Шаман Кашкулакской пещеры

На территории России в Республике Хакасия в северных отрогах Кузнецкого Алатау, на юго-восточном склоне горы Кашкулак есть пещера, которую местные жители прозвали Пещерой черного дьявола или одним из самых страшных мест на земле.

Расположенная в Ширинском районе Кашкулакская пещера карстовая.
Имеет три яруса, серых известняков, соединённых вертикальными колодцами. Глубиной около 20 метров. Глубина пещеры 49 метров, общая протяжённость ходов 820 метров. Входов в пещеру 3. В верхнем ярусе встречаются кальцитовые натёчные образования. Нижний ярус в сильные паводки периодически затапливаются. Категория сложности пещеры 2Б.

Вход в Кашкулакскую пещеру находится в 9 километрах от села Топанов, в пределах так называемого Ефремкинского карстового участка.
Привходовая часть пещеры в течение последних двух тысяч лет использовалась шаманами как культовое место.
Пол пещеры завален костями жертвенных животных. Стены покрыты окаменевшей копотью. Местом для жертвоприношений служил Храмовый грот и располагающийся там сталагмит.

По одной версии древние хакасы согласно легендам, поклонялись в Кашкулакской пещере Черному дьяволу. Здесь же они приносили жертвы своему божеству, в том числе человеческие. Древние хакасы верили, что в пещере существует проход в мир мёртвых, и задабривали богов, обитающих под землёй, кровавыми жертвами.

Современные жители Хакасии к пещере не ходят и детей в неё не пускают, считая, что нечего делать там, где древние люди приносили жертвы, задабривая духов преисподней.

Культ пещеры как прохода между миром людей и миром духов сохранялся у хакасов вплоть до XIX века. Правда, ни о каком Чёрном дьяволе они тогда не слышали. Для них это была пещера Белого шамана. Рассказывают, что некогда в этой местности протекал Золотой ручей, который якобы существовал ещё в XVIII веке. Сплавляясь по нему, души умерших шаманов попадали на тот свет. У пещеры жил могущественный шаман, носивший золотые одежды – он служил «проводником». Но настал день, и шаман умер.

Согласно местным поверьям, тело шамана предали огню, а его золотые одежды унесли вглубь пещеры, в которой тот при жизни совершал свои магические ритуалы. С той поры в пещере открылись ворота в потусторонний мир.

По этой причине немощные старики и больные соплеменники хакасов уходили туда, дабы завершить свой земной путь. Позже, во времена «бесконечных войн» III-VI века нашей эры, в Кашкулакской пещере обитали великие жрецы сарматов, которые приносили в жертву своим могущественным богам людей и животных.
Большинство местных жителей предпочитали не приближаться к пещере, которая считалась входом в «Нижний мир». Потомкам строго-настрого наказали – в пещеру не ходить. Разозлится Дух – беды не миновать.

А те немногие смелые охотники, всё же рискнувшие углубиться под землю, после вернувшись к людям, заболевали и умирали.

Рассказы о древнем шамане, возможно, являются не совсем сказкой. По данным археологов, Кашкулакская пещера служила культовым местом сибирских племён по крайней мере со II века до нашей эры. В центре одного из ходов некогда горел очаг, возле которого совершались кровавые ритуалы. Здесь находилась естественная «полка» для подношений. Одним из объектов поклонения был метровый сталагмит, воспринимавшийся древними людьми как фаллический символ плодородия. В III-VI веках в окрестностях пещеры обитали сарматы, не гнушавшиеся человеческими жертвоприношениями. Использовали пещеру и предки современных хакасов. Однако о конкретных шаманских практиках данных нет, так как в начале XX века ритуалы уже не проводились. В нижнем ярусе пещеры находится груда костей, смешанных с пеплом.

Сегодня пещеру Чёрного дьявола, предположительно, вновь используют хакасские шаманы.

«В 1992 году при посещении пещеры под полкой и на ней наблюдались старые бараньи кости. Никаких других следов жертвоприношений не было. В течение 10 лет картина полностью изменилась, — пишет доктор исторических наук Валентин Огудин.

У подножия сталагмита верующие стали разрубать туши баранов или диких коз на куски и затем укладывать их на каменную полку. Подносят также печенье, конфеты и личные предметы. Куски мяса кладут и на каменную глыбу возле сталагмита. Иногда сооружают маленькие костры и сжигают на них кусочки подношений. Жертвенное мясо стали бросать в провал.

К наиболее распространенным среди местных относится легенда о Черном шамане. Одно из хакасских преданий повествует о том, что в начале XX века неподалеку от Пещеры жил старый шаман, которого местные жители очень уважали и боялись.
Рассказывали, что этот шаман был столь могущественен, что мог оживлять животных, силой взгляда перемещать гигантские валуны и превращать камни в золотые слитки. В начале 1920-х годов, когда в Восточной Сибири шла Гражданская война, в тех местах объявилась банда под командованием атамана Соловьева.

Однажды жестокий «батька» схватил старого шамана и потребовал от него золото, которое, по слухам, в несметных количествах хранилось в потайных местах Кашкулакской пещеры. Шаман не только не открыл атаману, где хранятся сокровища, но и предсказал его скорую гибель.

Иван Николаевич Соловьёв (1890 — 1924)

По приказу Соловьева старого шамана сбросили со скалы в глубокую пропасть. А вскоре отряд атамана попал в засаду, устроенную Ужурскими чоновцами и был полностью уничтожен. Чоновцы застигли соловьёвцев врасплох и забросали гранатами стены центрального входа в пещеру до сих пор сохранили следы от взрывов.

Существует предание, согласно которому Кашкулакская пещера раньше была сквозной и проходила сквозь хребет. Однако во время боя уходившие от бойцов ЧОНа соловьёвцы взорвали второй вход в пещеру, его завалило камнями.
Кстати в рядах чоновцев служил будущий писатель Аркадий Гайдар.

Аркадий Голиков Аркадий Гайдар 22 января 1904 — 26 октября 1941

С того времени как повествуют местные легенды, призрак шамана всякий раз является незваным гостям пещеры, наводя на них ужас, лишая рассудка, а иногда даже и жизни.

Впервые об аномалиях Кашкулакской пещеры широко заговорили после того, как в 1959 году группа московских геологов случайно наткнулась на этот природный объект.
По воспоминаниям одного из участников той экспедиции Егора Барковского, два десятилетия спустя организовавшего новую экспедицию в Кашкулак, геологи сумели пробыть в таинственной пещере не более десяти минут. Охваченные необъяснимым страхом, они были буквально вытолкнуты оттуда некоей неведомой силой.

Когда экспедиция вернулась в расположенный неподалеку поселок Шира, местные жители объяснили геологам, что это духи пещеры не желают видеть людей в своем каменном святилище.

Спелеологи, обследовавшие пещеру в 1950-х годах, подтвердили предания хакасов о том, что 2000 лет назад в пещере приносили кровавые жертвы. В одном из гротов они нашли каменный жертвенник, а вокруг — золу от ритуальных костров. Скорее всего, жертве резали горло на алтаре, окропляли кровью зал пещеры, а потом скидывали в колодец, который вёл на нижние ярусы пещеры. Если кто-то оставался жив — его ждала мучительная смерть в темноте и могильном холоде далеко внизу. К счастью, человеческих костей в пещере найдено не было — древнее население Хакасии приносило в жертву богам только животных. Правда, в то время археологи её полностью не обследовали.

Кашкулакское подземелье — это символическое место силы Хакасии. На склонах горы рядом с таинственным подземельем проводят обряды и ритуалы не только местные шаманы, но и эзотерики, колдуны и неоязычники. Внутри пещеры часто можно увидеть кресты и зажженные свечи.

В 1985 году здесь проводила комплексные исследования группа спелеологов во главе с сотрудником Института клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения АМН СССР Константином Бакулиным. Однажды с Бакулиным произошел жутковатый случай. Готовясь к подъему наверх, он вдруг ощутил на себе чей-то тяжелый взгляд. Обернувшись, метрах в пяти увидел черного шамана с горящими глазами, который жестами подзывал его к себе, отступая все дальше вглубь пещеры. Словно под гипнозом Бакулин двинулся к нему. Но тут наваждение спало, и он принялся отчаянно дергать за веревку. Что было бы, если бы он последовал за призраком трудно представить.

Пересилить страх и спуститься в пещеру еще раз Бакулин так и не смог. О встрече с Белым Шаманом рассказывал не только Константин Бакулин, но и другие опытные новосибирские спелеологи. По их словам, в одном из гротов они «столкнулись с черной фигурой», которая через секунды «растаяла».

В книге «Загадочные явления» И. Резько приводит наиболее популярные версии, объясняющие появление Белого Шамана. Не исключено, что в пещере скапливаются газы, которые при длительном вдыхании вызывают галлюцинации.

Другие ученые считают, что речь идет о голограмме. Если допустить, что предметы обладают «памятью», то они «запоминают», и затем транслируют сохраненную информацию. А значит, при определенных климатических условиях из пещерных стен вполне могут появляться объемные проекции.

Версию о наличии одурманивающих газов, вызывающих галлюцинации, подтверждает еще один факт. Пещеру с давних времен облюбовали шаманы.

В книге «Иллюстрированное повествование о нечистой силе» И. Винокуров упоминает, что члены шестой экспедиции Новосибирского Института клинической и экспериментальной медицины (ИКЭМ) под руководством академика В. Казначеева обнаружили в зловещих гротах «груды полуистлевших костей» – не только животных, но и людей.

В 1980-х годах слухи о том, что в Кашкулакской пещере обитает зло, достигли такого накала, что директор новосибирского Института клинической и экспериментальной медицины (ИКЭМ) академик Влаиль Казначеев решил снарядить в пещеру экспедицию, которая должна была комплексно исследовать подземные ходы и найти источник слухов либо опровергнуть их. Причём одним сезоном Новосибирцы не ограничились — по крайней мере, известно о шести. Чтобы выяснить, что именно в пещере Чёрного дьявола вызывает у людей страх, сотрудники ИКЭМа установили на горе Кашкулак и внутри пещеры магнитометры.

Позже один из учёных, А. Трофимов, поведал журналистам, что сила индукции магнитного поля на горе постоянно разнилась, причём изменения могли быть как одиночными, так и групповыми, которые шли «очередями» с механической точностью. Новосибирцы высказали предположение, что внутри горы под пещерой действительно что-то находится.

DCIM100MEDIA

Действительно электромагнитное поле внутри пещеры постоянно изменяется, но четко пробивается один определенный импульс. Такой низкочастотный импульс, по мнению ученых, способен вызвать неприятные ощущения – тревогу, страх, панику.

Единственное, чего ученые не поняли — откуда берется импульс. История Кашкулакской пещеры окутана тайнами и необъяснимыми явлениями. Мифы и легенды пугают и завораживают.

Заговорили о том, что внутри горы похоронено НЛО, которое уже миллионы лет подаёт сигналы «своим». Высказывались предположения, что изменение магнитного поля может быть вызвано глубинными процессами внутри Земли пещера находится на месте разлома земной коры. Он пролегает через озеро Беле, скалы Сундуки и Кашкулак, и пока «заглянуть» в него и поискать «транслятор» загадочного импульса технологии не позволяют.

Кстати, электромагнитные колебания ощущают не только люди — летучие мыши и гнездящиеся у входа голуби в эти минуты теряют ориентацию и начинают метаться. Панический страх Описание ощущений, которые испытывали в проклятой пещере участники экспедиций, очень схожи. Бывалые спелеологи и образованные ученые рассказывали про «нарастающее волнение» и необъяснимый панический страх. Научный сотрудник ИКЭМа А.Трофимов, участник 5-й экспедиции, писал, что каждый раз при нахождении в пещере у него «возникало чувство тревоги». Он «трясся, как осиновый лист», хотя никогда не считал себя трусом.

С 1960 года до конца 1980-х годов было проведено 6 экспедиций. Выяснилось, что общая длина ходов составляет от 700 до 820 метров, а вглубь земли пещера уходит на 50-60 метров. Во время исследований по-прежнему происходили странные явления. Люди видели старика в меховой шапке с рогами и в развевающихся одеждах, в руках у которого находился бубен. Грот, где это происходило, спелеологи назвали «Призрак». Возникали и другие видения: например, медведь с человеческим черепом вместо головы или гигантские вороны сидящие на груде костей.

С конца 1970-х годов многочисленные экспедиции исследователей пытаются дать научное объяснение паранормальным явлениям, происходящим в Кашкулакской пещере. Всякий раз, оказываясь в этом таинственном месте, ученые фиксируют ряд однотипных явлений: чувство необъяснимого страха и ощущение того, что в пещере есть кто-то невидимый; визуальные миражи в виде человеческих фигур и мифологических существ; слуховые и тактильные галлюцинации.
Приборы установленные учёными фиксируют странную закономерность; стоит человеку ступить внутрь грота, как там поднималась настоящая электромагнитная буря.

В 2003 году абаканский экстрасенс Дмитрий Иванов, трижды побывавший в Кашкулакской пещере, заявил, что на глубине 500 метров под горой Кашкулак находится ретранслятор. В наши дни прибор посылает в направлении созвездия Орион сигналы. Также, по мнению Иванова, Кашкулакский ретранслятор вполне может служить своеобразным маяком.

В конце XX века пещера стала обрастать новыми слухами, один другого страшнее, от чего её в конце концов и прозвали пещерой Чёрного дьявола.
Из уст в уста передавались рассказы о двух девушках, которые спустились в пещеру, никого не предупредив. Одна из них якобы навсегда пропала, а вторая вскоре нашлась — она брела по дороге и бормотала что-то непонятное, изо всех сил сжимая в кулачке каменную фигурку шамана. Беднягу отправили в сумасшедший дом, где она вскоре умерла, так и не придя в себя. Говорили о группе студентов, которые исчезли в пещере, не оставив после себя и следа. Наверняка отправились прямиком в мир духов.

Уже в 1996 году в пещере бесследно пропали пятеро кемеровских исследователей. Единственный молодой человек, которому тогда удалось выбраться из пещеры, невнятно бормотал о каких-то мохнатых чудовищах и огненной двери в каменном полу, куда он едва не провалился. Парень был изможден, и его поместили в больницу, где он через пару недель скончался от неизвестного заболевания.
Но чаще всего побывавшие в Кашкулакской пещере делились впечатлением о том, как вдруг без всяких видимых причин у них вдруг возникало такое невыносимое чувство ужаса, что они бежали из пещеры, расталкивая товарищей.

При столкновении с непонятным и необъяснимым всегда возникает животный страх. Галлюцинации и бессонница – меньшее из зол, ведь многие из пещеры попросту не вернулись.
Те, кто там побывал, рассказывали преследовавших их странных ощущениях-нервозности, подавленном состоянии, переходящем в панический страх. Часто это сопровождалось зрительными галлюцинациями, причем все до единого посетители пещеры видели перед собой призрак старика в лохматой шапке с рогами, похожего на хакасского шамана.

Проходят годы десятилетия, но тяга нашего народа к необычному и непознанному не ослабевает. Поэтому энтузиасты и исследователи, желающие посетить пещеру могут воспользоваться следующим маршрутом.

Село Шира

Село Топанов

Село Шира — дорога на Коммунар — село Топанов. От села Топанов вдоль Тюримского лога уходит грунтово-обсыпная дорога, построенная в 1980-х годах до лесоучастка Тюрим. Через 10 км от неё отходит влево наезженная полевая дорога, передвижение по ней крайне затруднено в дождливую пору. До пещеры по этой дороге около 5 км. Рекомендуемый транспорт: автомобиль с высокой проходимостью.

В XXI веке пещера Чёрного дьявола продолжает пользоваться популярностью у мистически настроенных граждан. В самом начале нулевых возле неё пытались открыть свой «монастырь» адепты секты неоиндуистов Саи Бабы. Они якобы «общались» в пещере с «нижним миром» и почитали её как «место силы».
Поскольку никаких законных оснований находиться возле пещеры и проводить в ней обряды у адептов не было, местная администрация сумела вытеснить их со склона горы.

Хакасия

По мнению шаманов, практикующих в наши дни в разных регионах Сибири, подобное поведение не только свидетельствует об отсутствии истинной культуры у самопровозглашенных язычников, но и грозит многими бедами, которые разгневанные духи гор могут обрушить на их неразумные головы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *