Загадочная гибель линкора Новороссийск 2

29 октября 1955 года, в Северной бухте Севастополя при таинственных обстоятельствах. По мистическому стечению событий через 39 лет и девять дней после гибели линкора «Императрица Мария», 20 октября 1916 года на том же самом месте. После мощного взрыва перевернулся и затонул флагман Черноморского флота линейный корабль линкор «Новороссийск». До сих пор нет однозначного ответа о причинах обеих октябрьских катастроф. Часть вторая.

1—-Севастополь

Комиссия

Немецкая мина

Расследованием катастрофы и для выяснения причин взрыва была создана специальная правительственная комиссия, во главе с заместителем председателя Совета министров СССР генерал-полковником инженерно-технической службы Вячеславом Александровичем Малышевым.

2—-Малышев Вячеслав Александрович

Вячеслав Малышев один из плеяды «сталинских наркомов» Иосиф Сталин называл Вячеслава Малышева «главным инженером Советского Союза». В комиссию вошли адмиралы Кузнецов, Горшков и Виноградов, генерал-лейтенант Шилин от КГБ СССР и другие.

3—-Северная бухта

4—-Николай Герасимович Кузнецов

Следователи допросили всех свидетелей и участников, водолазы осмотрели дно. Работали две экспертные комиссии (начальника ГУ надводных кораблей Б.Г. Чиликина и директора ЦНИИ-45 контр-адмирала В.И. Першина), изучавшие мельчайшие технические подробности.

5—-Сергей Георгиевич Горшков

6—-Виноградов Николай Игнатьевич

В соответствии с назначенными жёсткими сроками, комиссия выдала своё заключение через две с половиной недели. Официальная версия гласила.
Доклад от 17 октября 1955 года, «можно утверждать, что взрыв 29 октября 1955 года являлся взрывом заряда, расположенного на дне Севастопольской бухты, в месте якорной стоянки линкора. В целом из сопоставлений записей геофизических станций можно сделать вывод, что заряд при взрыве был, во всяком случае, не меньше заряда отечественной мины АМД-1000 1000 кг тротила. Размеры воронки при опыте практически совпали с размерами воронки в месте стоянки линкора «Новороссийск».

На основании произведенных расчетов и соответствующих испытаний экспертной комиссией признается возможным нахождение под линкором донной мины, сохранившей потенциальную боеспособность и невытраленной при неконтактном тралении. Вследствие того, что часовой механизм прибора срочности не отработал установленного на нем срока.

7—-Немецкая магнитная донная мина типа RMH

8,5—- Масштабный фрагмент карты стоянки ЛК Новороссийск на бочках №3

8—-Линкор «Новороссийск

Такая мина под влиянием внешнего механического воздействия толчка может перейти в опасное состояние и взорваться после доработки часов. Механическим воздействием на механизм мины могло быть следующее. При постановке линкора на бочки в 18 часов 28 октября 1955 года в процессе буксировки корабля и подтягивания его к бочкам якорь-цепь, протаскиваясь по грунту, мог задеть за лежащую на грунте мину.
В результате поворачивания или толчка мины мог произойти запуск ранее остановившегося часового механизма взрывателя. Возможность протраливания якорь-цепью дна бухты в районе нахождения мины, следовательно, механического воздействия цепи на мину, считается установленной.

В результате подробного рассмотрения всех обстоятельств и последствий взрыва установлено следующее:
– повреждения линкора «Новороссийск» были вызваны взрывом заряда, находившегося на грунте под носовой частью корабля;
– наиболее вероятно, что 29 октября 1955 года под кораблем имел место взрыв немецкой магнитной мины типа RMH или LMB с взрывателем М-1, поставленной в период Великой Отечественной войны».с зарядом силы 1000–1200 кг в тротиловом эквиваленте.

9—- мина LMB — Luftwaffe Mine Донные мины установка

Пункт 3 заключения комиссии «Нельзя полностью исключить, что причиной подрыва является диверсия».
В результате расследования, произведённого в последующее время, понижены в званиях и должностях, с вынесением выговора следующие военачальники:
Кузнецов, Николай Герасимович Адмирал Флота Советского Союза, Главнокомандующий ВМФ СССР
Захаров, Семён Егорович адмирал, заместитель начальника Главного управления кадров Министерства обороны СССР
Пархоменко, Виктор Александрович вице-адмирал, командующий Черноморским флотом
Кулаков, Николай Михайлович вице-адмирал, член Военного совета Черноморского флота
Никольский, Николай Иванович контр-адмирал, Начальник штаба эскадры Черноморского флота.

Комиссия также отметила, что «матросы, старшины и офицеры, а также офицеры, руководившие непосредственной борьбой за спасение корабля, — и.о. командира БЧ-5 т. Матусевич, командир дивизиона живучести т. Городецкий и помогавший им начальник технического управления флота т. Иванов умело и самоотверженно вели борьбу с поступавшей на корабль водой, хорошо знали каждый свое дело, проявляли инициативу, показали образцы мужества и подлинного героизма. Но все усилия личного состава были обесценены и сведены на нет преступно-легкомысленным, неквалифицированным и нерешительным командованием»

10— Немецкая мина типа LMB Luftwaffe Mine B

Таковыми в общем были выводы комиссии. С которыми многие специалисты продолжают не соглашаться, приводя седеющие доводы.
1. Возможность срабатывания германской мины через 12 лет. Германские фирмы давали гарантийный срок годности электрических батарей на мине в воде – шесть месяцев. Все поднятые в Севастополе германские мины в начале 1950-х годов были небоеспособны.
2. Мощность взрыва была такова, что его зафиксировали все сейсмостанции юга СССР. По расчетам специалистов, повреждения, которые получил линкор, мог нанести заряд силой примерно в 5 тонн тротила, при размещении заряда непосредственно у корпуса.

Или в 12,5 тонны тротила, при размещении заряда на дне, под линкором, на глубине 17,5 метров.
Немецкая же донная мина RMH имела заряд массой 907,18 кг. В тротиловом эквиваленте это 1250–1330 кг.
Анализ повреждений кораблей союзников, в годы войны подорвавшихся на таких минах, свидетельствуют, что ее силы хватает для пробития дна, но не сквозного разрыва судна.

11— Немецкая мина типа LMB Luftwaffe Mine найденная после гибели линкора

3. Выводы комиссии оспариваются десятками морских специалистов. Версия с взрывом магнитной мины выглядит весьма неубедительно. Для сравнения подрыв крейсера проекта 26 «Киров» на германской мине 17 октября 1945 года в Финском заливе. Как и в случае с «Новороссийском», взрыв произошел в районе носовой башни. Вес заряда взрывчатого вещества был эквивалентен 910 кг тротила, то есть приблизительно столько же, что и при взрыве «Новороссийска».
«Киров» принял 2000 тонн воды, потерял ход на 50 минут, но благополучно был отбуксирован в Кронштадт.

Водоизмещение у «Кирова» в три раза меньше, чем у «Новороссийска». Характер повреждений линкора «Новороссийск» и крейсера «Киров» совершенно различны. Крейсер «Киров» от взрыва магнитной донной неконтактной мины получил контузию корпуса корабля, на днище разошлись швы. А линкор «Новороссийск» получил сквозную пробоину.

12— Крейсер «Киров» на Неве, день ВМФ 1965 года

В то же время профессор, инженер-капитан 1-го ранга Н. П. Муру в книге «Катастрофа на внутреннем рейде» доказывает, что наиболее вероятной причиной гибели корабля является взрыв донной мины или двух мин. Прямым подтверждением версии взрыва мины Н. П. Муру считает то, что после катастрофы тралением донного ила были обнаружены 17 подобных мин, из которых три находились в радиусе 50 м от места гибели линкора.

Первоначальные версии, а именно самопроизвольный взрыв бензосклада или артиллерийских погребов, отмели сразу. В первом случае бензосклады просто отсутствовали на корабле, во втором – от него попросту бы ничего не осталось, как и от гавани вообще.

К тому же эту версию сразу опрокинули показания моряков, местом боевой службы которых являлась 2-я башня главного артиллерийского калибра. Где линкор и получил пробоину. Было точно установлено, что 320-миллиметровые снаряды остались в целости и сохранности.
Версия возможной детонации корабельного боезапаса отпала и после обследования корпуса: характер разрушений указывал на то, что, взрыв произошёл снаружи.
Версия о взрывчатке на корабле.

Этой версии противоречит тому, что края пробоины были завернуты внутрь корабля.

Торпеда с подлодки

13— Морские врата Севастополя

Следующей была версия о торпедировании линкора неопознанной подводной лодкой. Врагов у СССР было более чем достаточно, и такой вариант выглядел не менее реалистично. Однако версия с торпедой была отвергнута комиссией при изучении повреждений. Зато комиссия выяснила другое: на момент трагедии, охрана крепости Севастополь от прорыва подводных лодок велась неудовлетворительно.

Вход в базу должен был прикрываться бонами и противоторпедными сетями, поставленными при входе в Севастопольскую бухту. В ночь на 29 октября 1955 года, несмотря на то что дежурный буксир находился, как обычно, у боновых ворот, последние также не были закрыты, и только после подрыва линкора «Новороссийск» по приказанию начальника оперативного управления штаба флота их закрыли в 2 часа 35 минут 29 октября, то есть через 1 час 4 минуты после взрыва.

14—Пройдены боновые ворота. Мола ещё нет. Константиновская батарея-только начинает ремонтироваться

С целью обнаружения подводных лодок, пытающихся проникнуть в базу, у входа в бухту предусмотрено также непрерывное несение дозора большим охотником за подводными лодками. Фактически по вине командования 24-й дивизии ОВРа и с ведома штаба флота корабли несли дозор с перерывами ввиду частого их отвлечения для выполнения других, не свойственных дозору задач.

Такое грубое нарушение было допущено и в ночь на 29 октября 1955 года, когда дозорный большой охотник 28 октября в 5 часов 50 минут был снят с дозора оперативным дежурным 24-й дивизии ОВРа без замены его другим кораблем, послан к мысу Лукулл обеспечивать полеты авиации и вернулся для выполнения дозорной службы только в 1 час 17 минут 29 октября, то есть за 14 минут до взрыва.

15— Боновые заграждения в Севастопольскую бухту.

Наблюдение за подводными лодками осуществлялось шумопеленгаторной станцией «Сатурн-12», установленной у мыса Херсонес. Это станция устаревшего типа и малошумные подводные лодки на малом ходу обнаруживать не может. 28 октября 1955 года станция находилась в плановом ремонте и не работала с 8 часов 40 минут до 19 часов 00 минут».

Таким образом: «В результате систематических, грубых и преступных нарушений приказов и инструкций по водной охране крепости командиром 24-й дивизии ОВРа контр-адмиралом Галицким и его подчиненными Севастопольская крепость часто оставалась без охраны от проникновения подводных лодок и торпед. Так было и накануне взрыва 28 октября, и в ночь на 29 октября 1955 года».

16— Итальянская сверхмалая подводная лодка

17— Торпеда калибра 533-мм

Практически же для полноценной атаки лодке вряд ли хватило бы глубины. Однако военным было известно, что на вооружении некоторых западных флотов уже стоят малые или карликовые подводные лодки. Так что на внутренний рейд главной базы Черноморского флота теоретически могла проникнуть карликовая субмарина.

Но послать диверсантов — это одно, а отправить в бой субмарину НАТО — совсем иное. В случае провала последствия для Италии были бы крайне скверные.

Итальянские и Британские диверсанты

18—Диверсанты против линкоров как итальянцы выбили из игры английский флот

Выявленная халатность охраны породила версию событий, что наиболее вероятным источником взрыва является диверсия. Первоначально многие специалисты полагали, что взрыв «Новороссийска» – дело рук итальянских подводных диверсантов из 10-й флотилии МАС. Эти диверсанты, которыми командовал князь Валерио Боргезе. Прославившийся подрывом двух британских линкоров «Куин Элизабет» и «Вэлиант» 18 декабря 1941 года в египетском порту Александрия.
После двух взрывов оба линкора легли на грунт. Через несколько месяцев их подняли, а в 1943 году отремонтировали.

Не стоит забывать, что ещё за десять лет до этого «Новороссийск» был флагманом итальянского флота, и именно Италия обладала самым грозным подводным десантом – «10-й штурмовой флотилией», подразделением прекрасно обученных боевых пловцов. Что характерно, командовал отрядом, убежденный антикоммунист Джунио Валерио Боргезе, публично поклявшийся отомстить СССР за такое унижение своей страны.

19—Ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д’Эспозито

В сентябре 2013 года мировые СМИ разнесли весть о том, что спустя 58 лет с момента трагедии тайна, наконец-то, раскрыта. Согласно интервью бывшего боевого пловца, упомянутой выше 10-й флотилии Уго д’Эспозито, именно итальянские пловцы устроили диверсию в целях мести.

Мотивов операции могло быть два. Первый – обида итальянцев на то, что их корабль ходит под советским флагом. Второй – обеспокоенность США и НАТО возможностью включения в боекомплект «Новороссийска» 320-мм снарядов с ядерным зарядом. Замечу, что такие снаряды разрабатывались в СССР, но после гибели «Новороссийска» на вооружение для линкоровских пушек поступили 305-мм снаряды со «спецзарядом».

20—Итальянская база подводных лодок в Анконе.

Судя по всему, итальянские пловцы действовали под прикрытием флотов США и Англии. Акция против «Новороссийска» совпала с натовскими маневрами «Босфор-55», в ходе которых линкор «Нью-Джерси» и пять американских эсминцев пришли в Стамбул в нарушение конвенций по проливам.

В заключение стоит напомнить о проверке «итальянского следа», проведенной в августе 1970 года командованием Черноморского флота. Подводная лодка 14-й дивизии подводных лодок скрытно подошла к Севастополю. Ночью группа боевых пловцов покинула лодку на глубине 20 м. Диверсанты с помощью подводных буксировщиков проникли в Севастопольскую бухту, успешно преодолев закрытые боновые заграждения. К двум часам ночи они добрались к борту противолодочного крейсера «Москва», стоявшего на том же месте, что и «Новороссийск». Экипаж крейсера не заметил постановки мин. Правда, на сей раз они были учебными.

21—Мини подлодка CB второй серии (CB.7 — CB.22)

22— Мини подлодка

В 1992 году была опубликована статья группы офицеров технических служб флота, содержащая следующие выводы: только линкоры с 1945 по 1955 годы вставали на место где стоял «Новороссийск»140 раз
В документах расследований найдены свидетельства целого ряда лиц, наблюдавших не один первичный взрыв, повлекший пожар и дальнейшие взрывы «произошел взрыв, по крайней мере, двух зарядов общей массой 1000 кг и более, одного подвешенного под днищем, другого со стороны правого борта на некотором расстоянии от него, но не на грунте».

В пользу этой версии, в частности, говорит то, что к 29 октября 1955-го итальянские торговые суда как по команде покинули Севастополь.
Князь Юнио Валерио Боргезе — Выпускник Королевского военно-морского училища. Его ожидала блестящая карьера офицера-подводника, чему способствовали знатное происхождение и отличные показатели в учебе. Первая субмарина под командованием Боргезе была в составе итальянского легиона, который, в рамках помощи Франко, действовал против республиканского флота Испании. После этого князь получил под свое командование новую подводную лодку. Позже Валерио Боргезе прошел курс специальной подготовки в Германии на Балтийском море.

23— Borghese, Junio Valerio

По возвращении в Италию Боргезе получил под свое командование самую современную подлодку «Шире». Благодаря умелым действиям командира подводная лодка возвращалась обратно на свою базу невредимой из каждого боевого похода. Операции итальянских подводников вызвали неподдельный интерес у короля Виктора Эммануила, который удостоил князя-подводника личной аудиенции.

24— Подлодки Второй Мировой

После этого Боргезе было предложено создать первую в мире флотилию морских диверсантов-подводников. Для нее были созданы сверхмалые подводные лодки, специальные управляемые торпеды, пилотируемые взрывающиеся катера. 18 декабря 1941 года итальянцы на карликовых подводных лодках скрытно проникли в гавань Александрии и прикрепили магнитные взрывные устройства к днищам английских линкоров «Вэлиэнт» и «Куин Элизабет». Гибель этих кораблей позволила итальянскому флоту на долгое время перехватить в свои руки инициативу в боевых действиях на Средиземном море.

25— Итальянские морские диверсанты

Также «10-я штурмовая флотилия» во время войны принимала участие в осаде Севастополя.
Если предположить, что диверсанты прибывали на итальянском сухогрузе, который был замечен под Севастополем в ту ночь. Легко прошли через открытые почему-то тогда боновые заграждения в Севастопольскую бухту.

К тому же есть несколько исследований, которые подтверждают, что бывшие диверсанты фигурировали в списках экипажей торговых судов заходивших в советские порты на Черном море.

Известно также, что в годы войны диверсионное подразделение базировалось в Крыму, имело там несколько баз.
Итальянцы могли на месте создать мощный заряд из нескольких найденных в бухте и сочлененных немецких мин, а потом оснастить его новым взрывателем,
Частным лицам организовать подобную акцию было конечно не под силу слишком большие ресурсы понадобились бы на ее обеспечение, средства транспортировки не забудем про секретность.

26— Земноводные диверсанты

Сторонники итальянской версии утверждают, что через некоторое время после гибели «Новороссийска» в итальянской печати промелькнуло сообщение о награждении орденами группы офицеров ВМС Италии «за выполнение особого задания».

Да, и информация о взрыве «Новороссийска» в западной печати появилась очень быстро.
Создатель диверсионной «10-й флотилии» ВМС Италии. Был женат на прапраправнучке Александра I — графине Дарье Олсуфьевой. Дарья родила ему четверых детей. Диверсанты Боргезе потопили более 30 кораблей, в основном британских. Его «10-ю флотилию» в 1945 году расформировали, Боргезе приговорили к пожизненному заключению. Вышел он на свободу в 1949 году. Умер в 1974-м в Кадисе, Испания.

27— Одна из самых удачных операций итальянских боевых пловцов. Рейд на Александрию

Писатель-историк и публицист Аркадий Михайлович Чикин в своей статье пишет:
Большое любопытство вызывает возможный «английский след» в севастопольской трагедии. Это — геополитика. Откровенно говоря, такая постановка вопроса стала неожиданностью. Стоит поразмыслить. Тем более что на момент гибели линкора англичане имели отлично подготовленные, имевшие боевой опыт, по подрыву, «Тирпица», хорошо оснащённые подводные диверсионные силы.

28— Линкор Тирпиц

Сентябрь 1943 года. Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Х». Из шести сверхмалых подводных лодок смогли атаковать «Тирпиц» только три: X5, X6 и X7. X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины. «Тирпиц» не успел сняться со стоянки до срабатывания мин. И, хотя линкор остался на плаву, взрыв нанёс ему серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин.

Башня «C» весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровой погон. Исправить башню вне дока оказалось невозможно. Кроме того, вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнём. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя.

29— Мини-подлодки Х51 Stickleback («Колюшка»)

Подводные диверсионные силы Британии после войны готовили итальянцы, после капитуляции их страны.
В пользу Британского следа этой версии выдвигается следующий аргумент — будто бы советское командование хотело оснастить «Новороссийск» ядерным оружием. Атомной бомбой СССР обладал с 1949 года, но морских средств применения ядерного оружия тогда не было. Решением могли стать только морские крупнокалиберные пушки, стреляющие тяжелыми снарядами на большое расстояние.

Итальянский линкор для этой цели подходил идеально. Великобритания, представляющая собой остров, в этом случае оказывалась наиболее уязвимой мишенью для советских ВМС. В случае применения атомных взрывных устройств возле западного побережья Англии, с учетом розы ветров, которые в тех краях круглый год дуют на восток, радиационному заражению подверглась бы вся страна.

И еще один факт — в конце октября 1955 года британская средиземноморская эскадра проводила маневры в Эгейском и Мраморном морях.

30— После войны четыре лодки класса X под личными именами Shrimp, Stickleback, Minnow и Sprat («Креветка», «Колюшка», «Пескарь» и «Килька») служили в британском флоте до начала 1950-х годов

Командование ВМС Великобритании активно занималось строительством СМПЛ и в послевоенные годы. Технически подготовленные подводные носители для выполнения спецопераций по уничтожению надводных кораблей имелись лишь у Великобритании. В составе ее ВМС в 1955 году действовали четыре СМПЛ типа Х51. Кроме головной мини-подлодки Х51 Stickleback («Колюшка») это X52 Shrimp («Креветка»), X53 Sprat («Килька»), X54 Minnow («Пескарь»).
Для участия в специальных операциях того времени по своим боевым возможностям хорошо подходила СМПЛ Британии типа Х51 под командованием британского командира.

В составе экипажа численностью пять человек могли участвовать два-три итальянских боевых пловца в качестве операторов по установке мин.
Более того, США и Великобритания под разными предлогами сохранили часть штурмовых средств и специалистов и даже наградили некоторых. Водителю управляемой торпеды графу Луиджи де ла Пене, подорвавшему в декабре 1941 года в Александрии английский линкор «Вэлиент», золотую медаль «3а храбрость» вручил бывший командир этого линкора командор Морган, ставший главой союзнической морской миссии в Италии.

31— Лайонел Крэбб (28 января 1909 — 19 апреля 1956) — боевой пловец британского Королевского флота и разведывательной службы MI6, пропавший без вести в ходе разведывательной операции против советского крейсера «Орджоникидзе» в 1956 году.

Именно Крэбб принял активное участие в возрождении итальянских подразделений боевых пловцов. После капитуляции Италии его командировали туда с задачей разыскать и собрать личный состав 10-й флотилии МАS. Поиски не были долгими. Итальянцы, услышав о его прибытии, сами явились к нему: Лайонел Крэбб имел хорошую репутацию.

И если кому‐то из наших адмиралов до октября 55‐го подводные диверсанты казались лишь персонажами приключенческих книг, то с того же, черного года и по наши дни на всех кораблях нашего Военно‐ Морского Флота, где бы они ни стояли — у родного причала или на якоре в нейтральных водах, каждую ночь несется вахта ПДСС —противодиверсионных сил и средств. Каждую ночь матросы‐автоматчики вглядываются в черную воду у бортов кораблей.

Народная память

На основании доклада специальной комиссии в 1955 году исполняющему обязанности главкома ВМФ СССР адмиралу Горшкову были отправлены представления о награждении орденами и медалями всех погибших с линкором моряков, а также уцелевших при взрыве, пришедших на помощь и отличившихся во время операции водолазов и врачей.

Но награждение не состоялось. Лишь спустя сорок лет выяснилось, что на представлении рукой начальника управления кадров ВМФ была сделана пометка: «Адмирал т. Горшков не считает возможным выходить с таким предложением».

32—Статья в газете

В 1996 году, после продолжительных обращений ветеранов корабля, правительство РФ дало соответствующее поручение о награждении. Главная военная прокуратура занялась изучением материалов расследования от 1955 года, засекреченные наградные листы хранились в военно-морском архиве. Проверка прокуратуры показала, что более 500 человек были представлены к орденам, из них шесть (посмертно) к высшей награде – ордену Ленина. Но так как в 1996 году уже не было ни СССР, ни флага, под котором погиб «Новороссийск», ни уже тем более наград, представленные были награждены орденами Мужества.

33— Бар-Бирюков, О.П. Час «Х» для линкора «Новороссийск»: история черноморской службы и гибели бывшего итальянского линкора «Джулио Чезаре»: исследование корабельного офицера.

На сегодняшний день мы не можем с уверенностью говорить, что же именно произошло в ту роковую ночь. Но в самой истории «Новороссийска» была поставлена точка ещё более полувека назад: корабль разрезали на металл, дело закрыто. Нам же остаётся лишь учиться на ошибках прошлого и стараться их не повторять

Прошли десятки лет с той трагической и героической ночи. Советские моряки показали невероятную силу духа и героизм. Некоторые офицеры, старшины и матросы добровольно жертвовали жизнью ради спасения корабля и товарищей. Показательно, что погибли все 5 инженеров-механиков корабля — они делали то, чему служили — спасали боевой Корабль.

34— Память моряков почтили возложением цветов на Братском кладбище и спуском венка на воду, где произошла гибель линкора «Новороссийск».

35—Спуск венка на воду

Политико-моральное состояние личного состава линкора начиная с момента взрыва и до опрокидывания линкора было высоким, отличным. Не было и следа растерянности, паники, не было ни одного случая нарушения дисциплины и воинского долга.

Наоборот, матросы, старшины и офицеры линкора показывали образцы мужества и героизма. Из почти 1000 матросов и старшин, стоявших в строю на палубе тонущего на их глазах корабля, не нашлось ни одного человека, который сделал бы даже попытку прыгнуть за борт, все они стояли на палубе буквально до тех пор, пока буквально не стали скатываться в воду.»

Комиссия предлагала наградить погибших, но не встретила понимания в партийных органах. Более того, в специальном постановлении Совмина СССР многие из тех, кто спасал «Новороссийск» или просто не имел отношения к трагедии, были понижены в звании или вовсе уволены со службы, как командир линкора Александр Кухта.

36—Памятник на Кладбище

На тридцать три года историю с гибелью «Новороссийска» спрятали под сукно. Погибшим поставили памятник на Кладбище коммунаров, но их как бы и не было.

На корабле служили молодые парни со всех уголков страны, у многих тяжелое послевоенное детство, безотцовщина. Нам писали, что погибший матрос был старшим из 11 детей в семье. Он получал жалование в 3 рубля и 1 рубль всегда отправлял домой, чтобы его братьям и сестрам мама могла купить тетрадки и ручки. Какой-то семье выделили в помощь мешок муки от колхоза и на этом все. Многим семьям даже не сообщили, когда и как именно погиб их родственник.

42 человека с линкора похоронили на кладбище Коммунаров. Остальных на Братском кладбище Севастополя. Без фамилий и званий в общих могилах. Хоронили без почестей, по ночам и рано утром, чтобы не привлекать лишнего внимания.

37— Памятник Матросам, старшинам и офицерам линкора Новороссийск

Лишь в 1988 году это молчание было прервано. В газете «Правда» вышла статья под названием «Взрыв», она произвела именно такой эффект. О трагедии заговорили. А потом было обращение с просьбой установить на могилах мемориальные плиты. Вскоре имена моряков появились на могиле на кладбище Коммунаров и на Братском кладбище.

Указом президента РФ от 5 июля 1999 года за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при спасении экипажа линейного корабля «Новороссийск», награждены орденом Мужества 716 человек, в том числе 613 посмертно. Награды продолжают вручать до сих пор – родственникам погибших в разных уголках страны и мира. Получила орден и семья Ефима Матусевича. Награда нашла героя спустя 44 года.

38— На Черноморском флоте почтили память моряков

Выжившие моряки линкора собираются на Приморском бульваре каждый год в последнее воскресенье октября, чтобы почтить память погибших.

39—Памятник «Скорбящему матросу»

Сегодня памятник «Скорбящему матросу» на братской могиле «Новороссийцев» известен далеко за пределами Севастополя.
Одной из визитных карточек Севастополя, его символом, является памятник затопленным кораблям.

40— Памятник затопленным кораблям в Севастополе

Согласно истории, он был воздвигнут в 1905 году в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы прикрыть Севастополь от вражеских атак с моря. В период с сентября 1854-го по август 1855-го все корабли Черноморского флота, находящиеся в Севастополе, были затоплены.
И вот, спустя век этот памятник стал немым свидетелям еще одной трагической страницы.

41— Мемориальные плиты

На каменных скрижалях братской могилы специально не выделено в этом печальном списке, кто с «Новороссийска», с «Кутузова», с «Молотова», с «Керчи», с «Дзержинского», с «Куйбышева», с «Бессменного», с «Карабаха», кто со штабов эскадры и флота. Все они навсегда «Новороссийцы». Памятник Скорбящему матросу это напоминание ныне живущим. И вечная светлая память морякам героям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *