Секреты мастеров. В.М. Васнецов

Виктор Михайлович Васнецов родился в селе Лопияле Уржумского уезда Вятской губернии Российской империи ныне Уржумский район Кировской области 15 мая 1848 года. Замечательный русский художник-живописец и иллюстратор, архитектор, сценограф, мастер фольклорной живописи. Автор храмовых росписей и множества картин, посвящённых событиям российской истории, а также сюжетам русских сказок и былин. Скончался 23 июля 1926, город Москва, СССР на 79-м году жизни.

Детство

1—-Автопортрет 1873 год

Виктор Михайлович Васнецов основоположник «неорусского стиля».
Появился на свет в семье потомственного православного священника Михаила Васильевича Васнецова 1823—1870 годы, принадлежавшего к древнему вятскому роду Васнецовых, и его жены Аполлинарии Ивановны. При этом у Виктора было пять братьев.

Родители старались дать детям разностороннее образование: читали им научные журналы, учили рисованию. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса.

Талант живописца, вероятно, передался Виктору от отца. Он сам писал картины, поддерживал увлечение сына живописью и, вероятно, стал первым учителем. С раннего детства Виктора учили видеть красоту родной земли, ценить духовное богатство русской истории и культуры.

2—-«С квартиры на квартиру» (1876)

В доме бабушки Виктора Васнецова Ольги Александровны, как вспоминал позже художник, все стены были заняты картинами, автором которых была она сама. Род Васнецовых вообще был всегда близок творчеству – его представители участвовали в росписи храмов, проектировании церковных оград и оформлении иконостасов.

Спустя два года после рождения Виктора его отец получил приход в селе Рябово, находящемся в том же уезде. Именно здесь и прошло детство будущего художника. Семья сельского священника жила, как и остальные крестьяне села, небогато и просто.

3—-Чаепитие в трактире в харчевне

Будучи широко образованным человеком, Михаил Васильевич старался дать сыновьям разностороннее воспитание. Он обучал их арифметике и грамоте, а также пытался развить в них наблюдательность и пытливость ума. Отец открыл своим детям красоту Божьего мира и православной веры. Виктор Михайлович, вспоминая о нем, писал, что отец, «прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о Живом, действительно сущем Боге!

4—-Книжная лавочка

Быт сельского священника Михаила Васнецова ничуть не отличался от быта крестьян, разве что интеллектуальные и художественные интересы были шире.
Да и сами крестьяне для маленького Вити с детства были друзьями. Ему не надо было ни спускаться к народу, ни «подтягивать» его к себе, и уж тем более не надо было доказывать ни себе, ни другим, что низы – тоже люди. Среди них прошло его детство, они были его друзьями.
Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве: «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины».

Юность

В 1858 году, по сложившейся в семье Васнецовых традиции, когда Виктору исполнилось десять лет, Михаил Васильевич отдал своего старшего сына Виктора в Вятское духовное училище.
В училище будущий знаменитый художник обучался до 1862 года, после чего поступил в Вятскую духовную семинарию. Сыну священника, обремененного большой семьей шестеро детей, но отнюдь не большими доходами, путь лежал в духовную семинарию – по той простой причине, что туда детей священнослужителей принимали бесплатно.

5—-Известие о взятии Карса

Здесь он помимо Священного Писания изучал и иконопись. Уроки церковной живописи семинарист брал у художника Чернышева, который имел в Вятке (Киров) иконописную мастерскую. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине.

«Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»

6—-«Преферанс» 1879 год

В свободное от учёбы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о русских пословицах.
В Вятке Васнецов встретил первого в своей жизни настоящего художника – это был ссыльный поляк Эльвиро Андриолли. Именно он, взглянув на рисунки будущего мастера, категорически заявил, что священников в мире достаточно, а вот люди с таким художественным чутьем встречаются нечасто.

7—-Христос и Пилат перед народом

Он рассказал об Академии художеств.
Мечтавший о живописи Васнецов, вскоре решил продолжить свое обучение в Петербурге.
Виктор Михайлович не окончил семинарию, в августе 1867 года, за полтора года до ее окончания, с благословения отца и ректора семинарии ушел из предпоследнего философского класса, решив ехать в Санкт-Петербург и поступать в художественную академию.

Понимая, что на поддержку семьи рассчитывать он не может, юноша старался приучать себя к полной лишений жизни: отказывался от ужинов, ограничивал себя в еде. Чтобы собрать деньги на поездку в Санкт-Петербург, он написал жанровые картины «Молочница» и «Жница», которые за 60 рублей были проданы, и Виктор уехал в столицу поступать в Академию художеств.

8—«Ковёр-самолёт» 1880 год

9—«Алёнушка» 1881 год

Далее биография художника развивалась следующим образом. Прибыв в Петербург, он добрался до заветной Академии и сдал вступительные экзамены. 28 августа 1867 год пройдя творческое испытание, он не пошел узнавать о результатах, решив, что не выдержал экзамен. Стал ждать извещения. Однако извещения он так и не дождался. Это произошло не потому, что он не поступил, а из-за досадной ошибки, по какой-то причине извещение не было ему доставлено. На самом деле Виктор Васнецов поступил сразу, но узнал он об этом только спустя год.

Виктор Михайлович поступает в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Вместе с Ильей Репиным он обучался у Крамского. Крамской считал, что неуверенности Васнецову выдали столько, что на троих хватило бы, но, к счастью, и талантом не обделили.

10—«Витязь на распутье» 1883 год

Необходимо было на что-то существовать в Санкт-Петербурге. Юноша подрабатывал уроками рисования, рисунками в журналах, по ночам рисовал географические карты в «Картографическом заведении» Алексея Афиногеновича Ильина, чиновника по особым поручениям при начальнике Генерального штаба. Ильин платил ему 25 рублей в месяц, которых хватало на крышу над головой и скудное пропитание.
Виктор Михайлович Васнецов из-за робкого нрава не решился посмотреть результаты, а узнал об этом лишь через год, когда пришел поступать повторно. В 1868 году Виктор стал слушателем Императорской академии художеств.

В Академии Васнецов знакомится с законодателями мод в живописи — художниками-реалистами Репиным, Крамским, Стасовым, Антокольским.
Он стал писать картины на сюжеты жизни маленького человека из низов. «С квартиры на квартиру», 1876 Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных.

11—«Иван-Царевич на Сером Волке» 1889 год

В 1870-х годах Васнецов писал традиционные реалистические картины в жанре бытовых сцен. Героями этих произведений Васнецова часто становились бедняки, старики и калеки. Однако с каждым годом художника всё сильнее влекло к фольклорным и историческим сюжетам. Он отказался от остросоциальной критики в пользу погружения в волшебство русских сказок и былин, их символическую мудрость. В отличие от бытовых и жанровых сцен, благосклонно принятых как широкой публикой, так и критиками, и коллегами-передвижниками, картины Васнецова на фольклорные сюжеты первоначально не получили должной оценки.

В 1870 году в академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом».
В 1870 году скончался отец художника, после чего он вынужден был уехать в Рябово, для того чтобы позаботиться о своих братьях. Назад в столицу он вернулся уже с младшим 16-летним братом Аполлинарием, который в будущем также станет известным художником. В итоге Васнецову пришлось работать еще больше, чтобы обеспечивать и своего брата. С 1871 года из-за недостатка времени и по болезни он стал нерегулярно посещать занятия.

12—«Крещение Руси» 1890 год

13—«Страшный суд» 1904 год

В это время Васнецов ищет себя в разных жанрах: иллюстрирует книги («Народную азбуку» Н.П. Столпянского (1871-1872), повесть Гоголя «Тарас Бульба» (1872), «Русскую азбуку для детей» В.И. Водовозова), пишет картины на бытовые темы. В 1873 году П.М. Третьяков для своей галереи приобрел картину Васнецова «Рабочие с тачками». Виктор Васнецов, как и его современники, увлеченные реалистическим искусством, начал с жанровых картин и какое-¬то время участвовал в выставках с художниками передвижниками Ге, Саврасовым, Перовым.

Также им были проиллюстрированы сказки Жар-птица, Конек-Горбунок и многие другие. Наряду с иллюстрациями работал он и над самостоятельными картинами.

Однако рамки реалистического искусства оказались для него слишком тесны, и художник оставляет жанр, в котором создал несколько достойных работ, переключается на былины и сказки. Понимание и поддержку встречает далеко не у всех ценителей искусства, коллег и критиков того времени. Так, Александр Бенуа, оценивая творчество Васнецова, писал, что его живопись «не внесла ничего нового и отрадного в наше искусство», да и религиозные произведения впоследствии оценивал ниже исторических и сказочных полотен.

14—Три царевны подземного царства» 1881 год

15—Гусляры

В 1875 году Васнецов, постепенно окончательно охладел к учебе в Академии, он забросил занятия и лекции и даже не стал сдавать выпускных экзаменов. Не окончив полный курс, покинул стены Академии художеств. Сказалось некрепкое здоровье. Вынужденный зарабатывать себе на жизнь и, поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, он в итоге оставил академию, получив канцелярское удостоверение о том, что состоял в числе ее учеников.

Зрелость

Весной 1876 года после окончания академии художник уехал с друзьями
в Париж, куда его давно звали Репин, Крамский и Поленов. Попутно он получил заказ на иллюстрации к книге Водовозовой «Жизнь европейских народов». Во Франции живописец постарался изучить жизнь и быт французов, результатом его наблюдений стала картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 год). Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова
Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» — первого полотна по мотивам русских былин. Васнецов прожил за границей около года.

16—«После побоища Игоря Святославича с половцами» 1880 год

17—Битва скифов со славянами

Часто выставлялся совместно с сообществом «Передвижников». Его работы на этапе сотрудничества с этим обществом в большей степени принадлежали к реализму. Но находясь в Европе, Васнецов всё больше тоскует по родине. Начинаются его первые попытки к созданию уникального стиля.
Считается, что изначально Виктор Михайлович пытался возродить византийский и древнерусский стили в живописи, но в итоге его попытки переросли в создание отдельного направления. Поначалу Васнецов сильно подвергался критике, но это лишь оттого, что художнику удалось опередить время и пойти вразрез с популярными на тот момент течениями.

Уникальный стиль Васнецова
Назад в Россию он вернулся через год, после чего обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой.(1850–1933), происходившей из купеческой семьи. В семье Васнецова появилось на свет пять детей. При этом свою семью художник строил по подобию семьи своего отца. Без одного году 50 лет прожил Виктор Васнецов в счастливом семейном согласии. Брак Виктор и Александра заключили в 1878 году, а разлучила их лишь смерть живописца.

В 1878 году Виктор Васнецов перебрался из Петербурга в Москву.
Монументальный город на Неве не производил на художника должного впечатления. В то время как в Москве страсть к старине возникла еще сильнее. После переезда в Москву живописца сразу же приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль художника существенно изменился, в Москве он сближается с Третьяковым и Мамонтовым, что также повлияло на него. Именно в этом городе художник Васнецов раскрылся по-настоящему. Ему нравилось находиться в Москве, здесь он всегда чувствовал себя легко и мог решать разнообразные творческие работы.

18—Каменные люди» Виктора Васнецова

19—Царь Иван Васильевич Грозный

Как позднее вспоминала жена художника, перебравшись жить в Москву, он любил бродить по старинным улочкам столицы. Возвращаясь домой, он часто говорил: «Сколько чудес я сегодня видел». Позднее он вспоминал, что перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Пережитое и увиденное вызрело в нем в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», которая была задумана на рубеже 1880-х годов, а исполнена окончательно в 1897 году.
Живя в Москве познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым
Знакомство с Павлом Третьяковым сыграло важную роль в биографии Васнецова: известный коллекционер покупал картины живописца, Васнецов часто бывал в его доме.

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Находясь в столице, Виктор Васнецов познакомился с семьей мецената Саввы Мамонтова, и становится участником его Абрамцевского кружка. Что стало немаловажным событием во всей его жизни. Этот меценат достаточно быстро заказал три картины для установки их в зале заседаний Донецкой железной дороги: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства».

«Первая из заказанных картин должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая – сказочный способ превращения и третья – царевен золота, драгоценных камней и каменного угля – символ божества недр пробужденного края» – вспоминал позднее о замысле этих произведений сын Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки. Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.

20—Царевна-Несмеяна

21—Снегурочка

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

Мастер

В 1892 году Васнецов получил звание профессора ИАХ.
В 1893 году стал действительным членом Академии художеств.
После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».

В 1912 году Васнецову было пожаловано «дворянское достоинство Российской империи со всем нисходящим потомством».

В 1915 году участвовал в создании Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

Первый шаг в сторону своего настоящего дара Виктор Михайлович Васнецов сделал начиная с картины «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю.
Васнецову в полной мере удалось воплотить пушкинское «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Ошибались передвижники, полагая, что это возможно исключительно в изображениях угнетенного народа.

22—«Царевна-лягушка» 1918 год

Несмотря на то, что большинство критиков тех лет не признали картину, Васнецов решил не бросать выбранного пути и к 1882 году создал еще одну работу в этом направлении – картину «Витязь на распутье». В своей работе мастер изобразил сумеречную степь, поле прошедшей давно битвы с разбросанными костями павших. На перекрестке дорог был изображен предостерегающий камень. Остановившийся перед ним витязь был погружен в нелегкие раздумья (идею обозначить на дремучем камне былинную надпись художнику предложил Стасов). В образе витязя, стоящего на распутье дорог, художник, пусть и неприемлемо изобразил самого себя, свои нелегкие раздумья о будущем.

Три царевны подземного царства, 1881 год. Это полотно олицетворяет богатство земных недр — золото, медь и уголь. За основу Васнецов взял старинную русскую сказку о том, как крестьянский сын Иван спустился в подземный мир и вывел на землю трех царевен, олицетворяющих богатство русской земли.

23—Воины Апокалипсиса

Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали».

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке.

24—«Богатыри» 1898 год

Самая крупная и значительная работа Васнецова «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин. Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой.

Пожалуй, это было самым важным произведением в творчестве художника 1881-1898 годы, выставлено в Государственной Третьяковской галерее в Москве. От задумки данного сюжета и появления в форме карандашного эскиза до его законченного воплощения на огромном холсте прошло практически 20 лет. Даже после покупки работы знаменитым меценатом Третьяковым, который поместил картину в публичной галерее, Васнецов продолжал некоторое время вносить в нее свои поправки.

25—«Кощей бессмертный» 1926 год

Сегодня известно, что фигуры трех главных былинных защитников Руси – богатырей Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича художник создавал с натурщиков, которые были полностью облачены в настоящую одежду древнерусских витязей. Работа Виктора Васнецова, «Богатыри», была высоко оценена уже при его жизни.

26— «Спящая царевна» 1926 год

Тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти. «Спящая царевна, 1926 год. Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов позднее называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет.

27—Баба-яга

Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая II
и его семьи.
Вначале на предложение Адриана Прахова, Васнецов ответил отказом. Всю ночь напролет думал, а поутру отправил вслед Прахову телеграмму, в которой сообщил, что принимает его предложение. Прежде, чем взяться за работу, он съездил в Италию, посмотреть фрески. Вместо планируемых трех лет работа над собором заняла 10 лет.

Васнецов на протяжении жизни был крайне набожным человеком, религия играла для него определяющую роль. Он стремился внести вклад в духовную жизнь страны, поэтому особо тянулся к росписи православных храмов. Первая работа, которую ему доверили, проходила в Киеве во Владимирском соборе. Проявив свой талант, художник стал всё более востребованным. Он стал создавать иконы, фрески и эскизы для различных соборов. Работы Васнецова можно найти в храмах Софии в Болгарии и в Варшаве в Польше.

28— Варшавский собор святого благоверного князя Александра Невского

Варшавский собор святого благоверного князя Александра Невского.
Собор, главный кафедральный храм Варшавской епархии Русской Православной Церкви, был построен на средства, собранные всей Российской империей; он задумывался как самый большой в Европе и был сооружен в 1894-1912 годах, но просуществовал менее пятнадцати лет. На его строительство было собрано 3 млн рублей, а в 1924-1926 годах польское правительство приняло решение разрушить храм. Еще в начале Первой мировой войны.

Виктор Васнецов в письме к своему другу Василию Дмитриевичу Поленову сформулировал главную задачу художника, «Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».

29— Дом-музей В. Васнецова

30— Дом-музей Виктора Васнецова.

Вернувшись из Киева, Васнецов смог выстроить себе дом. И внутреннее убранство, и архитектура – все создано по его эскизам. В нем он с семьей и прожил оставшуюся жизнь. В советские годы он не был предан забвению, правительство назначило ему персональную пенсию, однако тот факт, что новые порядки он не приветствовал, а образовавшуюся страну именовал словом «нерусь», старались особо не упоминать.

Несмотря на негативное отношение к Октябрьской революции 1917 году, художник не покинул страну и продолжал работать в Москве.
В 1917-1919 годах входил в объединение московских художников “Изограф”

31—Форма для бойцов Красной армии

В советское время принято считать, что Васнецов стал автором проекта формы для бойцов Красной армии. В настоящее время все больше исследователей склоняются к тому, что форму эту, (шинель, стилизованную под стрелецкий кафтан и головной убор, стилизованный под богатырский шлем) действительно разработал Васнецов, но было это еще в 1915 году. По замыслу художника в этой парадной форме русские солдаты – победители должны были маршировать на Параде Победы в Берлине.

32— В.М. Васнецов. Автопортрет, 1912-1913 годов.

Виктор Михайлович Васнецов умер 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище. После его уничтожения прах художника был перенесён на Введенское кладбище.

Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *