Записки художника

Секреты мастеров. В. А. Серов.

Серов, Валентин Александрович. Родился 7 (19) января 1865 года в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман) Скончался 22 ноября (5 декабря) 1911 года в Москве. В. А. Серов один из величайших русских портретистов эта статья о секретах его творчества и палитры.

Краткая творческая биография.

Впервые талант к рисованию у ВАЛЕНТИНА Серова проявился В 1871 году в коммуне Н. Н. Друцкой-Соколинской в имении Никольское Смоленской губернии куда он был помещён по желанию матери. Примерно через год он стал учиться рисованию у немецкого гравёра Карла Кёппинга в Мюнхене. А затем и в Париже с И. Е. Репиным, Когда переехал туда вместе с семьёй. После возвращения в Россию В 1875 году жил летом в селе Абрамцево у Мамонтовых. Здесь им был написан натюрморт «Синяя ваза».

В сентябре начал посещать гимназию Карла Мая в Санкт-Петербурге. На следующий год. По рекомендации Репина, Валентин Серов стал посещать рисовальную школу Николая Ивановича Мурашко. Свою первую картину он начал на Замоскворечье. Спустившись к Москве-реке, он пленился одним пролётом моста. В восьмидесятом осенью был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств; одновременно посещал частную студию П. П. Чистякова работал с Репиным в Абрамцеве и окрестностях. Где и создал одно из первых своих значительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой.

Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие. В 94 году художник был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.

А в начале 1896 был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II; в связи с этим он получил право присутствовать на коронации В конце лета Серов принял предложение руководить натурной мастерской в МУЖВЗ. «Московское училище живописи, ваяния и зодчества»

1900 году В. А. Серов был избран в совет Третьяковской галереи. С января по март работал над заказными портретами царской семьи. В это время был написан портрет императора Николая II. В Январе 1903 года был избран в число действительных членов Академии художеств.

В начале октября тяжело заболел, даже написал завещание; но операция, проведённая в хирургической лечебнице, прошла удачно — художник остался жив. Долго лечился, ездил с семьёй в Крым и в Европу. В 1909 ушёл со всех постов и из МУЖВЗ. До кончины продолжал создавать портреты на заказ. Валентин Александрович. Был и остаётся величайшим портретистом России.


________________________________________
Техника и палитра живописи Валентина Александровича Серова.
В качестве оснований под портретную живопись маслом Серов пользовался почти всегда холстом и лишь в редких случаях картоном. Очень редко Серов писал портреты на досках. Работая темперой, художник большей частью пользовался холстом фабричного изготовления, покрытым полугипсовым грунтом. Серов выполнял работы и на не загрунтованной, а толь¬ко проклеенной тонким слоем столярного клея поверхности среднезернистого, довольно плотного холста. Помимо холста, художник пользовался плотным желтовато-коричневатым древесным картоном, покрытым тонким слоем клеемелового грунта. При работе масляными красками Серов в отдельных случаях выполнял портреты на оборотной стороне грунтованного холста, легко проклеенного тонким слоем клея.

Но большинство портретов маслом худож¬ник предпочитал писать на грунтованных холстах фабричного изготовления, преимущественно покрытых масляным грунтом. Помимо часто применяемых среднезернистых холстов, художник употреблял и мелкозернистые, плотные холсты. Наряду с ними он пользовался и собственноручно загрунтованными клеемеловым грунтом холстами. Для грунтовки своих холстов употреблял массу, состоявшую из раствора французского кроличьего клея, приготовленного из 55 г сухого клея и 700 см воды. Сухой клей предварительно замачивался в воде в течение 10—12 часов, затем в него добавлялось необходимое количество воды, и состав варился в клееварке на нежарком огне, исключавшем возможность его закипания. Готовый раствор охлаждался в течение суток, после чего разогревался и в теплом виде смешивался с 300 г гипса, 350 см3 воды, 10 см3 глицерина. Холст грунтовался приготовленной массой, которая наносилась последовательно на проклеенную за один раз поверхность холста двумя-тремя тонкими слоями. Количество слоев зависело от типа холста.

Работу на холсте художник начинал с наброска рисунка, в котором намечал несколькими линиями костяк формы, определял ее силуэтную линию. Рисунок выполнялся кистью, обычно одной краской — натуральной умброй, коричневой землей или асфальтом, жидко разведенным лаком или разбавителем. В некоторых случаях, делал эскиз-рисунок карандашом. В рисунке Серова нет ничего затертого, смазанного, приблизительного. Закончив рисунок, художник в подмалевке продолжал работу над лепкой и моделировкой формы, постепенно доводя ее до полной завершенности. Художник месяцами писал портрет, добиваясь идеальной позы, переписывая и переделывая детали, свет, композицию. Как реалист он писал работы, полные темных тонов, лишь некоторые из них исполнены в светлой гамме, как импрессионист художник оставался верным тёмной палитре. Фигуры на портретах поглощены тёмными тонами, но лица всегда освещены

Для Серова характерна требовательность, внимание к деталям. Палитра портрета всегда разная. Один состоит из следующих цветов: чёрный, матовый белый или античный белый, серебристый, бежевый, голубовато-серый, тёмно-каштановый, умбра жжёная, умбра, красно-коричневый, терракотовый, медный. В другом портрете преобладают серебристо-бежевые и голубовато-серые оттенки, также дополнительными оттенками являются тёмно-каштановый, терракотовый, лиловый, синий, умбра, умбра жженая, красновато-коричневый и матовый белый, серебристый, темно-серый.

Палитра красящих веществ, применявшаяся Серовым в портретной живописи, была немногочисленной:

белые — белила свинцовые и смешанные кремницкие;
желтые — охра светлая, золотистая, желтая, сиена натуральная, неаполитанская желтая, индийская желтая;
красные — земля красная венецианская, земля красная индийская, киноварь, краплак;
синие — ультрамарин, кобальт синий, индиго.
зеленые — изумрудная зелень, зеленая земля веронская, зеленая земля богемская;
коричневые — умбра натуральная, земля коричневая кельнская, земля коричневая кассельская.
черные — кость слоновая черная, виноградная черная.

Для разжижения масляных красок на палитре Серов преимущественно употреблял терпентинный скипидар и мастиксовый лак. В некоторых случаях, когда было необходимо иметь матовую поверхность живописно-красочного слоя, он разжижал краски петролем.

Александр Белянов

Recent Posts

Секреты мастеров Рембрандт ван Рейн

Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года скончался 4 октября 1669 года —…

4 часа ago

Секреты мастеров Поль Гоген

Эжен Анри Поль Гоген родился 7 июня 1848 года, в Париже скончался 8 мая 1903…

4 дня ago

Тайны Египта Серапеум в Саккаре

Загадочный Серапеум находится примерно 20 километрах к югу от пирамид Гизы в населённом пункте под…

1 неделя ago

Секреты мастеров Леонардо да Винчи

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи родился 15 апреля 1452 года в Италии селение Анкиано,…

4 недели ago

Секреты мастеров. А. И. Рекуненко

Рекуненко Александр Иванович Русский живописец. Родился в 1955 году в Ивановской области. Александр Рекуненко посвятил…

1 месяц ago

Секреты мастеров. А. А. Исачёв

Александр Анатольевич Исачёв Белорусский гениальный художник. Картины Александра Анатольевича написаны на уровне классиков мировой живописи.…

1 месяц ago