто Шмидта ложились десятки сообщений.

Арктическая непогода надолго сковала мощные поисковые силы. Звено М. Шевелева добралось до острова Рудольфа только через месяц после исчезновения Н-209. И лишь спустя три недели самолет, пилотируемый М. Водопьяновым, смог отправиться в центр Арктики. Число полетов можно пересчитать по пальцам.

11— Туполев тб-3

Все они проходили в очень сложных условиях.
Поиски Н-209 затягивались. Все меньше радиограмм поступало в штаб перелета и к Шмидту. 18 сентября Губерт Вилкинс — известный американский полярный исследователь — прервал свои полеты до будущего года.

12— George Hubert Wilkins in Arctic

«Может быть, мы летали над самолетом Леваневского, заявил он корреспондентам, — но не могли его рассмотреть из-за отвратительной видимости». Последним покинул Аляску в октябре Грацианский. 21 ноября солнце последний раз можно было видеть с мыса Барроу. Наступила полярная ночь.

13— Б.Г. Чухновский — ему покорялись море и воздух

В начале октября на Землю Франца–Иосифа перебазировался новый авиационный отряд под командованием известного полярного летчика Бориса Чухновского. Его летчики на четырех тяжелых машинах, оборудованных специальными прожекторами для подсветки льдов, должны были сменить в Арктике группу Шевелева. Однако и этому отряду не удалось найти Н-209.

14—-Карта поиска

Участники спасательной группы, состоящей из 30 советских и зафрахтованных иностранных самолетов, пролетели над арктическими льдами около 63 тысяч километров. Помимо обширного сектора Арктики – между 120-м и 150-м меридианами западной долготы – исследовалось побережье Аляски и Канадского арктического архипелага. Не раз и не два. Спасатели изучали с воздуха тот сектор Северного Ледовитого океана, над которым у Н-209 отказал двигатель. Летчики делали все, что могли, но тщетно. Н-209 словно растворился в северном воздухе вместе со своим экипажем.

15— Мыс Барроу возле острова Тэтис

25 апреля 1938 года в Вашингтон было передано сообщение сержанта корпуса связи США Стенли Моргана. Оно было весьма любопытным. Американский сержант рассказал, что 19 или 20 августа 1937 года 3 жителя из селения Оликтова 140 миль к юго-востоку от мыса Барроу увидели возле острова Тэтис предмет, похожий на летящий самолет. Сначала был слышен шум моторов, потом показался сам большой предмет, двигавшийся на запад. Он коснулся два или три раза поверхности и с сильным всплеском исчез среди волн бухты Гаррисона. На следующий день в этом месте появилось большое масляное пятно, которое оставалось заметным здесь еще более недели.

16— Вырезки из статьи журнала The Alaska Sportsman, которая в 1940 г. опубликовала записки Келлемса

Экспедиционное судно «Пандора» быстро достигло назначенного района и приступило к осмотру акватории бухты. Одновременно с помощью крюков–кошек они внимательно осмотрели дно, где магнитный компас указал на присутствие на дне металла. На месте находки был сброшен буй, но до конца поисковую работу довести не удалось, так как закончилось короткое полярное лето.

17— Американский город Анкоридж

18—Радиограмма

В американском городе Анкоридж приняли концовку 19–й радиограммы «Посадку будем делать в 3400». Откровенная несогласованность поисковых действий между СССР и США привели к тому, что эту фразу в Москве даже не рассматривали.
Либо — получили ее от американской стороны, но не обратили на нее достаточного внимания. Меж тем, вышеуказанная цифра «34» может указывать на район, находящийся в границах треугольника, имеющего вершинами канадские острова Принц–Патрик, Виктории и Принца Уэльского, которые вдвое ближе от места выхода из строя мотора Н-209, чем Аляска.

14 августа 1937 года корреспондент ТАСС сообщил из Нью-Йорка: «…корпус связи заявил, что радиостанция в Анкоридже на Аляске перехватила в 14 часов 44 минуты по гринвичскому времени сообщение с самолета. В этом сообщении говорилось: «Не имеем ориентировки. Затруднение с передатчиком».
А это может указывать на то, что штурман Виктор Левченко только предположительно знал направление и скорость ветрового и общего сноса самолета. Это сегодня мы знаем, что этот снос был западным и отклонял Н-209 от курса на несколько десятков километров за каждый час полета.

Тридцатого сентября в Охотском море пароход «Батум» принял загадочную радиограмму: «Широта 83 ° норд, долгота 179 ° вест. РЛ» РЛ — позывные Леваневского. Возможно, то был последний призыв о помощи. Прошло уже полтора месяца со дня катастрофы. Аварийный запас продовольствия давно уже кончился.
В середине января 1938 года Вилкинс совершил длительный бросок в район полюса со стороны Аляски. В марте он повторил попытку. Все было тщетно.

19—Статья в газете

20— Статья в газете

Поиски самолёта Леваневского велись весь следующий год – и советскими, и американскими летчиками, однако результата они не принесли. Некоторые радисты принимали радиограммы за подписью Леваневского еще в течение полутора месяцев после пропажи самолёта. Это позволило предположить, что он не разбился, а где-то успешно приземлился. По одной из версий, Леваневский смог долететь до Аляски, по другой, он изменил маршрут и полетел в Якутию. Но некоторые исследователи склоняются к мнению, что экипаж посадил самолёт на острове Элсмир, который находится в Канадском архипелаге, или около него. Первым, кстати, эту версию выдвинул Александр Беляков, который летал в Арктике в качестве штурмана с Валерием Чкаловым.

21—Карты поиска

За девять месяцев советские и американские летчики обследовали большой сектор Арктики между 120-м и 150-м меридианами западной долготы. Но следов Н-209 обнаружить не удалось. Правда, эффективность полетов была ничтожной: мешала плохая погода. В мае 1938 года Советское правительство, опросив известных полярных летчиков и исследователей, постановило дальнейшие поиски самолета Н-209 прекратить.

22— Статья в газете поиски самолета Н-209 прекратить.

Спустя девять лет в английской прессе появилось краткое сообщение, правда, официально не подтверждённое, что исландские рыбаки обнаружили у берегов Гренландии вмерзшие в лед доски от ящиков, на которых по-русски было выжжено: «Август. 1937».

В марте 1946 года к северо-востоку от острова Врангеля советские полярные летчики обнаружили громадный ледяной остров площадью в 600 квадратных километров. На подобный остров мог приледниться и самолет Леваневского, а затем, пройдя параллельно северным берегам Канадского архипелага по направлению к мысу Барроу, возможно, вернулся к мысу Колумбия. Но к этому времени в мире разразилась Вторая мировая война и у СССР и США появились совсем иные заботы. К тому же, допустим, этот остров стал разрушаться, и в конце концов растаял окончательно.

Гипотезы и предположения

По одной из версий, самолёт долетел до побережья США, где 13 августа 1937 года эскимосы острова Бартер в море Бофорта слышали шум, похожий на летящую моторную лодку, а 14 августа радиостанции Анкориджа перехватили сообщение, в котором говорилось: «Не имеем ориентировки. Затруднения с передатчиком».

23—-Графический анализ полёта.

По другой, подтверждаемой принятой радиолюбителем радиограммой, самолёт отклонился от курса и упал где-то в Якутии. В качестве возможного места падения называется озеро Себян-Кюёль Кобяйски улус Якутии, где, по свидетельствам местных жителей, до войны находили доску с несколькими фамилиями, одна из которых оканчивалась на «…ский», а также мёртвого человека в комбинезоне. В 1982 и 1983 годах газетой «Советская Россия» были организованы экспедиции на это озеро.

24— Озеро Себян-Кюэль в горах Якутии

В 1986 год экспедиция газеты «Советская Россия» по проверке версии посадки самолета Леваневского на озере Себян-Кюэль в горах Якутии. Летели в Якутск с экипажем Ю.В. Курлина на Ан-12 фирмы Антонова с москвичами Степунина, супруги Муравьевы и уфимцами Чванов, Лобанов, Мулдашев и др, далее вертолетом. Работали с подводной видеокамерой, глубина 80 м. Пришли к выводу, что самолета Н-209 в озере Себян-Кюэль нет.

25— Э. Р. Мулдашев

26— Э. Р. Мулдашев

Одним из двух руководителей в 1986 году был офтальмолог Э. Р. Мулдашев, ставший позднее известным благодаря своим мистическим публикациям в центральной прессе.
Третья версия, выдвинутая Елецким В. И., предполагает, что самолёт Леваневского совершил вынужденную посадку на ледовый шельф Уорд Хант острова Элсмир Канадского архипелага, после чего экипаж 1,5 месяца пытался связаться с «большой землёй».
Четвёртая, выдвинутая океанологом Н. Н. Зубовым, состоит в том, что самолёт дотянул до одного из многочисленных безлюдных ледяных островов у северной оконечности Элсмира, вместе с которым был вынесен в Гренландское море после многолетних блужданий в Арктике. В качестве аргумента учёный, в частности, указывает, что все поисковые полёты советских и американских пилотов в 1937—1938 годах проходили вдали от основных путей передвижения таких дрейфующих островов.

27— Побережья Элсмира

Возникает логичный вопрос – почему самолёт до сих пор не обнаружен, если он приземлился на Элсмире Ведь на острове существуют метеостанция и радиотехническая военная база с аэродромом, созданные в 50-ых годах прошлого века.
Дело в том, что после нескольких авиакатастроф над островом ввели специальные коридоры для самолётов, по которым они садятся и взлетают в зависимости от метеоусловий. И все эти коридоры находятся в стороне от наиболее вероятных мест посадки Леваневского.

Исходя из вышеизложенных сведений можно сделать вывод, что экипаж самолёта «Н-209» успешно приземлился и ещё в течение полутора месяцев ждал спасательную экспедицию. Остатков топлива в самолёте хватало, чтобы запускать генератор для питания радиостанции. По свидетельству людей, собиравших экипаж в полёт, у них были с собой нарты, лыжи, спальные мешки и шестиместная палатка.

28— Сигизмунд Леваневский с семьей

Экзотические версии самолёт благополучно долетел до Аляски, но приземлился не в Фэрбенксе, где его встречала советская делегация, а на одном из двух запасных аэродромов, где были только американцы, — в Анкоридже или Доусоне. А история с неполадками двигателя якобы была фальсификацией, чтобы убедить советскую сторону в аварии и гибели экипажа.

Теоретически можно допустить, что Леваневский, оскорблённый тем, что пальму первенства отдали другим пилотам, мог бежать в США. Благо он бывал там неоднократно и имел контакты. Можно даже допустить, что он заранее заготовил там «запасной аэродром» во время последнего визита.
Но на практике это маловероятно по ряду причин. В СССР Леваневский был одной из главных звёзд страны. Миллионные тиражи его фотографий, кремлёвские застолья, благосклонность Сталина, высокий уровень жизни — мог ли Леваневский променять всё это на жизнь в безвестности и под чужим именем в США, при том что он был крайне честолюбивым и амбициозным человеком.

Не стоит забывать и про его экипаж, который был укомплектован только в ходе подготовки к полёту. Вряд ли пять остальных членов экипажа могли синхронно согласиться бежать в Америку, бросив свои семьи.

29—Немецкая субмарина

Существует гипотеза, согласно которой экипаж разбившегося самолёта был обнаружен немецкой подлодкой и вывезен в Германию. Эта версия базируется на смутных слухах времён начала Великой Отечественной войны, которыми были вдохновлены немецкими пропагандистскими листовками. В них сообщалось, что любимый лётчик Сталина перешёл на сторону немцев и теперь сражается в люфтваффе.

Версия спасения экипажа немецкой подлодкой откровенно невероятна. Даже с воздуха найти обломки самолёта, не зная координат его падения, было невероятно сложной задачей. Для подлодки, да ещё и в сложнейших арктических условиях, это было и вовсе невозможно.

30— Остров Элсмир Канада

Согласно ещё одной версии, пилотам удалось приземлиться на канадском острове Элсмир. Однако из-за аварии радиостанция вышла из строя они не могли выйти на связь, чтобы сообщить свои координаты. В самолёте был груз продуктов примерно на 40 суток. Возможно, выживший экипаж какое-то время питался ими, а затем предпринял попытку починить повреждённый двигатель и полететь к материку. Но тяжёлому самолёту не хватило имевшегося свободного пространства для взлёта, он упал в воду и утонул.

31— Мог упасть на территории Якутии.

Согласно другой версии, самолёт упал в труднодоступной местности на территории СССР и был сильно повреждён, а часть экипажа погибла на месте. Остальные похоронили товарищей и попытались своим ходом добраться до населённых пунктов, но погибли в пути. В 60-е и 80-е годы в советской прессе появлялись свидетельства того, что самолёт мог упасть на территории Якутии.

В 1981 году полярный летчик Евгений Попов из Ленска приземлился на своем вертолете на берегу озера Себян-Кюель, в четырехстах километрах к северу от Якутска. И увидел небольшой холмик, напоминавший могилу, с покосившимся столбом и приколоченной к нему доской. А на ней была выжжена надпись, в которой говорилось, что здесь 13 августа 1937 года погиб экипаж самолета Н-209, и далее перечислены без ошибок все фамилии летчиков.
Попов снимает доску и отправляет в Москву. Но по дороге вертолет разбивается и сгорает. Доска — с концами тоже. Только и осталось воспоминание. Попов, сообщил о своей находке директору Института Арктики и Антарктики А. Ф. Трешникову и папанинцу академику Е. К. Федорову.

32— Озеро Себян-Кюель

33— Тайна озера Себян – Кюель

Летом 1984 года во время очередной экспедиции на берегах озера Себян-Кюель поисковики встретили человека, показаниям которого цены не было. Варвара Захарова рассказала, что накануне войны она с подругой в лесу ­наткнулась на останки человека, странно одетого: в меховой куртке, с планшетом и кинжалом в руке, в сильно изорванных унтах. Другие местные жители рассказали и о другом трупе летчика, найденном осенью 1939 года, — о нем рассказала Мария Кривошапкина.

Этот человек был одет в костюм, бывший некогда черным, белую рубашку с галстуком, на ногах — хромовые полуботинки. Но именно так и был одет перед вылетом Леваневский! Это подтверждают кадры тогдашней кинохроники и фотографии, сделанные журналистами! В белой рубашке с галстуком, правда, был еще и ­бортмеханик Годовиков. Только Кривошапкина успела разглядеть, что погибший был, как она выразилась, «носатым». А это очень уж похоже на Леваневского.

34— Ванкарем с высоты птичьего полета

Следующая гипотеза раскрывает тайну радиограммы. В те времена у пилотов была расхожей фраза «по нулям», означавшая приземление, Леваневский направил самолет в уже знакомые ему места, а загадочные цифры 00 34 означают «Сажусь в районе, где совершил вынужденную посадку в 34-м». Кроме того, его самолет Н-209 очень тяжелый, для посадки ему нужна взлетно-посадочная полоса. А на всем востоке арктического побережья она была тогда только возле поселка Ванкарем.

Исследователи одной из экспедиций нашли нечто подобное стреле, выложенной из камней красного оттенка. Недалеко от них был гурий знак из камней, где под одним из них оказался сверток из необычно толстой фольги. В такую фольгу упаковывали неприкосновенный запас для пилотов. На ней ножом было нацарапано: «Упали море иду Ванкарем. С.Л.». Подпись, безусловно, могла означать «Сигизмунд Леваневский. Не далеко от этого места в каких-то 700 метрах от стрелки, где в то время было стойбище богатого чукчи-шамана нашли заколку для галстука — точно такую же, что была у Леваневского перед роковым вылетом. Она специфическая, длинная, и спутать ее невозможно.

Недавно журналисту Ю.Сальникову удалось установить, что у штурмана Левченко была карта Арктики, разбитая на пронумерованные квадраты. Они предназначались для передачи на борт самолета метеосводок. Квадрат 34 с координатами 70-75 ° северной широты и 85 — 115 ° западной долготы как раз приходится на район Канадского архипелага! В частности, на острова Виктория и Принца Уэльского. Здесь встречаются небольшие эскимосские поселки.

35—Карты поиска

Не исключено, что Леваневский после отказа мотора мог направить самолет именно в этот район и достиг одного из островов. В этом случае цифры 00 могли означать время ожидаемого приземления — ноль часов, ноль минут — в квадрате 34.

Действительно, если учесть, что до этого квадрата примерно 1200 км, а средняя путевая скорость Н-209 на трех моторах не превышала 110 км/ч, то время ожидаемой посадки приходилось на полночь с 13 на 14 августа 1937 года. Необходимо подчеркнуть, что поиски в квадрате 34 не велись, что видно из анализа маршрутов советских и американских летчиков в 1937 — 1938 годах.

14 августа 1937 года корреспондент ТАСС сообщил из Нью-Йорка: «Корпус связи США заявил, что радиостанция в Анкоридже перехватила в 14 ч 44 мин по Гринвичу (в 17 ч 44 мин по московскому времени, то есть спустя 3 ч после отказа двигателя!) сообщение с самолета. В нем говорилось:
«Не имеем ориентировки. Затруднения с радиопередатчиком».

Куда направил свой самолет Леваневский? В нашем распоряжении только три обрывочные радиограммы, принятые 13 августа после отказа мотора в Якутске (15 ч 68 мин), Анкоридже (17 ч 44 мин) и на мысе Шмидта (17 ч 58 мин). Информация, прямо скажем, скудная.

Поиск продолжается

З6— Экспедиция Русского географического общества случайно обнаружила на Ямале обломки, которые могут принадлежать самолёту H-209

1 февраля 2013 года экспедиция Русского Географического общества обнаружила на Ямале обломки самолёта с рифлёной дюралевой поверхностью. Предположение, что найдены обломки самолёта Леваневского, является ошибочным, поскольку обшивка ДБ-А гладкая.

В марте 1999 года Дэннис Тёрстон, сотрудник Службы по управлению полезными ископаемыми в Анкоридже, нашёл обломки на мелководье залива Кемдэн, между заливом Прудо и посёлком Кактовик на острове Бартер у северного побережья Аляски в море Бофорта. В средствах массовой информации предположили, что это обломки самолёта Леваневского, но следующие попытки обнаружить их не увенчались успехом.

В наше время одним из специалистов, которые занимаются расследованием исчезновения самолёта Леваневского, является историк-любитель, специалист в области радиосвязи и электронной навигации Дмитрий Золин. У него есть собственная версия того, как проходил полет машины под номером «Н-209» 13 августа 1937 года.

37—Статья

По расчетам специалистов, во время полета до точки отказа двигателя, а это 4 000 километров, самолёт сжёг порядка 10 тонн горючего из имеющихся изначально 16,4 тонны. Из-за плохих погодных условий, расход топлива на этой дистанции составлял как минимум 2,5 килограмма на один километр. После отказа одного из двигателей расход топлива увеличился до 3,5-4 кг/км из-за низкого полёта в облачности и обледенения.

Таким образом, оставшийся запас хода самолёта после поломки двигателя стал равен 1800 километров. Экипаж понимал, что, следуя изначальным курсом, они не смогут долететь даже до побережья Аляски. Возвращение на авиабазу острова Рудольфа, которое было вполне возможным, Леваневский наверняка даже не рассматривал, учитывая, что 2 года назад ему уже приходилось прерывать перелет и возвращаться домой.

В одной из радиограмм, принятых вечером 13 августа сразу двумя радистами в разных местах радиооператором Пилясовым в Якутске и радиолюбителем Пастуховым в Иркутске практически слово в слово, говорилось, что экипаж видит ледяные горы.

38— Хребет Осборн-Рейндж.

На их пути оказывается гористый остров Аксель-Хейберг и остров Элсмир, на котором также есть горная цепь. А если принять во внимание, что между сообщениями об отказе двигателя и о том, что экипаж увидел горы, прошло 7 часов, то версия о посадке на Элсмире становится убедительной.

В 80-годах прошлого века научный сотрудник Ленинградского научно-исследовательского института Арктики и Антарктики (ААНИИ) Физик Л.П. Куперов доказал, что сообщения, принятые в Якутске и на мысе Шмидта, действительно были переданы с борта самолета! Более того, по этим радиограммам ему удалось определить и возможный район приземления Н-209. Он находился к северу от Новосибирских островов. Куперов изучил материалы наблюдений в августе 1937 г. и установил, что приборы полярной станции в бухте Тихая (Земля Франца-Иосифа) и Гринвичской обсерватории зафиксировали вспышку на Солнце 12 августа 1937 г. Она привела приполюсной район ионосферы к возмущению и к ограниченному прохождению радиоволн.

В 1989 г. доктор Д. Стоун – директор Института геофизики при университете г.Фэрбенкса (Аляска) провёл поисковую экспедицию со своими аспирантами и волонтёрами. В 1990 г они обнаружили более 20 аномалий. С 2013 г. к американцам присоединилась небольшая российская поисковая группа.
Участники поисковой экспедиции 2013 года встретились с внуком Стенли Моргана, который отлично помнит рассказы деда. Морган-младший, летчик по профессии, оказал исследователям огромную организационную помощь. Кроме того, Сальников, Подольский и их коллеги встретились с вице-губернатором Аляски Медом Трэдвеллом, который пообещал экспедиции всяческую поддержку.

– От корпуса Н-209 за прошедшие годы, скорее всего, ничего не осталось, – говорит Юрий Сальников. – Мы рассчитываем найти четыре стальных двигателя самолета, весом по 800 кг каждый, и в лучшем случае остатки каркаса. Любые показатели, говорящие о том, что на морском дне повышенное содержание металла, могут означать, что в этом месте покоятся останки Н-209.
Но в конце аварийной радиограммы с борта самолета Леваневского была осторожная фраза: «Предполагаем совершить посадку»

39—И.Д.Папанин

40—Радист Кренкель

До папанинцев нужно было лететь 250-300 км при сильном попутном ветре. Четверка полярников несколько дней очищала полосу от торосов и рисовала посадочные знаки. Из всех вариантов поворотов к Гренландии, острову Элсмир (600-700 км), побережью Аляски (1500-1700 км) папанинская льдина – наиболее предпочтительная точка посадки 13 августа 1937 г. Почему-то экипаж не использовал такую возможность. Эту гипотезу никогда не обсуждали.

В конце 70-х годов прорабатывалась версия о том, что полет самолета «Н-209» завершился в районе озера Себян-Кюэль в Якутии. На озере Себян-Кюэль в течение ряда лет побывали несколько поисковых экспедиций. Каких-либо значимых результатов работы на озере Себян-Кюэль, проводившиеся в течение нескольких лет, не дали.

Якутская версия гибели экипажа Леваневского с самого начала многими бралась под сомнение. Хотя в её страстно верил штурман полярной авиации Валентин Аккуратов, хорошо знавший Леваневского и Левченко. Основным аргументом для В. И. Аккуратова было то, что расстояние от Северного полюса до Фэрбанкса на Аляске и до озера Себян-Кюэль было примерно одинаковым

41— В. Аккуратов На новых трассах

Позитивные итоги поисков следов «Н-209» в Якутии, то что стала известна еще одна радиограмма с «Н-209» принятая радистом Ф. С. Пилясовым 13 августа 1937 года вечером по местному времени: «Иду на двух, пришлось снизиться, впереди вижу ледяные горы»
Факт, который, и вызвал к жизни версию о посадке самолета Леваневского в Якутии. И ещё доска с именем Леваневского и плохо читаемыми фамилиями других членов экипажа. Которая была обнаружена вертолетчиком Е. Поповым в 1965 году на берегу озера Себян-Кюэль.

Но такая доска могла быть поставлена там экипажем Леваневского годом раньше — в августе 1936 года, при перелете самолета «Уолти 1-А» из Лос-Анджелеса в Москву, если этот самолет совершил посадку на этом озере.
То, что С. А. Леваневский оставлял какие-либо знаки или записки в местах посадок, известно на территории США, на острове Св. Лаврентия экипаж самолета оставил бутылку с запиской.

Возможно, вертолетчики экипажа Е. Попова, нашедшие этот знак, неправильно прочитали несколько цифр: номер самолета «Н-209» (вместо «Н-208»), и дату 13 августа 1937 года (вместо 30 августа 1936 года) из-за плохой сохранности доски.

42— Статья

Свой вклад в осмысление судьбы экипажа самолета «Н-209» внес и писатель В. С. Пикуль. В своей статье «Как исчезла экспедиция Леваневского» он высказал предположение, что после посадки на лед экипаж Леваневского построил на льду полярную станцию наподобие станции «Северный полюс-1» и вел научные наблюдения, как полагает автор, в течение нескольких лет. Писательское воображение подсказало В. С. Пикулю, что материалы этой полярной станции можно было бы отыскать… в правом крайнем моторе самолета, который неизбежно должен был затонуть, однако поскольку на «Большой земле» знали об отказе этого двигателя, то при обнаружении самолета на океанском дне непременно позаботились бы о том, чтобы поднять на поверхность именно этот двигатель с целью выяснить причину неисправности.

Версия, согласно которой самолет «Н-209» не долетел до побережья Аляски считанные мили и упал в море в районе островов Тетис и Спай, выглядит очень правдоподобной. Но работа неисправной рации на волне «Н-209» — это свидетельство вынужденной посадки на лед.

43— Горы Аляски

Вполне могло случиться так, что самолет «Н-209», следуя строго по заранее намеченному курсу, мог совершить посадку в горном районе Аляски — там, где его никому не приходило в голову искать. Заметим, что аналогичное предположение сразу после исчезновения самолета «Н-209» высказывал канадский полярный исследователь В. Стефанссон.

Если полет «Н-209» закончился в горах Аляски, то экипаж, конечно, пытался дать о себе знать по радио — но тут опять-таки будет понятным, почему эти сигналы не были услышаны.

Окружающие горы, служащие своего рода экраном для радиоволн, неизбежно не позволили бы принять сигналы «Н-209»
Если самолет совершил нерасчетную посадку в одной из таких заснеженных долин, то он весьма скоро должен был бы быть засыпан снегом, а наземными средствами эта территория не обследовалась.

44—Карта поиска

Послесловие:

Из всего вышесказанного остаётся только надеяться, что тайна гибели советского экипажа будет раскрыта. Что наконец-то будут найдены герои первопроходцы, место их упокоения. И им будут возданы все почести, которых они достойны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *