Художник-космист Виктор Черноволенко

Виктор Тихонович Черноволенко родился в Москве, 13 марта 1900 года скончался 16 октября 1972 года. Прах его захоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Советский художник-космист, член группы художников «Амаравелла»

1— Виктор Тихонович Черноволенко

Виктор Тихонович родился в семье работника страховой компании
Его родители любили искусство, часто водили детей в театр, консерваторию, развивали вкус к прекрасному, приобщали к чтению. Любовь к литературе и искусству со временем перешла у В.Т.Черноволенко в страсть к обретению знаний.
Он не мыслил своего существования без посещения выставок известных художников, без любимой Третьяковки. В это время в душе Виктора пробудилось неодолимое стремление к живописи. Его небольшая работа маслом «Любимый пейзаж» 1914 год убедительно говорит в пользу этого предположения.

3—Дверь всегда открыта

4—Лучистые мысли

В 1918 году В.Т.Черноволенко окончил Первое московское реальное училище с коммерческим уклоном. Еще будучи в выпускном классе, с 1916 года он подряжается работать по вечерам статистом в частной Опере Зимина.
В 1919 году Виктор Черноволенко пытается поступить в Коммерческий институт, но его призывают в Красную Армию.

7—Созерцание

8—Святыни

9—Песнь звезд

Виктор Тихонович пишет «Меня, в частности, спросили, кем я хочу быть в рядах Красной Армии. Я ответил: хочу попасть на кавалерийские курсы. Но на кавалерийские курсы я не попал — меня направили на пулеметные курсы комсостава в городе Вольске, которые я окончил в 1919 году. А в 1920 году был направлен в отдельный запасной лыжный батальон в Сибирь, где меня назначили помощником начальника пулемётной команды запасного лыжного батальона».

В Омске был сформирован батальон откуда Виктора отправили в Томск для охраны обозов с зерном. Там после налёта грабителей он получил повреждение лёгкого, что привело, в конечном итоге, к туберкулёзу. Затем Виктор был помещён в Томский военный госпиталь, а после освобождён от военной службы.

10—Древние сказания

11—Древние лики планеты

13—Вершина прекрасного

14—Видение

Возвратившись в Москву Виктор Черноволенко устраивается работать на завод «Каучук» агентом снабжения. Однако неизлечимый недуг вскоре вынуждает его уволиться.
В 1923 году тяжело больного Виктора везут в Иркутск к известному тибетскому целителю. И случается чудо: тот возвращает к жизни молодого художника. Через полгода Виктор уже опять числится на «Каучуке», а в 1926 году переходит трудиться в типографию «Рабочей газеты».

17—Беспредельное вечное

19—Мир гармонии

В 1926 году во время посещения музея Виктор Тихонович познакомился с молодым художником Борисом Смирновым-Русецким, который являлся членом небольшого творческого объединения «Квадрига», куда входили ещё три художника — П. П. Фатеев (руководитель), В. Н. Пшесецкая, А. П. Сардан. К тому времени это объединение существовало три года и все его члены радушно приняли Виктора Черноволенко, который уже давно лелеял мечту когда-нибудь стать художником.

20—Голос

21—Звуки

Новые друзья были готовы ему помочь, поделиться своим опытом и дать совет. Вскоре к их группе присоединился ещё один молодой, но опытный художник С. И. Шиголев. Творческой философией группы стали идеи представителей русского космизма.
В России в середине XIX века появилось новое на¬правление в научно-философской мысли — русский космизм. Философы и мыслители, принадлежавшие к русскому религиозному возрождению, учёные, писатели, художники стремились осмыслить место человека во Вселенной. Возник интерес к таким понятиям, как космическая реальность, космическая фи¬лософия, космическое мировоззрение.

23—Гимн Солнцу

26—Мифы

29—Устремленность

30—Волшебное зеркало

Русский космизм — это новое понимание миро¬устройства, в основе которого лежит идея единства человека и Космоса и духовной взаимосвязи внутреннего и внешнего мира человека. «Человек родственен и подобен Космосу, но не потому, что он дробная часть Космоса, а потому, что он сам целый Космос и одного с Космосом состава», — писал известный русский философ Николай Бердяев.
Тема космизма развивалась и в искусстве. Особенно ярко она проявилась в живописи. На полотнах художников-космистов изображена не реальная при¬рода, а так называемый условный пейзаж, столь характерный для философской живописи Китая и Японии, где он является выражением определённого состояния человеческой души. В своих картинах космисты стремятся донести до зрителя понимание Беспредельности, одухотворённости Космоса, взаимосвязи человека и Вселенной.

32—Явление

33—Почитание света

35—Непобедимый дух

Виктору очень понравились его новые знакомые, и они подружились. Доверительные отношения были основаны на глубоком интересе к искусству, к идеям К.Э. Циолковского о Космосе, к философии Востока. Так сложилась творческая группа, которую художники назвали «Амаравелла».
В 1927 году за год до этого в Москве побывал Николай Константинович Рерих и встречался с одним из членов группы – Б.А. Смирновым-Русецким, от которого и узнал о существовании группы молодых художников. Знаменитый мастер предложил организовать в США выставку работ космистов, почти неизвестных в России. Вот тогда сами космисты и придумали для своей группы имя: «Амаравелла». Вслед за тем руководитель группы, художник П.П. Фатеев, предложил составить манифест «Амаравеллы».

37—На дне океана

39—Восточная мелодия

40—Два мира

41—Молчание

«Манифест группы художников-космистов «Амаравелла». 1927 год.
1. Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь.
2. Научить этому нельзя.
3. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника.

42— Виктор Тихонович Черноволенко

4. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.
5. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенный, не претендуя на самодовлеющее значение.
6. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания – тогда их мысль будет достигнута».

43—Раздумье

44—У истоков гармонии

45—Чаша красоты

Став членом группы «Амаравелла», Виктор понимает, что ему предстоит большая работа над совершенствованием своей техники. Не имея специального художественного образования, Виктор делает робкие попытки испробовать свои силы в живописи и рисунке.
Он начинает мно¬го и серьёзно работать над рисунком и одновременно пи¬шет маслом. Друзья помогают советом и вдохновляют на серьёзные поиски».
В 1929 году В.Т.Черноволенко вместе с Б.А.Смирновым-Русецким совершает поездку по Ладоге. Результатом её стал цикл графических произведений «Север». Кроме того, художник пишет маслом и акварелью.

47—Отшельники

48—Огненное небо

49—Огненный путь

Год спустя Зинаида Григорьевна по указанию Николая Константиновича Рериха передала художникам «Амаравеллы» приглашение принять участие в международной выставке «Современное искусство ми¬ра», организованной культурным центром «Корона Мунди» в Нью-Йорке в апреле 1927 года. В. Черно¬воленко не смог тогда принять в ней участие, но в 1928 го¬ду на выставке в Чикаго участвовали все шестеро, каждый послал по две картины. Именно тогда у группы «Амаравелла» появился свой символ, изображающий бегущего с факелом человека.

Удивительно, но первые полотна Виктора Черноволенко вначале получили признание не в России, а в Америке. Это произошло в 1928 году благодаря провидческой помощи Николая Константиновича Рериха. Именно он, мудрец и пророк, организовал две выставки работ художников-космистов группы «Амаравелла» (1927-1928), на второй из них были представлены и картины Черноволенко.
Последняя выставка художников-космистов состоялась в 1929 году.

50—Извечная тайна

51—Постижение

52—Молитва

54—Зарево

«Амаравелла» просуществовала до 1930 года, когда по материальным причинам часть группы была вынуждена искать дополнительный заработок и ушла в другие сферы деятельности.
В 1932 году Виктор Черноволенко приезжает на Дальний Восток в посёлок Тетюхе ныне Дальнегорск Приморского края. Там он устроился работать на Сихотэ-Алинский полиметаллический комбинат Главцветметзолото сокращённо «Сихали». Здесь он знакомится со своей будущей женой Марией Филипповной Дроздовой, которая работала в посёлке телеграфисткой.
Возвратившись в посёлок Тетюхе после командировки, в ноябре 1934 года Виктор Черноволенко в возрасте 33 лет женится на М. Ф. Дроздовой.

56—Сказка

57—Неразделимые человек и природа

58—Реквием

В конце 1934 года истекает срок договора работы на комбинате «Сихали» и В. Т. Черноволенко возвращается в Москву на завод, «Каучук», где работал ещё до отъезда на Дальний Восток агентом по снабжению, в типографии «Рабочей газеты».
В феврале 1935 года к нему приезжает его жена Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко и устраивается работать на телеграф по специальности. В Москве Черноволенко продолжает свой творческий путь и встречается с друзьями по «Амаравелле».

59—Древние символы

60—Путники

Наступает 1935-й голодный год.
В июле 1935 года Виктор Тихонович и Мария Филипповна уезжают в Якутию. Но находятся там, недолго: из-за сурового климата болезнь легких у Виктора Тихоновича обострилась, и пришлось спешно возвращаться в столицу. Целых восемь месяцев пролежал он в туберкулезной больнице, когда окончательно пришел в себя, уехал на Дальний Восток, в Приморский край, где работал начальником отдела материально-технического снабжения крупного горнорудного комбината. Вернулся в конце тридцать седьмого года, и с той поры уже никогда из Москвы надолго не отлучался.

В годы Отечественной войны В.Т.Черноволенко работал на оборонном заводе в Москве. В послевоенные годы, вплоть до выхода на пенсию в 1960 году, занимался административно-хозяйственной работой на разных предприятиях Москвы.

61—

62—

В 1958 году со слов Виктора Тихоновича «я встретился с Юрием Николаевичем Рерихом, который приехал в Москву в августе 1957 года. Встреча с ним стала исключительной вехой в моей жизни. Он видел не раз мои художественные произведения. И как-то сказал мне: «Ваше видение мира отличается от многих»
Я очень дорожил его мнением. Своим отношением к моему творчеству Юрий Николаевич поддержал меня и вселил уверенность: то, что я делаю, нужно людям. После этого я с большей радостью работал с большим подъемом в душе».

63—

64—

Виктор Тихонович проработал на заводе всю войну, после трудился на других предприятиях Москвы, и в 1960-м вышел на пенсию.
Когда пришел срок выхода на пенсию Виктор Тихонович начинает, заниматься творческой работой. Судьба ему даровала еще двенадцать лет жизни, и он за это время создал свыше 250 акварелей и около двадцати работ маслом.
Художник говорил об этом так: «Выйдя на пенсию и начав заниматься тем, к чему всю жизнь стремилась моя душа, я обрел ощущение чего-то совершенно нового в окружающем мире.

65—

66—

В.Т.Черноволенко — это самобытный художник, он никому не подражал, шёл своим путём, донося до зрителя собственное видение мира. Человек в его картинах — неотъемлемая часть Вселенной; иногда это едва угадываемый силуэт, иногда — фигура человека, смотрящего вглубь картины как бы через окно, как интуитивный созерцатель и высокий собеседник Космоса.
«Когда я работаю над картиной, мне совершенно необходимо, чтобы я был в одиночестве, чтобы никто не мешал мне своим присутствием. Начав работать, я не могу ни на минуту оторваться или отвлечься. Если меня прерывают, происходит как бы обрыв потока линий, форм, цветовой гаммы. Происходит разрушение того, что уже было создано… Уходят линии куда-то, распадаются формы, и мне нужны уже другие: те неповторимы и ушли безвозвратно.

67—

68—

Виктор Тихонович работал только при дневном свете, никогда не смешивал краски. Никогда не делал никаких карандашных зарисовок, заранее не имея никаких замыслов или плана будущей работы. Всё начиналось само собой с интуиции. Картина рождается как импровизация.
Виктор Тихонович «никогда сам не раскрывал содержания сво¬их работ, и на традиционный вопрос: »Что вы хотели сказать этим или что изображено на картине?» — художник отвечал во¬просом: »А что вы сами увидели здесь?» Он не навязывал зрителю своего видения мира, отражён¬ного в работах. Поэтому, художник не любил их подписывать и давать им названия, поскольку они »бессюжетны», а название может вы-светить лишь одну грань и, быть может, не самую главную.

5—У серебряного озера

6—Знак проявленный

Работы Черноволенко не вписываются в рамки известных стилей. Тяга к запредельному уводит художника из материального, физического мира в мир метафизический. Такие картины расширяют наше сознание, позволяют заглянуть в духовные сферы.
Это не авангардизм, хотя в них явно присутствует игнорирование всех прежних традиций в изобразительном искусстве
Виктор Тихонович Черноволенко за свою трудную и непростую жизнь сумел создать сотни великолепных картин, наполненных новой неземной Красотой и мирами, похожими на волшебные сказки. Материя этих миров была тонкой и прозрачной. Она светилась, складывалась в нездешние изысканные формы, которые казались многомерными,

71—

72—

Трудно сказать, что в действительности увидел своим внутренним зрением художник, проникший за завесу земного пространства и времени. Какие миры предстали перед ним – будущие земные или настоящие Высшие? Черноволенко не придумывал свои сказочные миры, он их видел.
Картины росли под чуткой рукой художника, как растут кроны деревьев. Без предварительного карандашного рисунка появлялись на них «стволы» и «ветви», переплетаясь в сложнейшем узоре, образуя «мосты» и «арки». И хотя живописному ремеслу Черноволенко нигде не учился, это не помешало ему стать настоящим художником, ибо дар особого видения дается от Бога.

73—

74—

В. Черноволенко создавал картины небольшого размера, в основном это была акварель.
Результаты трудов Черноволенко поражают своей цветовой насыщенностью, многообразием оттенков и их гармоничным сочетанием. Выразительной цветоносности своих работ художник добивался благодаря разработанной им самим технике акварельного письма. Художник работал в своей особой манере – клал краску плотной заливкой на заранее подготовленный цветной фон, и при этом краски не смешивал, сохраняя чистоту цвета. Черноволенко работал так, словно писал свои произведения в технике масляной живописи. И, благодаря плотной красочной структуре на полотнах художника, цвета в течение долгого времени сохраняют свою насыщенность. При знакомстве с работами В. Черноволенко создается впечатление, словно они были закончены им только вчера.

75—

76—

Официальных персональных выставок при жизни художника было всего три: в Институте атомной энергетики им. И.В.Курчатова 1965 год, в Мемориальном музее композитора А.Н.Скрябина 1968 год и в До¬ме учёных городе Черноголовки Московской области 1971 год. Ученые первыми оценили уникальное творчество художника.
С 1971 года состояние здоровья Виктора Тихоновича стало заметно ухудшаться, но он по мере сил продолжал творить.
Последняя акварель написана за неделю до рокового дня. Незадолго до кончины Виктору Тихоновичу предложили дать работы на выставку в редакцию газеты «Комсомольская правда».

77—

78—

Основных персональных выставок по¬сле его ухода было тоже немного: на 3-й конференции «Свет и музыка» в Казани 1975 год, в Научном центре АН СССР в Пущино 1978 год, в редакции журнала «Декоративное искусство» 1981 год, в Центральном Доме кино 1986 год. В 1984 году выставка произведений В.Т.Черноволенко состоялась в Будапеште, а в 1989-м году в Музее Ф.М.Достоевского в Ленинграде.
Как водится, на Руси, слава пришла к Черноволенко уже после смерти. Десятки выставок, множество публикаций в газетах и журналах,

79—

В августе 1994 года в Москве состоялся X Международный конгресс Ассоциации участников космических полётов. В рамках конгресса проходила вы¬ставка живописи «Космос русской души», на которой было представлено 20 работ В.Т.Черноволенко. За развитие идей русского космизма он был посмертно награждён дипломом «Царь-Колокол», который подписали известные космонавты России и астронавты США.

80—

К настоящему времени благодаря М.Ф.Дроздовой-Черноволенко в разных городах России состоялось более 60 выставок, изданы альбом «Почитание Света» и монография «Виктора Черноволенко век лучезарный», проведено более 20 «круглых столов» и вечеров, посвящённых творчеству художника.
Мария Филипповна подарила картины мужа государственным и общественным музеям, а также част¬ным лицам. Она уверена, что в своём творчестве Виктор Тихонович выразил мечту о дальних мирах, о добром Космосе, в котором торжествуют начала гармонии и красоты».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *