Русская история янтарной комнаты началась с того, что в ноябре 1716 года Фридрих Вильгельм I дарит российскому государю Петру I подарок в виде Янтарного кабинета. В 1746 году кабинет дополнен и смонтирован в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. 1755 год: янтарный подарок переносится в Царское село, в одно из помещений Большого Екатерининского дворца. На новом месте он существенно увеличивается в размерах и приобретает вид той самой Янтарной комнаты. В октябре 1941 года дворец в Царском Селе разграбили нацисты. Все панели Янтарной комнаты сняли и доставили в Кенигсберг.
Дальнейшие следы янтарной комнаты теряются с августа 1944 года. Янтарная комната исчезла, и до сих пор о ней ничего не известно.
Подарок
На стыке 17-ого и 18-ого веков во всех европейских правящих дворах были популярны янтарные кабинеты. Уже тогда придворные лекари были уверены в благотворных воздействиях янтаря на здоровье, прежде всего психологическое, янтарь тонизирует организм, повышает настроение.
1—- Берлинский дворец
2—- Большой королевский дворец в Берлине
История Янтарной комнаты началась в 1699 году. Король Пруссии Фридрих I решил перестроить Большой королевский дворец в Берлине. Поручив это главному архитектору королевства Андреасу Шлютеру директору Берлинской академии искусств, автору Королевского дворца.
Идея исходила не от него, а от королевы Софии Шарлотты Ганноверской.
3—- Фридрих I и София Шарлотта
Специалист придумал тогда прорыв в мире архитектуры, и дизайна — он решил изготовить комнату из янтаря. Идею король поддержал, и мастер принялся за дело.
В качестве исполнителя изначально приглашают резчика по янтарю и слоновой кости Королевского двора Дании Готфрида Вольффрама, в 1707 году по причине длительности и дороговизны работ. Его сменяют мастера по янтарю из Данцига, Готтфрид Турау и Эрнст Шахт.
4—- Архитектор Андреас Шлютер директор Берлинской академии искусств.
Комната была наполовину готова, но Шлютера в 1706 году отстранили от постройки дворца. И хотя он оставался придворным скульптором, работ по Янтарной комнате уже никаких не проводил.
5—- Литценбург «превращается» в Шарлоттенбург
Берлинский барочный дворец Шарлоттенбург носит имя первой прусской королевы – урожденной Софии Шарлотты Ганноверской. Курфюрст Фридрих III в 1695 году решил сделать подарок жене: построить летнюю резиденцию Литценбург у селения Литцов. Строительство дворца по проекту Арнольда Неринга продолжалось пять лет. Еще через два года курфюрст стал королем Пруссии.
6—- Иоганн Фридрих Нильссон Эозандер
Сдержанная архитектура Литценбурга не соответствовала статусу монаршей резиденции. По указу короля к работе над новым дворцом приступил Иоганн Эозандер. Литценбург был расширен и оформлен в роскошном барочном стиле.
София-Шарлотта в 1705 году умерла от тяжёлой ангины. Фридрих I переносит работы по Янтарной комнате в Литценбург и переименовывает дворец в честь почившей супруги в Шарлоттенбург. В Литценбурге работы продолжаются и когда всё было готово к установке король Фридрих I в феврале 1713 года умирает, также, как и жена, не дождавшись благодатного влияния янтаря. В интервале нескольких месяцев в мир иной ушли и мастер Турау, и сосланный в Россию Штюлер.
Занявший престол Фридрих Вильгельм I сворачивает все дорогие проекты своего отца, перекраивает бюджет под армейские нужды. И всё же даёт распоряжение установить готовые панели в кабинете Берлинского королевского дворца.
Фридрих Вильгельм I мало интересовался роскошью и данный кабинет ему был не нужен.
7—- Фридрих Вильгельм I и Пётр I.
В то же время новый монарх был поклонником действий Петра I и пытался подружиться с Россией. А первый российский император тяготел ко всему масштабному.
В ноябре 1716 года Фридрих Вильгельм I дарит российскому государю Петру I дипломатический подарок в виде роскошной увеселительной яхты «Либурника» и Янтарного кабинета. Пётр I писал тогда императрице Екатерине.«Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали».
Пётр 1 отблагодарил своего «прусского брата», отправив тому в ответ так любимых королём. 55 высоченных гренадера, да в довесок собственноручно сделанный кубок из слоновой кости и токарный станок.
Большие янтарные панно были упакованы в 18 больших ящиков, снабжены инструкцией по сборке, и отправились в Санкт-Петербург. В столицу янтарный кабинет везли аж на 18 телегах через Кёнигсберг, Мемель и Ригу. В Петербурге необычную комнату должен был распаковать Александр Меншиков. После осмотра полученного груза в Летнем дворце Меншиков 2 июля 1717 года сообщил правителю: «Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».
8—-Александр Данилович Меншиков
Первое время до возвращения Петра I из заграничного турне в октябре 1717 года разобранный на части Янтарный кабинет находился в Меншиковском дворце, где за ним присматривал губернатор С.-Петербурга светлейший князь А. Д. Меншиков. Позднее, рассмотрев подарок, Петр разочаровался. Янтарный кабинет не был завершённым и состоял из частей, это была незаконченная работа. Его нельзя было использовать для отделки помещений, не хватало многих деталей.
Многие годы панели и детали хранились в различных хозяйственных помещениях в Людских палатах Летнего сада, где они пролежали четверть века. О кабинете знали, его показывали Анне Иоанновне, но так работу никто и не закончил. Хранились панели и в кладовых Камерцалмейстерской конторы при старом Летнем дворце.
Существует версия, что иногда их просто выставляли, приставив к стенам внутри помещений Зимнего дворца для любования янтарём.
9— Вот и пришёл черед вспомнить о Янтарном кабинете. Зимний дворец постоянно перестраивался, «в течении десяти лет» кабинет четыре раза переносили
Лишь в 1743 о кабинете вспомнили. Пыльные ящики были распакованы только во время правления дочери Петра 1. Архитектор императрицы Елизаветы Петровны в третьем Зимнем дворце Франческо Бартоломео Растрелли создавал в императорских покоях уникальный архитектурный стиль. Позднее многие его работы станут величайшими произведениями искусства в архитектуре и декоре.
Для установки и правки элементов пригласили итальянского мастер-резчика Александра Мартелли. Однако частей оказалось мало для большой комнаты, поэтому мастер Александр Мартелли взялся восстанавливать отпавшие детали с панелей. Он дополнял отсутствующие фрагменты новыми и собирал финальный вариант в указанном месте дворца. А обер-архитектор Бартоломео Франческо Растрелли добавил новые элементы: зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы, золочёную деревянную резьбу.
10— ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
Архитектор Растрелли понимал, что ограничиваться мелким ремонтом кабинета нельзя. Нужны пилястры, дополнения. Но мастеров, искусно изготовивших такие детали, не было, и на это потребовалось бы большое количество времени. Было принято решение — исполнить пилястры зеркальными в золоченых обрамлениях.
11— Франческо Бартоломео Растрелли
И вновь появились сложности: изготовить такие зеркала никто не мог. Француз Мишель предложил свои услуги доставить стекла из Франции.
В докладе императрице сказано: «Вышеперечисленные поставленные Мишелем стекла мерами и в толщине по стиле его контракта сходственны»но не хватает четвертой рамы, на четвертую стену. Готовых рам было всего три.
12— В 1745 году Фридрих II Великий подарил Елизавете Петровне ещё одну янтарную раму
Король Пруссии Фридрих II прознал пожелания императрицы и сделал подарок.
Четвертая рама была изготовленная мастером Рейхом, в декоре которой были аллегории, в стиле героических поступков «Ея Российского императорского величества прославлявшие русскую императрицу. Не знал Великий пруссак, что вскоре российская императрица отберёт у него Восточную Пруссию в ходе Семилетней войны. В 1745 году рама прибыла в Петербург, но случилась ошибка. Доставленная рама оказалась не размерной проекту. Пришлось доделывать. Шесть недель мастер Яков Зур исправлял ошибку.
После того как комната была смонтирована, государыня вызывает в Петербург монахов из Сестрорецкого монастыря, которые трое суток молились, лишь после этого вошли в Янтарную комнату и провели ритуал по изгнанию бесов.
Елизавета Петровна осталась довольна янтарный кабинет в 1746 году, через двадцать девять лет, предстал в своём прекрасном виде, единственном в мире художественным янтарным сокровищем.
Янтарный кабинет стал местом аудиенции высоких гостей императорского двора — иностранных послов, знатных деятелей, чиновников. Оказалось, что «янтарное чудо» требует к себе внимания. А ведь прошёл всего лишь год после окончательной сборки шедевра. В 1746 году при осмотре обнаружили повреждения. По всей видимости, температурные перепады, частые изменения влажности.
В 1753 году кабинет вновь разобрали.
В 1754 году реконструированный Зимний дворец предстал в новой красе. Обновлённый Янтарный кабинет смонтировали, в нем продолжились государственные приемы. Но это продлилось недолго.
13— Екатерининский-Царскосельский дворец
Елизавета Петровна решила «Создать парадный янтарный зал в построенном
Царскосельском дворце. О чём и приказала архитектору Растрелли.»
В 1755 году начались работы по установке Янтарного зала. Помещение Царскосельского дворца было значительно больше, чем в Зимнем дворце.
В 1755 году Янтарную комнату переносят в Екатерининский дворец.
На новом месте Янтарная комната существенно увеличивается в размерах. По легенде 76 гвардейцев 14 дней переносили ящики из Зимнего дворца в Царское село. Растрелли, Мартелли и пятеро мастеров из Кёнигсберга подгоняли её под размеры нового пространства. Пришлось изготовить рисованные под янтарь холсты, мозаику из яшмы и зеркальные вставки. Дополнительное убранство комнаты составили хрустальные люстры, настенные бра, наборные комоды русской работы и китайский фарфор; в застекленных витринах хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.
Растрелли добавил новые элементы.
Над тремя дверями три резных десюдепорта позолоченных, картины заменили флорентийскими мозаиками из цветных камней. Мозаики-аллегории, изображавшие пять чувств: «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и обоняние».
Обновленный янтарный зал снова постигла неудача проблема — перемена температуры и влажности. С 1760 года приступили к работам по реставрации. По желанию императрицы Елизаветы Петровны, внесли существенные изменения: «Все пустые места заполнить янтарём».
Были в реставрационной команде и русские ученики: Герасим Козловский, Никита Савин, Александр Михайлов. Так Царское Село стало янтарной столицей России.
В 1764 году в янтарном зале создали деревянный художественный паркет. Он состоял из следующих пород деревьев: «Ореховое дерево, палисандр, красный сандал, амарант, лимонное дерево, дуб и ясень».
14— Екатерина II Великая
Уже при Екатерине Великой в 1763 году фальш-холсты заменили на янтарные панели, которыми занимался приглашённый Фридрих Рогенбук и русские ученики (Герасим Козловский, Никита Савин, Александр Михайлов). На потолке появился поучительный аллегорический рисунок «мудрость, оберегающая юность от соблазнов любви». К 1770 году Янтарная комната приобрела тот вид, который позволил называть её «Восьмым чудом света», а Царское село обрело статус янтарной столицы Российской империи.
В 1765 году в почти обновлённом зале отмечали день рождения императрицы Екатерины.
15—Уже при Екатерине Великой в 1763 году фальш-холсты заменили на янтарные панели.
В 1770 году работы были завершены. Это был совсем другой зал, чем некогда подаренный Петру I. Множество зеркал, резных позолоченных орнаментов, пилястр, фигурок амуров с вазами, бронзовых подсвечников, мозаики, позолоченные элементы по достоинству подчеркивали янтарные панели. Все детали гармонично представляли невероятной красоты произведение, которое скромно назвали — Янтарной комнатой.
16— поэт Теофиль Готье
При Екатерине II Янтарная комната пользовалась большим успехом. Это было её любимое место вечерних собраний. Императрица любила проводить здесь время и встречать гостей.
Она стала одним из достояний русского двора. Как пишут историки, иностранцы стремились попасть в резиденцию.
— Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплён богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму — от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря, — писал французский поэт Теофиль Готье в середине XIX века.
17— При Екатерине Великой Янтарная комната была весьма популярна
Сложность в содержании комнаты была в одном — очень щепетильный уход и постоянный контроль за состоянием. Екатерининский дворец был летней резиденцией, а это означало, что зимой он не отапливался.
Тогда было сложно поддерживать в помещениях единую температуру, поэтому комната регулярно подвергалась ремонту. В 1894 году даже пришлось снимать панели со стен и отправлять в Петергоф для реставрации.
В комнату внесли большое количество изменений, её дополнили мебелью, в витринах расположили ларцы, чаши, кубки, шахматы, сделанные из янтаря, все предметы были подарены, дабы порадовать её Величество. Стоит отметить, что изначально каждый раз приходилось выписывать реставраторов из Пруссии, но со временем была воспитана своя плеяда мастеров по янтарю. В этот раз его производили русские мастера Владимир Давыдов, Константин Зимин, Василий Тимофеев, Андриан Богданов. В 1897 году работы были окончены.
Комната так и находилась в Екатерининском дворце даже после падения монархии. С 1930-х годов туда водили экскурсии. Советские скульпторы реконструировали достопримечательность.
18—Янтарная комната в Екатерининском дворце, 1917 год.
Последний раз восстановительные работы произведены в 1933-1935 годах.
19—Янтарная комната, 30-е годы XX века.
Следующие масштабные реставрационные работы были намечены на лето 1941 года. Но им не суждено было сбыться. Началась Великая Отечественная война.
Сколько потрачено сил за долгие столетия, чтобы сохранить и сберечь великую работу, не может подсчитать никто.
20—Следующие масштабные реставрационные работы были намечены на лето 1941 года
Около 188 лет Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце. Её посещали, ей восхищались. Наряду с другими достоинствами и убранства Екатерининского дворца, Янтарная комната продолжала быть в высоком почёте среди ценителей прекрасного. Это не уберегло её от похищения «другими ценителями из цивилизованного мира» в 1941 году.
Воры
16 сентября 1941 года немецко-фашистские войска подступили к городу Пушкин. Шёл массированный артиллерийский обстрел города. Снаряды стали попадать на территорию дворца и парка.
17 сентября сотрудники музея покинули Пушкин, оставив Янтарную комнату и другие произведения искусства.
Из 42 тысяч экспонатов удалось эвакуировать 12 тысяч, менее 30%.
Янтарная комната была одним из тех объектов, которые советские власти не смогли эвакуировать.
В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте.
Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой, чтобы защитить от взрывной волны, и оставили.
Как выяснилось уже в наши дни, «восьмое чудо света» оставили из-за того, что Янтарная комната не была включена в эвакуационный план.
Музейные работники не стали его эвакуировать, да и не могли, потому что из-за сокращения штатов в июле 1941 года в штате Екатерининского дворца-музея осталось всего 5 человек, почти все женщины. Эвакуировать такую «махину» они физически не могли.
21—Женщины, самоотверженно старались укрыть оставшиеся ценности
18 сентября 1941 года немецкие войска вошли в город Пушкин (Царское Село)
Обстановка в Екатерининском дворце 29 сентября 1941 года
Свидетельства из записей в дневниках одного из офицеров вермахта.
Двери и окна выбиты, большой зал разбит. Кругом снуют солдаты «Голубой дивизии» и немецкие солдаты. На полу валяются древние карты, вся мебель перевёрнута, с диванов и кресел срезан шёлк и ткань — всё это шло на портянки. В янтарном зале солдаты штыками ковыряют янтарь, много янтаря валяется на полу. Вперемешку с ценными предметами на полу везде дерьмо. Солдаты в грязной обуви спят на великолепнейших креслах и диванах, на стенах надписи с названием подразделений. Кругом хаос.
22—Разрушенная парадная лестница Екатерининского дворца
Вместе с войсками следовала специальная бригада «Кунсткомиссион» армии «Север», у которой уже был список ценностей из 55 объектов, предназначенных для вывоза в Германию.
После осмотра офицеры искусствоведы 18 армии группы «Север», групенляйтер Пенсген и полковник Эрнст-Отто Сольмс-Лаубах постановили о сборе и эвакуации ценностей.
Они и прибыли только с этой целью. В течение 36 часов Янтарную комнату и другие предметы искусства запаковали и отправили в Ригу.
23—К сожалению, подлинный шедевр искусства не был эвакуирован из Екатерининского дворца вместе с другими экспонатами.
Похищенное сокровище предназначалось для «музея фюрера» в Линце. Известно, что Гитлер потребовал отправить Янтарную комнату в город своего детства и юношества, туда, где находились могилы его родителей.
Как установил спустя сорок лет подполковник разведки «Штази» Пауль Энке, занимавшийся в составе особой группы МГБ ГДР поисками Янтарной комнаты, названные посланцы фюрера в середине октября 1941 года демонтировали и вывезли Янтарную комнату, которая до конца войны должна была храниться в подвалах Рижского замка, откуда потом её надлежало отправить в Линц.
Однако гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох и директор Художественных собраний Кёнигсберга, крупнейший специалист по янтарю, доктор Альфред Роде попросили Гитлера до создания музея в Линце выставить Янтарную комнату в Кёнигсбергском замке. Разрешение было получено, и в ноябре 1941 года сокровище отправилось в Кёнигсберг.
24—Альфред Франц Фердинанд Роде
В тот момент в Кёнигсберге директором городских собраний (коллекция располагалась в музее замка) работал Альфред Франц Фердинанд Роде. Это был немецкий искусствовед, со всей любовью погружённый в коллекционирование и изучение янтаря. Его монография «Янтарь-немецкий материал» до сих пор остаётся Янтарной библией. Без сомнения, именно он, через гауляйтера Эриха Коха, убедил Гитлера отправить Янтарный кабинет на сохранение в Кёнигсберг.
25—Немцы в екатерининском дворце
Немецкие солдаты бережно выносили ящики. Они ступали осторожно, еле передвигая ноги, почти не отрывая подошвы сапог от ступеней, и всё-таки офицер прикрикнул на них: «Осторожно! Это янтарная комната», — отмечается в одной из книг о янтарной комнате.
Наряду с другими сокровищами, она прибыла на новое место. Нельзя сказать, что прибыла целой, или что-то по дороге не пропало. Любопытные свидетельства. Состав элементов Янтарной комнаты, прибывшей в Кенигсберг в ноябре 1941 года, можно было узнать из дарственной книги, найденной 25 апреля 1945 года в одной из комнат первого этажа южной части Орденского замка Кенигсберга. Вот как об этом говорится в акте, составленном комиссией
Такие сведения дают основания полагать, что Янтарная комната точно была в Кёнигсберге до марта — апреля 1945 года.
С апреля 1942-го по август 1944 года панели Янтарной комнаты были смонтированы в одном из музейных залов Королевского замка Кёнигсберга, который по размерам был существенно меньше Янтарной комнаты в Царскосельском дворце. В немецких документах эта «маленькая» Янтарная комната именовалась «немецкой Янтарной комнатой» или «кабинетом».
C тех пор примерно треть «лишних» янтарных панно хранилась отдельно в подвалах замка или Имперского банка, расположенного, напротив. Любитель янтаря и фанатик янтарных произведений искусства Альфред Роде опубликовал новость о Янтарной комнате в журнале «Пантеон». Некоторые фотографии были опубликованы в 1942 году. Альфред Роде находился «рядом с Янтарной комнатой» до весны 1945 года.
Берлинский журнал «Пантеон» опубликовал статью о том, что янтарная комната открыта для посещения в Кёнигсбергском замке.
26— Фрагмент публикации о Янтарной комнате в Кёнигсберге
В ночь на 30 августа 1944 года в результате массированного налёта английской авиации в замке случился пожар, при котором шесть цокольных янтарных панелей оплавились, о чём 2 сентября доктор Роде сообщил своему начальству в Берлин. Однако остальные янтарные панели не пострадали. Перед началом следующих бомбардировок города, Альфред Роде демонтировал панели, уложил их в 28 ящиков и переместил в один из замковых подвалов. Янтарный ценитель даже отказался покидать Кёнигсберг, когда ему была предложена эвакуация.
27— Кёнигсбергский замок
Он до последнего хотел оставаться с главной любовью своей жизни. Их сложили в Орденском зале замка, уцелевшем после бомбёжки. По приказу из Берлина в январе 1945 года ящики с янтарными панелями попытались вывезти вглубь Германии, но не смогли, так как советские танки перекрыли железную дорогу. Поэтому ящики с янтарными панно хранились в Орденском зале Кёнигсбергского замка вплоть до начала штурма города советскими войсками утром 6 апреля 1945 года.
Поиски
Сразу же после штурма Кенигсберга, в середине апреля 1945 года, в фронтовой город приехало несколько поисковых групп — из Москвы. Они были разобщены, не имели навыков поисковой работы и ее документирования. Их деятельность всецело зависела от «доброты» и возможностей местных комендатур.
28— Королевский замок Кёнигсберга, 1945 год.
Янтарная комната или её часть сгорела 11 апреля 1945 года в подвалах Кёнигсбергского замка. Выдвинул версию директор музея в замке Альфред Роде. Доктору Альфреду Роде, удалось убедить комиссию в гибели комнаты при пожаре. Летом 1945 года. В последующие годы поиском Янтарной комнаты никто не занимался. Профессор А. Я. Брюсов, входивший в состав комиссии Комитета по делам искусств принял слова Роде на веру.
29— Брюсов, Александр Яковлевич
30— Руины Королевского замка
Альфред Роде, который во время войны находился в Королевском замке и был «хранителем» Янтарной комнаты, мог пролить свет на запутанную историю исчезновения. Но он заявил о потере памяти из-за контузии. Он «пытался» помочь советским историкам, выдавая порой прямо противоположные советы о её местонахождении. 7 декабря 1945 года тела Роде и его супруги обнаружили в квартире. По одной из версий, они покончили жизнь самоубийством.
Однако в его выводе усомнился Анатолий Кучумов — бывший хранитель Янтарной комнаты, хорошо знавший её, в отличие от московского учёного, который комнату никогда не видел.
31— Анатолий Михайлович Кучумов
Советский искусствовед, заслуженный работник культуры РСФСР, хранитель Янтарной комнаты перед Великой Отечественной войной, хранитель и организатор послевоенного восстановления Павловского дворца.
Кучумов вместе с С. В. Трончинским весной 1946 года приехал в Кёнигсберг и внимательно изучил Королевский замок и Большой Орденский зал, где якобы сгорела Янтарная комната. Кучумов обнаружил у входа в зал три обгоревшие флорентийские мозаики, входившие в состав Янтарной комнаты.
«Во-первых, если мозаики были упакованы вместе с янтарными панно, будучи вделанными в них. Дубовые доски и янтарь они должны были, падая, рассыпаться. В действительности рисунок мозаик был найден ненарушенным, несмотря на полное разрушение и обесцвечивание камня. Это говорит о том, что здесь находились и сгорели лишь мозаики, упакованные отдельно.
Во-вторых, отделка Янтарной комнаты имела 24 пилястры толстого зеркального стекла, обрамлённых деревянной золочёной резьбой. При осмотре гари расплавленного стекла не было обнаружено совсем. Поэтому версия о гибели янтарных панно в данном помещении отпадает».
Кучумов и его помощник С. В. Трончинский сделали вывод: «Приведённые обстоятельства позволяют с полным основанием отвергнуть сообщение Роде о гибели Янтарной комнаты в огне пожара в Орденском зале Кёнигсбергского замка, доверчиво принято за истину профессором Брюсовым. Янтарная комната была сохранена и укрыта в безопасном месте при участии Роде.
Существует вариант, что большая часть янтаря, который не сгорел при пожаре. Украдена немцами 10 марта 1945 года. Альфред Роде, который должен был вывезти янтарный кабинет в безопасное место, сообщил начальнику Э. Галлю, что спас все сокровища, за исключением 6 фрагментов цоколя, закрыв во время пожара защитную дверь. Директор музея Э. Галль, в отчетах для Берлина, упоминал, что Янтарная комната находится в секретном охраняемом и отапливаемом бункере.
В газете «Русская Чехия» в 1945 году рассказывалось о ещё одном факте. Так, по информации издания, майор госбезопасности Иван Курица погиб в Кёнигсберге, где расследовал обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты. В тот момент, когда он ехал на встречу с агентом, который обещал рассказать о раритете, произошло ДТП. Кто-то натянул поперёк дороги проволоку, и правоохранителю отрезало голову.
32— Царское село во время фашистской оккупации
33—Кладбище фашистов перед дворцом.
Эрих Кох, который наверняка мог знать, где комната, отбывал наказание в польской тюрьме Мокотув в 1966 году. На все вопросы отвечал, что комнату увезли в неизвестном направлении без его участия. Однако по одной из версий, рассказал сокамернику Эммануилу Штейну, где искать клад. После освобождения в 1968 году последний смог сбежать в США. Историки не исключают, что он нашёл и даже смог вывезти часть несметных богатств.
Тем временем Кох решил действовать самостоятельно. Он обратился к руководству колонии с таким заявлением: «Я готов после амнистии уехать к себе на родину через Калининград, и предпринять всё возможное, чтобы Янтарная комната была найдена»
Эрих Кох умер в польской тюрьме, после того как дал следователю письменное обязательство о помощи в поиске Янтарной комнаты.
В 1992 году пресса подробно писала об убийстве генерал-полковника Юрия Гусева. В России же считается, что 57-летний чиновник погиб в результате автокатастрофы в ноябре 1992 года.
За несколько дней до этого он рассказал в интервью, что знает о местонахождении Янтарной комнаты, но говорить о том, где она находится, не будет. В целях безопасности.
34— Поиски культурных ценностей в Калининграде
35— Здание Александровского дворца после освобождения города Пушкина
В 1958 году в газете «Калининградская правда» была опубликована статья о том, что в одном из секретных бункеров города может быть спрятана Янтарная комната. Не исключалось, что она находится под улицами Шевченко и Пролетарской бывшими Юнкерштрассе и Французишенштрассе.
Янтарную комнату также искали в бункере под одной из кёнигсбергских кирх — на Понарте.
В 2015 году кладоискатели заявили, что в окрестностях замка Ксенж — в районе города Валбжих — обнаружили поезд с нацистским золотом. За геоданные они потребовали 10% стоимости сокровищ, если их найдут. По оценкам историков, в поезде было сокровищ на 500 миллионов долларов.
После этого в городе началась настоящая золотая лихорадка. Кладоискатели со всей Европы были уверены, что Янтарную комнату вывозили в этом же поезде или соседним составом. Начались раскопки. Но до настоящего момента не найдено ничего.
Янтарную комнату искали в заброшенном туннеле в городе Вупперталь по инициативе местного пенсионера Карла-Хайнса Кляйне. Он взял с собой пару приятелей, и все отправились в заброшенный лаз. Правда, в конце туннеля они наткнулись лишь на летучих мышей.
Ещё одним местом называется Дрезден. Как заявили исследователи, на стенах в пещере Принца они обнаружили следы от стальных кабелей, которые использовались для опускания грузов на глубину. По данным георадара, под пещерами скрывается система тайных тоннелей, где и могли спрятать несметные богатства.
36— Обнаруженные художественные ценности перед отправкой в СССР
37— Берлинский дворец.
За последние десятилетия некоторые отдельные части из обстановки Янтарной комнаты были обнаружены на территории Германии. Они были похищены до её появления в Кёнигсберге.
Германия является пока единственной страной, где поиски сокровищ из Янтарной комнаты увенчались успехом. Флорентийскую мозаику «Обоняние и осязание», которая была изготовлена по указу Екатерины II, нашли в Бремене в 1997 году. Как оказалось, один немецкий солдат украл её «в качестве сувенира» во время вывоза всей комнаты в Кёнигсберг.
В Россию также вернулся уникальный янтарный комод.
38—Ларец Гданьск. Конец XVII века
39—Зеркало Кёнигсберг 1700—1705
Судьба янтарных панно, находившихся в замке, сложилась особо. А про судьбу основной части «лишних» деталей Янтарной комнаты узнал знаменитый немецкий кладоискатель Георг Штайн, имевший связи с П. Энке, который по линии «Штази» установил, что в начале 1945 года янтарные панели были размещены в старинном тюрингенском замке Рейнхардсбрунн, а в начале апреля 1945-го вместе с другими культурными ценностями, янтарные панели были вывезены из Кёнигсберга и спрятаны в саксонской соляной шахте Граслебен-1, где в мае того же года найдены американцами и в строгой секретности отправлены в США. В августе 1987 года Штайн решил дать пресс-конференцию, однако накануне погиб. Труп Штайна нашли в лесу под Мюнхеном с восемью колото-резаными ранами в животе.
40— Говорили о том, что надо сделать дома отдыха, привести в порядок фасады, нет возможности восстановить дворцы
С 1961 по 1967 год организованных поисков Янтарной комнаты и других ценностей на территории Калининградской области не проводилось.
Археологи, а потом и так называемые чёрные копатели исследовали Кёнигсберг и Калининград вдоль и поперёк. По самой распространённой версии, её вывезли за несколько дней до капитуляции Кёнигсберга в апреле 1945 года.
Распоряжением Совета Министров РСФСР № 526р от 11 марта 1967 года была образована комиссия по розыску Янтарной комнаты и других ценностей, похищенных гитлеровцами из советских музеев.
Работа правительственной комиссии в течение 1967 — 1968 годов показала, что в Калининграде на месте поисков необходимо иметь свой рабочий орган. И он был создан Калининградская геолого-археологическая экспедиция (КГАЭ)
Экспедиция использовала в своей работе землеройную технику, ремонтно-реставрационные мастерские, научную базу. Но нормального функционирования экспедиции и надлежащего решения стоящих перед ней задач не получилось, она была закрыта в 1983 году.
Шло время проседали и разрушались подвалы, полуразрушенных зданий. Затягивался земляной покров растительностью в местах вероятных тайников.
Годы шли, а проблема оставалась нерешённой. Не принесли пользы и большое количество публикаций статей, очерков, документальных фильмов, рассказов. Все заканчивалось умными фразами.
Недавно трое немецких исследователей заявили, что пропавшее «восьмое чудо света» может находиться в Саксонии. Леонард Блуме, Гюнтер Экардт и Петер Лор сообщили, что к ним обратился некий «информированный источник», по словам которого несметные богатства находятся в окрестностях пещеры Принца.
41— Трое немецких исследователей заявили, что она может находиться в одной из пещер Рудных гор.
Ещё несколько парадоксальных версий.
Янтарная комната была вывезена в период с 19 февраля по 5 апреля 1945 года из Кёнигсберга (когда немецкие войска разорвали кольцо окружения вокруг города) и погибла при перевозке. В качестве версий упоминается, например, гибель шедевра на борту лайнера «Вильгельм Гуслофф»
На эвакуацию Янтарного кабинета Роде согласился в январе 1945 года. К этому моменту железнодорожные пути уже контролировались советскими войсками, потому такой способ транспортировки, как и воздушный, не рассматривались.
42— Немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф»
Оставалось лишь море, янтарь предположительно погрузили на корабль «Вильгельм Густлофф», который вскоре затонул. Позднее нашлись документы с описанием грузов лайнера, но Янтарной комнаты в списках не числилось.
Янтарная комната была вывезена в период с 19 февраля по 5 апреля 1945 года в западные или южные районы 3-го рейха и там спрятана в специально оборудованном тайнике.
Кёнигсберг — Восточный Берлин.
Из документов, найденных Мосякиным в архиве Кучумова и подтверждённых записью в дневнике Брюсова, следует, «немецкая Янтарная комната» оказалась в руках советских властей.
Допросив работников Кёнигсбергского замка, которые были свидетелями нахождения советским полковником янтарных панелей в Орденском зале замка в полночь 9 апреля 1945 года, Кучумов восстановил такую последовательность событий. Основная часть Янтарной комнаты, похищенной гитлеровцами осенью 1941 года из Большого Екатерининского дворца под Ленинградом, — меньшая по размерам «немецкая Янтарная комната», собранная весной 1942 г. в одном из музейных залов Кёнигсбергского замка, уже в день взятия города советскими войсками оказалась в руках советских властей одной из трофейных служб, занимавшихся в Кёнигсберге поисками разного рода трофейных ценностей.
Детали «немецкой Янтарной комнаты», как она именовалась в музейной (Дарственной) книге Кёнигсбергского замка, были восприняты как немецкий трофей и, как полагает Мосякин, переданы в соответствующий фонд, использовавшийся для расчётов с американцами по военным долгам. Кучумов выяснил, что это была не «немецкая», а «русская» Янтарная комната, похищенная в России немцами. Он также узнал, что найденную в Кёнигсберге «немецкую Янтарную комнату» переправили в Восточный Берлин, а в 1950 году передали в американский оккупационный сектор города.
В октябре 2020 году польские водолазы обнаружили на дне Балтийского моря хорошо сохранившиеся останки парохода «Карлсруэ», потопленного 13 апреля 1945 году, и предположили, что Янтарная комната могла находиться на нём. В итоге никаких сокровищ на «Карлсруэ» не оказалось.
Есть мнение, что настоящая Янтарная комната до сих пор скрыта в гаражах гестапо, подвалах Штайндаммской церкви или одного из геологических музеев, под площадью Хоймаркт, либо в недрах подвалов универмага КЕПА в Калининграде.
Краевед и руководитель объединения «Белый поиск» в Калининграде Николай Шумилов рассказывает. Он знает, где спрятаны сокровища, но коллекцию в несколько триллионов рублей якобы никто не хочет доставать.
«Я установил местонахождение 27 ящиков с панелями янтаря. Они тут, в Калининграде, в полузатопленном хранилище рейхсмаршала и друга Гитлера Германа Геринга на глубине 30 метров, — заявил «Комсомолке» Шумилов. — О замаскированном бункере я узнал из воспоминаний английского военного летчика и местных старожилов. Геологический анализ грунта подтвердил мои догадки про систему подземелий. Всего у меня два десятка признаков того, что Янтарная комната именно там. Расфасована по герметичным ящикам, но на вскрытие нужно официальное разрешение властей, а мне его никто не дает. Не выделяют деньги на работы, нужны миллионы рублей».
Воссоздание
43— В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение воссоздать янтарное панно, а затем и янтарную комнату.
44— Бюст Софии Шарлотты в Летнем саду Санкт-Петербурга.
В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение воссоздать янтарное панно. Работы начались в 1983 году по проекту архитектора Кедринского.
В 1981 году были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты в период с 1981 по 1997 год проводились под руководством Александра Журавлёва.
45— Макет Янтарной комнаты, выполненный по фотографиям довоенного времени
46— В самом начале это был всего лишь кабинет
Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива.
В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья. Средств катастрофически не хватало, поэтому в 1999 году был подписан договор с германским концерном «Рургаз» о спонсорстве проекта.
47— Новая Янтарная комната.
48— Янтарное убранство
49— Современная Янтарная комната
В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была восстановлена в полном объёме из калининградского янтаря, в том числе на деньги немецкой стороны. Для восстановления было использовано 6 тонн янтаря, добытого в Калининградской области. В настоящее время комната доступна для посещения в Екатерининском дворце. Янтарную комнату восстанавливали более 20 лет, потратив почти четыре миллиона долларов. Сейчас в «Царском Селе» находится ее точная копия, не считая оригинального янтарного комода.
50— Янтарное убранство
51— Янтарная комната в Екатерининском дворце
На одном из британских аукционов была выставлена ЯНТАРНАЯ ПАНЕЛЬ диадема с изображением головы римского легионера. Это был фрагмент ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ, не вызывавший сомнений о его принадлежности. Это говорит лишь о том, что того самого «ЯНТАРНОГО КАБИНЕТА», подаренного Петру Великому прусским королем в целостном виде уже не существует.