Художник фантаст К. К. Арцеулов

Арцеулов Константин Константинович родился 17 мая 1891 года скончался 18 марта 1980 года русский советский художник иллюстратор, лётчик, планерист. Первым в мире провёл преднамеренный ввод и выход самолёта из штопора. Внук художника Ивана Константиновича Айвазовского.

Константин Константинович родился в городе Ялта, Таврическая губерния, Российская империя. Дворянин, православного вероисповедания. Сын генерал-майора корпуса корабельных инженеров Константина Николаевича Арцеулова, и дочери выдающегося художника-мариниста И. К. Айвазовского – Жанны Ивановны Арцеуловой.

Детство провёл в Феодосии, в доме своего дедушки замечательного русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, проявив незаурядные способности к рисованию и живописи. У Айвазовского было четыре внука. Трое из них стали художниками — Михаил Латри, Алексей Ганзен и Константин Арцеулов.
Он превосходно помнил своего деда. Маленький Костя присутствовал при таинстве рождения картин, и лучшая вещь — «Среди волн» — возникала на его глазах. Костина мать, Жанна Ивановна Арцеулова, четвертая дочь Айвазовского, мечтала видеть сына художником. Отец был главным корабельным инженером Севастополя. Сын угодил и отцу, и матери. После окончания Севастопольского реального училище, затем три года учился в Санкт-Петербурге в Морском кадетском корпусе одновременно посещая самодеятельный рисовальный класс лейтенанта Павла Павлинова, впоследствии известного графика.

Диафильм СССР 1955 года
Диафильм СССР 1955 года

Однако Константин Константинович по состоянию здоровья одногодичную учебную практику корабельным гардемарином на кораблях Флота проходить не стал. Учёбу закончил в 1908 году без производства в офицерские чины. После неудачной попытки поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге, в 1908–1909 годах. Обучался в студиях известных художников К. Ф. Юона и Е. Н. Званцевой. В её петербургской студии «Школа Бакста и Добужинского».

Его соученицей оказалась будущий скульптор Вера Мухина. По словам Михаила Латри старшего внука Айвазовского младший внук Константин был у деда самым любимым. Он рано начал писать маслом и в десять лет уже рисовал морские пейзажи больших размеров с парусниками и людьми. Дед охотно правил его работы, а иногда и подписывал.

Диафильм СССР 1955 года
Диафильм СССР 1955 года

С 1910 года Арцеулов устроился на работу слесарем-сборщиком на первом специализированном авиационном предприятии в России – заводе С. С. Щетинина в Санкт-Петербурге. Одновременно учился в платной лётной школе «Гамаюн» и занимался планеризмом, которым увлекался с юных лет (первый планёр собственной конструкции построил в 1904 году и поднимался на нём в воздух). В 1910 году научился летать на аэропланах и в сентябре 1911 года получил международный диплом пилота-авиатора.

В 1912 году возвратился в Крым, работал пилотом-инструктором в Севастопольском аэроклубе.
В этом же году после смерти Айвазовского значительным событием в творчестве Константина Арцеулова стала работа над книгой «Легенды Крыма» своего знаменитого соседа по Отузам профессора Н. А. Маркса. Еще в 1913 году двадцатидвухлетний художник Арцеулов показал себя не только великолепным художником-илюстратором, но и тонким знатоком крымской природы, быта и нравов народов, населяющих полуостров. Круг его творческих интересов охватывал многое: морская тематика, авиация, фантастика.

По достижении призывного возраста, 30 сентября 1912 года, он вступил на военную службу в Русскую императорскую армию Крымский конный полк на правах вольноопределяющегося. Одногодичную действительную службу в нижних чинах проходил в Симферополе. В октябре 1913 года, в унтер-офицерском звании, уволен в запас с производством в офицерский чин прапорщика кавалерии. После увольнения продолжал работать пилотом-инструктором в Севастопольском аэроклубе.
Имел право на ношение юбилейной медали «В память 300-летия царствования дома Романовых», учреждённой в феврале 1913 года.

Диафильм СССР 1955 года

С началом первой мировой войны. В июле 1914 года по всеобщей мобилизации Константин Арцеулов был призван из запаса на действительную службу и назначен в 12-й уланский Белгородский полк на должность младшего офицера эскадрона. В составе полка принимал участие в Галицийской битве, затем в наступлении в Карпатах, командовал взводом. За отличия в боях награждён орденом Святой Анны 4-й степени «Аннинским оружием» с надписью: «За храбрость»

Был ранен. Находясь в госпитале, обратился к командованию о переводе его, как имеющего диплом пилота-авиатора, в авиационную часть. В марте 1915 года командирован на учёбу в Севастопольскую военную авиационную школу. В июле 1915 года получил квалификацию «военный лётчик» и был прикомандирован к 18-му корпусному авиационному отряду 11-й Армии Юго-Западного фронта.

За время службы в 18-м КАО совершил 21 разведывательный полёт. Летал на аэроплане «Фарман». В воздушном бою подбил немецкий самолёт-разведчик «Альбатрос С.III». Немецкий лётчик был пленён, трофейный самолёт отремонтирован и на нём Арцеулов совершал разведывательные полёты с фотографированием военных объектов противника. Был награждён двумя орденами: Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (утв. ВП от 24.11.1916) и Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (утв. ВП от 01.06.1917).

С мая 1916 по июль 1916 года был в командировке на московском авиазаводе «Дукс», на испытании самолётов-истребителей отечественной сборки; одновременно обучался в авиационной школе «Парасоль» управлению истребителем «Ньюпор-11».
С 12.07.1916 года лётчик-истребитель, прикомандированный к 8-му авиационному отряду истребителей 8-го авиационного дивизиона 8-й Армии Юго-Западного фронта. Летал на истребителе «Ньюпор-11». В условиях подавляющего численного превосходства авиации противника совершил в районе Луцка и Ковеля, во время второго этапа Брусиловского наступления, 17 полётов общей продолжительностью 17 часов и 5 минут и провёл 7 воздушных боёв с аэропланами противника. В конце июля 1916 года был представлен командованием 8-й Армии к награждению Георгиевским оружием.

26—29 августа 1916 года отечественные и зарубежные газеты сообщили о гибели лётчика-истребителя Арцеулова, — художника, внука Айвазовского. Фактически 24.08.1916 на большой высоте был сбит и погиб прапорщик Шарапов (подшефный Арцеулова), вначале ошибочно принятый командованием за Арцеулова.
С 30 августа 1916 года прапорщик Арцеулов переведён из авиационного отряда Действующей армии в постоянный состав Севастопольской военной авиационной школы на должность обучающего офицера. Вскоре был назначен заведующим истребительным отделением.

Осенью 1916 года Арцеулов продумал и испытал на практике метод вывода самолёта из штопора – особого критического режима полёта самолёта, заключающегося в его неуправляемом снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса. В начале ХХ века подавляющее большинство происшествий со сваливанием самолёта в штопор заканчивалось катастрофой. Первый случайный выход из штопора осуществил британский авиатор Уилфред Парк в августе 1912 года. Впервые в истории преднамеренный ввод самолёта в штопор осуществил 24 сентября 1916 года на аэроплане «Ньюпор-21» российский военный лётчик Константин Арцеулов. На высоте 2000 метров он два раза подряд водил машину в штопор и благополучно выводил её из этого режима полёта, что стало революционным достижением в практической авиации.

Февральскую и Октябрьскую революции Арцеулов встретил в Крыму, в постоянном составе Севастопольской военной авиационной школы. Во время гражданской войны 1918–1922 годах участия в боевых действиях не принимал. В 1918 году, выполняя поручение солдатского комитета, формировал на базе расформированной Севастопольской военной школы авиации царской армии 1-й Красный социалистический авиационный отряд.

При занятии Крыма белогвардейцами, как бывший офицер, был мобилизован в Белую армию, оставаясь на должности лётчика-инструктора Севастопольской (Качинской) авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей. Поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в ноябре 1920 года. Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на перешейке, общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С прибытием командования был официально зачислен в РККА и оставлен на прежней должности.

В декабре 1920 года Арцеулов получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлётов на Ходынке. Его учениками по школе военлётов были Михаил Водопьянов и Валерий Чкалов.
В 1923 году испытывал прототип первого советского истребителя И-1 конструкции Н. Н. Поликарпова; ввиду ошибки в конструкции самолёт, пилотируемый Арцеуловым, разбился в первом полёте, лётчик чудом уцелел.

Был пионером советского планеризма, в 1923 году получил диплом пилота-парителя № 1. Разработал и построил 5 планёров собственной конструкции, среди них А-5. На первых Всесоюзных планёрных испытаниях 7 ноября 1923года, в Коктебель на А-5 лётчиком-испытателем Леонидом Юнгмейстером был установлен всесоюзный рекорд продолжительности полёта – 1 ч 20 мин 30 сек. Планёр был удостоен главных призов, и его конструкция впоследствии была повторена либо полностью, либо с некоторыми изменениями. На вторых Всесоюзных планёрных испытаниях в 1924 году эта конструкция была представлена четырьмя экземплярами.

В 1927 году Арцеулов переведён в гражданскую авиацию Добролёт для работ в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки. Собственноручно провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба. Осенью 1929 года на лётном поле VI Всесоюзных планерных состязаний в Коктебеле испытывал планер конструкции Королёва. Организатор школы планеризма в СССР. Испытатель первого советского истребителя. Дал путевку в небо будущим Генеральным конструкторам С.Королеву, А.Яковлеву, О.Антонову.

В конце 1930 года авиационная общественность отмечала двадцатилетие лётной работы К.К. Арцеулова. Авиационный журнал «Вестник Воздушного флота» посвятил этому юбилею — в то время уникальному — редакционную статью. «Вестник Воздушного флота» отмечал, что, «пробыв в воздухе около 6 тысяч часов на самолётах более чем 50 различных типов, К.К. Арцеулов представляет собой единственный пример стойкости и неувядания лётного искусства в течение напряжённейших в истории человечества десятилетий».

В начале 1933 года советский Гражданский воздушный флот праздновал своё десятилетие. Приказ по ГВФ СССР № 510 от 8 февраля 1933 года «О награждении лётно-технических работников ГВФ за значительный налёт километров» начинается с пилота Аэрогеодезии К.К. Арцеулова. Он награждался почётным нагрудным знаком «За налёт 500000 километров и выше». Тогда это был самый большой налёт.
Творческий путь Константина Константиновича Арцеулова был прерван ложным доносом. В 1933 году он был репрессирован – по обвинению в шпионаже в пользу Германии осуждён к высылке в Архангельск.

О своём пребывании в Бутырке Константин Константинович рассказывал следующее: «Вот где пригодилось терпение и выдержка, коим старалась приучить моя мать. Более двух месяцев перед началом очередного допроса я напоминал следователю, что мне всё ещё не предъявлено обвинение. Наконец, мне его вручили. Читать его стоило большого труда. Мне, например, приписывали воровство. Будто бы на аэродроме со склада я однажды украл штуку шёлка, в чём в значительной степени подрывал оборону страны. Я сказал, что такому обвинению никто не поверит, парашюты шьются из перкаля. Шёлк плотен, тяжёл и очень дорог.

«В период ссылки в Северный край, — пишет Арцеулов в автобиографии, — я работал мотористом на катере, конструктором судостроительного бюро Севкрай ОСВОДа, художником-проектировщиком архитектурной конторы Госзеленстроя, оформлял набережную Северной Двины. По общественной работе: построил балансирный тренажёр для тренировки лётчиков Архангельского аэроклуба, руководил модельным кружком юношеской водной станции, оформлял выставку Истории завоевания Арктики» Жена Арцеулова Татьяна приехала к нему в Архангельск и привезла шестилетнего сына Олега, будущего известного кинодокументалиста.

В 1937 году у Арцеулова закончился срок ссылки, но на 10 лет он оставался «пораженным в правах». В 1937 году он из ссылки возвратился, а в 1956 г. после XX съезда партии был полностью и безоговорочно реабилитирован.
До 1942 года не мог выезжать за пределы Архангельской области, затем ему разрешили поселиться в Можайске и только в 1947 году. – в Москве.

Когда Арцеулов вернулся из ссылки, ему было 46 лет. Возраст для лётчика ещё не запредельный, но уже почтенный. Многие в эти годы уже покидают авиацию. Наверное, не будь трёхлетнего перерыва, Константин Константинович летал бы и после пятидесяти, но втягиваться заново, возвращаться в возрасте, когда большинство уходит на пенсию, было очень тяжело. Да и лётный стаж у него был для того времени рекордный – 23 года. Поэтому по причине большого перерыва в лётном стаже Константин Константинович в авиацию не вернулся.

Занялся художественным творчеством: работал художником-иллюстратором. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника – молодёжи», в редакции которого работал ведущим художником, иллюстрировал также журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе. Искусствоведы относят творчество Арцеулова к Киммерийской школе живописи – региональной школе пейзажистов, сложившейся в конце XIX – начале XX века; к ней относят художников, работавших на южном побережье Крыма.

Арцеулов писал маслом и акварелью, ряд работ Константина Константиновича экспонируется в Феодосийской картинной галерее имени его дедушки. Но больше всего он работал как график и книжный иллюстратор. Более пятидесяти книг вышли иллюстрациями и художественным оформлением Арцеулова. В их числе «Синопский бой» С. Сергеева Ценского, «Путешествия» Н. Пржевальского», «Слово о двадцати восьми» Н. Тихонова, «Енисей, река сибирская» Г. Кублицкого. Особенно охотно Константин Константинович брался иллюстрировать книги своих коллег-авиаторов: «Служу родине» И. Кожедуба, «Рассказы из жизни» и «Рассказы авиаконструктора» А. Яковлева, «О нашей авиации» И. Мазурука, «Полюс» и «Полярный лётчик» М. Водопьянова, ПОЛЁТ НА ЛУНУ (Диафильм СССР 1955 года с рисунками Константина Арцеулова) Но главным полем деятельности Арцеулова были научно-популярные журналы.

Работая ведущим художником «Техники – молодёжи» в 50-е, 60-е, 70 годы. Он кроме того, иллюстрировал большое количество журналов «Огонёк», «Знание — сила», «Вестник Воздушного флота», «Советский воин». Вкладки и рисунки Арцеулова есть и в «Детской энциклопедии». Стену главного зала Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В. Фрунзе украшает большое (6×3 метра) панно его работы.
13 апреля 1961 года на первой полосе «Правды» была помещена композиция, посвящённая полёту Гагарина, — совместная работа художников В. Добровольского и К. Арцеулова.

Константин Константинович был награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 4-й степени («Аннинским оружием») с надписью «За храбрость» и Георгиевским оружием.

К столетию со дня рождения К. К. Арцеулова Почтой СССР была выпущена почтовая карточка в 1991 году. Имя К. К. Арцеулова присвоено аллее в Приморском районе Санкт-Петербурга (Арцеуловская аллея). Мемориальная доска, посвящённая Арцеулову, установлена в городе Луцке. О жизни К. Арцеулова и его роли в становлении отечественной авиации писали выдающиеся отечественные лётчики-испытатели: М. Громов – «Победитель штопора», 1971 год, и М. Галлай – «Жизнь Арцеулова», 1985 год. В 1987 году режиссёр Юлий Файт снял документальный фильм «Дорога в облаках», посвящённый деятельности Арцеулова.

Последняя картина К. К. Арцеулова изображает парящий на фоне крымского пейзажа планер. Скалы, морские волны и косой росчерк крыльев. После реабилитации Арцеулов жил постоянно в Москве, умер 18 марта 1980 года, не дожив двух месяцев до своего 90-летия.
Замечательные морские пейзажи Константина Константиновича Арцеулова были представлены на выставке «Иван Айвазовский и его внуки» в Феодосийской художественной галерее, в художественных музеях Симферополя и Севастополя, Его оригинальные работы поражают высоким мастерством исполнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *