Загадочная гибель линкора «Императрица Мария»

Судьба флагмана Черноморского флота линкора «Императрица Мария» его
неожиданная гибель — не в бою в открытом море, а дома, на собственной базе, в родной Севастопольской бухте. Нераскрытая тайна его гибели до сих пор будоражит умы историков, исследователей и просто неравнодушных людей. Часть первая.

Название

В Севастопольской бухте есть место между Павловским мысом, где расположен флотский госпиталь, и тихим причалом Аполлоновой бухты. Именно в этом месте в начале двадцатого века 20 октября 1916 года погиб и затонул в своей гавани, вдали от боя Флагман Императорского Черноморского флота, превосходивший предшественников скоростью, бронированием, огневой мощью, дальностью стрельбы. Корабль сделавший Россию полновластной хозяйкой Черного моря линкор «Императрица Мария»

23 апреля по старому или 5 мая по-новому 1849 года на стапеле Николаевского адмиралтейства был заложен парусный линейный корабль Черноморского флота Российской империи «Императрица Мария».

2— София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская императрица

Корабль был назван в честь супруги императора Павла I, императрицы Марии Фёдоровны, и был одним из двух парусных линейных кораблей российского флота, носивших это имя. До этого одноимённый корабль строился в 1827 году и нёс службу в составе Черноморского флота. Мария Фёдоровна урождённая принцесса София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская императрица, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I, а также внучатая племянница Фридриха Великого.

3— Ганзен Императрица Мария

«Императрица Мария» После спуска на воду 9 (21) мая 1853 года вошёл в состав Черноморского флота России.
И находился в составе флота с 1853 по 1855 год. Участвовал в Крымской войне, в том числе в Синопском сражении. 11 (23) октября 1853 года вышел из Севастополя к анатолийскому берегу для поиска турецких судов во главе эскадры под общим командованием вице-адмирала П. С. Нахимова С 8 (20) по 10 (22) ноября эскадра выдержала сильный шторм.

4— Адмирал П. С. Нахимов.

11 (23) ноября корабли Русской эскадры обнаружили Турецкую эскадру, и блокировали её в Синопе.
Синопское сражение произошло в гавани города Синоп около 300 км от Севастополя на черноморском побережье Турции. Турецкая эскадра была разгромлена в течение нескольких часов. Русским Черноморским флотом 18 (30) ноября 1853 года, под командованием вице-адмирала Павла Нахимова.
Действия русского флота вызвали крайне негативную реакцию в британской прессе. В итоге это стало поводом для Великобритании и Франции к вступлению в войну в марте 1854 на стороне Османской империи.

5— Синопское сражение

6— Синопский бой

Во время несения службы «Императрица Мария» по большей части участвовал в практических плаваниях в Чёрном море и перевозке войск, а во время обороны Севастополя был затоплен на рейде при оставлении города гарнизоном.

Уже в двадцатом веке 11 июня 1911 года на заводе «Руссуд» в городе Николаеве был заложен линкор, получивший такое же название.

7— Императрица Мария София Фредерика Дагмар

8— Супруга императора Александра III

Корабль назвали «Императрица Мария» в честь супруги императора Александра III, императрицы Мария София Фредерика Дагмар (Да́гмара), и в память о флагманском парусном линейном корабле адмирала П. С. Нахимова.

Линкор был спущен на воду 6 октября 1913 года.

Дредноут

9— Английский линейный корабль «Дредноут».

Русско-японская война показала, что исход сражений на море решают мощные бронированные суда с дальнобойной крупнокалиберной артиллерией. Первый корабль такого типа был построен в Англии в 1906 году, а его название «Дредноут» стало общим для всего типа кораблей.
В истории военно-морского искусства не раз бывали переломные моменты, когда технические новшества полностью перечеркивали сложившиеся тактические каноны.

Одним из таких рубежей стала Русско-японская война — первое крупное столкновение броненосных эскадр ХХ века. Опыт был всесторонне проанализирован, и надлежащие выводы сделаны. Прежде всего они касались того, что исход сражений в современной войне на море решают мощные бронированные суда с дальнобойной крупнокалиберной артиллерией. В мире началась «дредноутная лихорадка».

10—«Севастополь»

Дредноуты отличались от броненосных предшественников тем, что на них были орудия в основном главного калибра 12 дюймов, или 305 мм, причем их было не 2–4, как у броненосцев, а 10–12. В России первые четыре корабля такого класса линкоры типа «Севастополь» были заложены в 1909 году на верфях Санкт-Петербурга. Все они вошли в состав Балтийского флота еще до начала мировой войны. Но нужно было укомплектовать и Черноморский флот — второй вероятный морской театр грядущего большого конфликта, тем более что Турция, наш главный вероятный противник, существенно укрепила свои силы.

11—Эскадренный броненосец «Пересвет»

В первом десятилетии ХХ века Россия имела довольно значительное преимущество перед Турцией благодаря броненосцам типа «Пересвет» и более новых, типа «Евстафий». Это были мощные корабли с несколькими 305-миллиметровыми орудиями главного калибра, но тихоходные и уже достаточно устаревшие технически.

Всё изменилось в 1910 году, когда Турция закупила в Германии два современных линейных корабля «преддредноутного» типа и восемь новейших эскадренных миноносцев. Кроме того, Турция, которая на тот момент еще не определилась с союзниками в грядущей войне. Подписала с Англией контракт на постройку трех современных дредноутов, которые предполагалось ввести в строй в 1913 — начале 1914 года. Это диаметрально меняло соотношение сил, и российское правительство срочно вынуждено было озаботиться укреплением броненосной эскадры Черного моря.

12—Город Николаев Судостроительный завод

Поскольку мощности столичных заводов были заняты, решено было строить корабли на Черном море. Но после тщательной проверки выяснилось, что ни одно предприятие военного ведомства корабли такого размера построить не в состоянии. Единственными предприятиями, способными выполнить заказ, оказались верфи завода «Наваль» и предприятие Русского судостроительного общества «Руссуд». Оба завода находились в Николаеве. Им и был отдан контракт, подразумевавший постройку четырех дредноутов.

13—Линкор «Императрица Мария»

14—Линкор «Императрица Мария»

Сначала двух — «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», а сразу за ними еще двух — «Император Александр III» и «Император Николай I». Контроль за строительством осуществляло военно-морское ведомство.
Чтобы ускорить работы, решили не создавать новый проект, а несколько модернизировать балтийские линкоры типа «Севастополь». Черноморские дредноуты были чуть медленнее, что было не принципиально для ограниченного площадью Черного моря театра военных действий, зато лучше бронированы.

15—Линкор «Императрица Мария»

16—Линкор «Императрица Мария»

Главным оружием были 12 расположенных в четырех башнях 305-миллиметровых орудий, способных отправлять снаряды весом в полтонны более чем на 20 км.

17—«Императрица Мария» на стапелях

18—«Императрица Мария» на стапелях.

В июне 1911-го года первый корабль серии, названный именем матери государя, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, был заложен, а уже в октябре 1913-го его спустили на воду. Еще полтора года ушли на достройку, вооружение и флотскую приемку.

19—Линкор Императрица Мария» перед спуском

20—Линкор Императрица Мария» перед спуском

Основные характеристики
Водоизмещение
нормальное — 22 600 т, полное — 25 465 т
Длина 168 м
Ширина 27,3 м
Осадка
9 м
Бронирование
Пояс — 262…125 мм,
верхний пояс — 100 мм,
башни — до 250 мм,
три палубы — 37+25+25 мм,
рубка — до 300 мм
Двигатели Четыре паровые турбины, 20 котлов системы Ярроу
Мощность
33 200 л. с. (24,7 МВт)
Движитель
4 винта
Скорость хода
21,5 узла (39,8 км/ч)
Дальность плавания
3000 морских миль

21—Спуск на воду ЛК «Императрица Мария», 06.10.1913

Экипаж
1220 матросов и офицеров
Вооружение
Артиллерия
4 × 3 × 305-мм орудий,
20 × 130-мм орудий
Зенитная артиллерия
5 × 75-мм орудий
Минно-торпедное вооружение
Четыре 457-мм торпедных аппарата

22— «Императрица Мария» в Николаевском заводе у достроечной стенки

23— Императрица Екатерина Великая» в Николаевском заводе у достроечной стенки

На ходовых испытаниях линкора выявился дифферент на нос посадка «свиньёй», из-за которого при волне заливало палубу, корабль плохо слушался руля. Завод принял меры по облегчению носовой части.
Повышенная температура артиллерийских погребов. Неудачно выполнена вентиляция.

24— Линейный корабль «Императрица Мария» в ДОКе Николая Второго

25— Линейный корабль «Императрица Мария» в Николаевском заводе

«Императрица Мария» вошла в Севастопольскую бухту в июне 1915 года, едва завершив ходовые испытания и сразу же приступила к своим обязанностям.

26— Линейный корабль «Императрица Мария»

Более тщательную проверку проходить было некогда. Османская империя, закупив у Германии два линейных корабля тут же пустила их в ход. Прорвавшиеся в Черное море переданные Турции немецкие крейсера «Гебен» и «Бреслау», пользуясь почти трехкратным преимуществом в скорости уничтожали наши торговые коммуникации.

27— Севастопольская бухта в июнь 1915 года

Война

28— «Гебен» германский линейный крейсер

В январе 1916 года «Гебен» встретился с «Императрицей Екатериной» и едва унес ноги, получив несколько попаданий с дистанции 22 км. Спастись ему удалось исключительно благодаря опустившейся темноте, под прикрытием которой рейдер проскользнул в Босфор.

29— Императрица Мария во время высочайшего смотра

Летом 1916 года «Императрица Мария» стала флагманским кораблем Черноморского флота Российской империи. Такое решение принял недавно назначенный новый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Колчак.

30— Капитан Трубецкой прощается с адмиралом Эбергардом

Андрей Августович Эбергард

Кадровый офицер русского флота, Александр Колчак ко времени назначения командующим Черноморским флотом имел внушительный опыт службы. Еще в 1894 году он был выпущен мичманом из Морского кадетского корпуса, служил на различных кораблях, параллельно увлекшись океанографией и достаточно быстро превратившись в видного учёного-океанографа, а затем и полярного исследователя. Флотская карьера Колчака, которому пришлось более десяти лет прослужить в звании лейтенанта, пошла в гору в 1911-1912 годах.

Он руководил первой оперативной частью Морского генерального штаба, которая отвечала за планирование операций на Балтийском море, затем был назначен исполняющим обязанности начальника оперативного отдела штаба командующего морскими силами Балтийского флота, а позже – флаг-капитаном Балтийского флота по оперативной части.

31—«Императрица Мария», достроечные работы

32— Александр Колчак

Александр Васильевич Колчак

В сентябре 1915 года капитан 1 ранга Колчак принял Минную дивизию Балтийского флота, а в апреле 1916 года был произведен в контр-адмиралы. 28 июня 1916 года он получил звание вице-адмирала и был назначен командующим Черноморским флотом.
Появление нового мощного линейного корабля способствовало серьезному укреплению российских позиций. Корабль стал принимать участие в боевых операциях, прикрывая действия второй бригады линейных кораблей. Сразу по вступлении в строй «Мария» прошла артиллерийские и ходовые испытания, в целом подтвердившие соответствие проектным характеристикам.

33—Смотр на «Императрице Марии»

34—Флагман колчака Императрица Мария в Севастопольской бухте

Теперь Черноморский флот получил достойного флагмана и мог действовать на всей акватории моря, не опасаясь встречи с самым грозным своим противником — линейным крейсером «Гебен». Для оперативных действий в море, сохранив административную бригадную структуру, флот образовал несколько временных соединений, названных манёвренными группами.

35—«Императрица Мария», работы по артиллерийской части

36—«Императрица Мария»,

37—Старший артиллерийский офицер корабля

38—Погрузка снарядов

39—Снаряд в сборе

В Первую манёвренную группу вошли «Императрица Мария» и крейсер «Кагул» с выделенными для их охраны эсминцами. Такая организация позволяла с привлечением подводных лодок и авиации осуществлять более действенную блокаду Босфора.

40—«Императрица Мария» перед походом

бронепалубный крейсер “ Кагул “

Только в сентябре-декабре 1915 года манёвренные группы десять раз выходили к берегам противника Босфор, Зонгулдак, Новороссийск, Батум, Варна, Констанца.
С 5 февраля по 18 апреля 1916 года линкор принимал участие в знаменитой Трапезундской десантной операции.
За первый год службы корабль совершил 24 боевых походов.

41—«Императрица Мария» выход из Севастопольской бухты

гидросамолёт “ Вуазен “ над “ Марией “

24 января 1916 года «Мария» возглавила вошедшую в историю крупную комбинированную операцию, в которой едва ли не впервые в мире главная роль отводилась авиации. Четырнадцать гидросамолетов с авиатранспортов гидрокрейсеров «Император Александр I» и «Император Николай I» под прикрытием первой манёвренной группы и четырёх эсминцев преодолели низ¬кую облачность и подвергли массированной бомбёжке причалы, сооружения и суда в Зонгулдаке. В ответ в начале июля «Гебен» обстрелял Новороссийск. Командующий флотом адмирал А.А. Эбергард не смог грамотно организовать операцию по его перехвату, несмотря на наличие под командой двух линкоров — «Марии» и «Екатерины», в результате чего его сменил на этом посту А.В. Колчак.

42—«Императрица Мария» во главе отряда броненосцев.

43—«Императрица Мария» В Походе

9 июля были получены сведения о выходе по тому же маршруту крейсера «Бреслау» и Колчак на «Марии» немедленно вышел в море. Гидросамолёты, провожавшие «Императрицу Марию», удачно атаковали караулившую её выход подводную лодку UB7, не дав ей выйти в атаку, эсминцы, шедшие впереди линкора, в намеченной точке перехватили «Бреслау» и связали его боем.

44—«Императрица Мария» в бою

«Императрице Марии», идущей на полной скорости, оставалось лишь выбрать момент для верного залпа.

45—«Императрица Мария» в бою

Снаряды падали близко, заставляя «Бреслау» маневрировать и ставить дымзавесу, но решающего накрытия так и не получалось. Спасла германский крейсер только чистая случайность — налетевший шквал. Укрывшись за пеленой дождя, «Бреслау» буквально выскользнул из кольца русских кораблей и, прижимаясь к берегу, проскочил в Босфор.
Осенью 1916 года линкор «Императрица Мария» был поставлен в Севастопольском рейде на профилактический ремонт.

Гибель

46—«Императрица Мария» в Севастопольский бухте

Утро 20 октября 1916 года не предвещало беды, начинался обычный день. Над Северной бухтой повседневно была дана побудка экипажам кораблей. На линкоре все шло по определенному обычному распорядку. Внезапно в 6 час. 20 мин. окрестности сотряс мощный взрыв.

Капитан 2 ранга А.Лукин писал: «В умывальнике, подставляя головы под краны, фыркала и плескалась команда, когда страшный удар грохнул под носовой башней, свалив с ног половину людей. Огненная струя, окутанная ядовитыми газами желто-зеленого пламени, ворвалась в помещение, мгновенно превратив царившую здесь только что жизнь в груду мертвых, сожженных тел.».

47—«Императрица Мария» Тихое утро

20 октября 1916 года, примерно в 6 часов 20 минут утра, жители прибрежной части Севастополя, а также экипажи кораблей, стоявших на якорях и у пирсов в Южной и Северной бухтах гавани, были потрясены звуком взрыва огромной мощности. Источник его стал очевиден сразу: над носовой частью «Императрицы Марии» поднялся огромный 300-метровый столп черного дыма.

48—«Императрица Мария» момент первого взрыва, 20 октября 1916 года

Было видно, что в том месте на носу горящего корабля, где находилась первая орудийная башня главного калибра, фок-мачта с боевой рубкой и передняя дымовая труба, образовалась громадная дыра… Затем последовала серия новых взрывов — всего их было 25.
Взрывы продолжались, и вскоре громадный дредноут начал заваливаться на правый борт, а затем резко перевернулся вверх килем и затонул. С момента начала пожара прошло около часа.

49—«Императрица Мария» Пожар

Сохранились свидетельства очевидцев тех страшных событий. Примерно в 6 часов 20 минут утра матросы, находившиеся в каземат № 4, обратили внимание на сильное шипение, которое шло из носовой башни главного калибра. Затем из люков и вентиляторов повалили клубы дыма и стало вырываться пламя. Матросы немедленно доложили о пожаре вахтенному начальнику и бросились заливать водой подбашенное отделение, откуда и валил дым, но было уже поздно.

Раздался невероятной силы взрыв, который сразу же смел и погубил всех матросов, находившихся в умывальнике корабля. Еще один взрыв вырвал стальную мачту линкора и подбросил броневую рубку, а затем и носовую кочегарку. Стали взрываться погреба, где находились 130-миллиметровые снаряды. Взрыв дежурной кочегарки оставил корабль без паров, а они требовались для запуска пожарных помп. Поэтому старший инженер-механик корабля приказал подчиненным поднять пары в седьмой кочегарке, куда бросился мичман Игнатьев с несколькими нижними чинами.

50—«Императрица Мария» последние минуты

Тем временем, последовало новое распоряжение – затопить погреба второй башни и погреба 130-мм орудий. На батарейной палубе, где погибло много моряков, все сильнее разгоралось пламя, в любой момент могли взорваться погреба боеприпасов. Трюмный механик старший лейтенант Пахомов с подчиненными побежали на батарейную палубу, заваленную телами погибших, и сумели освободить штоки и наложить ключи, но в этот момент их настигло пламя.

51—«Императрица Мария» гибель

Обожженному Пахомову удалось выполнить задачу и выскочить на палубу, но его подчиненные не успели – прогремел новый страшный взрыв. В седьмой кочегарке матросы во главе с мичманом Игнатьевым смогли зажечь огни в топках и подымали пары, но как раз в это время корабль стал сильно крениться. Мичман Игнатьев, стремясь выполнить приказ, скомандовал матросам бежать наверх, рассчитывая перекрыть клапаны и выбраться вслед за подчиненными. Но покинуть кочегарку смогли лишь несколько моряков, остальные, в том числе и мичман Игнатьев, находились еще там, когда корабль опрокинулся.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *