Художник фантаст Е. Савельев

Советский художник фантаст Евгений Савельев. Город Саратов. Принимал участие в Международных конкурсах научно-фантастических картин и рисунков. Организованных журналом «Техника – молодежи».

Журнал «Техника — Молодёжи» с конца 1960-х годов начал проводить конкурсы фантастической живописи. «Сибирь — завтра» и «Мир 2000-го года».
В условиях конкурса значилось, что «Сибирь полигон для грамотного освоения природы в гигантских масштабах в условиях научно-технической революции. Где будут сконцентрированы лучшие достижения мировой науки и техники».

Для участия в конкурсе приглашались художники-профессионалы и самодеятельные живописцы Советского Союза и других стран.
Художник Евгений Савельев принимал в конкурсах активное участие. Был одним из лауреатов.

(Все чёрно-белые фото взяты из свободного доступа в интернете. Реставрированы мною в графических редакторах и переведены в цветное изображение с помощью специальной программы. Фото в цвете не претендуют на достоверную цветопередачу).

В середине двадцатого века в степном селе жил мальчик звали его Евгений Савельев. Его мама работала ретушером в фотоателье и учила, как могла, сына рисовать. Ученик не отказывался.

«Начинал рисовать, с танков, пушек, самолетов. В пятом классе открыл для себя фантастику Герберта Уэллса и Жюля Верна. Пожалуй, впервые начал рисовать на фантастическую тему после прочтения «Страны багровых туч» Стругацких. Конечно, космос, роботы, контакты, чуть позже — будущий мир Земли.

Евгений оканчивал школу, пора было искать свою дорогу. Маме уже было трудно объективно оценить способности сына, и она в тайне от него послала письмо с рисунками в «Огонек». Ответ ошеломил. Сухим канцелярским языком консультант журнала отстучал, что мальчик работает в чуждой, не принятой у нас технике сюрреализма. Еще не окрепший художник подвергся первой обструкции.

Евгений вскоре переехал в Саратов, работал токарем, фрезеровщиком, потом — Саратовский политехнический институт. Иногда он не выдерживал и брался за ручку.

К рисунку шариковой ручкой пришел сам. «У шарика богатейшие возможности и единственный недостаток — трудоемкость», — говорит он.
Его техника требует времени и полной отдачи. Рисунок пишется не меньше месяца, только тогда возникает ощущение прозрачности гермошлема и причастности к событиям иных миров.

Когда делаешь рисунок, то как будто сам входишь в него, становишься одним из героев сюжета или просто присутствуешь рядом, видишь каждую песчинку в окружающем пейзаже. Если рисуешь взрывающуюся звезду, то ощущаешь себя космонавтом, видящим ее на экране, если человека, парящего в небе, то как будто летишь сам. В каких только чудесных событиях я не участвовал!

Евгений работает дизайнером-разработчиком новой техники. Но в своих рисунках он давно уже шагнул дальше: прошел период дизайнерской прорисовки машин грядущего поколения и вышел к человеку будущего. Он всегда рисовал людей мужественных и красивых.

В 1984 году Евгений отослал большую подборку в журнал «Техника молодежи», кое-что напечатали. Пришло письмо из школьного музея космонавтики города Зеленодольска. Дети просили помочь. Что было под рукой, отослал им. Не осталось даже фотокопий. Работа опять начиналась сначала.

«Графические работы саратовского инженера Евгения Савельева, которые мы публикуем, выполнены с помощью обычной шариковой ручки. Они составляют цикл «Будущее». Художнику оно видится ярким, наполненным запоминающимися событиями. Завтрашний (или послезавтрашний!) день, нашедший отражение в произведениях Савельева, — это гигантский скачок в интеллектуальном развитии цивилизации, торжество идей гуманизма. В то же время в рисунках просматриваются и отчетливые «земные» интонации: герои Савельева не роботы и не супермены, а самые обычные люди.

«Рождение нового вулкана». Человек, поставленный в самые экстраординарные условия. Наблюдая за разбушевавшейся стихией, он, вероятно, рискует жизнью, но долг исследователя и научная любознательность оказываются сильнее инстинкта самосохранения. Остроту ситуации подчеркивают и нестройные громады клубящихся облаков, и воздушные вихри, порожденные буйством подземных сил, и ползущие по ущелью трещины.

Тем же напряженным ожиданием насыщена и работа «В атмосфере Венеры». Рисунок этот вполне мог бы называться «Контакт»: исследователи «утренней звезды» встретили на маршруте невиданного, неизвестного им ранее обитателя планеты. Что несет в себе эта встреча? Какие взаимоотношения сложатся между людьми и многоногим монстром? Можно только догадываться. Но, кажется, экипаж летательного аппарата готов к любому повороту событий.

Совсем по-иному решен другой рисунок — «Переезд в новый район исследований». В нем, несмотря на фантастичность ситуации, угадываются отчетливые земные черты: растения, окружающие смельчаков, напоминают морские водоросли, существо, притаившееся за ближним барханом, похоже на пустынную ящерицу. Да и вездеход, который служит ученым для передвижения по инопланетным пескам похож на обычный Земной.

Завершают цикл «Будущее» два рисунка — «И снится нам не рокот космодрома» и «Полдень. 2017 год». Наполненные светлой лирикой, они подчинены единой главной идее: нет на Земле ничего важнее человека, его замыслов и свершений».

Техника-молодёжи.- 1984.- 8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *