Художник-космист Пётр Фатеев

Пётр Петрович Фатеев русский и советский художник-живописец родился 19 августа 1891 года в Москве скончался 28 августа 1971 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Петр Фатеев – первый профессиональный художник-фантаст в России, входивший в знаменитую группу «Амаравелла»

Пётр Фатеев родился в семье типографского служащего. Интерес к живописи маленькому Петру привил его дядя Гриша, художник. Он ходил с ребенком на выставки, рассказывал о картинах. В 1903 году Фатеев поступил в техническое училище, где его «художественное» образование продлил его родственник Чернов, который вел там класс рисования. Петру это понравилось, и он стал много времени уделять рисованию и масляной живописи.

Хотя у Фатеева явно наметился интерес к искусству. Он по окончании Комиссаровского технического училища в 1910 году сразу поступил в Высшее техническое училище. Для получения более практичного – инженерного образования. Ныне это Московский Государственный технический университет. Во время учебы он много читает, ходит в театры, в том числе музыкальный. Его все меньше интересует техника, а живопись становится его главным увлечением.

Писал он не просто пейзажи и натюрморты, как это характерно для молодых художников, а сложные фантастические композиции. На его мировоззрение во многом повлияли книги по философии, мистике, теософии. Фатеев увлекся теориями Рамачараки и Блаватской. Наука к этому времени продвинулась в изучении как глубин вселенной, так и микрокосмоса. В итоге Фатеев уходит с третьего курса училища и занимается в различных художественных студиях. Он ставит перед собой задачу средствами живописи показать дальнейшую эволюцию человечества.

Художника привлекает сама идея обновленного человека, но не дерзновенно переделывающего мир под себя, а умеющего раствориться в нем, стать его органичной частью. Это человек пластичный, гибкий, способный «договориться» с окружающей средой в любом ее проявлении. Это уже и не человек вовсе, а скорее адаптивное межпланетарное существо. Петр Петрович посвящает десятки композиций и рисунков Заратустре.

Глядя на картины Фатеева, можно лишь удивляться тому, сколь просты и непринужденны его композиции по форме, внешним средствам выражения и вместе с тем сколь глубинны они по своему содержанию, мировоззренческой трактовке.

Пётр Петрович устроился работать мастером в типографию, женился, в семье родился сын.

В 1914 году Петр Фатеев создает более 50 картин фантастико-космической направленности. У него в это время, по словам его друга и соратника Б.А. Смирнова-Русецкого, «было стремление к духовному обновлению». Поэтому был естественным его интерес к творчеству А. Блока и А. Белого.

Свои картины Фатеев писал ночью. У него преобладают черные и коричневые тона, отсутствуют тени. Главные его живописные циклы: «Облака», «Кора», «Так говорил Заратустра», «Стволы», «Космос». Фатеев был пантеистом. Его образы космоса рождались целиком его фантазией. Картина «Выше звезд», входящая в цикл «Так говорил Заратустра», написанная в 1915 году, впервые показала человека в космосе.

Для многих футурологов отказ от технопрогресса покажется слишком архаичным и неправдоподобным. Однако если учесть, что уже сегодня все чаще наше общество задумывается об экологических дисбалансах, о нарастающих климатических бедствиях. Уже сто лет назад Фатеев предостерегал человечество от надвигающихся бед вследствие неразумной деятельности человека.

Спустя пять лет Пётр поступил в Художественную студию Ф.И.Рерберга, которую посещал три года, в 1915-1917 годах совмещая учебу с работой на заводе «Динамо». Еще до революции им были написаны и изданы в виде открыток первые картины, посвященные теме проникновения человека в дальний Космос — теме, которой художник остался верен всю жизнь. Уже в 1910-е годы о работах Фатеева высоко отзывались В.Кандинский, М.Ларионов, В.Маяковский, Д.Бурлюк.

В 1916 году в Москве состоялась выставка «Фантасты и неореалисты», на которой Фатеев дебютировал перед широкой публикой. После этого он участвовал в последней выставке «Бубнового валета» 1917 года, в 1918 году — на двух выставках профсоюза художников-живописцев и в 1919-м — на «Восьмой государственной выставке» и на Первой выставке Московского хранилища произведений современного искусства. В 1922 году в выставочном зале на Кузнецком мосту прошла его первая персональная выставка, на которой было представлено 110 работ. А затем в 1923 году в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина — «Выставка пяти».

Пётр Фатеев создатель основоположник космической живописи в России. Уже в десятые годы ХХ века, приобрел известность, имея личные связи с выдающимися деятелями искусства. В тесной дружбе находился с И.Ефремовым. Поэтому именно к нему стали притягиваться молодые ищущие таланты. В результате к 1922 году стала складываться группа художников одержимых космическими взглядами.

Вначале их было четверо, и группа получила соответствующее название «Квадрига». Затем присоединились еще двое участников и уже в 1927 году она стала называться певучим названием «Амаравелла».

Именно Фатеев объединил вокруг идеи «космической живописи» большинство художников из будущей группы. В 1923 году с тремя друзьями — художниками Верой Пшесецкой (Руной), Александром Сарданом и Борисом Смирновым-Русецким образовал группу «Квадрига». С присоединением к ним биолога и художника Сергея Шиголева, художника и композитора Виктора Черноволенко группа стала называться «Амаравелла» переводится как «берег бессмертия»; название предложил Николай Константинович Рерих в 1927 году.

Приходившие к нему домой друзья располагались под «звездным небом» даже потолок в своей квартире Фатеев превратил в целую галактику и с интересом рассматривали новые картины художника, изображавшие очередной космический пейзаж или «рядовую сценку» из жизни планет в других звездных системах. Странные, фантастические формы обитателей других миров появлялись на его полотнах так естественно и органично, что казалось, будто художник не придумал их, а видел собственными глазами.

К тому времени группа уже имела свой манифест. Фрагмент из этого манифеста:

1. Наше творчество интуитивно по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса — в человеческих
обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.

2. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее
значение.

3. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно -формального анализа, а путем чувствования и
внутреннего переживания — тогда их цель будет достигнута.

Если говорить о самом творчестве Фатеева, то оно наполнено философскими смыслами и обладает многоступенчатостью для его понимания. При первом взгляде его изображения напоминают нам новаторский поиск, каковым были одержимы художники модернисты.

Петр Фатеев — удивительный и необычный художник, опередивший свое время на десятилетия. Мировоззрение его было близко философии Николая Рериха, но в живописи он был абсолютно оригинален и ни на кого не похож. Его страстные картины буквально звучат, его линии и формы шевелятся, извиваются, трепещут, корчатся, растут — живые и неуемные.

Инопланетные сооружения ничем не напоминают земную архитектуру. Тем не менее мы понимаем, что это жилища, которые намного органичнее вписываются в биосферу их планет, чем наши современные дома. Там работают свои константы и свои каноны красоты, но они трогают нашу душу, волнуют нас. Фатеев дерзновенно заглядывает и в отдаленное будущее Земли. Его «человек космический» чувствует себя одинаково комфортно и на земле, и в воздухе, и в космосе.

Трудно обойти вниманием чрезмерную вытянутость изображаемых фигур. Уже в средневековой Европе архитекторы и художники стали нарочито вытягивать формы и линии замков, людей и предметы, как бы преодолевая земное притяжение, создавая легкость и устремляя все сущее в небо. Человек со стороны созерцавший изрядно вытянутые вверх соборы с их шпилями, башнями, стрельчатыми окнами и ажурным декором, непременно уносился взглядом в небо, мир таинственный, высший.

Отдельной темой у художника значатся облака. Романтики к облакам вообще питают особое пристрастие и любовь. Они обожают облака и часто делают их центром внимания в своих картинах.

Перед нами непонятные существа, напоминающие людей, растения и животных — некий сплав диких, футуристов и экспрессии. Ряд работ вообще беспредметны, формообразующие линии кажутся небрежными и вычурными. Но это не так! Немного присмотревшись, мы замечаем, что перед нами открываются мотивы из неведомых сказок или тайн бытия, но бытие не этого мира, а какого — то другого, совершенно неизвестного нам. Инопланетного! Здесь необходимо всмотреться. И чем больше мы погружаемся в ауру его таинственной живописи, тем явственней звучат его сюжеты. Мы начинаем ощущать необъятную широту его мировоззрений и интуитивных озарений, осознаем нескончаемое разнообразие его творческого ресурса. А если подняться еще на ступеньку, то со всей очевидностью перед нами предстанет метафизика одухотворенной Вселенной в различных ее проявлениях.

Космизм — стремление познать законы Вселенной, теорию ее возникновения и место человека в эволюции всемирного пространства. Взаимосвязи макрокосма и микрокосма легли в основу нового течения в искусстве, которое стремилось показать зрителю величие межзвездных пространств и красоту человеческой души.
В начале ХХ столетия интеллектуальная элита России пришла к выводу, что без раскрытия и обнаружения живого языка сущего, универсального для всего космоса невозможна эволюция человека на земле. Земля — часть Вселенной, познание которой человек совершает через приобщение и обнаружение потоков незримого бытия.

Для всех художников русского космизма было характерно сознание всеединства человека и мира, взаимосвязь эволюции природы и каждого человека.
Петр Фатеев, проживший долгую и крайне трудную жизнь, полную лишений, нищеты, но и осененную творчеством. Говорил: «Эти картины не для погрязших в материализме, не для пленных ложной реальностью видимого мира, не видящих или не желающих видеть и зарывающих, как страус, голову в песок перед лицом Бесконечного, не для тех, кто не любит ночного звездного неба, не для тех, кто любит только свою мышиную нору».
«Эти картины для тех, в ком живёт творческий дух, кото стремится сбросить свою ветхую шкуру и взглянуть новыми глазами на Новый мир, кто хочет поднять завесы ложной реальности».

Творчество Фатеева в должной мере оценил Н.К. Рерих, купив у него в 1926 году картину «Галактика».
Группа функционировала под руководством Фатеева до 1930 года – года ее распада. Эстетика «Амаравеллы» сформировалась в значительной степени под влиянием идей и мировоззрения П.П. Фатеева. Свое же мировоззрение он как представитель русского авангарда сформировал под влиянием идей европейской идеалистической философии и философии Востока.
В З0-е годы художник, прекрасно понимая, что его искусство среди произведений соцреализма будет восприниматься как чуждое и классово вредное, ушел в «творческое подполье».

После 1930 года, когда объединение безвозвратно распалось, Фатеев Пётр Петрович замкнулся, живописью занимался редко, ради пропитания оформлял сцены клубов и практически до 1960-х годов не экспонировал свои работы на художественных выставках.
В начале 60-х годов его общение со зрителем было возобновлено. Пётр Петрович становится победителем международного конкурса художников-фантастов «Мир 2000 года».

Его посмертные выставки прошли в московском Политехническом музее и в Калужском Музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского
Сейчас работы Фатеева находятся в Художественном музее города Петрозаводска, в Мемориальном музее космонавтики Москва, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *