Юрий Георгиевич Макаров родился 12 июля 1921 года. В городе Бийск на Алтае Советский Союз. Скончался в 1992 году. Самый популярный художник иллюстратор советской фантастики. На его счету тысячи произведений.
Родился Юрий в крестьянской семье. В зимние вечера мать шила шапки, а Юра приноровился вырезать из лоскутиков фигурки лошадей. Родителям нравилось. Семья переехала в Омск. Юра наряду с посещением обычной школы записался вольнослушателем в художественный техникум имени М.А. Врубеля. Преподаватели техникума по достоинству оценили рисунки Макарова.
Способного мальчика заметили. По направлению Омского обкома. Юра в тринадцать лет приехал в Москву в Дом художественного воспитания детей при Наркомпросе. Располагался Дом на Чистых прудах. В это же время в Ленинграде открывается Школа юных дарований при Академии художеств, и Юрий без особых затруднений поступает в это учебное заведение.
У Юрия Георгиевича сохранился интересный документ — письмо к директору Академии художеств И. Бродскому от заместителя народного комиссара просвещения, датированное 19 ноября 1935 года:
«Прошу принять Юру Макарова и рассмотреть его работы на предмет определения его в школу изобразительных искусств для особо одаренных детей при Академии художеств. По заключению специалистов Юра Макаров обладает исключительными дарованиями в области рисунка».
Юрий был принят в эту школу. На втором году обучения на выставке детского рисунка. В 1936 году одна из его работ в Париже. Работа на чапаевскую тему получила вторую премию, а в следующем, 1937 году на выставке детского рисунка у нас в стране он получил первую премию за панораму Полтавской битвы.
Увы, окончить школу при Академии Художеств Юрий Макаров так и не смог — характер был у него еще тот, и за драку с одноклассником его исключают. Юрий начал работать вначале в Эрмитаже, в цирковой труппе Донато. Рисовал афиши, выступал на арене. После травмы, полученной во время выступления, стал эстрадным танцором. « Юрий Макаров и джаз».
Подошло время призыва в армию. Попал в школу младших авиационных специалистов. Но окончить ее не успел. Началась война. В первом вылете летающую лодку, на которой он был стрелком, сбили. Потом воевал в морской пехоте, был ранен, лежал в госпитале. После госпиталя получил направление на Тихоокеанский флот. Был художником флотского театра, военным художником-корреспондентом. Участвовал в перегоне морских транспортов типа «Либерти» с грузами, поставлявшимися по ленд-лизу из Америки в наши порты.
Рейсы эти были опасные. «Либерти» строились из расчета на один рейс. В 1944 году в одном из рейсов транспорт был потоплен, а Юрий ранен. Сорок минут пробыл в студеном море. Что позже скажется на его здоровье и последующей инвалидности.
После окончания войны с Японией, некоторое время Макаров служил в Корее, Маньчжурии, Китае. В 1946 году демобилизовался. Затем устроился работать художником театра. Возможно, он и проработал бы в театре всю жизнь.
Но как-то случай свел его с Валентином Катаевым. Писателю понравились рисунки Юрия, и он предложил ему оформить недавно написанную рукопись «За власть Советов». Эта книга и стала первой работой Макарова на новом для него поприще.
С той поры Макаровым оформлено около двух тысяч изданий. Издания с рисунками Юрия Макарова знакомы нескольким поколениям любителей фантастики. Он неизменный оформитель книг А.П. Казанцева. Сейчас даже трудно представить произведения Александра Петровича в другом оформлении. Настолько рисунки художника органично слились в сознании читателей с книгами старейшего советского фантаста.
Художник рисует в характерной, присущей ему манере. Он часто применял эффектные чёрные заливки, делающие рисунок контрастным, выразительным. Превосходно проиллюстрировал книги из серии «Библиотека приключений и научной фантастики» (рамочки) и «Библиотека советской фантастики». В 1960-70-е годы был одним из постоянных художников-иллюстраторов научно-фантастических журналов «Искатель», «Техника молодёжи», «Знание-сила», и «Мире приключений».
Его иллюстрации к книгам остросюжетны, полны динамизма и потому, наверное, так привлекательны для читателя
Герои мира «Полдня» и «Плеск звёздных морей», фаэты и полярники Казанцева, космодесантники Павлова и Тупицына, частные детективы Юрьева запечатлелись в читательском воображении именно в образах Юрия Макарова. Поклонники приключенческого жанра знают иллюстрации к военным, шпионским и криминальным драмам.
Однако самые успешные проекты Макарова связаны с будущим или же покорением космоса и пыльных тропинок далёких планет. Это то, что отличает советскую научную фантастику. Она на удивление позитивная. И воспринималась она в то время скорее не как фантазия, а как образец будущего, которое скоро настанет.
Добро, справедливость, чувство товарищества — всегда побеждают. Страна строится, социалистических стран становится всё больше и больше. Скоро вся планета заживёт одной большой и дружной семьёй. Звездолёты уйдут в космос открывать новые миры, учёные совершат прекрасные открытия, а врачи победят оставшиеся болезни. И как-то верилось тогда в это. И, думается если бы всё пошло правильно, именно такое будущее и было бы сейчас.