В трактатах Алхимии в среде задач одними из главных были приготовление двух таинственных веществ. Первый из этих двух должен был превращать в золото все металлы и имел название философского камня символом которого выступает змей Уроборос, пожирающий свой хвост. Второй носил название великого эликсира или эликсира жизни символом его является Ребис — гермафродит. Универсальное лекарство его раствор в малых дозах, должен был исцелять все болезни, омолаживать тело и делать жизнь более продолжительной вплоть до бессмертия.
Предыстория
Большинство людей считают философский камень выдумкой. А в XX веке трансмутация была проведена — золото получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Преобразование простых металлов в благородные путем ядерной реакции. Опыты по получению золота из ртути завершились успехом в 1941 году. А в 1980 году американский ученый Гленн Сиборг, обнаружил метод получения золота из висмута в ядерном реакторе. Правда, это гораздо сложнее и дороже добычи золота в шахте.
1—-Американский химик и физик-ядерщик Глен Сиборг. Ученому удалось осуществить мечту средневековых алхимиков – превратить обычный металл в золото
Впервые о философском камне заговорили в 3000-ом году до нашей эры. Платон называл вещество первоматерией. Из нее затем появились основные элементы воздух, огонь земля и вода.
Поиском философского камня занимались признанные во все времена ученые, которые старались узнать о мире больше. Это древний мудрец Гермес Трисмегист, А. Платон, И. Ньютон, К. Юнг, Парацельс, Авиценна, Б. Спиноза, Пифагор, Р. Бойль, Р. Бэкон, Василий Валентин, М. Ломоносов.
Сам процесс трансмутации золота был описан сотни раз. В 1526 году Корнелий Агриппа, оккультист и маг, писал в письме своему другу: «Слава тебе Господи, если в этой сказке, есть хоть доля правды, я богат. Давний друг мой, доверенное мне лицо, принес мне семена золота и посадил их в сосудах с длинными горлышками, разведя под ними огонь, не жарче чем тепло солнца. День за днем мы поддерживаем огонь в печи, и как курица высиживает свои яйца, мы ждём, когда появятся большие золотые цыплята, если выведутся все, мы превзойдем в богатстве самого Мидаса».
2—-Дневник Агриппы
Другим свидетелем будет Жан-Бабтист Ван Гельмонд, бельгиец, изобретатель термина «газ», который писал в своей книге «О жизни вечной»: «Я видел и держал в руках философский камень, это шафранового цвета порошок, только тяжелый и блестящий, как измельченное стекло».
Вот как описывает его современный адепт Функанелли. Философский камень нам дан в виде прозрачного порошка. Свойство философского камня таковы, что он легко проникает в другие вещества, и излучает свет.
Твердая разновидность камня может быть получена непосредственным слиянием порошка с чистым золотом или серебром.
Порошок, с помощью которого превращают в золото, имеет красный цвет; для получения серебра требуется белый порошок.
3—- Теофил, Магистр Теофилус, пресвитер Теофил (Феофил) псевдоним монаха бенедиктинского ордена, писателя, алхимика и «златокузнеца» жившего в начале XII века, автора труда, под названием «О различных искусствах» в котором подробно описаны различные ремесленные техники Средневековья. Трактат о различных искусствах — это название произведения первой четверти XII века, посвященного технике искусства и составленного священником по имени Феофил Пресвитер Теофил Монах. По мнению историков, он с Ругерусом Рогкерусом или Роджером, ювелиром одно лицо.
В своём труде «Различные ремёсла» северогерманский монах-алхимик Теофил объясняет, как алхимики получают испанское золото, исключительно мягкое и легко поддающееся обработке.
Процесс золотодобычи довольно прост, надо только вывести василиска. Инкубация этого подземного существа, напоминавшего птицу с крыльями дракона и хвостом змеи, тоже не очень сложна: «В подземную комнату, пол, потолок и стены которой выложены камнем, помещают старых петухов, лет 12−15, и дают им вдоволь корма.
Когда те разжиреют, то из-за внутреннего жара в теле начинают спариваться и откладывать яйца. Потом петухов убирают, а для высиживания яиц используют жаб. Их кормят хлебом и иной пищей. Из созревших яиц вылупливаются петушки, похожие на обычных, но через 7 дней у них вырастают змеиные хвосты; если бы не каменные полы, они тотчас бы ушли под землю.
Чтобы не допустить этого, у тех, кто их выращивает, есть большие круглые медные горшки, которые закрываются крышками с дырками. Цыплят сажают туда и зарывают горшки в землю; шесть месяцев цыплята питаются землёй, которая набивается сквозь дырки».
Подросших василисков сжигали прямо в тех же горшках. Затем наступало время опытов: «В измельчённый пепел добавляют на треть крови рыжего мужчины. Эти два ингредиента разводят крепким винным уксусом в чистом сосуде. Затем берут очень тонкие пластинки очищенной красной меди, на каждый конец накладывают тонкий слой этого состава и ставят на огонь.
Когда они раскалятся добела, их достают, остужают и смывают в том же составе, пока вся медь с двух концов пластинки не будет поглощена составом, который от этого разбухнет и приобретёт цвет золота. Это и есть золото, которое годится для многообразного применения
4—- Джордж Рипли был одним из самых известных алхимиков Англии. Его алхимические труды привлекли внимание не только тогда, когда были опубликованы в пятнадцатом веке, но и позже, в шестнадцатом и семнадцатом веках
Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) в «Книге двенадцати врат» предложил такой способ получения философского камня.
Чтобы приготовить философский камень, возьми, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост.
В данном рецепте говорится о получении брома из свинца, где бром выступает в качестве первичной материи.
Особой популярностью среди алхимиков пользовалась реакция «Золотого дождя», где вместо золота в осадок выпадал иодид свинца.
Химизм реакции — Pb (NO3)2 + 2KI = 2KNO3 + PbI2 осадок золотого цвета
За первоматерию английский алхимик взял бром.
Далеко не все исследователи мечтали из олова и свинца получать золото, чтобы разбогатеть. Философский камень обещал создателям полную свободу и исцеление от всех болезней. С его помощью можно было: получать вечно горящие лампы, превращать в драгоценные камни простые булыжники, воскрешать даже давно засохшие растения, создавать гомункулов.
5—- Одна из самых загадочных книг Средневековья
В 15 веке английский алхимик сэр Джордж Рипли написал книгу, которая по сегодняшний день остается загадкой.
Эта книга содержит мистические и алхимические тексты. Даже само название может вызвать небольшой шок — «Алхимический состав или Двенадцать Врат, приводящих к открытию Камня Философов».
Самое раннее известное письменное упоминание о философском камне находится в Хирокмете Зосимы Панопольского 300 год нашей эры. Авторы-алхимики описывают более длинную историю. Элиас Эшмол и анонимный автор книги «Глория Мунди» (1620) утверждают, что его история восходит к Адаму.
В Средние века в Византийской империи и арабских империях раннее средневековые алхимики опирались на труды Зосимы. Византийские и мусульманские алхимики были очарованы концепцией трансмутации металлов. Мусульманский алхимик восьмого века Джабир ибн Хайян проанализировал каждый классический элемент с точки зрения четырех основных качеств. Огонь был одновременно горячим и сухим, земля холодной и высохшей, вода холодной и влажной, а воздух горячим и влажным. Он предположил, что каждый металл представляет собой комбинацию этих четырех принципов.
Великий Гримуар считается одной из самых мощных оккультных книг в мире. Здесь описан такой рецепт получения философского камня.
Глава «Секреты магического искусства»
Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут.
Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав не доварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза.
6—- Альберт Великий в серии изображений “Прославленные химики”, 1929 год.
Следующей фигурой, был учёный-оракул Альберт Великий он же Альбертус Магнус 1200 – 15 ноября 1280, также известный как святой Альберт Великий, Альберт Швабский или Альберт Кельнский. Альбертус Магнус был немецким монахом-доминиканцем, философом, ученым и епископом.
Он занимался вопросами, связанными с философским камнем. Святой Альберт Великий Магнус не подтверждает, что обнаружил камень в своих записях, но он записал, что был свидетелем создания золота путем «трансмутации»
Ему принадлежит труд «Об алхимии».
Он был значимой фигурой для своего времени занимался теологией, астрологией и алхимией.
Однажды, он пригласил на пир графа Вильгемма II на дворе была зима.
Как только гости сели за столы на улице, снег растаял, выглянуло солнце, а на деревьях распустились почки.
7—- Парацельс швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки.
Изобретённый им псевдоним Парацельс означает в переводе с латыни приблизившийся к Цельсу, древнеримскому энциклопедисту и знатоку медицины I века.
От эпохи Возрождения до раннего нового времени
Швейцарский алхимик 16 века Парацельс Филипп Ауреолус Теофраст Бомбастус фон Гогенгейм верил в существование алкахеста, который он считал неоткрытым элементом. И от которого все остальные элементы земля, огонь, вода, воздух были просто производными формами. Парацельс считал, что этот элемент на самом деле был философским камнем.
Алхимики иногда предполагают, что описания камня являются метафорическими. Внешний вид выражен геометрически в Эмблеме «Аталанты Фугьенс» XXI :
Сделай из мужчины и женщины круг; затем четырехугольник; из этого треугольник; снова сделай круг, и у тебя будет Камень Мудрости. Так создается камень, который ты не сможешь открыть, если только ты, благодаря усердию, не научишься понимать это геометрическое учение.
По уверениям Джабира аль Хайана, при помощи полученного им красного порошка аль-иксира успешно проходит любая трансмутация. Это предположение раскритиковал знаменитый Авиценна, но от арабского «аль-иксир» произошло известное «эликсир».
8,5—- Гебер Абу-Мусса-Джафар-аль-Софи, 780—840 — алхимик, геометр и астроном, которого Роджер Бэкон называл учителем учителей, а Кардан причислял к величайшим гениям мира.
Этому человеку, пришла мысль о трансформации одних металлов в другие арабский учёный Гебер Абу Мусса Джафар аль-Софи (780–840). Главным трудом алхимика считается «Книга семидесяти», в которой есть рассуждения на теологическую, политическую и алхимические темы.
Одна из глав посвящена металлам и минералам.
По его мнению, металлы появились благодаря сере и ртути.
Важнейшие алхимические знаки
Алхимик считал, что сухие испарения, конденсируясь в земле, превращаются в серу, а мокрые — ртуть.
8—- Мария Профетисса I или III век нашей эры.
Об удачном завершении своих опытов писали многие алхимики. В числе получивших эликсир адептов были и женщины. Первой женщиной-алхимиком стала Мария Профетисса, жившая в первом либо третьем столетии нашей эры. Она основала алхимическую александрийскую школу, была видным алхимиком. Считается, что именно она изобрела водяную баню и научилась разделять вещества с разной температурой кипения- дистилляция.
Ее изыскания продолжила жительница Александрии, египтянка Клеопатра Алхимистика в II- IV веках.
В Россию Наука Алхимия проникла после ее выхода на европейское культурное пространство. Великий российский ученый Михайло Ломоносов посвятил много времени изучению алхимии.
К 17-му веку алхимия повсеместно почти исчезла, уступив дорогу химии. Общественный интерес к получению золота искусственным путём пробудился в конце 19-го века.
В 1897 году в США было создано акционерное общество Тhе Аrgentaurum Sindicate. Оно собиралось извлекать сверхприбыли из изобретения Стивена Х. Эмменса, который заявил, что нашёл способ получать золото из серебра. Деталей открытия он не сообщал, уточнял только, что при химическом процессе металл теряет четверть своего веса.
9—Периодическая Таблица Менделеева год создания 1869
В начале 1897 года русский «Журнал новейших открытий и изобретений» сообщил своим читателям удивительную новость. «Несколько месяцев тому назад, — писалось в нем, — из Америки пришло сенсационное известие об образовавшемся там обществе для «превращения серебра в золото». Несколько ученых и капиталистов учредили в Соединенных Штатах синдикат под названием «Тhе Аrgentaurum Sindicate». Душою предприятия явился некий Эмменс, открывший, как он уверяет, великий секрет превращать серебро в золото особым способом, пока сохраняемым в тайне.
Доктор Эмменс был известным в Штатах учёным, членом Американского химического общества, Американского института горных инженеров и Международного общества электриков, автором многих научных работ, изобретателем метода обработки сернисто-цинковых руд и взрывчатого вещества.
10— Стивен Эмменс получил известность благодаря изобретению взрывчатого вещества имени себя нашел один из способов сделать это из пикриновой кислоты. И еще он очень хотел получить кислоту своего имени, однако, прогрессивная общественность забраковала новую кислоту, сказав, что это все та же, пикриновая.
С 1895 года доктор Эмменс, оставив все прочие занятия, погрузился в опыты по получению драгоценного металла.
Через 3 года он начал раздавать интервью о своих алхимических достижениях. Статьи об аргентауруме изобиловали научными терминами и, хотя и не содержали никакой конкретики, внушали доверие далёкой от химии публике. Наиболее весомым для профанов было утверждение изобретателя, что пробирная палата США начала закупать золото, полученное синдикатом из серебра.
После такого известия акции Тhе Аrgentaurum Sindicate резко выросли в цене. Изобретатель утверждал, что его аргентаурум должен занять пустую клеточку периодической системы элементов между золотом и серебром.
Вот тогда к этой истории подключился Дмитрий Иванович Менделеев и применил остроумный контрприем. Он показал: поскольку золото тяжелее и, следовательно, «сложнее», чем серебро, то превращать золото в серебро должно быть гораздо проще, чем наоборот. Разглашение условий, при которых дорогое золото превращается в дешевое серебро, не может нанести ущерба карману акционеров. Для науки же превращение золота в серебро имеет такую же убедительность и ценность, как противоположный переход. Дмитрий Иванович предлагал Эмменсу тему для выдающейся научной работы: «Экспериментальное подтверждение взаимопревращения элементов на примере перехода золота в серебро».
Эмменс не принял вызова. Сообщения о синдикате «Аргентаурум» быстро исчезли со страниц газет и журналов, и со временем память о нем канула в Лету.
Великое делание
11— Великое делание Алхимия символ
Великое делание — процесс получения философского камня, иначе именуемого эликсир философов, достижение просветлённого сознания, слияния духа и материи. Некоторые из алхимиков утверждали, что им удалось успешно осуществить Великое делание
Философский камень создается алхимическим методом, известным как Великая работа. Инструкции по созданию философского камня, которые часто выражаются в виде серии изменений цвета или химических процессов, разнообразны.
Алхимическое учение базировалось на представлении о том, что все явления мира происходят из четырех базовых элементов: огня, воды, земли и воздуха.
Если изменить пропорции в веществе, изменится само вещество. Замысел алхимиков таков: получить алхимический эликсир путем вывода из вещества всех примесей присутствия нежелательных стихий в череде и последовательности стадий алхимического процесса. Если эликсир добавить в неразвитый металл – олово, свинец, ртуть, то появится благородное вещество – золото, серебро. В природе процесс созревания золота происходит на протяжении веков. Мудрецы решили ускорить его, используя воображаемое вещество эликсир, пятый элемент – философский камень.
12—Мастерская Алхимика.
Для средневековых обывателей алхимики и окружающая их обстановка мистики и секретов были чем-то завораживающим. Гравюры и картины тех лет заполнены символами. Значки планет и металлов соседствуют с человеческими черепами и костями.
Солнце и Луна, олицетворяющие мужское и женское начала в алхимии
Цветное выражение произведения может проходить фазы нигредо, альбедо, цитринита и рубедо. Когда он выражается в виде серии химических процессов, он часто включает семь или двенадцать стадий, завершающихся умножением и проекцией.
Существуют три основные этапа Делания:
нигредо черная стадия,
альбедо белая стадия,
рубедо красная.
Если же соотносить стадии алхимического Делания со стихиями, то получим не три, а четыре этапа:
Земля — МЕЛАНОЗИС чернение
Вода — ЛЕУКОЗИС беление.
Воздух — КСАНТОЗИС пожелтение
Огонь — ИОЗИС покраснение.
Семь стадий по цветам планет
ЧЕРНЫЙ: Сатурн свинец
ГОЛУБОЙ: Юпитер олово
ПАВЛИНИЙ ХВОСТ Меркурий ртуть
БЕЛЫЙ: Луна серебро
ЖЕЛТЫЙ: Венера медь
КРАСНЫЙ: Марс железо
ФИОЛЕТОВЫЙ: Солнце золото
13— Важнейшие алхимические знаки
Количество процессов ведущих к получению философского камня различно
Семь алхимических процессов соотносятся с семью днями Творения, а также с семью планетами, ибо считалось что важно влияние каждой планеты.
1. Меркурий — Кальцинация
2. Сатурн — Сублимация
3. Юпитер — Солюция
4. Луна — Путерификация
5. Марс — Дистилляция
6. Венера — Коагуляция
7. Солнце – Тинктура
Английский алхимик Джордж Рипли в своем «Компендиуме алхимии», написанном в 1470 году, перечисляет все двенадцать процессов; почти ничем не отличающийся список приводит в 1576 году другой адепт алхимического искусства, Иосиф Кверцетав.
Процессы эти таковы:
1—кальцинация прокаливание
2—солюция растворение
3—сепарация разделение
4—конъюнкция соединение
5—путрефакция гниение
6—коагуляция закрепление
7—цибация вскармливание
8—сублимация возгонка
9—ферментация сбраживание
10—экзальтация возбуждение
11—мультипликация умножение
12—проекция бросание.
14—Двенадцать алхимических процессов соотносились со знаками Зодиака. Великое Делание являлось подражанием природным процессам, а двенадцать месяцев или зодиакальных знаков составляют полный годовой цикл, в течение которого Природа переходит от рождения и роста к распаду, смерти и новому рождению.
Первая стадия чернота. Состав умирает. Алхимические процессы всегда начинаются со смерти. Символ – змея. Стихия – вода. В человеке – все жидкости, исключая кровь кровь – особая магическая материя, концентрат волшебства. Часто черный цвет соединяют с темно-зеленым это цвет излучения царства мертвых.
Для достижения полной темноты нужно сорок дней.
Следующая стадия – Альбедо. Цвет – белый. Символ – воздух. В человеке – органы дыхания. Алхимическая красота – все, что не искажено.
Альбедо Выбеливание Удаление из свинца серого цвета земли. Алхимическая стирка, Баня, купание в Фонтане Философов. Символ альбедо – белая птица голубка, лебедь, Белый Феникс. Это – погружение в страну эльфов, своего рода очищение через творчество, через позитив архетипов, жизнь внутри вдохновения, внутри детской чистой и доброй сказки, когда каждый предмет светится внутренним радостным сиянием.
15— Аллегория на дистилляцию, акварель из Книги алхимических формул 1606 года
Дистилляция «стекание каплями» – охлаждение и конденсация паров олова-станнума Алхимический Дождь, Купель Философов. В стадии образования конденсата под действием воздуха (кислорода) и воды-испарины Майской росы Дистилляция символизируется петушком, или курочкой с желтым гребнем. Апофеозм дистилляции является совокупление Марса и Венеры с образованием единой целостности (алхимический брак, алхимическая свадьба).
Цитринитас Желтение под властью стихии Воды, самая тайная стадия Делания, Цитринитас заканчивается тогда, когда все совершаемое человеком добро по отношению к другим людям становится обыденностью, привычным делом, когда человек перестает брать какую бы то ни было плату за совершаемое им добро, а плоды своих успехов безвозмездно, без тени в сердце, без капли сомнения, добровольно отдает другим людям.
Коагуляция свёртывание, сгущение. Коагуляция уравновешивает все составляющие предыдущих операций – медная зелень, всю полезность которой показал цитринитис, становится наравне с частями Марса и Венеры частью организма андрогина.
Это одновременно и зачатие, и преобразование супругов, следствие которого – превращение самих родителей, то есть Венеры и Марса, в их собственное дитя – в Ребиса.
16— Изображение алхимического андрогина-ребиса XV век
17— Парацельс гомункул
18— Эликсир молодости Алхимия гравюра
Ребис – это уравновешенная тройственность, он одновременно является как Марсом – мужчиной, Венерой – женщиной. Ребис – это совершенный человек
Кальцинация прокаливание кальцинирование – нагрев коагулятивного андрогина. Название созвучно со словом «calc» – копирование, так как итогом заключительная операция Делания является копированием макрокосмических процессов в микрокосме человеческой души. Ребис совершенен. Но его необходимо выпустить из Философского Яйца, в котором он находится. Вот почему необходимо прокаливание – кальцинация. Происходит соединение, при жизни человека, его собственной души с Мировой Душой в одно единое целое. Продукт этого соединения носит множество названий – Красное Золото Философов, Философский камень, Алая Тинктура, Магистерий, Наше Золото, Витриол (Vitriolvm), Панацея, Эликсир Жизни.
19— Алхимический процесс
20— Алхимический перегонный куб
Рубедо (rubedo) – греч. Iosis: Покраснение (под властью стихии Огня). Завершающий этап Великого Делания, Коронование, Королевская стадия. Символом рубедо является Совершенный (Двуглавый, Коронованный) Орел, или Красный Феникс.
Все вещества и процессы Алхимии были зашифрованы. Здесь приводится один из примеров подобной практики.
Волк означал Сурьму.
Единорог одна из эмблем Ртути.
Свившаяся в спираль змея — отравляющие пары мышьяка.
Красный Лев — Киноварь и окись железа.
Зеленый Лев — сульфид мышьяка, железный купорос.
Если лев изображался пожирающим солнце и луну, он знаменовал собой кислоту в процессе растворения вещества.
21— Ртутно-серная теория зарождения металлов
Сера и ртуть символизировали мужское и женское начало.
Сера обозначала Белую Розу
Ртуть обозначала Красную Розу.
Сера и ртуть в растворенном состоянии могли олицетворять Жезл Кадуцея или русалка с двумя хвостами.
Крест или кадуцей означает единство материи.
Орел со львом или цифра 2 выражают изменчивость или постоянство.
Медведь, черепаха или черное солнце знаменует первичное состояние вещества, то есть до начала Великого Делания.
Яблоко символизирует процесс познания.
Факел горящий означает нагревание.
Факел потухший означает охлаждение.
Птица взлетающая указывает на процесс возгонки.
Птица летящая вниз указывает на процесс дистилляции.
Андрогин или лев пожирающий иллюстрирует процесс обезглавливания, то есть растворении вещества.
Философское яйцо, т.е. алхимическая колба, свидетельствует о процессе трансмутации.
22— Дама с единорогом. Осязание. Гобелен XV века. С точки зрения алхимиков, единорог — символ решающей стадии Великого делания
23— Завершение Большой Работы, Дж. А. Кнапп
Жидким, или твердым был великий магистерий – найти четкие описания практически невозможно. В немногочисленных упоминаниях субстанцию представляют в виде эликсира либо порошка. Очень редко философский камень описывали как полупрозрачный минерал красного, желтого либо оранжевого оттенка.
24— Следует отметить, что сам по себе камень не обладает трансмутационными свойствами, но с его помощью можно приготовить активный порошок, который может выступать в роли трансмутирующего реагента.
Не полностью готовый к использованию, то есть недозревший, камень обладал белым цветом и мог превращать неблагородные металлы лишь в серебро. В огне субстанция не горит, в любых жидкостях полностью растворяется, а по весу превосходит золото. В Средние века символами желаемой всеми алхимиками субстанции являлись:
• лев, глотающий солнце;
• змей Уроборос, заглатывающий собственный хвост;
• Ребис, рожденный от объединения Короля Серы и Королевы Ртути.
25— Символом философского камня считается Уроборос змей, пожирающий собственный хвост
Указания для выполнения герметической работы, составленной Евгением Филолетом, англичанином по крови и гражданином Вселенной.
26— Томас Воган (17 апреля 1622 — 27 февраля 1666) — английский священник, розенкрейцер, алхимик и мистик, писавший в основном под псевдонимом Eugenius Philalethes (Евгений Филалет).
Из книги Филалета (Philalethes) «Светлый свет», 1693
1. Когда приступаешь к великому деланию, не полагайся на советы невежд и не верь тому, что пишут в ученых книгах.
2. Не давай ввести себя в заблуждение тем, кто говорит, что наше Золото не естественное, а искусственное.
3. В дополнение к Золоту, которое является телом и мужским элементом нашего делания, должно присутствовать и другое начало, знаменующее собой дух, душу или женщину. Этим элементом является жидкая Ртуть. Она выглядит как обычное «быстрое серебро».
4. Наша Ртуть представляет собой вещество наподобие обычного «быстрого серебра», однако природа у нее другая, она небесна, огненна и обладает великой мощью.
5. Секрет приготовления нашей Ртути таится в использовании минерала, который относится к тому же типу, что золото и ртуть.
6. От семи до десяти операций очищают Ртуть и делают ее более активной,
7. Эту разжиженную, или одушевленную, Ртуть должно еще, два или три раза дистиллировать.
8. Всегда для Деяния выбирайте Золото чистое и без примесей; если приобрели вы его не таким, сами совершите очистку.
9. Теперь переходим к смеси. Возьмите одну или две унции приготовленного вещества и две или три унции одушевленной Ртути.
10. Хотя все предшествующее и выглядит загадочным, заверяю вас в искренности моей.
11. Вам нужно приготовить стеклянный сосуд или колбу, без которой невозможно завершить работу: пусть она будет овальной или круглой.
12. Необходимо также иметь печь, которую мудрецы называют атанором.
13. Когда все будет именно так устроено, поместите яйцо, в котором содержится ваша материя, в печь и нагревайте его согласно требованиям природы, то есть на огне слабом и не слишком жарком.
14. Весь последовательный ход этого опыта, который символизирует воздействие Луны на почву, состоит в том, чтобы подняться вверх облаком и пролиться дождем.
15. Но этого еще недостаточно для получения устойчивого раствора: нужно, чтобы вода нашего озера кипела с пеплом дерева Гермеса.
16. Не торопите процесс в надежде получить урожай до созревания жатвы
17. Следите за тем, чтобы огонь не угасал ни на секунду; ибо малейшее охлаждение материи неизбежно погубит Деяние.
18. Поддерживайте огонь до появления красок; сначала вы увидите белизну. Когда она покажется сие и произойдет к концу пятого месяца.
19. Смело поддерживайте огонь, пока вновь не появятся краски, и вы увидите, как дивно заалеет полевой мак. Восславьте Господа и благодарите Его.
20. Наконец, хотя камень ваш совершенен, следует прокипятить его или, скорее, вновь пропечь в той же воде, в тех же пропорциях и в том же режиме.
Пусть Господь, Отец света, Верховный Повелитель, Творец любой жизни и любого блага, ниспошлет на вас благодать. Показав вам это воскрешение, дабы вошли вы в землю жизни, землю, обещанную верующим в Него, и когда-нибудь приобщитесь к жизни вечной. Да будет так.
После беглого ознакомления с основными идеями алхимии, наверное, интересно будет узнать о применении этих идей на практике. Краткий трактат, озаглавленный «Принципы Филолета» вполне доступно излагает, как выполняется великое делание. Вот как он представляется в начале своей самой известной работы «Открытая дверь в тайные палаты короля»: «Я — Философ и Адепт и поэтому избрал себе имя Филолет, который означает любитель истины».
Далее, описывая свои исследования в лаборатории, он говорит: «Все мои открытия подлинные. Они являются итогом удачно проведенных экспериментов, свидетелем которых я был сам и о которых многое знаю. Истинность моих слов сразу же будет очевидна любому философу, который прочтет их». «Принципы Филолета» были написаны в середине XVII века, а в 1672 году, переведенные с латыни на французский язык, вошли в сборник алхимических трактов, названных «Словарем алхимических философов».
Было бы большой ошибкой считать герметических философов глупцами. Разве не делает из себя глупца тот, кто упрямо считает алхимию химерой только потому, что не может ее понять или ничего о ней не знает. Это напоминает усилие слепого человека, пытающегося понять, что такое цвет.
27— Алхимические Гравюры розенкрейцеров
Цвет, обладающий глубоким информационно-энергетическим потенциалом, играл огромную роль в алхимии – специфической области натурфилософии. Каждой стадии алхимического процесса соответствовала определенная цветовая окраска.
Один из основных цветов в колористической иерархии алхимии был черный цвет, связанный с идеей первоматерии.
«В алхимической практике белый имеет статус цвета, а не света. Между тем белый цвет воспринимается метафизически. Он — жизнь, и даже свет, средоточие тела, духа и души.
От черного, через белый и другие промежуточные цветовые оттенки к красному – цель алхимиков, потому что только с этим цветом в алхимии связано получение, рождение философского камня. Эту стадию Великого Делания отражает следующая метафора: «философский камень – дитя, увенчанное пурпуром».
28— Изумрудная Скрижаль Гермеса Трисмегиста. Мудрость из глубины веков
Важную роль в алхимической практике имел зеленый цвет. В алхимических текстах часто встречается такое словосочетание, как «благословенная зелень». Неслучайно, самый известный текст начертан на «Изумрудной скрижали». По преданию, этот документ оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в египетском храме.
Таким образом, цвет в алхимической практике выполнял, прежде всего, дифференцирующую функцию. Алхимики руководствовались в своей работе цветами, поскольку для каждого этапа алхимической трансмутации была характерна своя особенная цветовая гамма.
Свидетельства алхимических чудес
29— Николя (Николас) Фламель 1330 — 22 марта 1418 — французский книготорговец и меценат, которому приписываются занятия алхимией, а также исследования возможности получения философского камня и эликсира жизни.
Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.
30—Источник Балтазар ван ден Боссе, мастерская алхимика
Николя Фламель родился в 1330 году во Франции. Он служил писцом, а также занимался продажей рукописей. Он удачно женился на богатой женщине, затем они приумножили свое богатство и прославились как филантропы. Алхимическая биография Фламеля за века обросла большим количеством легенд. Считается, что однажды Фламель приобрел для продажи рукопись под названием «Священная книга еврея Авраама», написанную на арамейском языке.
Ангелы спустились с небес и даровали мне книгу о великом Деланье.
Алхимик оставляет ученикам «Немую книгу» с гравюрами, указывающими последовательность действий необходимых для изготовления философского камня.
Чтобы получить перевод, Фламель отправился в еврейские общины Испании, а когда вернулся назад, поползли слухи, что он раскрыл секрет создания философского камня. Перед смертью Фламель заказал изготовление собственного надгробия, которое сохранилось по сей день. Среди увлекающихся алхимией ходят рассказы, что на нем зашифрован процесс Великого делания — создания философского камня.
Но самые интересные слухи начали распространяться после предполагаемой смерти Фламеля в 1418 году. Поскольку считалось, что он знал рецепт философского камня. То все думали, что ученому и его жене удалось всех одурачить. Предполагалось, что они инсценировали свою смерть, а затем скрылись.
31— Романтизированный портрет Николя Фламеля из «Исторической галереи знаменитых людей
Долгие века в Европе рассказывали байки о том, как будто эту чету видели в разных местах спустя годы и столетия после их мнимой кончины. Так, например, в XVII веке один путешественник рассказывал, что познакомился в Турции с человеком, который утверждал, что является близким другом супругов Фламель и якобы он видел их последний раз в Индии около трех месяцев назад, то есть Николя и его жене на тот момент было около трехсот лет. А одна из самых известных легенд гласит, что во второй половине XVIII века Фламеля с женой и сыном, якобы рожденном в Индии, видели в парижской опере.
Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф – Фламеля в ней не оказалось.
32—Вид на замок Росслин, 1803 г. работы Юлия Цезаря Иббетсона
История Сен-Клеров – это история, связанная с чашей Грааля, сокровищами Тамплиеров.
«Анри де Сен-Клер был близок к Готфриду Бульонскому, который был предводителем Первого крестового похода. И дочь Анри – Рашель — вышла замуж за первого магистра ордена Тамплиеров. Родовое гнездо Сен-Клеров под названием Рослин стало, соответственно, центром ордена Тамплиеров. И существуют легенды, в соответствии с которыми именно там находится сокровищница Тамплиеров. В том числе Святой Грааль, который, по легенде, был найден как раз во время Первого крестового похода и вывезен крестоносцами в Европу из Иерусалима»
Некоторые исторические факты подтверждают действенность эликсира жизни. И этому есть подтверждение в исторической хронике семьи Сен-Клер Тургот XVI века.
У советника была любовная связь с женщиной, каждый день приезжавшей к нему в имение в середине дня. Так продолжалось в течение десяти лет. Для того чтобы сохранить свою репутацию незапятнанной, женщина всегда появлялась в сопровождении пожилого кучера Арно. Который обычно дожидался ее в расположенной по близости лавке своего давнего друга аптекаря, двадцать лет проводившего таинственные эксперименты. И вот однажды, когда Арно зашел в пустой магазинчик, аптекарь радостно воскликнул:
— Я получил! Я получил его!
— Что ты получил?
— Как что? Камень! Из него можно делать эликсир! Сегодня утром я превратил дюжину оловянных ложек в золотые.
И аптекарь показал фиал с прозрачной жидкостью. — Давай выпьем немного эликсира вместе, старина! В наши-то годы это едва ли повредит здоровью.
Он налил себе столовую ложку эликсира и проглотил его, а затем предложил Арно. Однако последний взял на кончик языка лишь несколько капель волшебной жидкости.
По дороге домой кучера внезапно прошиб холодный пот, а затем началась горячка. Его госпожа была озабочена состоянием своего верного слуги и отправила лакея за его другим аптекарем. Вскоре лакей вернулся и сообщил, что аптекарь скоропостижно скончался.
Кучер же вскоре выздоровел, хотя у него и выпали волосы, ногти и зубы. Сен-Клер Тургот, услышав об этом интересном случае, лично расспросил его о происшедшем. Затем он приобрел у наследников аптекаря все его лекарства, но не сам, ни с помощью Арно не смог установить, в каком из сотни пузырьков (к тому же без этикеток) содержится волшебный эликсир.
Спустя много лет советник Тургот рассказал эту историю своему врачу и упомянул, что у кучера впоследствии выросли новые волосы, ногти и зубы, и что во время составления письменного свидетельства о происшедшем кучер Арно по-прежнему здравствовал в свои сто двадцать три года.
33—Во второй половине XVII века существовала алхимическая медаль доктора М. Якобса, где на реверсе имеется надпись на латыни “В месяце июне 1671 года я, доктор М. Якобс, получил эту унцию чистейшего серебра из свинца при помощи искусства алхимии.
В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись Золотой потомок свинцового родителя, на другой – «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа».
В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.
Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II 1552-1612 появилось 8,5 тонны золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет.
34— Иоганн Фридрих Бёттгер (1682–1719) — немецкий алхимик и золотых дел мастер, первый европейский естествоиспытатель, получивший в 1708 году белый фарфор. Ученик аптекаря раскрыл секрет фарфора, который китайцы хранили 900 лет.
Курфюрст Саксонский Август Сильный (1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает.
Алхимиков в Европе было много, но адептами – тех, кому открылся секрет философского камня – становились единицы.
Современный химик не является магом всё, подчиняется научным формулам. А древний теург или философ герметизма оживлял статуи, и вызывал из элементов образы саламандр-гномов, ундин и сильфов, которых он просто делал видимыми посредством того, что держал открытыми двери природы, чтобы духи элементов при благоприятных условиях могли выступить и стать видимыми.
Так например Алхимикам, халдейским магам не было равных.
Химия наиболее древнего периода достигала таких высот, что мы даже не приблизились к ним.
Секрет тягучего стекла, которое «будучи подвешено за один конец в течение 20 часов под собственной тяжестью, вытягивалось в тонкую нить, которую можно было обернуть вокруг вашей руки».
Стеклянные чаши, принесенные одним изгнанником в Рим во время царствования Тиберия. Чаши, которую он швырнул на мраморный пол. И та не рассыпалась, не разбилась при падении, а «получила только небольшую вмятину», которую тут же легко молотком выправили, – исторический факт.
В Самарканде, в некоторых тибетских монастырях такие чаши и стеклянную посуду можно обнаружить по сей день
Во времена средневековья в Европе. Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.
Многие алхимики стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.
В Европе кельтские друиды были мудрыми алхимиками.
35— Фантастический мир свитка Рипли Christie’s
36— Известный средневековый алхимик Джордж Рипли, родившийся в Англии, был хорошо образован и написал известный поныне труд, состоящий из 20 свитков. Копии их хранятся в музеях Англии и США до сих пор, тайны этих рукописей пока никто так и не смог разгадать. Некоторые ученые утверждают, что в них даже есть теория клонирования человека
Рукописи по алхимии изображения алхимических процессов, сделанные адептами Западной Европы нам известны из рукописей ХV века под названием «Свитки Рипли».
До нас дошли немногие документы, которыми делились в зашифрованной форме. Знания, которыми владеют современные алхимики, существенно меньше, чем в прежние времена.
Свитки Рипли Жаба. На рисунках в аллегорической форме изображен процесс превращения и реактивов в философский камень, который воздействует на основное вещество. Алхимик этот сложный процесс представил символами. Жаба, лев означали поглощение, смерть. Ртуть изображалась в виде росы или семени дракона. Или дракона, поглощающего жабу. Летучее вещество изображалось птицей или перьями. Кубок означал процесс смешивания. На иллюстрациях показана свадьба Солнца и Луны (процесс соединения серы и ртути). В результате появляется ребенок – философский камень. До сих пор расшифровывают это немногое наследие – рецепты, лабораторные приспособления.
Знания Алхимии передавались от учителя ученику устно, поэтому о них неизвестно широким массам людей.
37— Борис Болотов – советский исследователь, получивший статус «Народного ученого». Автор научных трудов по омоложению человеческого организма и продлению жизни с помощью методов народной медицины.
Деятельность советского учёного-изобретателя Бориса Болотова была связана со многими отраслями науки, однако чаще всего его вспоминают, как разработчика методики очищения и омоложения организма. Согласно теории изобретателя, избавляясь от старых клеток, человек не просто обновляет организм, но и получает реальный шанс на бессмертие. В числе самых известных разработок ученого – уникальная система борьбы с онкологией, основанная на народной медицине.
В сегодняшнее время ученые, которые пытаются познать мир, получают помощь от бессмертных посвященных негласно. К примеру, современный ученый народный академик Б. Болотов написал докторскую диссертацию по теме «Практическое бессмертие человека». Создал химическую таблицу, состоящую из 10 000 химических элементов.
Разработал системы очищения организма от старых клеток, лечения онкологии. В наше практичное время он занялся алхимией и возродил ее. Его рецепты «Царской водки», квасов и бальзамов взяты из алхимии. Он автор различных изобретений, которые могут обогреть дома без газа и нефти.
В 2019 году в Амстердаме на конференции Общества истории химии и алхимии. Аспирант Института истории науки Меган Пиорко представила собравшейся публике любопытную рукопись, принадлежащую английским алхимикам Джону Ди (1527-1608) и его сыну Артуру Ди (1579-1651).
38— Джон ди (1527 — 1608)
39—- Джону Ди удалось создать особую методику предсказаний, которая пользовалась популярностью у аристократии Европы Средневековья.
Артур Ди
Британский врач и алхимик, сын Джона Ди. На протяжении нескольких лет жил и работал в России преимущественно в Москве при дворе царя Михаила Фёдоровича качестве королевского врача.
Родился: 13 июля 1579 года, Ричмонд-апон-Темс, Лондон, Англия. Умер: сентябрь 1651 года (72 года), Норидж, Англия
В этой алхимической рукописи созданной отцом и сыном были зашифрованы загадочные текст и таблица под заголовком «Герметическая философия мозга». По идее, таблица должна стать ключом к расшифровке текста, но для начала нужно было расшифровать саму таблицу.
На конференции с исследователями связался некий Ричард Бин, который заявил, что ему удалось взломать код.
Ричард понял, что ключ был размещен в конце самого текста. Он оказался довольно длинным — состоял из 45 букв.
Этот ключ заимствован из последних стихов алхимической поэмы Джованни Аурелио Авгурелло под названием «Хризопея».
Поэма посвящена древнегреческому мифу о Ясоне и аргонавтах. В мифе аргонавты плывут в страну Колхиды современная Грузия, чтобы забрать «Золотое руно». В алхимическом контексте Руно является символом Философского камня.
Почему-то всегда считалось что целью алхимии, является, во-первых, великая трансформация, великое открытие, великое превращение. Первая цель — поиск способа получить золото из менее благородных металлов, чтобы обогатиться и в конечном итоге обрести власть.
Другая цель этой науки — достижение бессмертия. Об алхимиках, людях, посвятивших свою жизнь алхимическим занятиям, ходило множество странных слухов. Среди прочего поговаривали, будто бы они все хотят узнать, как остаться вечно молодыми.
И третья цель алхимии — достижение счастья. Однако, задача алхимии, совсем другая. Общей целью алхимиков было выполнить в лаборатории, насколько это возможно, процессы над которыми природа работала внутри Земли».
Часто в алхимии видят предшественницу химии, это так же как астрологию считают предшественницей астрономии. Хотя и алхимия, и химия работают с природными элементами, их принципы и цели, а также методы различны. Химии необходимы химические вещества, лаборатории и физический посредник — человек. Алхимия же, кроме этого, нуждается в философских и моральных основах, и ее опыты осуществляются не всегда при помощи физического тела, но всегда при помощи души.