Тайна гибели линкора «Императрица Мария» (часть 2)

Судьба флагмана Черноморского флота линкора «Императрица Мария» его
неожиданная гибель — не в бою в открытом море, а дома, на собственной базе, в родной Севастопольской бухте. Нераскрытая тайна его гибели до сих пор будоражит умы историков, исследователей и просто неравнодушных людей. Часть третья.

1—Севастопольская бухта

Версии и предположения

2—Самовозгорание пороха

3—Было установлено, что до взрыва носового погреба ему предшествовал пожар, продолжавшийся около 2 минут. Взрывом была сдвинута носовая башня. Боевая рубка, передняя мачта и труба.

Адмирал Колчак в диверсию не верил. И даже уже во время Гражданской войны в 1920 году, когда был арестован красной армией и давал показания, утверждал, что никаких доказательств тому, что корабль мог взлететь на воздух из-за спланированной диверсии, не было.

4— Камера № 5 в СИЗО города Иркутска, где содержался А. В. Колчак.

Поэтому основными версиями причин трагедии считал самовозгорание пороха или халатность при обращении со снарядами.

5—Линкор «Императрица Мария» Церковная служба.

Колчак ссылался на случай на линкоре «Севастополь», произошедший ровно за год до этого, в октябре 1915 года. Тогда при перегрузке зарядов из одного погреба в другой один из них сорвался с высоты и упал в пороховой погреб, где загорелся. Взрыва тогда удалось избежать, однако Колчак приводил в пример этот случай в качестве решающего аргумента.

6—Постановка сетевого заграждения на линейном корабле «Императрица Мария».

Версию халатности отстаивал кораблестроитель, член Особой следственной комиссии генерал-майор Алексей Крылов. В ходе расследования генерал пришёл к выводу, что на корабле была очень плохо поставлена дисциплина и допускались очень серьёзные отклонения от устава. Такая ситуация была вызвана несколькими причинами: постоянная ротация офицеров и матросов, наличие большого числа посторонних людей, которые выполняли разного рода работы по доводке корабля, отсутствие сложившегося опыта эксплуатации дредноутов и прочие.

7—Сушка флагов и кормовая башня линейного корабля «Императрица Мария» Дальше — вид на северный рейд Севастополя.

Морской министр Григорович был уверен в обратном он говорил: «Личное мое мнение, что это был злонамеренный взрыв при помощи адской машины и что это дело рук наших врагов».

«Другой причины взрыва я не вижу, а следствие выявить не может, и все должны идти под суд. Но так как под суд должен идти и Командующий флотом, то я просил государя отложить оный до окончания войны, а теперь отрешить от командования судном командира корабля и не давать назначения тем офицерам, которые причастны к открывшимся беспорядкам на корабле» Григорович И.К.

8— Купание команды линейного корабля. «Императрица Мария»

Рассмотрим этот вариант. Османская империя и Болгария – два государства-противника Российской империи не обладали специальными подразделениями морских диверсантов. Боевые пловцы, способные топить вражеские корабли были только у Италии, но эта – страна, находившаяся в лагере Антанты.
Оставалась Германия – страна, располагавшая разведывательной сетью, и обладавшая возможностью засылки своих шпионов. В августе 1915 года в Таранто взорвался итальянский броненосец «Леонардо да Винчи», итальянская военная контрразведка вышла на след германских спецслужб.

9— Сушка белья на линейном корабле «Императрица Мария»

Прошло семнадцать лет с момента страшной трагедии на линкоре «Императрица Мария».
В 1930-е годы на юге СССР была раскрыта тайная шпионская организация. В это время чекисты не дремали и вовсю вели борьбу с разведками различных государств. И враги тогда были не придуманными и «невинно репрессированными», как часто пытаются сегодня показать сталинское время.

В те времена Советский Союз изучали очень внимательно. Стараясь узнать его сильные и слабые стороны.1933 год в Николаеве на городской судоверфи было совершено несколько диверсий. Оперативные сотрудники ОГПУ вышли на след диверсантов и вскоре задержали некоего Виктора Вермана, работавшего на Великобританию. Выяснилось, что еще в далеком 1908 году этот человек был завербован немецкой разведкой, а затем, после поражения Германии в Первой мировой войне, стал сотрудничать с британскими спецслужбами.

Следствие вёл молодой следователь Александр Лукин, который, во время одного из допросов, поинтересовался, как был взорван линкор «Императрица Мария». Немецкий разведчик не стал скрывать.

10—Виктор Эдуардович Верман.

В отличие от большинства осужденных Верман и не скрывал, что являлся агентом германской разведки. Сеть охватывала все крупные города Причерноморья, особое внимание оказывалось Одессе, Николаеву, Севастополю и Новороссийску. В группу входили многие известные в городе лица даже городской голова Николаева, некто Матвеев, а главное — инженеры верфи Шеффер, Липке, Феоктистов и электротехник Сгибнев.
Главной задачей шпионов был срыв судостроительной программы военного и торгового флота.

Верман родился в 1883 году в Херсоне в семье владельца пароходной компании, немца по национальности. После школы обучался в Германии, вернулся в Россию и работал инженером завода «Наваль» в Николаеве Тогда же начал сотрудничество с немецкой разведкой.
На допросах в ОГПУ разведчик не скрывал, что по его указанию работавшие в Севастополе на доводке «Императрицы Марии» Феоктистов и Сбигнев совершили диверсию, за что им было обещано по 80 тыс. рублей золотом. Сам Верман за руководство диверсией был награжден не только деньгами, но и Железным крестом 2-й степени.

После войны, стало известно, что его обменяли на арестованных немцами советских «коллег». Расследование диверсий против императорского флота в задачи ОГПУ не входило. Лишь многие годы спустя после войны энтузиастами были подняты архивы, и история с группой Вернера вышла наружу.

11—Линкор «Императрица Мария»

Существует и чисто британская версия. В ночь перед гибелью исполина комендор Воронов был дежурным на главной башне. Его обязанностями были: осмотр и замер температуры артиллерийского погреба. Этим утром капитан 2-го ранга Городысский также нес боевое дежурство по кораблю. На рассвете Городысский отдал приказ своему Воронову измерить температуру в погребе главной башни.

Воронов спустился в погреб и больше его никто не видел. А через некоторое время прогремел первый взрыв. Тело Воронова так и не было найдено среди тел погибших. В комиссии были подозрения на его счёт, но доказательств не было и его записали без вести пропавшие. Позднее выяснилось, что подполковник английской разведки Джон Хевиленд и комендор линкора «Императрица Мария» Воронов, это один и тот же человек.

Лейтенант морской британской разведки нёс службу в России с 1914 — по 1916 годы, через неделю после взрыва он покинул Россию и прибыл в Англию уже подполковником. После окончания войны вышел в отставку, жил обычной жизнью богатого джентльмена. А в 1929 году погиб при странных обстоятельствах.

Таким образом, вполне возможно, что это сделала наш «партнер» — Британия. Как известно британцы издавна противились планам России по захвату проливов и Константинополя-Царьграда.
Проливы не должны были достаться русским любой ценой.

12— Линкор «Императрица Мария»

Интересную версию излагал мичман Владимир Успенский, командовавший башней главного калибра на линкоре «Императрица Мария» и в то злополучное утро бывший вахтенным начальником корабля. Мичман, опубликовавший свои воспоминания в «Бюллетене общества офицеров РИФ» сообщал, что вместе с инженер-поручиком С.Шапошниковым через 2 года после трагедии, когда корабль находился в доке, обнаружил матросский сундучок, в котором находились две стеариновые свечи, коробка спичек, набор сапожных инструментов и две пары ботинок, причем к ботинкам были гвоздями прибиты нарезанные полоски бездымного пороха.

Если в первой башне тоже находился такой матрос-умелец, то вполне вероятно, что порох, который пролежал полтора года в герметичном пенале, мог выделить эфирные пары. Которые вспыхнули от горевшей свечи. Сгорание четырех пудов пороха в небольшом помещении башни и могло привести к взрыву 599 пеналов.

13—Бар-Бирюков Октябрь Петрович

Октябрь Бар-Бирюков рассказывает:
«Мне довелось держать в руках любопытный документ — объяснительную записку старшего офицера на «Марии» — капитана 2 ранга Городысского. В ней упоминается одна важная подробность. После возвращения из боевого похода в базу на корабле обязательно разряжали орудия, вынимая из стволов картузы с пороховыми зарядами.

Однако на сей раз по причине спешки — команде предстояла срочная погрузка угля — эти картузы не убрали в специальные ячейки, оставив лежать прямо на полу артиллерийских отсеков».
«После побудки дежурный по первой башне кондуктор Воронов спустился в артиллерийский погреб, чтобы записать температуру и, увидев неубранные заряды, решил, не беспокоя «ребят», убрать их сам. По какой-то причине он уронил один из зарядов, который воспламенился, зажег соседние заряды»
Возможна и другая версия: в помещении, где лежали вынутые из орудий заряды, из-за перегрева образовалась повышенная концентрация пороховых эфирных паров. Достаточно было малейшей искры, чтобы возник пожар.

А невольным виновником такой искры оказался, например, тот же кондуктор Воронов: войдя в отсек, он наверняка щелкнул выключателем, чтобы зажечь свет. Впрочем, «подготовить» электропроводку в отсеке для такого замыкания вполне мог кто-то из посторонних.
Удалось выяснить еще один любопытный факт: летом 1917 года русская агентура, работавшая в Германии, добыла и доставила в Главный морской штаб несколько небольших металлических трубочек. После их исследования оказалось, что это механические микровзрыватели.

14— Итальянский дредноут «Леонардо да Винчи»,

Выяснилось: такая же «трубочка» была найдена спрятанной в матросской бескозырке, которую нашли в бомбовом погребе итальянского дредноута «Леонардо да Винчи», таинственно взорвавшегося, но все-таки не затонувшего в августе 1915 года.

15— За кем следили симферопольские жандармы. Их интересовали народовольцы, эсеры и прочие «не согласные с властью».

Из докладной записки руководителя севастопольского жандармского управления начальнику штаба Черноморского флота: «…Имею честь сообщить, что поступающие ко мне агентурные данные сводятся к следующему: …раненые матросы с корабля высказываются, что, взрыв произошел от неправильного соединения электрических проводов, так как перед пожаром на корабле погасло электричество. Кроме того, эти матросы говорят о том, что рабочие по проводке электричества, бывшие на корабле накануне взрыва до 10 часов вечера, могли что-нибудь учинить и со злым умыслом.

Диверсия революционеров
Сторонником этой версии был Александр Солженицын. Он предполагал, что заказчиком диверсии мог выступить Александр Парвус, действовавший в интересах немцев.

16— Александр Парвус

А исполнителями стали российские революционеры. Помимо большевиков на пораженческих позициях стояла часть меньшевиков, эсеров, а также анархисты.

Александр Парвус в годы Первой мировой практически открыто работал в качестве немецкого агента в Османской империи.

Известно, что вечером накануне взрыва на корабле работало большое количество рабочих с берега. Более того, несколько рабочих с Путиловского завода работали именно в том снарядном погребе, где началось возгорание.

17— Рабочие с Путиловского завода.

Контроль над рабочими не был налажен, по фамильные переклички не велись, поэтому нельзя исключить, что кто-то из излишне радикальных революционеров мог оставить в погребе «адскую машину».

В 1945 году в Кёнигсберге (ныне Калининград), в разрушенном доме советскими солдатами был найден немецкий архив. Там обнаружили альбом, в котором была целая серия снимков линкора «Императрица Мария», на одном из снимков изображен момент взрыва. Кажется, будто кто-то заранее знал время и место диверсии и тщательно всё снял.

Память

18—Поднятие затонувшего линкора «Императрица Мария»

Работы по подъему «Императрицы Марии» начали в 1916-м году. Это была очень сложная и довольно дорогая в финансовом плане задача. Инженер Алексей Крылов предложил очень интересный проект, согласно которому в отсеки корабля должен был подаваться сжатый воздух. Который бы вытеснял воду и, в конечном итоге, привел бы к всплытию корабля. В ноябре 1917 года, во время шторма, корабль всплыл кормовой частью, в мае 1918 года всплыл полностью.

19—Линейный корабль Императрица Мария после гибели.

20—Мария в Северном доке 1919-й год. Винты уже демонтированы, но балер и перо руля еще на месте.

В затопленных отсеках работали водолазы, которые смогли выгрузить боеприпасы. Затем корабль был отогнан в док. С него сняли 130-мм артиллерию, часть вспомогательных механизмов и другое оборудование, а корпус простоял в доке вверх килем до 1923 года.

21—Мария на мели у входа в бухту. Снимок начала середины двадцатых

За четыре с лишним года деревянные клетки, на которых покоился корпус, подгнили. Из-за перераспределения нагрузки появились трещины в подошве дока. Линкор вывели и поставили на мель у выхода из бухты, где он простоял вверх килем еще три года. В 1926 году корпус линкора вновь был введен в док в том же положении.

22—Линейный корабль «Императрица Мария» после постановки в док и откачки воды.

К сожалению гражданская война не позволили завершить и продолжить расследование. В результате в 1927 году корпус корабля был разрезан и разобран на металл.

23—корабль, утратив остойчивость, стал медленно опрокидываться и, перевернувшись вверх килем.

При опрокидывании линкора во время катастрофы многотонные башни 305-мм орудий корабля сорвались с боевых штыров и затонули.
Незадолго перед Великой Отечественной войной эти башни были подняты.

24—Подъем одной из башен Марии тридцатые годы.

25—Подъем башен Марии тридцатые годы.

В 19З9 году орудия линкора установили под Севастополем на 30-й батарее, входившей в состав первого артдивизиона береговой обороны. Батарея героически защищала Севастополь. 17 июня 1942 года во время последнего штурма города она вела огонь по фашистским полчищам, прорвавшимся в Бельбекскую долину. Израсходовав все снаряды, батарея стреляла холостыми зарядами, сдерживая натиск врага до 25 июня.

26—МБ-2-12 двухорудийная двенадцатидюймовая 30-я батарея ведёт огонь по Фашистам.

Так, спустя более четверти века после стрельбы по кайзеровским крейсерам пушки линкора «Императрица Мария» вновь заговорили, обрушивая 305-мм снаряды теперь уже на гитлеровские войска.

27— Немцы позируют на фоне 30-й батареи

28—Снова Немцы

29—Одна из два-двенадцать 30-й ББ. Снимок июня 1942-года. Бундесархив

В 1998 году Минобороны решило избавиться от никчемного «металлолома». Был подписан приказ об утилизации артиллерийских транспортёров.
Но одну из этих пушек получил для своей экспозиции музей на Поклонной горе. Огромную артиллерийскую конструкцию установили на музейной территории.

30— Музей на Поклонной горе

Главное ее «действующее лицо» — орудийный ствол, изготовленный в 1911 году мастерами Обуховского завода. Этот 16-метровый «хобот», весящий 60 тонн, оказался сейчас фактически единственным уцелевшим фрагментом трагически погибшего линкора «Императрица Мария».

31— Спуск венков на воду в память о погибших моряках в Советское время

32— Отдание почестей погибшим морякам в Советское время

Со дня гибели линейного корабля прошло уже более ста лет, и скорее всего мы так и не узнаем истинную причину гибели линкора, но версии будут существовать и выдвигаться далее.

Тайна гибели корабля так и осталась тайной, оставшейся на дне Севастопольской бухты, в недрах погибшего корабля. Возможно, что те, кто что-то знали, погибли вместе с кораблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *