Геоглифы Наска

Республика Перу находится на западном побережье материка Южная Америка и омывается Тихим океаном. Эта страна одна сплошная загадка. Здесь тайна накладывается на другую тайну. Одна из них Геоглифы Наска это гигантские геометрические фигуры, линии и рисунки, созданные тысячи лет назад на огромных территориях пустынь и видимые только с самолёта.

История

Плато Наска удивительно ровная и совершенно безжизненная пустыня. Примерно в четырех сотнях километров к югу от Лимы, современной столицы Перу, и в сорока километрах от побережья Тихого океана. Здесь, под палящим солнцем экватора, где дожди выпадают два раза в году по пол часа. Казалось бы, здесь ничего больше и быть не может.

На поверхности плато переплелись между собой изображения животных и людей, геометрические фигуры и линии. Прямоугольники, трапеции, треугольники, фигуры кита, обезьяны, паука, кондора, колибри, неизвестных животных и растений. Все это покрывает громадную площадь – в несколько сотен квадратных километров. Кто создал гигантский «мольберт» – природа или человек?.. Кто, когда и зачем так разрисовал безжизненную пустыню? Ответ на эти вопросы вот уже много лет пытаются найти не только профессиональные археологи и историки, но и энтузиасты-любители по всему миру.

В перуанском департаменте Ика, к югу от города с одноименным названием, в долинах рек Гранде, Ингенио и Наска со II века до новой эры до VI века новой эры проживали племена Наска — важнейшая цивилизация доинкских времен.
Под историей южноамериканской страны Перу большинство подразумевает прежде всего историю инков. Однако инки были лишь одним из множества древнеамериканских народов, оставивших заметные свидетельства своего присутствия.

Страну можно примерно разделить на три большие природные области. Территория расселения инков в принципе покрывала все эти области, однако основная область их проживания находилась в долинах высокогорья Анд.

Город Кауачи

К востоку от нее, там, где Анды резко переходят в низменность бассейна Амазонки, раскинулись обширные пространства влажных тропических лесов. На западе же, с той стороны Анд, которая обращена к Тихому океану, расположены пустынные области. Эти пустыни разорваны оазисами, в которых со II века до новой эры, то есть задолго до эпохи инков, проживали индейцы культуры Наска.

Ее столицей стал город Кауачи. Название «Кауачи» означает «место, где обитают провидцы». Эта цивилизация оставила после себя впечатляющее наследие. В научных кругах считается что к ним относятся таинственные линии и геоглифы Наска, а также уникальная система акведуков, которая сохранилась до наших дней.

Обнаруженные в пустыне гигантские воронки для сохранения воды уходят на несколько метров вглубь земли — они чем-то напоминают древние индийские ступенчатые колодцы. Глубоко под землей течет небольшая река. По спиралевидной дорожке жители этого засушливого края спускались в жерло воронки, в котором находится отверстие, чтобы набрать воду из подземной реки.

Геоглифы Наска группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов. Около 160 рисунков примерно 13 тысяч линий и полос и 700 геометрических фигур около 100 спиралей треугольников и трапеций. Общая территория, покрытая рисунками, протянулась более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток. Изображения достигают нескольких сотен метров в длину и с земли их распознать затруднительно.

Изображение дрозда-отшельника (ранее называлось «колибри») имеет длину 50 метров, рисунок паук имеет размер 46 метров, фигура, условно называемая «кондор», простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров.

Складывается впечатление, что главной загадкой являются рисунки, которым большинство исследователей и уделяет свое основное внимание. Но это далеко не так. На плато сегодня известно чуть более 150 рисунков. Таким образом, они составляют всего лишь 1% от общего числа изображений. А главная загадка Наски – это сами линии и полосы.

Идеально ровные линии убегают за горизонт, пересекая высохшие русла рек, взбираясь на холмы, и при этом ничуть не отклоняясь от своего направления. Сегодня существует более тридцати гипотез, пытающихся объяснить происхождение этих геоглифов, но ни одна из них не может дать вразумительного ответа на два принципиальных вопроса: как и для чего была расчерчена эта гигантская “чертежная доска”. Современные геодезические методы не позволяют провести на пересеченной местности прямую линию длиной до 8 км так, чтобы отклонение не превышало 0,1%.

А древние создатели рисунков Наски, кто бы они не были, это делали. Более того, прямые линии, тянущиеся на протяжении километров, просто игнорируют складки рельефа. Они спускаются в овраги, поднимаются на вершины холмов и при этом совершенно не нарушается их геометрическая правильность и параллельность боковых границ. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует.

Открытие

Рисунки и линии были замечены в 1939 году, когда над плато пролетел на самолёте американский археолог Пол Косок. Эти линии особенно поразили учёного. Они рассекали пустыню по всем направлениям без всякого видимого порядка, были абсолютно прямыми и убегали за горизонт, совершенно игнорируя неровности местности – через возвышенности и долины.

Позже, изучая все рисунки на месте, Поль Косок увидел, что технология их исполнения удивительно проста. Нужно было лишь сдвинуть камни и дёрн под ними, обнажив мягкую землю, и уложить их в ряд. Конечно, на это уходили многие годы. Но зато созданные с большой тщательностью изображения могли сохраняться в этом безводном засушливом месте тысячелетиями.

Темы рисунков, можно подразделить на две категории: это фигуры и линии, причём последние либо парные, как трамвайные пути, либо образуют геометрические формы. И поскольку во многих местах линии прочерчены поверх рисунков, очевидно, что вначале были выполнены именно рисунки. Линии же очень прямые, и остаётся загадкой, как удалось рисовальщикам так точно придерживаться замысла и достичь эффекта ровных линий на таких больших расстояниях.

Полю Косоку повезло. Он обрёл помощника в лице скромной переводчицы с испанского, сопровождавшей его в поездках по странам Южной Америки, немки по происхождению Марии Райхе. Именно ей вручил учёный судьбу своего необычайного открытия и никогда впоследствии не раскаивался в этом.

Огромный вклад в исследование загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе. Её работы начались в 1941 году. Семь лет ушло на составление первых приблизительных карт и топологических планов плоскогорья.

Лишь в 1947 году при содействии министерства авиации Перу Мария смогла воспользоваться вертолётом. Первый раз летела, свесившись за борт: её привязали верёвками, а фотоаппарат она держала в руках. Потом знакомый инженер сконструировал ей специальную подвеску – стало относительно безопасно. Она работала одна, и потому дело шло медленно. Первую подробную схему изображений в пустыне Наска Мария закончила лишь в 1956 году.

Свои наблюдения и предположения она опубликовала в книге «The Mystery of the Desert» («Тайна пустыни»), которую неоднозначно приняли ученые. Доходы от книги пошли на кампанию по сохранению пустыни Наска, оплату работы помощников и охраны. В начале 70-х годов линии Наски стали аттракционом для туристов. Мария Райхе встала на защиту пустыни и на поддержание знаков и содействовала внесению в 1994 году линий и наземных знаков Наска в список культурного наследия человечества Юнеско.

Exploring Navarino island, Cape Horn province, Chile with Canon M5.

Стремясь сохранить геоглифы на плато, находившееся вблизи Панамериканского шоссе. Райхе добилась от правительства ограничить доступ на территорию плато и в то же время выступила спонсором строительства башни рядом с шоссе, чтобы посетители могли с высоты осматривать линии. Ныне в том месте, где жила Мария Райхе, располагается ее музей, занимающий совсем небольшую территорию, на которой в маленьком садике находится дом Марии Райхе.

Он представляет собой очень скромную глинобитную хижину с земляным полом. Мария Райхе получила крест за заслуги перед отечеством 1 класса ФРГ, орден мудреца инков и высшую награду республики Перу, солнечный орден, звание почетного доктора перуанского университета в Сан-Маркосе а к 90-летию в знак признания ее заслуг перед страной – перуанское гражданство.

Мария Райхе, немецкий математик и археолог наиболее известный исследованиями таинственных фигур Наска, умерла в 1998 г. в возрасте 95 лет. Она похоронена в пустынной долине, которую любила всю жизнь.

Однако, не Райхе было суждено сыграть главную роль в судьбе геоглифов Наска. Если бы не известный писатель Эрих фон Дэникен, который выдвинул версию их инопланетного происхождения. Линии на пустынном плато, пожалуй, до сих пор интересовали бы только узкий круг специалистов. Эта версия впервые была изложена в книге «Колесницы богов», а затем была растиражированна им и в других книгах и фильмах, разошедшихся по разным странам, что и стало переломным моментом – «разрисованное» плато получило поистине мировую известность, а к поискам разгадки тайны геоглифов подключились энтузиасты из самых разных уголков планеты.

Сначала просто энтузиастами. Среди которых были прежде всего пилоты небольших самолетов. Которые могли не только осматривать известные линии и фигуры с наиболее удобных ракурсов на высоте птичьего полета, но и обнаруживать новые.

Наиболее значимым событием из череды находок новых геоглифов стало обнаружение линий и рисунков на плато Пальпа, которое расположено всего в десятке-другом километров к северу от Наска. Обнаружены они были с воздуха пилотами, маршруты которых пролегали над плато. Хотя Пальпа несколько меньше по площади, чем Наска, геоглифы тут столь же разнообразны и не менее загадочны. Линии, трапеции, полосы, фигуры и рисунки.

Однако при всем сходстве двух плато – Наска и Пальпа – между ними есть и очень важное отличие. Если Наска – это ровное единое плато, которое простирается на многие километры в разные стороны, то Пальпа – набор невысоких холмов с рисунками на плоских вершинах. Причем настолько плоских, что появляется ощущение чего-то совершенно нереального. Как будто кто-то громадным ножом срезал и испарил верхушки горных отрогов, чтобы затем рисовать на получившейся плоской поверхности.

Изготовлены линии, полосы и рисунки на поверхности плато путём выемки грунта, в виде борозд. В среднем от 40—50 сантиметров до 135 сантиметров шириной, а глубина варьируется от 20 до 30 см это в среднем. Зато ширина отдельных полос может достигать 100 м, а в исключительном случае – даже 200 м. А длина некоторых линий достигает 8-10 км! И даже при первом ознакомлении с этим феноменом возникают вопросы, на которые трудно найти ответы. При этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы — линии. Мелкий гравий внутри линий не отличается по цвету от остальной поверхности. Однако сами линии прекрасно видны с высоты и хорошо выделяются на фоне общего пейзажа.

При наличии десятков тысяч геоглифов и, несмотря на то, что поверхность пампасов такова, что единожды проехавший по ней автомобиль оставляет следы колёс, на плато Наска практически отсутствуют следы троп. То есть люди (многочисленные рабочие), выполнявшие данные земляные работы по изготовлению полос в несколько метров шириной и в сотни метров длиной, не оставили следов своих ног, натоптанных троп. Тропинки если и можно найти, то только на склонах холмов, где бывали раньше, до организации заповедника, местные крестьяне, на самом плато их нет.

Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.

Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждала, что создатели рисунков жители поселений культуры Наска сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. Кроме того, на концах рисунков были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI—I векам. до нашей эры. Из чего и был сделан вывод, что геоглифы были сделаны людьми этой культуры примерно 1500 лет назад.

Линии и полосы многократно пересекают друг друга, полосы накладываются на рисунки, геометрические фигуры пересекают полосы. Это говорит о том, что комплекс Наски покрывался изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Но при этом сделанные позже и наложенные сверху изображения не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними в этом есть некая странность.

Некоторые учёные, не поддерживают эту версию, объединяют эти два этапа
Российская исследовательница радиофизик Алла Белоконь после многих лет изучения феномена Наски выдвинула гипотезу о том, как могли быть сделаны эти изображения. Изучив характер линий, полос, а также рисунков и особенностей их проекции, она пришла к выводу, что все эти изображения могли быть выполнены только с воздуха, т.е. с воздушного аппарата.

Алла Белоконь предположила, что технически это могло быть выполнено воздействием на грунт потоком направленной энергии неизвестной нам природы. В качестве аналога она приводит многочисленные так называемые “рисунки на полях”, появляющиеся сегодня во многих странах мира, в том числе и в России. На плато Наска известно также более десяти так называемых “центров”. Это точки, из которых в разные стороны радиально выходит по множеству линий. Со стороны это напоминает систему координат.

Теории и гипотезы

1—Эрих фон Деникен – Культ пришельцев Теория Эриха фон Деникена – наиболее известна. Он выдвинул идею о том, что давным-давно пришельцы с других звезд посетили Землю. В этом месте они приземлились, и в процессе посадки летательных аппаратов камни были раздуты во все стороны ракетными выхлопами. При приближении к земле сила энергии вылетающих из двигателей газов увеличивалась и очищалась более широкая полоса почвы.

2—Доктор, Кабрера — у него свое мнение о линиях Наска. Под территорией, которую занимает Перу и Боливия, находится очень мощный источник магнетической энергии. Магнетическая сила ответственна и за появление линий Наска, и за канделябр Паракаса, а также и за рисунки, появляющиеся на полях.
Когда над планетой пролетает какой-либо объект, вступающий в контакт с энергией под плато Наска, то на поверхности земли появляются линии. И в отличие от прорисованных людьми, эти остаются нетронутыми и заметными довольно долгое время. И этому можно поверить хотя бы потому, что, когда люди попытались повторить рисунок канделябра на одном из береговых холмов, то новый геоглиф был быстро занесен песком, а оригинальный виден уже по меньшей мере несколько столетий.

3—Пол Косок – Обсерватория Косок выдвинул предположение, что плато Наска представляло собой нечто вроде древней обсерватории, где линии и полосы указывали направления на положение небесных тел (звезд и планет) в определенный момент времени. Эта гипотеза была полностью опровергнута в ходе экспедиции Хокинса.

4—Мария Райхе – Астрономическая теория Мария Райхе, самый знаменитый исследователь плато Наска, предпочитала астрономическую теорию, согласно которой линии указывали направления восхода важных звезд и планетарных событий, таких как солнечное солнцестояние, а рисунки паука и обезьяны символизировали созвездия Ориона и Большой Медведицы. Что весь макрокомплекс плато Наска был ориентирован на решение разнообразных астрономических задач и являлся самым большим в мире астрономическим календарём.

5—Симона Вайсбард – Астрономический и метеорологический календарь Симона Вайсбард считает, что геоглифы Наска изначально представляли собой гигантский астрономический календарь. В дальнейшем система линий и рисунков использовалась Насканской культурой в качестве системы для метеорологических прогнозов.

6—Алла Белоконь – Следы инопланетной цивилизации согласно этой версии, линии Наска созданы потоками энергии неизвестной природы с летательных аппаратов инопланетной цивилизации, что объединяет их с так называемыми рисунками на полях, производимыми НЛО. По мнению Белоконь, в системе геоглифов Наска отражена схема нашей Солнечной системы.

7—Андрей Скляров и Андрей Жуков – Сканирование с летательных аппаратов согласно версии, озвученной в фильме «Перу и Боливия задолго до инков», плато Наска образовалось в ходе событий Всемирного Потопа из остановившегося здесь селевого потока, спускавшегося с гор при возвращении в Тихий океан масс воды гигантской цунами, обрушившейся на Южную Америку. Селевой поток накрыл какие-то допотопные сооружения древней высокоразвитой цивилизации, летательные аппараты которой в дальнейшем сканировали плато в поисках этих сооружений. Линии – побочный результат такого сканирования.

Exploring Navarino island, Cape Horn province, Chile with Canon M5.

8— Ещё об одна версии, появившейся сравнительно недавно – это искусственная система подземных водных каналов, расположенных в недрах горного плато. В городе Наска с населением 10 тысяч человек протекает одноимённая река. По своему составу и «благоуханию» она не уступает канализационным каналам крупных городов, но в то же время жители Наска не испытывают недостатка в свежей и чистой воде. Её берут из системы колодцев, которые располагаются точно по линиям загадочных рисунков.

Всё больше загадок

Некоторых российские исследователи считают ключом к разгадке тайны пустыни Наска может служить огромный рисунок, нанесённый на 400-метровый склон горы полуострова Паракас в Перу. Рисунок известен, как «Канделябр Паракаса», или «Андский канделябр» или «трезубец», довольно сложная геометрическая фигура высотой в 120 м. Её видно с океана на расстоянии более 10 км. Поэтому исследователи почти единодушно полагают, что это, своего рода, маяк-указатель для древних мореплавателей. Его «ветки указывают в направлении пустыни Наска.

Как и у фигур пустыни Наска, линии этого изображения представляют собой выемки, достигающие коренной породы – красного порфира. Возраст «Канделябра» насчитывает не менее двух тысячелетий, а история возникновения – и вовсе тайна за семью печатями. Над бороздами геоглифа существует своеобразная «подушка» из стоячего влажного воздуха, которая и не дает им разрушиться под порывами ветра. Она образуется как результат поглощения красным порфитом солнечного тепла. Однако механизм ее действия полностью неизвестен.

Смущает ученых и тот факт, что когда они попытались нанести подобные изображения на соседние холмы, те под воздействием сильных ветров и метеоявлений исчезали буквально за несколько дней
Как уже писалось выше современные геодезические методы не позволяют и провести на пересечённой местности прямую линию длиной до 8 км так, чтобы отклонение не превышало 0,1%.

Нет подробных планов всего комплекса Наски, а тем более, плато Пальпы. Пилоты туристических самолётов рассказывают, что практически каждый год обнаруживают на плато новые, ранее неизвестные геоглифы. Но пилоты – не исследователи и не занимаются фиксацией вновь обнаруженных изображений. Этим занимаются учёные небольших археологических миссий.

Exploring Navarino island, Cape Horn province, Chile with Canon M5.

Интересно и то, что рисунок обезьяны имеет по три пальца на ногах и неравное количество пальцев на руках – пять на одной и четыре – на другой. Это можно было бы счесть за произвол художника, оставившего данное изображение, если бы не еще один геоглиф, расположенный неподалеку. Это так называемые “руки” – странный достаточно абстрактный рисунок, в котором можно узнать пару рук: одну – пятипалую и другую – четырехпалую. Это свидетельствует о том, что нам просто не доступна система символов, заложенная в изображениях комплекса Наски.

До недавнего времени считалось, что геоглиф «Канделябр Паракаса», уникален для полуострова Паракас. Благодаря космической фотосъёмке в песчаных дюнах полуострова были обнаружены новые геоглифы. Это оказались не широкие полосы, хорошо известные в Наске. Вновь открытые геоглифы Паракаса представляют собой сложную комбинацию из узких не очень длинных линий и множества округлых ям, расположенных в определённой последовательности. Их предназначение непонятно, учёные пока не выдвинули по этому поводу каких-либо гипотез.

Здесь же, недалеко от долины Писко, на плато Кахамаркилья была найдена странная «полоса», шириной, примерно в 20 метров и длиной в полтора километра. Эта полоса состоит из почти 7000 округлых ямок, выбитых в скальной породе. Их рукотворное происхождение не вызывает сомнений, но местные жители даже не знали о существовании этой полосы, пока она не была сфотографирована со спутника.

Человек так устроен что, увидев что-то загадочное впервые, начинает сравнивать это с чем-то виденным ранее или ему знакомым. Описывает предмет в связи с накопленным им опытом. А иногда он может просто пройти мимо не заметив. Путешественник и исследователь Андрей Юрьевич Скляров сравнил геометрические фигуры и линии геоглифов Наска со сканированием поверхности земли с летательного аппарата. Это для жителя Земли 20-21 века реально ведь раньше сканеров не было. И вообще его гипотеза о всемирном потопе, о гигантском селе, неизвестно почему свалившемся с бесснежных Анд и образовавших плато похоже соответствует действительности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *