Евгений Тихонович Мигунов родился в Москве 27 февраля 1921 года скончался 1 января 2004 года, советский художник иллюстратор и оформитель книг и журналов научно-фантастической тематики.
Легенда книжной иллюстрации. Не менее известны его диафильмы и рисунки для сатирических журналов.
Евгений и его сестра Нина родились в семье финансового работника Наркомвнешторга Тихона Григорьевича Мигунова и Марии Константиновны Мигуновой. Вскоре после рождения ему диагностировали врождённый паралич левой ноги. Евгений остался хромым, хотя и тщательно скрывал свой недуг, ведя активный образ жизни. В 1928 году мать умерла, и отец женился на её сестре Зинаиде.
Семья проживала на Остоженке.
В 1928 году Евгений Мигунов поступил в школу Хамовнического района Москвы, затем в Московскую в школу имени Лепешинского. Уже будучи в старших классах, начал выполнять оформительскую работу по договорам, и занимался ею до поступления в институт. После окончания школы в 1938 году учился в изостудии, занимался на курсах по подготовке в ВУЗ при Московском кожевенном институте.
В 1939 году Евгений Мигунов поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, в мастерскую художников мультипликационного кино, которым руководил режиссёр И.П. Иванов-Вано.
В конце июля 1941 года вместе со студентами и преподавателями ВГИКа Евгений Мигунов, записался добровольцем в ряды Народного ополчения Ростокинского района и попал в места боев в Холм-Жирковский район Смоленской области города Вязьмы, откуда учащихся института к 1 сентября отозвали обратно в Москву для продолжения учебы. Осенью 1941 года Мигунов возобновил обучение, проходил производственную практику на киностудии «Союзмультфильм»
В конце ноября вместе с институтом эвакуировался в Алма-Ату, где закончил обучение и в 1943 году получил из рук С.М. Эйзенштейна диплом художника-режиссера мультипликационного фильма. Дипломная работа Мигунова — разработка собственного сценария «Давайте посмеемся».
В 1943 году Мигунов возвращается в Москву и зачисляется на постоянную работу на киностудию «Союзмультфильм». Немного работает как художник-мультипликатор, около года возглавляет цех прорисовки. Часто самостоятельно выполнял работу по изготовлению фонов и прорисовке, внес вклад в обогащение творческого арсенала работников фонового цеха. За достижения в области цветного кино в 1948 году награжден медалью «За трудовую доблесть». Был соавтором методической программы обучения художников-мультипликаторов и прорисовщиков на курсах при студии, преподавал конструкции мультипликационного персонажа. Первым применил масляные краски для изготовления фонов из «Полкана и Шавки». Прекрасные фоны, нарисованные масляными красками.
В 1945 году Евгений Мигунов женился на художнице Нине Романовне Караваевой, их брак просуществовал до самой смерти художника.
С 1953 года Мигунов перешел к самостоятельной режиссерской работе. Он стоял у истоков возобновления производства кукольных фильмов режиссерский дебют — «Карандаш и Клякса. Во всех своих режиссерских работах выполнял функции художника-постановщика, а часто — и сценариста, и автора песенных текстов.
Во второй половине 1950-х годов Мигунов активно пытался развивать жанр мультипликационной сатиры, что вызывало сопротивление администрации киностудии «Союзмультфильм». Мигунов участвовал в разработке сатирического мультипликационного киножурнала «Дятел» (1959), оснащал стихотворными текстами и перерабатывал предлагаемые сюжеты.
Погубили карьеру Мигунова-мультипликатора склонность к сатире и новаторству. И если технологическое новаторство вроде нового способа крепления куклы к макету или первого использования масляных красок для создания фона выглядело относительно безобидно, то попытка привнести в советскую анимацию настоящую сатиру на излете хрущевской оттепели ничем хорошим закончиться не могла. В 1960 году Евгений Мигунов попытался «протащить» через руководство «Союзмультфильма» работу «Маяковский по бюрократам».
В самом начале работы над фильмом «Маяковский — по бюрократам» (в ноябре 1960 года) Мигунов был уволен с «Союзмультфильма» якобы из-за сокращения штата, но, скорее всего, из-за смелых сатирических идей художника, которые руководство посчитало опасными. По причине «невозможности дальнейшего использования» фактически — из-за кризиса отношений с начальником.
С этого момента начинается история Мигунова-иллюстратора. С 1961 по 1966 год художник работал по договору в редакции журнала «Крокодил», редактировал серию брошюр «Библиотека Крокодила», «Весёлые картинки», «Мурзилка», изображая персонажей как в мультфильмах — в динамике. Занимался макетированием, оформлял журнальные публикации, выполнял заголовки. Сотрудничество с издательством «Детская литература» подарило нам изумительно иллюстрированные произведения братьев Стругацких, Евгения Велтистова, Александра Волкова, Кира Булычёва, которому Мигунов даже подсказал несколько идей.
С 1961 года Евгений Тихонович стал выступать и как карикатурист и в этом качестве сотрудничал с журналами вплоть до 1987 года, став одним из самых востребованных и любимых читателями карикатуристов СССР.
В 1960-е годы он работает для различных советских газет («Литературной газеты», «Правды», «Советской культуры», «Вечерней Москвы», «Пионерской правды») как оформитель, карикатурист и шаржист.
1961-1963 годы – время наиболее тесного сотрудничества Мигунова и с журналом «Весёлые картинки», для которого художник работал вплоть до 1978 года. Продолжал он сотрудничать в 1960-е годы и с «Мурзилкой». В детской журнальной графике художник создавал рисунки к произведениям Шарля Перро, Сергея Михалкова, Виктора Драгунского, Лазаря Лагина, Геннадия Цыферова и других авторов, часто обращался к форме комикса, для «Веселых картинок» сделал большое количество красочных обложек-«массовок» с изображением героев «Клуба веселых человечков».
В 1966 году Евгений Тихонович перенес тяжелую операцию (ампутация ноги), и полностью перешел к договорной работе на дому.
Уникальный вклад внёс Мигунов в искусство книжной графики, в первую очередь — детской. Он сотрудничал с издательствами «Росгизместпром» («Детский мир»), «Малыш», Детгиз, «Молодая гвардия», «Московский рабочий», «Искусство», с Бюро пропаганды советского киноискусства и прочими. Художник мог работать в самых разнообразных жанрах и для разных возрастов.
Мигунов любил браться за творческие задачи, казавшиеся неразрешимыми. Он блестяще справлялся, например, с иллюстрированием познавательной литературы.
Не забывал Мигунов и тему кинематографа. Он мастерски оформлял издание «Спутник кинофестиваля», рисовал газетные шаржи на кинематографистов.
Но наибольшую популярность заслужили иллюстрации Мигунова к произведениям в жанре фантастики, в первую очередь – детской и иронической. Это повести Аркадия и Бориса Стругацких («Понедельник начинается в субботу», «Сказка о Тройке», «Парень из преисподней»), Евгения Велтистова («Электроник — мальчик из чемодана», «Рэсси — неуловимый друг», «Победитель невозможного», «Новые приключения Электроника», «Золотые весла времени, или Уйди-уйди»), Кира Булычева («Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», «Миллион приключений» и др.). Многие работы Мигунова были настолько удачны, что и ныне признаются поклонниками писателей как «эталонные» и переиздаются вновь и вновь. Евгений Мигунов всегда хотел стать художником-мультипликатором.
Работая с издательством «Детская литература», он иллюстрирует детскую фантастику, такую как «Приключения электроника» и водевиль-сказку «Незнайка в Солнечном городе».
Но самыми известными работами Мигунова в этом жанре стали, конечно, иллюстрации к книгам Кира Булыева. Художник стал первым, кто нарисовал и показал детям Алису Селезневу.
Художник-иллюстратор. Участвовал и подготовил титры и оформление ряда игровых художественных фильмов. Являлся членом художественного совета киностудии «Союзмультфильма». За время работы в «Союзмультфильме» сделал 343 000 рисунков, что составило 22 фильма, четыре из которых получили международные премии. В 1954 году дебютировал как режиссёр, встав у истоков возобновления производства кукольных мультипликационных фильмов в СССР. Совместно с механиком С. И. Этлисом запатентовал и применил в производстве мультфильмов новые технические приёмы — оригинальный способ крепления куклы к макету, изготовление оболочки из пенистого латекса, усовершенствование шарнирных каркасов куклы.
Работал Мигунов и как художник-плакатист, в том числе в области сатирического (в серии «Плакат Крокодила») и детского пропагандистского плаката («Стой! Погоди! Можно, иди!», «Береги свой дом!», «Спички – не игрушка» («Пожар – беда») и др.)
В 1979 году Мигунов по заказу Оргкомитета Московских Олимпийских Игр 1980 года разрабатывал буклеты-инструкции для художников. Евгений Тихонович участвовал в разработке талисмана XXII летних Олимпийских игр в Москве, нарисовав эскизы знаменитого мишки, занимающегося разными видами спорта. Эти эскизы служили образцами при оформлении атрибутики игр.
В конце 1960-х годов Мигунов увлёкся созданием диафильмов в технике аппликации с применением самых разнообразных материалов и фактур: проволоки, бархатной бумаги, ткани, клеёнки, ниток и т.п.
Это отдельная страница творчества Мигунова. На счету Евгения Тихоновича их более десятка — «Чиполлино», «Дядя Стёпа», «Красная Шапочка», «Робот, которому захотелось спать», «Леса-чудеса», «Ищи ветра в поле», «Три медведя», учебный диафильм «Мурашкина геометрия» и др.
Помимо книг, карикатур, плакатов и диафильмов, Мигунов создавал пиктограммы-указатели для туристических объектов, конверты и детали оформления грампластинок фирмы «Мелодия».
В семейном кругу Мигунов занимался кройкой и шитьем, изготовлением деревянных и костяных скульптур, кукол, масок, чеканок, домашней утвари, увлекался рыбной ловлей, самостоятельно конструировал рыболовные снасти и протез для ноги. Являлся членом трёх творческих союзов – Союза кинематографистов, Союза художников и Союза журналистов.
Евгений Мигунов был награжден орденом Отечественной войны II-й степени, медалями и нагрудными знаками: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 года.», «В память 800-летия Москвы», «70 лет Вооруженных сил СССР», «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «Народное Ополчение Москвы 1941 года.».
В октябре 1983 года Мигунов отмечен Золотой медалью за участие в международной выставке «Сатира в борьбе за мир». В 1987-88 годах состоялась единственная прижизненная персональная выставка работ Евгения Мигунова.
В 1990-е годы художник в основном был занят работой по иллюстрированию нескольких серийных изданий произведений Кира Булычева для издательств «Культура», «Хронос» и «Армада». Всего Мигуновым проиллюстрировано 28 повестей из цикла о приключениях девочки Алисы и её друзей (не считая рассказов), сборники рассказов и повестей из серии «Великий Гусляр», а также девять самостоятельных повестей и сказок, в несерийные рассказы и подборка стихотворений Кира Булычева. Мигунов был инициатором нескольких произведений Булычева («Гость в кувшине», «Алиса в Гусляре») и его имя упоминается не только в предисловиях, но и в текстах фантастических повестей. Для издательства «Армада» Мигунов проиллюстрировал также четыре книги писателя-фантаста Андрея Саломатова.
Семья Евгения Тихоновича Жена Нина Романовна Караваева (1918—2005), которая также работала на «Союзмультфильме» мультипликатором. Они поженились в 1945 году. В 1960 году она вместе с мужем покинула студию. Супруги воспитывали дочь от первого брака Нины Романовны — Елену Павловну Зарубину.
С 1999 года Мигунов после нескольких инсультов был лишен возможности продолжения работать и не имея больше возможности рисовать, продолжал контролировать процесс раскраски готовых эскизов.
Мигунов оставил после себя множество воспоминаний о жизни, творчестве и людях, с которыми его сводила судьба, а также теоретические труды и эссе об искусстве карикатуры, шаржа, мультипликации, книжной иллюстрации, диафильма под общим заглавием «О, об и про». Начиная с 1999 года публиковал некоторые тексты в журналах «Кинограф» и «Киноведческие записки», а также на сайте «Аниматор.ру». Сам Мигунов называл эти тетради главным итогом своей жизни и выражал надежду, что они не пропадут и дойдут до людей.