Древняя наука Алхимия и её тайны

Алхимия в переводе с Древне Египетского — Хем. По-отражённому в коптском kheme нечто вроде «Египетское искусство». В средние века латинское alchemia от арабского аль-кимия облагораживание, одухотворение. Алхимия представляет несколько философских течений. Считалось, что алхимию открыл человеку Египетский и греческий полубог Гермес Трисмегист. Божество, сочетающее в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса Этой фигуре египтяне приписывают авторство всех видов искусства и науки. В честь него все научные знания древности были собраны под общим названием Герметизма.

1—- Гермес Трисмегист, современник Моисея. Гермес Трисмегист – языческий полу бог, которого не отвергла христианская церковь. Гравюра 1624 года. Гермес Трисмегист известен как весьма древний автор ряда «герметических» произведений, в подлинности которых отцы церкви не сомневались.

В современном мире мы используем это слово, когда говорим: «Банка герметично закрыта». Именно на такие знания опиралась алхимия.

Алхимия истоки

Центром алхимии в Египте был храм Серапеум, расположенный в пустыне Саккара, где образовался город Александрия. Сейчас этот храм представляет собой развалины. Все метафизические знания об алхимии, более 700 000 древних манускриптов, уничтожены римскими завоевателями огнем при пожаре в Александрийской библиотеке.

2—-Остатки древнего храмового комплекса Сераписа в Александрии. Когда-то он включал в себя храм, библиотеку, лекционные залы и небольшие святилища, но после многих реконструкций и конфликтов вокруг этого места это в основном руины на уровне земли.
Серапис был греко-египетским богом и покровителем Александрии. Серапеум — это название, которое даётся каждому подобному храму или религиозному сооружению, посвященному поклонению Серапису.

Коридоры храма

Саркофаги, это еще одна загадка с точки зрения их количества и огромных размеров. Найденные в гробнице саркофаги, сделаны из чёрного гранита, масса одного саркофага более 100 тонн. Саркофаги были найдены плотно закрытыми и их никто раньше не открывал. Когда исследователи смогли сдвинуть часть крышки, они оказались пустыми.

Александрия была местом, где сливались египетская и греческая культуры. Алхимики считали, что Трисмегист изложил все тайны алхимии в символической форме и зашифровал их, чтобы сберечь от профанов. Самый знаменитый труд Гермеса Трисмегиста — Изумрудная скрижаль, по легенде найденная в недрах египетского храма. Текст скрижали алхимики трактовали как зашифрованный рецепт получения алхимического золота и создания философского камня.

3—- Александрийская библиотека в Египте

Истинное определение Алхимии связано с доктриной эволюции человека к высшему совершенству. Трактаты Алхимии посвящены не только началам химии, но и полны философско-мистического и магического смысла. Китайская алхимия, индийская алхимия и западная алхимия. Которая включает в себя Греко-римскую, Египетскую, исламскую и алхимию средневековой Европы. В то время как китайская алхимия была тесно связана с даосизмом. Древний Китай полагает, что у него не меньше прав, чем у Египта, претендовать на звание родины алкахеста и физической и трансцендентальной алхимии.

Долго живший в Китае миссионер Уильям А. Мартин называет эту страну «колыбелью алхимии». Внешняя алхимия раздел даосской науки о бессмертии, в которой предполагается, что долголетия или бессмертия можно достичь, принимая медикаменты, приготовленные особым образом.
Энергии:
1 Цзин эссенция, энергетическая составляющая спермы.
2 Ци пневма, прана, энергия дыхания, витальная жизненная сила.
3 Шэнь — дух, связан со сложной иерархией небесных духов, которые проявляются как духи внутренних органов и систем организма. Соответствует также мыслительному процессу; в медицине — нервная система.
4 Юань ци — изначальная энергия, в медицине соответствует генетической энергии вида, определяет развитие организма и способствует заживлению ран и возврату организма к правильному состоянию.

Процессы, проходящие внутри человека, взаимосвязаны с природными ритмами — сезонными изменениями природы, циклом день-ночь, фазами луны, ходом Юпитера. Пониманию природных ритмов и явлений посвящён Ицзин. Наблюдая за природой и следуя Ицзину и другим классическим книгам, можно правильно направить внутренние процессы в организме.

4—-Даосская-Китайская алхимия — совокупность практических методов, направленных на достижение бессмертия через трансформацию своего организма.
Эликсир бессмертия в древнем Китае

Внутренние процессы регулируются с помощью дыхательных упражнений цигун и специальных медитаций. При этом активно используются знания классической китайской медицины о каналах, внутренних органах и потоках ци в организме.

Огромное значение имеет психологическое состояние адепта, который должен быть настроен на правильные внутренние процессы, не расходуя энергию зря.

В процессе переплавок и трансформаций вызревает бессмертный зародыш, который находится в даньтяне — полости живота на определённом расстоянии ниже пупка, которая является центром «утробного дыхания».

Зародыш вскармливается и развивается в течение девяти месяцев (в некоторых рецептах указываются другие сроки), после чего покидает тело через макушку, новое тело уже обладает бессмертием

Алхимические вещества:
Золото, киноварь, сера, ртуть, серебро — эти вещества во внутренней алхимии интерпретируются по другому. Считается, что древние сочинения по внешней алхимии имели в виду вовсе не минералы, а определённые субстанции (или энергии, или воображаемые вещества), перемещающиеся в теле человека. Поэтому в комментариях встречается «истинное золото», «истинная сера» и т. д., которые отличаются от соответствующих минеральных веществ.

Внешняя алхимия раздел даосской науки о бессмертии, в которой предполагается, что долголетия или бессмертия можно достичь, принимая медикаменты, приготовленные особым образом.

Приготовление эликсиров было популярным вплоть до III—V веков, эликсиры давались императорам, которые умирали неестественной смертью, современный анализ останков показывает наличие в костях многих императоров мышьяка и других минералов. По мере развития даосизма древние сочинения по внешней алхимии были переосмыслены, минералы и вещества стали пониматься как символы внутренних процессов в организме, и стали развиваться методы внутренней алхимии.
Основные источники сочинения Лю Имина. Классические сочинения. Даодэцзин автором считается Лао-цзы. Ицзин считается создан легендарным императором Фуси

5—- Аюрведа: причины болезней и их лечение Расаяна (на санскрите: «путь сущности») — это практика техник для продления жизни и придания бодрости телу. В ведической алхимии «раса» также означает «металл» или «минерал». Персидский ученый 11 века Абу Райхан Бируни отметил индийскую науку под названием Расаяна, направленную на восстановление здоровья и омоложение с помощью лекарств растительного происхождения.

Индийская алхимия с дхармическими верованиями расаяна – «путь ртути»: санскрит раса – жизнетворная, или семенная, жидкость, ртуть, и аяна – путь получила развитие прежде всего в рамках тантризма и индийской медицины – аюрведы. В период своего расцвета в 10–14 веке благодаря Великому шёлковому пути она обогащалась техниками и идеями китайской даосской и греко-сирийской традиций. В Индии были заняты поисками эликсира вечной жизни, трансмутации человека, достижения мистических состояний, внутреннего изменения.

Западная алхимия разработала свою собственную философскую систему.
Западная Алхимия складывается в эпоху поздней античности II—VI века нашей эры В большей степени алхимия базируется на учении о четырёх первоэлементах. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона, Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый – квинтэссенцию, элемент Эфир.

6—- Алхимия пришла в Европу достаточно давно, поскольку она была известна еще в античные времена. Аристотель Алхимия

Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.
Старейшим из сохранившихся алхимических рукописей древности является Стокгольмский папирус III век нашей эры, который даёт представление о химических познаниях жителей Древних Египта и Греции периода античности. Этот папирус послужил важным звеном процесса передачи практических знаний из александрийского мира в Византию и Западную Европу.

7—- Алхимические символы элементов. 1 — олово; 2 — свинец; 3 — золото; 4 — сера; 5 — ртуть; 6 — серебро; 7 — железо

Алхимические символы элементов. 1 — олово; 2 — свинец; 3 — золото; 4 — сера; 5 — ртуть; 6 — серебро; 7 — железо
Основными объектами изучения александрийской химии каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялось известное тогда небесное светило:
• серебро — Луна
• ртуть — Меркурий
• медь — Венера
• золото — Солнце
• железо — Марс
• олово — Юпитер
• свинец — Сатурн

8—- Зосим Панополит – греко-египетский алхимик, работавший в Александрийской академии. Считается одним из основателей алхимии. Родился в Панополисе ныне Акхмим, Египет. Многочисленные мистико-аллегорические сочинения Зосима пользовалось широкой известностью у александрийских, а позднее и у средневековых алхимиков.

Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имена которых дошли до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Написанная Болосом книга «Естественное и тайное» 200 год до нашей эры. Болос впервые высказал идею трансмутации металлов — превращения одного металла в другой. Неблагородных металлов в золото. Эта задача стала основной целью всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии III век) определил, как искусство делания золота и серебра.
Прибывший в Египет правитель Римской империи издал эдикт, которым повелевалось собрать книги, учившие тому, как делать золото и серебро, и сжечь их.
После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов.

Арабская алхимия 8–14 веков развилась на основе греческой алхимии благодаря переводам 7–9 веков. С греческого и сирийского языков трудов эллинистических алхимиков. Арабы называли алхимию «наукой о равновесии» ильм аль-мавазин элементов мироздания. Понятие «алхимия» впервые встречается у Халида ибн Язида около 660–704 в сочинении «Рай мудрости».

9—- Джабир ибн Хайян

В конце VIII века персидский алхимик Джабир ибн Хайян развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ тепле, холоде, сухости, влажности, добавив ещё два: свойство горючести и «металличности». Он предложил понятие внутренней сущности каждого металла. Например, свинец — холодный и сухой, золото — тёплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а «металличность» со ртутью.

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые — ртуть. Сера и ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов: железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото. Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Таким образом, он заложил основы ртутно-серной теории.

10—Арабский халифат город Багдад

Джабир ибн Хайян также ввёл представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие. Центром арабской алхимии стал Багдад.

11—- Учёный-оракул Альберт Великий около 1200, — 15 ноября 1280

После захвата Пиренейского полуострова в VIII веке. Европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Результатом стали «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод» Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского. Переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.

12— Лауинген немецкий город в Германии, в земле Бавария.

Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

13— Фома Аквинский, Фома Аквинат, Томас Аквина. Родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино умер 9 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима средневековый итальянский философ и теолог, самый известный ученик Альберта Великого.
Канонизирован католической церковью как святой, учитель Церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.

В Париже, в Государственной Библиотеке имеется древнейший из сохранившихся алхимических трактатов, известных в Европе; его написал на греческом языке Зосим Панополит около 400-го года нашей эры. Следующим по древности является сочинение Энея Газея, 480 год нашей эры.
Если кто-нибудь возьмет книгу по алхимии и будет читать в ней размышления братьев Розы и Креста о свете и золоте. Он будет поражен по той простой причине, что он совсем ее не поймет.

Аристотель, говоривший Александру, что «философский камень — это вовсе не камень. Ибо он есть в каждом человеке, повсюду и во все времена, и его называют конечной целью всех философов. «Герметическое золото», – «есть изливание солнечного луча или света

Триада алхимиков – сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. То есть человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: сера – дух, ртуть – душа, соль – тело. Таким образом и Космос, и Человек состоят из одних и тех же элементов – тела, души и духа.

Сера – бессмертный дух – то что без остатка исчезает из материи при обжиге.
Ртуть – душа – то что соединяет тело и дух
Соль – тело – то материальное что остается после обжига.
Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса змея пожирающего свой хвост – символа Вечности и всей алхимической Работы.
Первовещество – это не однородная субстанция, оно состоит из двух компонентов: «мужского» и «женского». С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал, содержащий ртуть.

Великое Делание — название алхимического процесса трансформации Первовещества в философский камень или Эликсир жизни.

В основе лежит древнее представление о первоматерии, являющейся субстанцией микро- и макрокосма, способной трансформироваться и образовывать новые формы. «Как все вещи вышли из Одного, вследствие размышления Одного, так все было рождено из этой единственной вещи» Гермес Трисмегист.

14— Роджер Бэкон родился 1214 году, Илчестер, графство Сомерсет, Англия скончался 1292 год, Оксфорд, Англия, известен также как Удивительный доктор английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец профессор богословия в Оксфорде. Занимался математикой, химией и физикой; в оптике разработал новые теории об увеличительных стёклах, преломлении лучей, перспективе.

Роджеру Бэконуу приписывается много алхимических трактатов. Пожалуй, самый известный из них – «Зеркало алхимии». В этой небольшой книге кратко излагаются основы алхимической философии.

Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон 1214—1294 год трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии», Он нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы 1235—1313 год, Раймунда Луллия 1235—1313 год.

Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию.
Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».

15—Алхимик и лекарь за работой

Упадок алхимии начинается XVI веке.
Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, пилюль бессмертия, называют внешней алхимией. Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определённых упражнений — внутренней алхимией.
В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».
Первое звено — это всеобщие качественные принципы мужского сера и женского ртуть начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало — «соль» движение.

Второе звено — это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля твёрдое состояние тела, огонь лучистое состояние, вода жидкое состояние, воздух газообразное состояние, квинтэссенция эфирное состояние.
Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти и воскрешения мёртвых.
Представление об алхимии как «примитивной химии», было полностью пересмотрено в XX веке. В исследованиях трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ — как «внешнюю алхимию».

Истинное определение Алхимии связано с доктриной эволюции человека к высшему совершенству. Трактаты Алхимии посвящены не только началам химии, но и полны философско-мистического и магического смысла.

16—Давид Тенирс младший алхимик

Часть алхимиков занимались натуральной химией и физико-химическими экспериментами с веществом, а другая интересовалась алхимией как духовным процессом, хотя основой философии и тех и других была именно духовная трансформация.

В то время как современная химия отвергла, как суеверие, теорию субстанциальных и невидимых Существ, называемых Ангелами, никогда не пытаясь проникнуть в философию этих бесплотных существ или же хотя бы задуматься над ними. А ведь оккультизме группа Рупа-Ангелов четверична, ибо к каждой Группе в нисходящем порядке добавляется один элемент. То же самое видим мы и в отношении атомов.

Понимание алхимической символики без знания алхимической теории довольно сложный процесс, хотя при желании можно вывести всю теорию из самих символов, но это под силу далеко не каждому. Первое что надо усвоить – это тог что познание алхимии невозможно без изменения мышления и мировоззрения.

17—Алхимик Сендзивой

Основным методом Алхимии является аналогия, принцип подобия. Практически вся деятельность алхимиков — это попытки воспроизвести в рамках органических веществ то, что изначально происходило в космическом масштабе, в процессе организации первозданного Хаоса под действием проникающего Света.

Великие алхимики

ПАРАЦЕЛЬС — Символическое имя, принятое величайшим оккультистом средневековья – полное имя Филипп Ауреолус Теофраст Бомбастус фон Гогенгейм.
Парацельс родился в Эгг-ан-дер-Зиле, деревня недалеко от перевала Этцель в Айнзидельне. Он родился в доме рядом с мостом через реку Силь в округе Цюриха в 1493 году скончался 24 сентября 1541 году. Его отец Вильгельм был химиком и врачом, потомком дворянина
Мать Парацельса, была уроженкой региона Айнзидельн, которая до замужества работала смотрителем в больнице аббатства.
Парацельс Швейцарский врач, алхимик, теолог и философ немецкого Возрождения.

Он был пионером в нескольких аспектах «медицинской революции» эпохи Возрождения, подчеркивая ценность наблюдений в сочетании с полученной мудростью. Его называют отцом токсикологии Парацельс также оказал значительное влияние как пророк или прорицатель.

Он был мудрейшим врачом своего столетия и самым знаменитым, ибо излечивал почти всякую болезнь силою им самим изготовленных талисманов. Он умер в Зальцбурге, оставив после себя много трудов, которые по сей день высоко ценятся. Многие из его изречений оказались пророческими. Он был ясновидящим высокой степени, одним из самых учёных и эрудированных философов и мистиков, и выдающимся алхимиком. Физика в долгу перед ним за открытие Азота.

18— Филипп Бомбаст Ауреол Теофраст фон Хохенхеймр

«Алхимия – это магический процесс, искатель истины погружается в нее, как в сказочный мир, и там ищет ответы на вопросы, обращенные к самому себе», – писал когда-то
Парацельс.

Согласно герметическо-каббалистической философии Парацельса, именно изначальная Протоматерия выявила из себя Космос.
«Животный человек есть сын животных элементов, из которых его Душа (Жизнь) была рождена, и животные суть зеркала людей», говорит Парацельс. Парацельс был осторожен и хотел согласовать Библию с тем, что он говорил и потому не высказывался полностью.

«В поисках истины», – говорит Парацельс, – «я рассуждал сам с собою, что если нет настоящих преподавателей медицины, как я могу научиться этому искусству? Не иначе, как только по великой открытой книге природы, написанной пальцем Бога. Меня обвиняют и порицают за то, что я не вошёл в это искусство через правильную дверь. Но где она, эта правильная дверь Парацельс был основатель школы животного магнетизма и открыватель оккультных свойств магнита. Его век заклеймил его колдуном, потому что совершаемые им исцеления были чудесны.

Утверждения друзей эзотерической науки, что Парацельс химическими средствами создал гомункула из некоторых соединений, пока еще неизвестных точной науке, разумеется, были отнесены в склад разбитых обманов. Если гомункул не был сделан Парацельсом, то гомункулы создавались другими адептами и притом менее тысячи лет

«Тело происходит из элементов, астральный дух происходит из звёзд… Человек ест и пьет элементы для содержания своей крови и плоти; от звёзд же его интеллект и мысли, пребывающие в его духе».
Спектроскоп доказал правдивость этой теории в отношении тождественного состава человека и звёзд; физики теперь читают лекции в своих классах о магнетическом притяжении солнца и планет.

19—Парацельс – врач и алхимик.

Возникает очень естественный вопрос. Как Парацельс мог узнать что-либо о составе звёзд. Ведь до открытия спектроскопа – состав небесных тел был совершенно неизвестен. Он конечно изучал астрологию и астрономию, как все философы огня. И если он утверждал, что человек находится в непосредственном сродстве со звёздами, то он хорошо знал, что он утверждал.
Кроме того, мы не должны забыть, что Парацельс был открывателем водорода и хорошо знал все его свойства и состав давно до того, как ортодоксальные академики даже и не думали о нем;

«В наших снах», – говорит Парацельс, – «мы подобны растениям, которые также имеют элементарное и жизненное тело, но не обладают духом. Когда мы спим, наше астральное тело свободно и может, благодаря эластичности своей природы, или витать поблизости своего спящего носителя, или вознестись выше, чтобы вести беседы со своими звёздными родителями и даже сообщаться со своими братьями на огромных расстояниях.

Сновидения пророческого характера, предвидение и предчувствия являются способностями астрального духа. Нашему элементарному и грубому телу этих даров не дано, ибо после смерти оно опускается в недра земли и снова соединяется с физическими элементами, тогда как несколько духов возвращаются к звёздам.

Животные», – он добавляет, – «также имеют астральное тело».
Ван Гельмонт, который был учеником Парацельса, говорит почти то же самое, хотя его теории по магнетизму более обширны и еще более тщательно разработаны.

20—Парацельс и его актуальные правила здоровья из XVI века My Handbook
Большая хирургия Парацельса

«Дух везде, все насыщено духом; и дух есть посредник магнетизма»;
что чистая первоначальная магия не состоит из суеверных приемов и пустых церемоний, а заключается во властной воле человека.

«Хозяевами физической природы являются не духи небес или ада, а душа и дух человека, каковой сокрыт в нем, как огонь скрыт в кремне».

Кемшед говорит в своей «Неорганической химии», что элемент водород впервые был упомянут Парацельсом в шестнадцатом столетии, но очень мало про него было известно, во всяком случае». Но почему не быть честным и не признаться сразу, что Парацельс был открывателем, который заново открыл водород и скрытые свойства магнита и животного магнетизма?

Легко доказать, что согласно строгому обету держать всё в тайне, даваемому каждым розенкрейцером и свято соблюдаемому (а особенно соблюдаемому алхимиками), Парацельс держал своё знание в тайне. Может быть, для хорошего химика, хорошо начитанного в трудах Парацельса, было бы нетрудно наглядно доказать, что кислород, открытие которого приписывается Пристли, – был известен алхимикам розенкрейцеров так же, как и водород.

«Три духа живут и побуждают человека к действию», – учит Парацельс; – «три мира изливают свои лучи на него; но все три только как образ и отзвук одного и того же всестроющего и объединяющего принципа производства. Первый – это дух элементов (земное тело и жизненная сила в её грубом состоянии); второй – это звёздный дух (сидерическое или астральное тело – душа); третий – это божественный дух».

Мудрецы древности, а также и Парацельс, удаляли болезнь прикладыванием здорового организма к заболевшей части тела. Если нездоровая личность, будь, то медиум или нет, займется целением, то его силы может оказаться достаточно, чтобы потревожить болезнь в её нынешнем месте и заставить переместиться в другое место, где она снова проявится, а пациент тем временем будет думать, что он исцелён.

21—Алхимик Парацельс за работой.

Спагирия Этот термин, называющий алхимию по части разделения, очищения и экзальтации, а затем соединения веществ, был введён Парацельсом в первой половине XVI века, утверждавшего, что истиной целью алхимии является не вульгарное получение золота, а создание лекарств.

В трактате «Парагранум»1535 год Парацельс писал, что третьим основанием медицины, помимо философии и астрологии, является алхимия, и бесплодны будут усилия того врача, который не владеет этим искусством. Парацельс первым взглянул на процессы, совершающиеся в живом организме, как на процессы химические.

Спагирики полагали, что использование алхимических методов в создании лекарственных препаратов «раскрывает» растения и высвобождает их огромную целительную силу. Основными продуктами спагирии являются эссенции, тинктуры и эликсиры. Процесс приготовления растительного лекарства состоял из нескольких стадий

Большое значение в своей работе спагирики также придавали астрологии, в частности фазам Луны и её положению в различных знаках зодиака. Имело значение и то, когда, в какой день недели и в какой час собирались те или иные растения.

«Парацельс сблизил химию и врачебную науку: поэтому учение Парацельса и его последователей называется иатрохимией.

22— Раймунд Луллий 1235 — 1315 каталонский миссионер, поэт, философ и теолог, один из влиятельных мыслителей европейского Средневековья.
Луллий считался одним из родоначальников европейской арабистики и комбинаторики. Ему также приписывается обширный корпус алхимических трактатов.

ЛУЛЛИЙ, Раймунд — Алхимик, адепт и философ, родившийся в 13 веке на острове Майорка. Про него утверждают, что в момент нужды он изготовил для короля Англии Эдуарда III несколько миллионов золотых «роузноблей», и таким образом помог ему победоносно закончить войну.
Логическая машина Раймонда Луллия — это логический механизм в виде бумажных кругов, построенный по троичной логике.
Механизм состоял из нескольких подвижных концентрических кругов, разделённых поперечными линиями на отделения («камеры»). В них в известном порядке обозначались общие понятия или основные категории всего существующего.
Вращая круги, можно было получать множество новых, более или менее сложных комбинаций. В них Луллий видел новые реальные истины.

23— СВЕДЕНБОРГ ЭММАНУИЛ — Великий шведский провидец и мистик. Он родился 29 января 1688 году, и был сыном доктора Джаспера Сведберга, епископа Скары в Вестготланде; умер в Лондоне, на Грейт Бас Стрит, Клепкенвиль, 29 марта 1772 году учёный-естествоиспытатель, христианский мистик, теософ, изобретатель. Занимался космологией, механикой, математикой, анатомией, физиологией, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией.

Автор трудов по обработке металлов. Считается родоначальником таких дисциплин, как минералогия и физиология мозга.
Духовидец, имевший последователей. Автор многих сочинений, основное — теософский труд «Небесные тайны». Сведенборг различал три области бытия: небеса мир людей-ангелов, ад людей-эгоистов и промежуточный мир духов умерших людей на распутье между добром и злом.

24—Thomas Charnock 1526–1580 год английский алхимик, посвятивший свою жизнь поискам Философского камня. Его неопубликованные записные книжки полезны не только для понимания отношения Елизаветинской эпохи к алхимии в целом, но и для понимания жизни и мыслей Чарнока, которые они дают.

Крупный алхимик шестнадцатого столетия; хирург, живший и работавший недалеко от Солсбери, изучая эту науку в соседних монастырях у некоего священника. Говорят, что он был посвящен в последнюю тайну трансмутации. В 1556 году. Чарнок сочинил «Краткое изложение философии» посвященное королеве Елизавете I.

В нем он писал в хвастливой форме, что может сделать золото. Он предпочел жизнь ученого одиночества, ясно выраженную в преамбуле трактата. Он говорит, что его поискам Философского камня в значительной мере препятствовали «мирские нужды» и что упомянутый Камень предназначен для людей, обладающих даром «одиночества». Королева никогда не подвергала проверке его утверждение.

Занимались Алхимией и признанные во все времена ученые, которые старались узнать о мире больше.
Мы со школьной скамьи подсознательно уверенны, что довольно серьезный ученый такой, например, как Исаак Ньютон, один из создателей классической физики, известный своими исследованиями гравитации и законов движения просто не мог глупо, без доказательно заниматься алхимией. Тем неимение историки подсчитали. Что он написал более тысячи алхимических заметок за всю свою жизнь.

В марте 2016 года Фонд химического наследия купил алхимическую рукопись 17-го века, написанную Ньютоном. Похороненная в частной коллекции на протяжении десятилетий рукопись подробно описывала, как сделать «философскую» ртуть, считавшуюся шагом к созданию философского камня — магической субстанции, обладавшей способностью превращать любой металл в золото и дарить вечную жизнь.

Алхимическая символика

Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

25— Архетип Уробороса. Изображение уробороса из алхимического трактата XV век.

Свернувшийся в кольцо змей или ящерица, кусающий себя за хвост.
Это один из древнейших символов, известных человечеству. Точное происхождение его установить невозможно. Символ уробороса имеет множество различных значений. Наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели.

Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний.
Язык тайных символов всегда скрывал алхимию от любопытства непосвященных. Нам до сих пор не ясна ее подлинная суть: для одних — это изготовление золота, для других – нахождение эликсира бессмертия, для третьих – трансформация человека.

26— Герметизм

Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика — это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.

27— Солнце и Луна, олицетворяющие мужское и женское начала в алхимии

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны.
Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

Далее – еще более туманно:
Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».
Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

28— Свитки Рипли Жаба

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания.
Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов.

29— Язык тайных символов всегда скрывал алхимию от любопытства

Учёным XIX столетия. Удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое лев, пожирающий солнце. Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Возможно всё дело в том, что самые главные тайны алхимии, и основные секреты передавались от учителя к ученику устно ни где не записываясь.

30— Знания передавались от учителя ученику устно

На протяжении столетий Алхимия выработала свой понятный только избранным язык, письменность, инструментарий.

31— Алхимические инструменты на гравюре XVII в

Алхимические инструменты на гравюре XVII в.: A — сосуд, B — мензурка, C — кривой выпуск, D — капсуль, E — сплавниковый фильтр с выпуском, F — капельница или пипетка, G — кривой слив, H — закрытый омыватель, I — фильтр газа, K — отсеивалка, L — сборник, M — сжигатель с большим выхлоповником, N — фильтр, O — форматор с малым сливом

Эзотерический язык, употребляемый алхимиками, был их собственный язык, и что он был выработан как маскировка, вызванная опасностями эпохи, в которой они жили. Это не как язык Мистерий, которым пользовались языческие посвящённые.

32— Пример алхимических записей

33— Алхимические формулы зельеварения

«Секрет», – говорят алхимики, как бы наслаждаясь невежеством непосвященных, – «заключается в амальгамации соли, серы и ртути, соединенных трижды в азоте тремя сублимациями и тройной фиксацией».
«До чего смешно и абсурдно!» – восклицает современный ученый химик.
Но ученики великого Гермеса понимают вышесказанное так же, как окончивший Гарвардский университет понимает смысл слов своего профессора

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *