Нина Николаевна Якимова художник, астроном, кандидат физико-математических наук. Заместитель главного редактора по науке журнала «Дельфис». Участник многочисленных выставок и публикаций в журналах. В 1970-1980 годах принимала участие в Международных конкурсах научно-фантастических картин и рисунков. Организованных журналом «Техника – молодежи».
1—-Нина Николаевна Якимова
Нина Николаевна Якимова родилась в 1940 году город Москва.
Отец – Гусев Николай Митрофанович 1898–1990 год Мать – Лариса Владимировна Гусева Лясковская 1900–1971 год, дочь хирурга из Черкасс. Оба родителя из небогатых дворянских родов.
Отец совсем молодым пошёл добровольцем в Красную армию. Поженились родители в Гражданскую войну.
Отечественную войну отец закончил 9 мая 1945 года в звании капитана, имел награды.
По воспоминаниям Нины Николаевны
«А школа наша, девчачья, была в городе особенная. Учителя были первоклассные старой закалки. Так, математик Константин Сикорский, уже пожилой человек, родственник знаменитого русского авиатора-конструктора, преподавал в параллельном классе, а иногда и в нашем «А». Английский язык блистательно вела Надежда Шерешевская – дочь известного эндокринолога».
«Что касается общественной работы, то я была увлечённо-активной.
Школу-десятилетку окончила в 1957 году с серебряной медалью. Вообще, наш класс был очень сильный, и по медалям тоже. Он был, да и остаётся, необыкновенно дружным, сплочённым. Дело в том, что, когда наш девичий 8-й класс пополнился мальчиками, классным руководителем у нас стал всеми нами любимый Валентин Григорьевич Бейлинсон, окончивший нашу же школу, участник Великой Отечественной войны, написавший книгу воспоминаний о своей жизни, блестящий педагог, историк».
«С ранних школьных лет меня «притянуло» небо. Ещё с класса 6-го серьёзно заинтересовалась астрономией: вначале был младший, а потом и старший кружок в планетарии.
Особенно я любила математику, посещала в университете циклы лекций, перерешала множество задач из знаменитых сборников».
В 1957 году Нина Николаевна поступила на физический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
2—-Кукаркин Борис Васильевич профессор Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга.
«Университетская жизнь захлестнула своей новизной.
В институте мной была выбрана кафедра звёздной астрономии во главе с профессором Б.В. Кукаркиным, известным астрономом. Во время учёбы удалось посетить многие обсерватории страны. Одесскую, Пулковскую и Абастуманскую, в аспирантуре – Кауровскую под Свердловском, Крымскую, Симеизскую у Чёрного моря, позже – Балдонскую в Латвии, Специальную астрофизическую (CAО) на Северном Кавказе, где установлен крупнейший шестиметровый телескоп. И везде обсерватория – совершенно удивительный, уединённый мир, окружённый живописным ландшафтом, незримо связанный со всем необъятным миром».
«По окончании университета три аспирантских года на «звёздной кафедре». Проведение исследований под названием «Структура полосы нестабильности классических цефеид Галактики и Магеллановых Облаков». Цефеидами называются пульсирующие сверхгигантские жёлтые звёзды, по блеску которых судят о расстояниях до них».
3—-На территории Нижнего Архыза, у подножия горы Пастухова, в конце шестидесятых годов прошлого века был построен научный комплекс РАН. Его основное сооружение – обсерватория 115. Это самый большой в России астрономический центр наземного наблюдения за Космосом. Проектировали обсерваторию специально под Большой телескоп с диаметром зеркала 6 метров.
Классическими цефеидами именуют желтые пульсирующие звезды — сверхгиганты, периодически меняющие свою яркость, температуру, размеры. Массы их в несколько раз больше массы нашего Солнца — обычного желтого карлика. Классические цефеиды эволюционно старше Солнца и значительно ярче.
Периодические пульсации их внешних оболочек последовательное расширение, сжатие, происходящие с интервалом от одного до сотни и более дней — в зависимости от массы звезды, и соответствующие пульсации их истинной яркости позволяют оценивать расстояние до этих объектов, даже если они находятся в иных звездных системах, в спиральной ли галактике созвездия Андромеды, в неправильных или соседних с нами галактиках — Большом и Малом Магеллановых облаках».
«Пульсации внешних слоев звезды возникают на определенных стадиях ее развития.
Постепенно, не без мук, родился окончательный вывод: внешняя картина сложнее, чем представлялось ранее, так как мы имеем дело с набором цефеид, по-видимому, не одинакового химического состава. Но тенденция есть, она не ускользнула. Самые интенсивные пульсации возникают у цефеид не в середине полосы нестабильности, как думалось некоторым, а на низкотемпературной ее стороне».
4—-Цефеида SU Кассиопеи в 1411 световых годах от Земли, окруженная туманностью vdB 9.
Видны темные, поглощающие свет пылевые облака. Пыль отражает свет цефеиды, придавая vdB 9 характерную голубую окраску, типичную для отражательных туманностей.
Изображение охватывает область размером около 24 световых лет.
Сегодня цефеиды одни из самых незаменимых для астрофизиков звезд Вселенной. — Они являются «стандартными свечами», — объектами с известной светимостью, при помощи которых можно фотометрическими способами точно рассчитать расстояния в космосе.
«По этой теме я и защитила диссертацию на звание кандидата физико-математических наук. Затем проработала на кафедре звёздной астрономии Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга (МГУ) несколько лет старшим лаборантом».
5—-Николай Михайлович Недбайло Время жизни родился 1940, умер 2015 году. Художник в четвёртом поколении. Часть своих произведений посвятил жанру научной фантастики
«Я всегда любила рисовать – с самого детства, особенно в школе. Судьба ввела меня в круг талантливых художников, таких как Николай Недбайло. Это дало мне сильный импульс развивать свои давние склонности к художественному творчеству, по сути, продолжая вторую сторону своей «линии жизни».
За немногие годы было создано более трёхсот «досок». Роспись в основном по текстуре дерева на кусках фанеры дала возможность выразить и совместить в единой плоскости различные сюжеты жизни на Земле и в космосе».
6—-Страница из журнала «Техника молодёжи».
«Так получилось, что жизнь для меня тогда складывалась непросто. Пришлось покинуть привычные, любимые стены ГАИШа, я устроилась старшим научным сотрудником в институт «Союзгипролесхоз». Университетская выучка помогла приспособиться к совершенно новому для меня направлению вычислительной технике. Тогда я и обратилась к росписи по текстуре дерева в свободное от работы время, которого у меня появилось много».
7—-Среди своих досок 1970-е годы
«Последовали многочисленные выставки моих «досок» начиная с 1970 года по 90-е годы. Взаимосвязанность Земли и космоса, а также идея структурного единства мира. «Доски» репродуцировались в ряде таких журналов, как «Огонёк», «Техника молодёжи», «Работница», «Отчизна» в Доме художника у Крымского моста выставлялись в Калуге».
Журнал «Техника — Молодёжи» с конца 1960-х годов начал проводить конкурсы фантастической живописи. «Сибирь — завтра» и «Мир 2000-го года».
Молодой художник Нина Николаевна Якимова принимала в их активное участие.
В условиях конкурса значилось, что «Сибирь полигон для грамотного освоения природы в гигантских масштабах в условиях научно-технической революции. Где будут сконцентрированы лучшие достижения мировой науки и техники». Для участия в конкурсе приглашались художники-профессионалы и самодеятельные живописцы Советского Союза и других стран. Они
выставлялись в павильоне Советская фантастика. Зал фантастическая живопись.
8—-Океан
9—-
10—
11—
12—
Выдержки из журналов
«Редакция журнала Техника-молодёжи
решила предоставить художникам-фантастам возможность самим рассказать о своем творчестве. Первой выступает москвичка НИНА ЯКИМОВА.
Нина окончила астрономическое отделение физического факультета МГУ. В 1972 году защитила кандидатскую диссертацию. Год спустя впервые попробовала рисовать водяными красками по дереву.
И этот союз двух начал — одна из основ самобытности творческой манеры Нины Якимовой»
13—Нина Якимова Москва. Две работы из цикла «Сибирь завтра»-1
14—Нина Якимова (Москва). Две работы из цикла «Сибирь завтра»-2
15—
16—
«В живописи меня неудержимо влечет дерево как материал для творчества, для рисования. Так линии на срезах ствола хранят тень минувшего, дарованного Землей и Солнцем.
В этом они сродни свету звезд — ведь и он рассказывает нам о событиях далёкой древности.
Его застывшие волокна, отполированные до светлого блеска, с жадностью впитывают водяные краски, будь то гуашь или темпера, тушь или анилиновые красители.
Смотришь на гладкую поверхность среза, испещренную волшебными письменами, изломами годовых колец, — и глаза твои начинают разгадывать сокровенный язык дерева, мысль и чувства твои вызывают к жизни необычные, новые образы.
17—
18—
19—Заиндевевшее
20—
21—
Их суть в размышлении о мире с помощью линии и цвета. Это особый род творчества, научно-художественного раздумья не над «чистым листом» бумаги или холстом, а над куском «живого вещества», в данном случае — дерева.
Это дает почувствовать, что мертвенная неподвижность материала лишь кажущаяся и она в состоянии «пробудить» спящую, притаившуюся жизнь вещества, разглядеть ее ускользающие от прямого взора очертания. Представления о связи земных явлений с космическими пронизывают всю историю человечества. Звездные культы глубокой древности, мифы более поздних времен, эллинское учение о «космосе», идеи буддийского Востока о бесконечности живого мира во времени и пространстве.
22—Журнал «Дельфис».
В начале 90-х годов Нина Николаевна переходит на работу в совсем ещё молодой журнал «Дельфис».
С 1995 года Н.Н.Якимова – заместитель главного редактора по науке. В него она пришла со своими исследованиями, касающимися принципа золотого отношения и структурного и ритмического единства мира. Этому кругу вопросов посвящены её статьи в журнале и в некоторых других изданиях, в том числе — научных. Эти исследования возникли, как внутренняя необходимость вернуться в той или иной форме к близкой по духу научной форме деятельности.
23—Н.Н.Якимова – заместитель главного редактора по науке
Вместе со своими единомышленниками она организовала с 2000 года «дельфисовские» научные ежемесячные семинары и ежегодные конференции «Этика и наука будущего», сплотив вокруг журнала солидный коллектив учёных из разных областей знания. Она является составителем и редактором восьми ежегодников по итогам конференций и сборника «И звезда со звездою говорит» (2007), в которых выступает и как один из авторов.
24—
Свои оригинальные идеи Якимова Нина Николаевна — астроном, художник-космист, кандидат физико-математических наук, член редакционной коллегии. Автор ряда оригинальных концептуальных научных идей, изложила в опубликованных с 2005-го по 2021-й в пяти книгах-исследованиях: «Фрактальная Вселенная и золотое отношение»; «Смотри в корень! Структурное единство мира»; «Дыхание Вселенной»; «Золотые отношения во Вселенной»; «Об Общих принципах. Единство мира». Выраженные в них мысли теснейшим образом переплетаются с разнообразным художественным творчеством, по сути, и провоцирующим, и иллюстрирующим догадки, расчёты, графики и схемы, рассуждения.
25—
Работа в «Дельфисе» в течение продолжительного времени четверть века упрочила её «линию жизни», обратив в «вектор» не только научного, но и духовного становления.
Тому послужила живопись по текстуре дерева на лирические и космические темы «Земля и Небо» 1970-1990 годы — «доски», отмеченные участием в выставках «Учёные, рисуют», публикациями в нескольких отечественных журналах. Затем, овладев ювелирной техникой, Нина Николаевна принимала участие в других мероприятиях, что позволило двум нашим музеям приобрести украшения, отображающие космическую тематику 1980-90-е годы.
26—
Позже приходит увлечение созданием фотоколлажей, дающих возможность быстро воплотить ту или иную мысль, задумку, что очень характерно особенно для идущего времени.
27—Пламенеющая Вселенная. 2016 год коллаж
28— Ока Вечности сюжет. Спираль — лучи — ветвление — центры -связи. Лучизм МЯ. 2017 год коллаж 84х59
29— Волны жизни. Волны зелени и вод к волнам неба прикоснулись. 2018 год коллаж 60х42.
Обычный фотоколлаж скучен. Разворот событий постепенно вывел на осмысление древнейшего символа Зарождения — Мирового Яйца древнего универсального знака жизни. Что, во-первых, подтолкнуло на то, чтобы композиционно выстраивать коллажи с учётом овального абриса, плавного хода фрагментов. Сопоставления и размышления привели к очень важным обобщениям, как раз изложенным в статьях, книгах — о структурном, ритмическом и функциональном Единстве на Земле, во всём Космосе.
Так что Нина Николаевна выполняет свою миссию в своё время, на своей планете.
30— Бессмертный полк – таинство в потоке времён. 2019 год коллаж 65х42
31— Весь мир на отражениях живёт 2020 год коллаж 72х42
32— Повсюду ПЕРКОЛЯЦИЯ просачивание, протекание, пробой с возникновением характерных структур ветвлений, трещин, сетчатости — и на Земле, и в Космосе 2021 год коллаж 75х46
33— В вихре времён. С памятью о Сергее Джуре из города Донецка 2022 год коллаж 60х42
В планах – продолжение работ на тему о Мировом Яйце. Прорастающее семя-яйцо всегда и всюду словно выстреливает «взрывом»: ростком-стволом, затем разветвляющимся в крону Древа Жизни.
34— Нина Николаевна Якимова художник, астроном.
Универсалии подобия, охватывающие Вселенную, действие на всех её масштабных уровнях принципа золотых отношений – всё это свидетельствует о том, что формализованные структурные особенности подспудно указывают на всеприродное действие закона Гармонии и Красоты, который сродни общему НРАВСТВЕННОМУ закону.
О нём вспоминал в своё время философ И. Кант, восхищаясь звёздным небом над нами и нравственным законом внутри нас. Да, закон этот не случайно, а закономерно присутствует и в живой, и в косной природе, и на планете, и на звезде, и в галактике, и во всей Вселенной. Он – цель её и смысл, реализованный в живой природе, особенно в Человеке.