Библиотека Ивана Грозного 4

Тайна библиотеки царя Ивана Грозного 500 лет не дает покоя историкам, археологам и просто энтузиастам. Книги, которые входят в это уникальное собрание Либерия (именно так называл свою библиотеку сам царь) не имеют цены. В этой статье мы продолжаем расследование, пытаясь установить существовала ли такая библиотека на самом деле и, если существовала, то куда она могла исчезнуть? Часть четвёртая «Исчезновение»

Делая вывод из предыдущих частей можно с большой уверенностью дать ответ на один из заданных в самом начале повествования вопросов.
Существовала ли такая библиотека на самом деле? Ответ положительный да существовала. Остался вопрос куда она могла исчезнуть? Разделим его на две части почему исчезла и куда?

Библиотека въехала в Москву в 1472 году в качестве приданного византийской царевны Софьи Палеолог, выданной за великого князя Московии Ивана III. И как говорится в легендах была спрятана в кремлевских подземельях. На такую предосторожность Софья Палеолог вынуждена была пойти из-за того, что деревянная Москва постоянно горела и огонь мог уничтожить бесценное сокровище.

Как оказалось, предосторожность была совсем нелишней — в 1473 году, всего спустя год после приезда Софьи в Россию, Москву охватил очередной разрушительный пожар.
В общем как бы то ни было. Но библиотека сохранилась при сыне Софьи Палеолог
Василии III и дошла до внука Ивана IV. По преданию, Иван IV, еще в те годы не прозванный в народе Грозным, страстно увлекался чтением и книги перешли к русскому царю по наследству от отца.

Василии III в своё время пригласил для перевода обширной коллекции в столицу Русского государства. Монаха из Афонского монастыря Максима Грека. Он первый, кто получил доступ к книгам и занялся их изучением и описанием. Ему поручили систематизировать книги и перевести их на русский язык.

Максим Грек

Девять лет старец провел возле бесценного собрания, и его работа упоминается в известном «Сказании о Максиме Греке»: …отверзе царские сокровища древних великих князей прародителей своих и обрете в некоторых палатах.
Свидетельство об удивлении переводчика и упоминание некоторых книг в «Сказаниях о Максиме Греке» стало одним из первых доказательств существования коллекции.

Напомним Какие книги входили в библиотеку? В разных источниках 15-16 столетий упоминается, что большинство книг были на древнегреческом, древнееврейском языках и латыни. Некоторые современники утверждали, что часть сокровищ была некогда спасена из сгоревшей Александрийской библиотеки. Из бессмертных творений, «История» Тита Ливия, «История» Тацита, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, сочинения Цицерона, Юстинианов кодекс и другие манускрипты «Энеида» Вергилия, «Комедии» Аристофана. Но также были там и труды менее известных сегодня авторов, таких как Вафиас, Гелиотроп, Замолей.

Некоторые абсолютно уверены, что царь Иван IV, получив сокровище, дополнил его книгами из собрания казанского хана. Были там и книги из библиотеки Ярослава Мудрого.
Либерия – Ивана Грозного, его главное сокровище. Рукописи в золотых переплетах, щедро усыпанные каменьями. Свитки, принадлежавшие римским императорам, египетские папирусы. По оценкам специалистов, сегодня стоимость Либерии превышала бы несколько миллиардов долларов.

В 1753 году в немецком городе Галле вышла книга «Arndts livlandische chronik» с известием о библиотеке русского царя Ивана IV Грозного. Царская библиотека Грозного в книге была названа Либереей (от лат. Liber – книгохранилище).
В книге был помещен отрывок из еще неизданной Хроники рижского бургомистра Франца Ниенштедта (1540-1622), знакомого с участниками описываемых им событий. Полностью Хроника Ниенштедская была издана в Германии в 1839 году, а адаптированный русский перевод появился спустя несколько десятилетий — в 1883 году.

Известие содержало короткий рассказ пастора Иоганна Веттермана из Дерпта, попавшего в плен в ходе Ливонской войны. Его царь привез в Москву в 1570 году специально для изучения библиотеки. Иван Грозный показал ему свое книгохранилище и попросил сделать описание драгоценной Либерии, а также перевести на русский язык и сделать описание. Веттерману удалось бежать из Московии и, разумеется, он тут же рассказал всем о сокровище московского царя. В «Ливонской хронике» сказано, что библиотека сберегается в двух просторных сводчатых подвалах.

Иван Грозный показывает послу Европы свою сокровищницу

Немецкая книга 1753 года была знакома Н. Карамзину, который в девятом томе «Истории государства Российского» написал: «Царь отменно уважал сего добродетельного мужа и велел ему разобрать свою библиотеку, в коей Веттерман нашел множество редких книг, привезенных некогда из Рима, вероятно царевной Софьей».
В 1818 году в только что созданный Дерптский университет из Мекленбург-Шверинского герцогства был приглашен профессор Христофор фон Дабелов. В 1822 году он опубликовал в Риге статью «Veber die Juristen Fakultat zu Dotrat», в которой сообщил, что в архивных неизданных бумагах в эстонском городе Пярну. Он нашел список рукописей, «хранившихся в библиотеке московского царя» (Либерии Ивана Грозного). Список из 800 пунктов.

Буквально сразу же возникла и оппозиция так называемому списку Дабелова. Историк Николай Лихачев подвергал сомнению подлинность рукописи профессора Дабелова и основал критику на том, что вывезти столько книг из осажденного Константинополя было невозможно, а если это кому-то удалось, то, скорее всего, рукописи продали в Риме. Исследователь Сергей Белокуров считал, что библиотека должна была абсолютно точно погибнуть в результате пожаров, которых случалось немало в Москве на рубеже XVI–XVII веков.

Эта неоднозначная статья, возможно, так бы и прошла незамеченной, несмотря на важность ее темы, но коллега фон Дабелова по университету в Дерпте профессор Вальтер Фридрих Клоссиус начал рассылать ее многим европейским ученым и историкам, а также выступать с публичными речами о ней перед большими аудиториями. Естественно, тайна библиотеки Ивана Грозного привлекала массы людей.

В 1829 году Клоссиус по собственной просьбе получил от фона Дабелова полную копию с пока еще не наделавшего огромного шума документа и сообщил потрясенному ученому миру:
«Если бы эта библиотека московских государей сохранилась, то Россия могла бы возобновить для Европы времена князей Медичи, Петрарки и Боккаччо, когда из пыли библиотеки будут извлечены неведомые сокровища древности».

В 1834 году в 6-ом номере «Журнала Министерства народного просвещения» появилась статья профессора Дерптского университета Фридриха Клоссиуса «Библиотека великого князя Василия Иоанновича и царя Иоанна Васильевича». Клоссиус опубликовал собранный из всех известных в то время печатных и рукописных текстов Хроники рижского бургомистра Франца Ниенштедта материал о Либерии Ивана IV Грозного вместе со своими комментариями anonyma Дабелова.

Что касается самой библиотеки она канула в неизвестность еще в конце XVI века и примерно с этого же времени, с перерывами, уникальное сокровище ищут. Последний раз библиотеку видели в 16 веке и примерно с этих же пор непрерывно разыскивают. В 1601 году в Москву прибыла тайная миссия иезуитов Ватикана, перед которой стояла задача найти книги. Разумеется, они уехали ни с чем. В 1724 году состоялись официальные поиски, первые в истории. Их организовал Российский Сенат, но снова без результатов.

Существует множество версий и гипотез, о её местонахождении. Например, она может храниться везде, где сохранились подвалы XVI и XVII веков, и совсем не обязательно только в Москве. Книги могли перевести не только в Александровскую слободу, но и в другие города русского севера. В первую очередь предполагали, что библиотека может располагаться на территории Московского Кремля.

Вторым вариантом называли район усадьбы Коломенское. Третьим — Александровскую слободу, любимое место уединения царя и переезда во время опричнины. Указывали и на Вологду, в которой долгое время жил Грозный. По свидетельствам XIX века, под «Соборной горкой», расположенной рядом с Софийским собором, существует целая система подземных ходов, где также могут быть спрятаны бесценные рукописи.

Сегодня существует больше шестидесяти версий о том, куда делась библиотека и от кого ее прятали: от пожаров, от поляков, просто забыли.
После смерти Ивана Грозного все его имущество официально описывают. И в этих документах явно говорится о книгах. Археограф Борис Морозов, многие годы посвятивший поискам Либерии, нашел книгу, принадлежавшую Софье Палеолог, так называемый травник. Видимо, страдавший в последние годы всякими недугами царь забрал эту книгу из библиотеки к себе поближе.

Где только не велись поиски. В первой половине 20-го столетия поисками Либерии занимается археолог Игнатий Селлецкий. В 1914 году он получает от царского правительства разрешение на осмотр кремлевских башен.

Угловая Арсенальная башня Кремля

В начале 30-ых он решает возобновить свои поиски. Селлецкий пишет письмо Сталину с просьбой разрешить раскопки под Угловой Арсенальной башней Кремля, и неожиданно получает разрешение.

Коломенское.

Досконально был изучен Голосов овраг в Коломенском. И.Я. Стеллецкий в 1938 г. приступил к раскопкам в окрестностях Предтеченской церкви. И на глубине 7 метров наткнулся на массивную известняковую кладку.

По некоторым сведениям, во время строительства станции метро «Библиотека им. В. И. Ленина» строители наткнулись на старинную подземную галерею.
Искали и в селе Остров. В XV-XVII веках село использовалось как загородная резиденция великих князей и царей, которые очень любили здесь отдыхать.

В декабре 1931 года начинаются работы по сносу Храма Христа Спасителя, на его месте хотят возвести Дворец Советов. Над этим проектом работает архитектор Аполлос Иванов. В фундаменте храма после сноса он обнаруживает ход, залитый бетоном. Несмотря на преграду, он проникает в это подземелье и оказывается в тоннеле, ведущем к Кремлю. В конце пути архитектор обнаруживает келью, в которой замечает кованые сундуки.

Архитектор не верит своей удаче, но внезапно прямо в подземелье Иванов начинает терять зрение. В наше время искатели приключений повторяют маршрут Иванова, и тоже находят загадочную келью. Однако подойти к сундукам вплотную им мешают упавшие своды подземного хода, лежащие на огромной дубовой двери. Диггер Вадим Михайлов продолжает поиски.

Эксцентричный миллионер Герман Стерлигов тоже искал пропавшую библиотеку. Он создает штаб, находит финансирование и всё безрезультатно.

А теперь постараемся ответить на вопрос почему исчезла библиотека и куда она пропала. Как уже писалось библиотека привезённая Софьей Палеолог перешла к её сыну, а затем и к внуку царю Ивану Грозному. Сохранилась, несмотря на войны пожары и другие неприятности, произошедшие за это время. Царь Иван постоянно занимался библиотекой и даже пополнял ее новыми поступлениями.

Изначально количество томов и манускриптов в ней насчитывало как писалось примерно 800 штук и было привезено как минимум на 30 подводах. В течение 50 лет всё это хранилось скорей всего в Кремле неважно в здании на земле или подземелье, но все эти книги перешли от бабушки к внуку, и он ими пользовался.

Теперь вспомним что это не просто книги, а самые дорогие в материальном плане вещи средневековья. И сравнить их по ценности можно только с государственной казной.
Поэтому логично предположить если казна уезжает куда-то надолго, то и эти ценности последуют за ней.
И такой случай во время правления Ивана Грозного был только один, когда из кремля выезжал обоз нагруженный самыми ценными вещами.

Александровская слобода

3 декабря 1564 года, в воскресенье царь Иван IV уезжает из Москвы и отправляется в Александровскую слободу. С собой Грозный забрал всю свою казну, множество икон и церковной утвари, вместе с ним столицу покинула царская семья и некоторые бояре с семьями. Из Москвы он направляется в село Коломенское, где праздновал праздник Николая-чудотворца.

Выезд этот был не похож на прежние, когда выезжал он на богомолье или на какие-нибудь потехи свои: теперь он взял с собою иконы и кресты, золотом и каменьями дорогими украшенные, сосуды золотые и серебряные, платье, деньги; Некоторым боярам, дворянам, ближним и приказным людям велел с собою ехать. Тем велел взять с собою жен и детей; а дворянам и детям боярским, которых государь прибрал выбором изо всех городов, тем велел ехать с людьми, конями и со всем служебным порядком. Непогода и дурные дороги задержали его в Коломенском две недели.

Вот и ответ на вопрос почему пропала библиотека? Иван Грозный увёз её с собой из Москвы. Он забрал не книги, а огромные ценности, которые они из себя представляли. Уезжая царь не знал, вернётся или нет. Не мог он оставить сокровища даже в подземельях на разграбление боярам и всей остальной братии которым он не доверял.

Хочется отметить ещё одно обстоятельство. Либерию в кремле больше никто не видел. Да и вообще все вещи, которые увёз царь назад не вернулись. Кроме путешествующей с ним казны да небольших размеров драгоценностей. Никакие крупные царские обозы при жизни царя в кремль не приходили.
Так что кремль с его наземными строениями и подземными лабиринтами можно смело исключить из списка хранилища библиотеки.

Осталось ответить на вопрос куда исчезла библиотека?
Не будем рассматривать Кремль, который весь зря перекопали.

Коломенское

Одним из первых, кто начал искать Либерию в других местах в частности в Коломенском, был археолог Игнат Стеллецкий. Он услышал рассказ бывшего сторожа храма, который поведал, как однажды тот спускаясь по узкой каменной лестнице в подземелье обнаружил железные двери и истлевший скелет. Услышав этот сбивчивый рассказ, Стеллецкий взялся за дело.

В Дьякове начались раскопки. В 1938 году на глубине семи метров археолог наткнулся на массивную каменную кладку. Но земляные работы пришлось свернуть. Они велись на территории кладбища, и местные жители потребовали прекратить святотатство.
Вот здесь опять поглядим на вещи с точки зрения логики. Зачем прятать немалые ценности в селе где ты находишься проездом
Да где и прятать то, собственно говоря, негде кроме как закопать.

Как реки стали, он поехал в село Тайнинское, из Тайнинского — к Троице, от Троицы — в Александровскую слободу. В Москве митрополит Афанасий, новгородский архиепископ Пимен, ростовский — Никандр, бояре, окольничие и все приказные люди были в недоумении и унынии от такого государского великого, необычного подъема.

Ровно через месяц, 3 января 1565 года, их недоумение разрешилось: царь прислал из слободы к митрополиту список, в котором исписаны были измены боярские, воеводские и всяких приказных людей, какие измены и убытки государству они делали до его совершеннолетия. Царь гнев свой положил на богомольцев своих — архиепископов, епископов и все духовенство. На бояр своих, на дворецкого и на конюшего, на окольничих, казначеев, дьяков, детей боярских и на всех приказных людей.

За то, что после отца его бояре и все приказные люди его государства людям много убытков делали. И казны его государские расхитили, а прибытков казне его государской никакой не прибавляли. Бояре и воеводы земли его государские себе разобрали, друзьям своим и родственникам роздали; держа за собою поместья и вотчины великие, получая жалованья государские, кормления, собравши себе великие богатства, о государе, государстве и о всем православном христианстве не желая радеть и от недругов оборонять.

Духовенство и бояре явились в Александровскую слободу и объявили Иоанну общее решение, общую мольбу: пусть правит, как ему угодно, только бы принял снова в руки правление. Иоанн челобитье их принял с тем, что ему на всех изменников и ослушников опалы класть, а иных казнить, имение их брать в казну и учредить себе на своем государстве опричнину.

Александровская слобода куда приехал царь известна с середины XIV века. В 1513 году здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III отца Ивана Грозного он приезжал сюда с семьёй и двором. Остатки дворцовых сооружений ныне известны под именем Александровского кремля. С приездом царя слобода превратилась в фактическую столицу государства, здесь была учреждена опричнина, в слободе функционировали приказы, Боярская дума и ряд других учреждений. Отсюда был совершён поход на вольный Великий Новгород. Английский путешественник Флетчер писал, что Александрова слобода при Иване Грозном по доходам стояла на первом месте среди других городов Руси. В Москву Иван IV ездил «на невеликое время».

Александровский Кремль стал едва ли не главным местом международных переговоров и подписания соглашений. Сюда прибывали послы и посольства Англии, Швеции, Крыма, Великого княжества Литовского (затем Речи Посполитой), Дании, папского престола и иных государств. С 1568 года в слободе располагалась царская книгописная палата и печатный двор.

В 1569 году из Москвы в Александровскую слободу была перевезена первая в России типография. В ней в 1577 году ученики первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Тимофеев (Невежа) и Никифор Тарасиев напечатали Псалтирь, повторившую первый русский учебник «Псалтирь Учебную», изданную в Москве в 1568 году.

Семнадцать лет с 1564 года по 1581 год Александровская слобода была столицей РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
В 1581 году царь покинул крепость в Александровской слободе после смерти своего сына Ивана, который, согласно широко распространённой версии, был случайно убит отцом, хотя есть и другие версии, и больше никогда сюда не возвращался. Забрать библиотеку в Москву царь, не успел: не до того было – он вез в Москву в царскую усыпальницу гроб с телом царевича.

То, что библиотека была в Александровой слободе, вытекает как из соображения о том, что, надолго уезжая из Москвы, царь, ведущий интенсивную интеллектуальную деятельность, ни за что не оставил бы себя без книг.

Именно в слободе пастор Иоганн Веттерман из Дерпта, попавший в плен в ходе Ливонской войны в 1570 году изучал библиотеку по просьбе Ивана Грозного, который показал ему свое книгохранилище и попросил сделать описание драгоценной Либерии, а также перевести её на русский язык.

Ярославль

О сути нового правления царь объявил в начале февраля 1565 года. Иван IV «брал на себя правление с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества».

Ярославль также не миновали тяжелые времена. Город попал в число «опричных». Однако новые порядки были введены в Ярославле уже на излете существования самой опричнины.

Сам город стал «ближней тюрьмой» Великого государя Ивана IV.

Все, что связано с именем Ивана Грозного, традиционно вызывает благоговейный ужас и, естественно, легенды о сокровищах и пропавшей библиотеке «Государя Всея Руси».

Кстати, одним из мест, где искали пропавшую библиотеку, был Ярославский Спасский монастырь.

Вологда

Достоверных сведений о деятельности Грозного в Вологде немного: известно, что царь бывал в городе несколько раз с 1565 года по 1571 год. В эти годы Иван IV выделяет крупные суммы денег на строительство в Кирилло-Белозерском монастыре роскошных келий для себя и двух своих сыновей. В июне 1569 года в Вологде успешно завершились переговоры царя с английским послом Рандольфом.

Иван Грозный распорядился о строительстве в Вологде с помощью английских мастеров верфей и закладке флота речных судов. Суда украшались золоченой резьбой, но были плоскодонными, и годились лишь для плавания по рекам. Английский посол Д. Горсей писал, что царь перевез в Вологду казну и построил около двадцати судов.

Следуя легенде Царь намерен был сделать Вологду одной из сильнейших крепостей страны. И возможно в будущем перенести сюда столицу. Пять лет возводятся стены каменного кремля — юго-восточная стена с девятью башнями и часть северо-западной стены с двумя башнями. На Пушечном дворе в Москве отливают до трехсот пушек, которые привозят в Вологду.

Два года (1568—1569) внутри крепости строят и первый в истории Вологды каменный величественный Софийский собор. Правительство поставило в Вологде сильный гарнизон — до 500 опричных стрельцов.

Но вернёмся к поискам библиотеки. Ученые и исследователи проводили изыскания в Вологде и Кирилло-Белозерском монастыре. Но как всегда безрезультатно. Осталась неразгаданной и тайна Соборной горы.

Соборною горою называется часть высокого правого берега реки. Вологды, против кафедрального Софийского собора. Об этой горе существует предание, что царь Иоанн Грозный, предполагая сделать Вологду своею столицею, хотел на этой горе построить свой дворец, для которого уже будто бы и были внутри этой горы начаты глубокие каменные подвалы для хранения царской казны.

И не хранится ли в нем знаменитая библиотека — одно из главных сокровищ царя?
По следам предания в Соборной горе были сделаны несколько раскопок, но они не открыли тайников, ни признаков тоннеля, а нашли только следы бывшего тут каменного здания.

ЭПИЛО́Г

Целью этого расследования не было указать местонахождение библиотеки царя Ивана Грозного, да это и невозможно. Но проведя его выяснилось, что библиотека существовала и была привезена в Москву. Служила трем поколениям русских царей.
В этой заключительной части выяснилось, что пропажа ее связана с огромной материальной ценностью даже по меркам того времени. Сузился и круг поиска после ее исчезновения. Это однозначно не кремль обратно ничего из крупных ценностей, увезённых царём не вернулось.
Поиски, по-видимому, надо вести от Александровской слободы по дороге до Вологды. И вероятно это не Александровская слобода. Будучи семнадцать лет столицей. Слишком много свидетелей и лишних глаз.

Остаются Вологда и города по дороге к ней. Переславль Залесский, Ростов Великий, Ярославль. Царь мог её убрать в любом из монастырей.
И наверно не случайно Мусиным Пушкиным был найден в Ярославле старинный манускрипт «Слово о полку Игореве».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *