Старые тайны озера Светлояр

СВЕТЛОЯР – одно из самых загадочных озер России.
Озеро находится около села Владимирское в Воскресенском районе Нижегородской области. Выделяется среди озер правильной овальной формой Размеры озера полкилометра в длину и чуть больше в ширину. Глубина 39 метров при диаметре около 400-500 метров. Озеро имеет большое значение для сакральной истории нашей страны. Именно на его месте по преданию когда-то находился священный для славян град Китеж.

Озеро Светлояр — жемчужина русской природы. Вода кристально чистая и холодная — поступает из глубокого разлома в дне озера. Ученые говорят, озеро обычное, карстового происхождения. Но не одно столетие ходят о нём самые невероятные слухи. Много тайн хранит Светлояр, и сколько же чудес совершается на его берегах!

В свою бытность здесь побывали Максим Горький, Павел Мельников, Михаил Пришвин, Владимир Короленко, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус.

Композитор Римский-Корсаков выразил свои впечатления, написав оперу “Сказание о граде-Китеже и деве Февронии”. История озера овеяна легендами.

Невероятная прозрачность воды; ее уникальные целебные свойства, собранная в сосуд, она не портится несколько лет
Водяной слой в 4 метра отлично просматривается — видно дно и стаи рыбок, кружащие вокруг растений.

Удивительные случаи чудесных исцелений происходят на озере каждый год. Православные паломники, уже который век, идут к этому святому месту молиться. До сих пор жива вера и в то, что жизненное благополучие вернется, если оползти озеро на коленях три раза.
Во время Великой Отечественной войны несколько женщин, совершили такой коленопреклоненный обряд молящихся о сохранении жизни своих мужей и сыновей. Помогло — все их мужчины вернулись домой целыми и невредимыми.
На берегах озера произрастают 27 видов растений не свойственных для этой высокой широты. Растет даже редкий вид южной орхидеи.

Светлоярская легенда гласит, и древние летописи свидетельствуют. Построил великий князь Георгий Всеволодович, правнук Владимира Красное Солнышко в XII-XIII веках. Малый и большой грады Китежи на берегу Волги, в районе нынешнего Городца и озера Светлояр. Начали строить каменный Большой Китеж 1 мая 1165 года, а закончили — 30 сентября 1167-го. Город длиной в 200 сажен и шириной в 100 сажен вокруг его окружали рвы. В центре возвышались церкви во имя Воздвижения Честного Креста Господня, а также во имя Успения и во имя Благовещения Богородицы.

Легенда о Китеже появилась примерно в конце XVIII – начале XIX веков. Согласно наиболее популярной в настоящее время версии, зародилась она в старообрядческих кругах. В XVIII-XIX веках Китеж представляли, как город праведников, город социальной справедливости, куда мог отправиться каждый честный россиянин. Царство «древнего благочестия» блаженных, земной рай, Беловодье. В России того времени были распространены рассказы о людях, давших обед уйти в Китеж.

Согласно преданиям, хан Батый, завоевав Суздальскую Русь, направил свои войска на Китежскую Русь. «Была сеча великая, — писал Китежский летописец. И отступил князь Георгий вниз по Волге в свой Большой Китеж.

За ним была погоня, и, по еще одной красивой легенде, лошадь князя оступилась в лесу, а из-под копыта неожиданно забил фонтан воды.

То место, где оступилась лошадь, считается святым до сих пор и называется Кибелекским ключом святой воды. Близ него есть три могилы с крестами. Именно здесь произошла битва Китежской дружины с татарами.

Три Китежских богатыря из войска князя Георгия погибли здесь в неравном бою, защищая Землю Русскую. Говорят, что они там и похоронены, другие утверждают, что это — монахи-схимники. Но, так или иначе, Земля, собранная в этом святом месте, считается целебной.
Рядом с могилами Трех Святых, на ключе Кибелек, есть колодец, вода из которого считается святой и исцеляет от недугов. Могилы эти принято обходить три раза с молитвой и лишь после этого набирать воду из ключа.

Батый, захватив Малый Китеж, велел пытать взятых в плен людей князя, чтобы узнать, куда он скрылся. Один из них, по имени Гришка Кутерьма, как сообщает летопись, «не могий мук стерпети», проговорился и показал тропу через лес к Светлояру.
Так или иначе добраться до города князь не успел. Юрий Всеволодович был убит Татарами, а враги вышли к граду Китежу всей ордой. Обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились.

Свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, Богородица спустилась с небес, тут же из-под земли забили многоводные источники, затряслась земля. На глазах Батыя и его войска священный город погрузился в озеро Светлояр, не доставшись врагу на разграбление, бесчестье и смерть. Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведённый таинственной силой.

Место, где Богородица ступила на землю — большой камень с отпечатком ее следа — считается святым. А вода все бежала и бежала.
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим посередине крестом. Она медленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест.

С тех пор, согласно легенде, город Китеж стал невидимым. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. Но лишь наиболее просветленные люди могут услышать на Светлояре звон колоколов, а в водах озера узреть отражение храмов.

Считается, что стоит праведнику подойти к берегам озера, как на него опускается плотный туман. В его молочных клубах перед человеком является небесный град Китеж. Из главных ворот города выходит старец, приглашая войти в него и остаться там навсегда. Таковы местные предания.

Исследования

Достоверность древней легенды неоднократно пытались проверить многочисленные исследователи и ученые. В XIX веке на озеро приезжали студенты Казанского училища, положив начало натурным поискам удивительного города. Правда, ничего заслуживающего внимания они не обнаружили.
В ходе более поздних экспедиций В.В. Докучаева выяснилось, что озеро имеет карстовое происхождение. Этот факт говорил в пользу того, что на его дне, действительно, может существовать провалившийся город либо монастырь. Тем более что при сравнительно не больших размерах, озеро невероятно глубокое – 39 метров. Причем не исключено, что водоем имеет фальшивое дно и на самом деле еще глубже.

Экспедиция журнала «Смена», проводившаяся в советские годы, установила, что «котловина озера лежит в узле пересечения глубинных разломов земной коры, что и привело к опусканию пород и образованию на этом месте озера. Косвенной причиной этого процесса, могло послужить землетрясение в 1596 году, которое отмечалось в Нижнем Новгороде». Несколько лет подряд исследования озера проводили участники экспедиции, организованной «Литературной газетой».
Российские и иностранные ученые не раз спускались под воду Светлояра, бурили землю возле берега в поисках следов града Китежа. Но эти попытки не увенчались успехом. Более того, с некоторыми дотошными людьми происходили серьезные неприятности.

Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин.
В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли, и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным.

Убежденные материалисты в пику верующим говорят, что максимальная глубина Светлояра составляет 40 метров. Происхождение его карстовое. Есть и другая версия. Ее сторонники утверждают, что озеро образовалось благодаря падению метеорита. Косвенным подтверждением этой теории может служить правильная форма чаши водоема круг, большая глубина и наличие камней в окрестностях.

Рассказы и свидетельства

Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы.

Учительница одной из школ Нижнего Новгорода, приехала со своим классом на Светлояр на экскурсию. В память о поездке женщина сделала несколько фотоснимков. Когда фотографии были отпечатаны, на одной из них проступило призрачное изображение церковного купола без креста.

Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

Уфологи из Москвы, которые недавно здесь работали, четко зафиксировали своими приборами, что район озера Светлояр — аномальная зона. По их мнению, здесь существует некий энергетический столб, невидимый обычным зрением. Его еще часто называют тонким планом, четвертым измерением. И только верующие, просветленные люди могут видеть его.

Для того чтобы проверить достоверность легенд в 2003 году отправилась экспедиция со съемочной группой телекомпании «Грань». Самое удивительное, что практически все чудеса, подтвердились. Когда члены экспедиции, оставив машину на трассе, шли через пролесок к озеру, прозвучало несколько ударов в колокол. Звон напоминал «корабельные склянки». Тем не менее, когда члены съемочной группы вышли на берег Светлояра, то никаких колоколов, которые могли бы звонить, обнаружено не было. Церковь, стоявшая на берегу озера, оказалась заперта на замок и ее колокола звонить явно не могли.

Рядом с храмом на высоком берегу находится крупный валун. На его поверхности отпечатался след босой ступни женской ноги. Как будто некая девушка погрузила свою ножку в мягкий, как пластилин камень. Получалось, что легенда о спускавшейся с неба Богородице для спасения города от татар и наступившей на камень, была правдой.

Вокруг озера, проложены мостки, по которым на коленях передвигалось несколько пожилых людей. По преданию, кто трижды проползет вокруг озера на коленях, сбудется его сокровенное желание. Члены экспедиции, решили проверить эти слова на практике, и убедились в их достоверности. Желания у всех членов съемочной группы, принявших участие в оползании действительно, осуществились.

Главное чудо произошло на рассвете. Едва солнце озарило лагерь, как в его лучах показался мираж купола храма. Когда участники экспедиции, попытались запечатлеть его на фото и кинокамеры, вся электронная аппаратура перестала работать. Сделать снимок получилось лишь на старенькую пленочную фотокамеру. На снимке отобразились лучи солнца, собранные в конусовидный купол над водами озера.

Крестный ход

Среди местных жителей озеро Светлояр представляет своеобразное «место силы». Так, в ближайшем к озеру селе Владимирское даже в советское время сохранялась традиция проведения крестных ходов вокруг озера по религиозным праздникам.
Круг озера — всего лишь 1,7 километра. И чтобы ощутить энергию этих мест — лучше не торопиться во время прогулки, поэтому здесь есть много лавочек, которые помогут дольше задержаться у красивых видов.

В 1909 году ещё малоизвестный писатель М. М. Пришвин выступал на заседании Императорского русского географического общества в Петербурге со своим докладом о поездке по Заволжью. Внезапно он опустился на пол и начал ползать на животе, приговаривая:
«Ползут, все ползут. Чем испугал всех присутствующих.

А началось всё с того что летом 1908 года Пришвин едет в «нетронутый» край, в Керженские леса, на «седую» реку Ветлугу, к озеру Светлояру. Что же его туда поманило? – Нет, не только девственная природа, непроходимые леса, болота и озера.
Писателю хотелось собственными глазами увидать круглое озеро Светлояр, похожее на «светлое око в зеленых ресницах». И как опустился и так спасся от татарского нашествия город Китеж, некогда здесь стоявший.

????????????????????????????????????

В результате этой поездки у Пришвина родилась книга – «У стен града невидимого» 1909 год, а образ невидимого града Китежа так и остался в его творчестве до конца дней. Тогда же Пришвин сделал сообщение о своем путешествии в Заволжье на заседании Географического общества, которое произвело невероятное впечатление на известных ученых.

«Вот он вышел – моложавый, гибкий, волосом черный – друзья звали его в те годы «Грач»; светлые глаза с двойным выражением – открытые с улыбкой к людям и неизменно серьезные внутрь себя. Начал рассказывать, и вдруг опустился на пол, лег на живот и пополз, повторяя вслух: «Ползут, все ползут… тут, там, везде. Мужчины, женщины, дети – все ползут…».

Так он изобразил очень выразительно дикий, укоренившийся в православном народе языческий обряд «оползания» святынь на берегу Ветлуги – церкви чтимого народом со времен Ивана Грозного святого Варнавы. Корректная публика была смущена, раздались протестующие голоса. А Пришвин поднялся, и как ни в чем не бывало, занял подобающее лектору положение за кафедрой и продолжил рассказ».

Так писатель изобразил обряд «оползания» святынь, который увидел возле церкви на Ветлуге.
Обряд «оползания» церкви известен с XIX века. «Оползание» церкви проводилось паломниками, когда они приходили к святому месту. Обязательно нужно было оползти святыню три раза с молитвой, таким образом воздавать свою жертву святыне.

Особенно почитаемыми считались обыденные церкви, которые возводили по обету, чтобы избавиться от бедствий голода, болезней, войны. Считается, что на озере Светлояр как раз есть такая церковь. Точнее целый город.

В определённые дни поминовения сюда приезжают паломники со всей России. Об этом в 1890 году писал другой русский писатель — Владимир Короленко.
«Ежегодно «под Владимирскую» из Нижегородской, Владимирской, Вологодской губерний, даже из-за Перми, из-за Урала сходятся на берега Светлояра толпы людей, стремящихся хоть на короткое время отряхнуть с себя обманчивую суету сует и заглянуть за таинственные грани».

«Благочестивые люди на коленях трижды ползут кругом озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду и припадают к земле и слушают. Усталые, в истоме между двумя мирами, при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону».

Главная традиция благословенных берегов озера Светлояр – обходить озеро с молитвой во испрошения отпущения грехов, во спасение души и исцеления телесных недугов.

Этой традиции много веков. Обход начинается с посещения храма на озере для получения благословения.
Благословение дает священник. После испрошения благословения верующие обходят озеро по часовой стрелке, читаю Богородичную молитву.

Около храма-часовни в честь Казанской Иконы Божией Матери на озере Светлояр лежат два камня, которые верующие почитают «священными», предполагая, что следок на одном из них оставила сама Богородица. Тысячи православных, бывающих на этих святых берегах, кладут руки на камень со следком и молят Богородицу о помощи, заступничестве и благословении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *