Тайна библиотеки царя Ивана Грозного 500 лет не дает покоя историкам, археологам и просто энтузиастам. Книги, которые входят в это уникальное собрание Либерия (именно так называл свою библиотеку сам царь) не имеют цены. В этой статье мы продолжаем расследование, пытаясь установить существовала ли такая библиотека на самом деле и, если существовала, то куда она могла исчезнуть? Часть третья «Приданое»
Чтобы не говорили и не писали главное и основное приданое, которое повезла Софья Палеолог на Русь — это ощущение причастности Москвы к истории человечества. Отныне Москва стала не просто столицей очередного княжества. А продолжателем существования великого тысячелетнего государства с его традициями, верой, культурой и даже с его врагами.
С 1472 года Москва еще не осознавая становится центром притяжения и ненависти. Друзей и врагов Византии. Переняв флаг у поверженного Константинополя. Теперь она и её государство будут процветать и вставать из пепла на протяжении всей своей истории как некогда тысячу лет падала и поднималась великая Византийская империя.
После венчания Иван III принял в герб византийского двуглавого орла – символ царской власти, поместив его и на своей печати. Две головы орла обращены на Запад и Восток, Европу и Азию, символизируя их единство, а также единство («симфонию») духовной и светской власти.
Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Великого князя московского Ивана III Васильевича приложенной к меновой и отводной грамоте, данной Великим князем его двоюродным братьям – князьям Федору и Ивану Борисовичам.
С этого времени главный святой Византии. Святой Андрей Первозванный вошёл нашу духовную жизнь. Андреевский флаг – прочно утвердился на русском военном флоте, и значение его также устоявшееся: его приняли «того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение»
Небольшое отступление от темы
Надо признать, что господа историки царской России страдали несколькими недугами. Не желая вникать в подробности. Делали свои скоропалительные выводы, а затем считали их истинными не требующими возражения. Кажется, всё это происходило от сословного чувства превосходства над чужим мнением. Не желанием видеть в прошлом и в окружающих тебя людях низшего звания равных себе. В то же время считая эталоном мнение ныне вышестоящих личностей. Это касается не только учёных, но и дворянства, офицерства и конечно чиновников.
Санкт-Петербургский университет Российская империя
Вот несколько примеров.
Первым из историков, посетивших реку Сить, был известный учёный, академик Погодин. Желая установить место битвы, он в 1848 году выехал в Тверскую губернию, где протекала река. «Подъезжая к селу, увидел несколько курганов. Так вот оно где было – несчастное сражение, или лучше сказать, поражение. Этого для его было достаточно дальше он не поехал. А дальше было ещё 200 курганов.
Или благодаря родоначальнику отечественной исторической науки Василию Никитичу Татищеву (1686 – 1750) учёные на протяжении двух с лишним веков объясняли поворот или нежелание Бату Хана штурмовать Новгород угрозой распутицы. Даже Сергей Михайлович Соловьёв, в своей «Истории России с древнейших времён – ссылается на сведения того же Татищева.
А вот А.П. Толочко в своей недавней книге 2005 года обосновал, что источником таких сведений были отнюдь не летописи, а Татищевская фантазия.
И то что по прибытии войск Бурундая ему некем было наступать на Тридцатипятитысячный Новгород этот вывод даже не обсуждается.
Историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета Российская империя
И пример по теме.
Алекса́ндр Алекса́ндрович По́ловцов 1832, Санкт-Петербург 1909 русский, государственный и общественный деятель
Русский биографический словарь. Том 19
Софья Фоминична (Зоя Палеолог), великая княгиня Московская.
Несколько выдержек из его:
«Отец Зои, Фома, господарь морейский принужден был бежать от напора турок из Пелопоннеса; без всяких средств к существованию».
А если подумать:
Семь лет бежал после падения Константинополя. Бежал даже без святых мощей Андрея Первозванного которые он привёз в Рим за что был награждён Папой орденом Золотой розы.
«После смерти Фомы заботы о его детях взял кардинал Виссарион. Переходя к воспитанию, Виссарион говорит: знатность не имеет цены без добродетелей, тем более, что вы сироты, изгнанники, нищие».
«Зоя, сирота, воспитанница папы, не считалась особенно выгодной партией. (Яков Жак) II, король Кипра, отказался от невесты».
А если подумать:
В это время корабли османов уже осадили остров скоро должен начаться штурм. У короля не было возможности жениться.
«Историк Полевой говорит за Софией наследства не было».
«Историк Савва утверждает, что после брака с Софией Иоанн III не считал себя наследником Византии; при борьбе с татарами мысль о свержении ига, это была старая заветная мысль московских князей; сомнительно, чтобы София принесла с собой политические идеи. Указывая на то, что пышность московского двора вырастала постепенно, Савва склонен отрицать и то, что с приездом Софии в Москве появились придворные обряды, чины, этикет»
И ещё историки утверждают, что Папа дал мало денег в приданое Зое всего 6000 золотых дукатов не известно сколько стоил пучок петрушки в то время, зато известно, что за свои великие произведения скульптор Микеланджело получал не более 60 дукатов.
Вот такие высказывания и это когда все сохранившиеся письменные свидетельства зарубежные и местные прямо кричат об обратном. Это и богатое наследство отца для приданого, благосклонность и подарки папы Сикста IV, большой обоз, большая свита, королевский прием в городах по пути в Россию, красота и богатство наряда принцессы.
И тем более ее заслуги в дальнейшей судьбе России большое количество мастеров, прибывших с принцессой и приезжающих по ее просьбе. Целое поселение Фрязино. Учёные, художники, мастеровые архитекторы. Создание собственной Думы, первые посольства. Новый кремль, храмы и обряды, чины, этикет. Софья превращала Москву в Третий Рим.
Приданое
Из материальных, но символичных ценностей. В приданое входил трон. Василевсов — «царей», официальный Греко язычный титул византийского императора Он получил название костяной или «трон Ивана Грозного». В основании было дерево, покрытое сверху костяными пластинами с библейскими сюжетами. Этот трон станет символом княжеской и царской власти на многие века вперед.
Трон Ивана Грозного
Деталь трона Ивана Грозного.
Наследница православной культуры Софья. Не могла не привезти с собой иконы.
Икона «Богоматерь Одигитрия» Путеводительница.
Корсунский крест — русское название четырёхконечного креста, относящегося к древнему Византийскому типу процессуальных и запрестольных крестов.
Икона «Спас Нерукотворный» образ был привезён в Москву из Рима Софьей Палеолог.
Икона-мощевик наперсная.
Икона наперсная. Константинополь
Икона Божьей Матери «Благодатное небо»
Конечно же это не все вещи которые привезла Софья с собой, но по прошествии более полтысячи лет про эти известно точно, что они принадлежали именно ей.
Ну и как сказано во всех манускриптах, летописях, преданиях и легендах рассказах и пересказах, кочующих из одного источника в другие
Собственно, основным материальным приданым Софьи была легендарная «либерия» – библиотека (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»).
Она включала в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки.
Современники утверждали, что в обозе, который шёл из Рима в Москву книги занимали почти 70 подвод.
Библиотека
Как мы выяснили ранее книги действительно были. Скажем точнее они обязаны были там быть.
Но ещё раз повторим почему.
В многовековых традициях Византийской империи книги специально собирались в приданое, когда Византийские принцессы выходили замуж в другие страны.
У Вельможи такого ранга как отец Софьи (родной брат императора) да и у людей рангом ниже. Свои библиотеки были в обязательном порядке. А у Фомы Палеолога это были одни из лучших книг. Плюс сложившиеся обстоятельства, когда лучшие книги императорской Константинопольской библиотеки перешли к нему.
Как видно из летописей количество книг у некоторых вельмож примерно приближалось к тысяче.
После смерти отца книги перешли по наследству и традиции к Софье и добавились к её приданому. Действительно нищие царевны никому не нужны. Ей пришлось бы делится со своей сестрой, но она ушла в монахини. Братья не имели право на это наследство. У их осталась корона титул и будущее приданое их жён.
Придётся разочаровать тех, кто верит, что книги везли на семидесяти подводах. Во многих летописях количество книг описывается примерно в 800 экземпляров.
А теперь представим саму библиотеку. В нашем современном представлении это полки книг, пахнущие типографской краской с обязательными томами классиков, детективов, приключений и фантастики.
Или другой вариант. Толстые антикварные книги в кожаных потёртых переплётах. Тома двухсотлетней давности.
Не первое и не второе представление по отношению к библиотекам средневековья неверно.
Книги времён Софьи Палеолог несли не столько духовную, сколько материальную составляющую.
Книги эпохи средневековья считались одними из самых дорогих вещей. Их изготавливали в скрипториях специальных мастерских при монастырях.
Писались они вручную. Ценность книги определялась не только кропотливым ручным трудом специально обученных монахов, но и многочисленными украшениями на обложках.
Золото, серебро, драгоценные камни, эмаль, резьба по слоновой кости и не только украшали древние обложки.
Нередко элементы этих роскошных оправ создавались в разных местах, странах и даже в разные века.
Ценность подобных и даже обычных книг того времени легко представить погрузившись в древние летописи.
Например, в Галицко-Волынской летописи есть упоминание, что князь Владимир Василькович, сын Василька Романовича приобрел небольшой молитвенник за 8 серебряных гривен, в то время как целое поселение можно было купить за 50.
Многие средневековые рукописи украшены художественными сокровищами рисунками фантастических зверей, осёдланных улиток и кроликов, владеющих мечами.
Были и фактические сокровища. Жемчуга, бриллианты, сапфиры, изумруды и драгоценные металлы.
Применение драгоценных камней и драгоценных металлов служило почитанию текстов и украшениям церковных служб, а также отражало статус и богатство покровителей, которые их заказали.
До изобретения механической печати книги были предметами ручной работы, заветными произведениями искусства и символами прочного знания и достатка.
Вот какое приданое привезла в Москву Византийская царевна Софья Палеолог.