Записки художника

Секреты мастеров Рембрандт ван Рейн

Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года скончался 4 октября 1669 года — голландский художник, живописец, рисовальщик и гравёр.
Величайший из мастеров светотени работал в самых разнообразных жанрах, умел очень тонко передать на полотне человеческие чувства и переживания. Он воплотил в своих произведениях спектр человеческих эмоций которой до него не знало изобразительное искусство.

1—-Автопортрет Рембрандт

Будущий великий художник – Рембрандт Харменс ван Рейн. Родился в старинном голландском городе Лейден. В XVII веке Нидерландское государство обрело независимость благодаря революции, и страна зажила спокойной жизнью. Именно в это спокойное и благоприятное время юный живописец появился на свет.

Рембрандт стал шестым ребенком семьи Хармена ван Рейна, достаточно состоятельного человека, имевшего в собственности мельницу и солодовню. Кроме этого, отец владел еще и двумя домами, а также приличным приданым своей супруги – Корнелии Нелтье. Все это приносило доход, и семья ни в чем не нуждалась. Дед будущего художника по материнской линии владел пекарней, именно он научил дочь разбираться в кулинарии. Эти навыки пригодились в замужестве, на семейном столе постоянно присутствовали вкусные и дорогие блюда.

2—-В XVII веке Нидерландское государство. Живопись Золотого века
Голландии — не обычное отражение мира, но Зазеркалье со множеством деталей, раскрывающих неожиданные истории и смыслы.

Отец художника принадлежал к Голландской реформатской церкви. Мать была католичкой. Сам Рембрандт будет, протестантом.
Семья могла позволить себе и излишества, но жили они достаточно скромно, в соответствии с католическими правилами. Даже после революции в Нидерландах, родители живописца продолжали придерживаться всех канонов католицизма.

Рембрандт очень любил свою маму, и это трепетное чувство сумел сохранить на всю жизнь. Это видно по портрету, который художник написал в 1639 году. Добрый и немного грустный взгляд умудренной жизненным опытом старушки с любопытством смотрит на окружающий мир.

3—-Город Лейден второй по размерам после Амстердама мало чем по форме отличается от себя семнадцатого века.

Никто из членов семьи не принимал участия в светских мероприятиях, они не стремились к роскошной жизни, как многие их знакомые. Как проходили вечера семейства? Все сидят за столом и читают, кто книгу, кто библию. Многие жители Нидерландов именно так и жили во времена Золотого века.
В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при Лейденском университете, но наибольший интерес проявлял к живописи.

Ветряная мельница – собственность отца живописца, располагалась на берегу Рейна. Мальчик с ранних лет любовался красотой пейзажа, лазурной рекой, освещенной лучами восходящего или закатного солнца.

С детских лет Рембрандта отличала наблюдательность. Источником вдохновения для него могли стать и улицы родного города, посещения торговых рынков, где встречались самые разные люди, совершенно непохожие друг на друга. Мальчик любил делать наброски их лиц на бумаге.
Детские годы живописца запомнились ощущением счастья. Родители не стали отговаривать сына от рисования, наоборот, видя его успехи, решили развивать талант.

4—- Аллегория музыки, 1626.

5—- Историческое полотно, 1626

В 13 лет его отдали учиться к лейденовскому художнику Якобу ван Сваненбюрху.
В своем родном городе Рембрандт не видел возможности учиться, поэтому в 1623 году, несмотря на некоторое недоверие со стороны семьи, уезжает со своим другом в Амстердам к довольно неплохому художнику Питеру Ластману.
Специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах.

Процесс обучения продвигался прекрасно. Рембрандту очень нравились картины Ласмана, и он быстро перенял у наставника технику его владения кистью. От Питера молодой художник научился работать с яркими и насыщенными красками, передавать игру тени и света, точно, практически до скрупулезности, прорабатывать мелкие детали флоры.

Питер Ластман (1583-1633) проходил стажировку в Италии, поэтому его видение живописи и рисунка кардинально отличалось от стиля Рембрандта: рисуя с натуры, Рембрандт не пытался изобразить все самое лучшее и приукрасить реальность, как делали Ластман и его ученики.

Изображая женщину, тело которой являлось отражением ее тяжелой жизни, Рембрандт не приукрашивал увиденное и не создавал идеальное пространство, гармоничное и чистое. Он изображал женщину с той грубой и правдивой реальностью, от которой окружение невольно отвернулось. В том числе и Ластман, который не мог понять, как это можно назвать искусством.

На очередном уроке живописи, к ним пришла женщина-труженица. Ученики изобразили ее лучше, чем она есть. Рембрандт, наоборот, изобразил ее такой, какая она есть. Работа не понравилась ни учителю, ни ученикам.
Нельзя сказать, что эти уроки ничего ему не дали: детальность в исполнении Ластмана стала визитной карточкой творчества Рембрандта: мало кто из художников так много времени отдавал на прорисовку одежды, украшений, предметов быта.
Он никогда не был в Италии и в других странах. Тем не менее с живописью гениев итальянского Возрождения он был очень хорошо знаком.

Но его картины трудно сопоставить с шедеврами Возрождения. Он пошел по иному пути развития своего творчества. В его работах много голландского, того самого, простого и обывательского, реалистичного и неидеального.

6—- Давид с головой Голиафа перед Саулом, 1627

В 1626 году Рембрандт со своим другом-художником Яном Ливенсом возвращается в родной город. Они открывают собственную мастерскую. Приходят ученики.

Рембрандт много и упорно работает. Создает многочисленные зарисовки и офорты развивается в портретной живописи. Не имея заказов от жителей города, он без конца изображает отца, мать, братьев и сестру. И себя.
За несколько лет он приобрёл широкую известность.

В этот период творчества Рембрандт интересуется изображением обычных людей голландского общества. Он изображает их без преувеличения, без фальши и искусственности. Изображение нищих, бродяг, бедных людей было популярно в XVII веке в период бесконечных войн, картины Рембрандта отличались отсутствием изысканности и гротеска. Все так, как есть на самом деле. Люди абсолютно обычны и тем привлекательны.

«Пестрота и детальность выполнения» в картинах Питера Ластмана оказали влияние на молодого Рембрандта. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности.

Рембрандт начинает постигать значение светотени для передачи эмоций своих героев. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера — немецкого живописца

Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественный диалог с Яном Ливенсом. Работая рядом, они не раз брались за один и тот же сюжет.

7—- Иуда возвращает 30 сребреников, 1629

В 1629 году в Лейден приезжает секретарь принца Оранского Константин Хейгенс или Гюйгенс Нидерландский учёный и композитор времён голландского «золотого века». Известный в то время поэт и меценат. Отец естествоиспытателя и математика Христиана Хёйгенса (Гюйгенса). Приезжает отчасти из-за того, чтобы посмотреть, что есть интересного в этом Лейдене и какие картины тут можно приобрести, – Хейгенс был большим ценителем искусства. Якоб ван Сваненбюрх, тот самый первый учитель Рембрандта, посоветовал ему посетить мастерскую двух друзей-художников, потому что больше в Лейдене идти было некуда.

В одном из писем того времени Гюйгенс превозносит Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников, а полотно Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» он сравнивает с лучшими произведениями Италии и даже античности

Константин был поражен. И сразу купил много картин Рембрандта.
Связи поэта помогли Рембрандту завести богатых почитателей искусства. Посредничество Хейгенса помогло художнику получить первый серьезный заказ, Принцу Оранскому понадобились картины на религиозную тематику, и он обратился именно к Рембрандту. В 1636 году художник пишет полотно под названием «Христос перед Пилатом».

8—- Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима, 1630

9—- Философ в размышлении-1632

10— Портрет Мартена Лотена, 1632

11— Урок анатомии доктора Тульпа, 1632

12— Портрет молодой женщины с веером, 1633

После этого в 1631 году он переезжает в Амстердам. Рембрандт чувствует, что готов создавать нечто большее, монументальное и гениальное.
Свойственном эстетике стиля барокко динамичность и патетика его живописных произведений снискали ему состоятельных почитателей, подобно Гюйгенсу увидевших в нём нового Рубенса.

Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.

Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника.

13— Дом-музей Рембрандта в Амстердаме

Заказы сыплются к нему один за другим; не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный дом в Амстердаме Дом-музей Рембрандта, который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства

Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах. На протяжении всей последующей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись.
Рембрандт живет в Амстердаме. Он богат и знаменит – каждый уважаемый и знатный бюргер хочет портрет кисти Рембрандта. И даже не очень знатный – портрет нужен всем.
Заказчики хотели видеть себя в портретах. Им не нужна была идеальность и четкость.

При этом, для подчеркивания важности и знатности, большое внимание в портретах уделялось одежде и аксессуарам. Точное и детальное изображение украшений, атрибутике общественного положения или же профессии. То есть ценилось скрупулезное изображение внешнего вида, а также реалистичное лицо с возможными несовершенствами. Все то, что гениально удавалось воплотить Рембрандту.

Интересно то, как подходил Рембрандт к изображению групповых портретов. Он не выделял кого-либо из героев картины: они все находятся на одной линии. У него было стремление погрузить портретируемых в их среду обитания, предельно точную и детально описанную. То есть, важно было показать то, чем они занимались, поместить их в привычный интерьер, наделить картину теми предметами, которые бы как нельзя лучше описали происходящее.

14—Саския в образе Флоры, 1634

15—Рембрандт и Саския. 1635. Галерея старых мастеров, Дрезден

16—Жертвоприношение Авраама-1635

17—Пир Валтасара. 1635. Национальная галерея, Лондон

18—Ослепление Самсона, 1636

19—Воскресший Христос является Марии Магдалине, 1638

Настоящего успеха Рембрандт добился в столице. 8 июня 1633 года. Живописца представили дочери обеспеченного бюргера Саскии ван Эйленбюрх, которая и вывела его в свет. Благодаря девушке Рембрандт стал вхож во многие знатные дома, завоевал прочное положение в обществе.

Рембрандта всегда вдохновляла красота его любимой, поэтому он очень часто писал с нее портреты. Буквально на третий день после женитьбы, художник написал портрет женщины в шляпе с огромными полями. Работу выполнил при помощи серебряного карандаша. Он изображал свою любимую Саскию в домашней обстановке, теплой и уютной. Эта красивая пухлощекая женщина украшала и другие полотна мастера.

В 1634 году Рембрандт ван Рейн женится на Саскии ван Эйленбюрх – дочери местного бургомистра и адвоката Ромбертуса ван Эйленбурга.

Саския принесла в жизнь Рембрандта не только материальное благополучие, но и новый творческий порыв, желание писать больше и лучше. Естественно, заказов было много.
В 1641 году Саския родила Рембрандту сына – Титуса ван Рейна.
Рембрандт начинает создавать свою собственную коллекцию произведений искусства. Внимательно изучает искусство Италии, особенно работы Караваджо. Экспериментирует со светом. И создает бесконечные картины с Саскией.

20—Даная. 1636-1643.

21—Учёный в лекториуме. 1641. Дерево, масло. Королевский замок, Варшава

22—Давид с Ионофан, 1642.

В этот период творчества Рембрандт изображает библейские и евангельские сюжеты, а также продолжает писать портреты на заказ, ведь их становится все больше и больше.
Рембрандт единственный из голландских художников, которого по причине особой значимости стали называть не по фамилии или полному имени, а просто Рембрандт.

Посмотрите, как со временем меняется передача изображения героев и атмосферы, как цвета заменяются томным светом, как богатое одеяние теряется, на первый план выступает реалистичность и романтическая эмоциональность.

Любимая жена художника – Саския умерла в 1642 году. Она скончалась от туберкулеза. В этом браке родилось четверо детей, но выжил только один – сын Титус, остальные скончались младенцами.

23—Рембрандт. Ночной дозор. 1642. Рейксмюсеум, Амстердам

В 1642 году Стрелковое общество сделало ван Рейну заказ на создание группового портрета, который хотели разместить в новом здании. По совершенно непонятным причинам картину назвали «Ночной дозор». Ее запачкали сажей, и только в XVII веке искусствоведы сумели рассмотреть, что на полотне запечатлено дневное время.

Художнику удалось досконально изобразить все тончайшие детали мушкетеров, пребывающих в движении. Кажется, что в этот момент время просто остановилось, дав Рембрандту запечатлеть на полотне выход ополченцев из темного двора.

В те времена портреты, в том числе и групповые, выполнялись парадно. Персонажи на полотне располагались анфас, и замирали, не выполняя ни малейшего движения.

Рембрандт считал истинным предназначением живописца изучение натуры, возможно, именно по этой причине его полотна отличались излишней фотографичностью. Ему хотелось запечатлеть на холсте каждую мелочь, даже самую незначительную эмоцию в выражении лица человека.

Так же, как и многие мастера, жившие и творившие в Золотом веке, Рембрандт пользовался в своем творчестве религиозными мотивами. Картины ван Рейна не просто запечатлевали лица, они передавали весь сюжет, имеющий собственную историю.

Рембрандт обладал совершенно уникальным стилем написания своих картин, при минимуме красок он делал свои картины «живыми». Это все благодаря игре тени и света.

При создании этой четырёхметровой картины — самого масштабного из своих произведений — Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи. Люди были изображены, в движении, что не понравилось заказчикам, многие из которых оказались при этом задвинутыми на задний план.

После «Ночного дозора» в мастерского Рембрандта остаются единичные ученики. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель.

С 1640-х годов от Рембрандта отворачиваются заказчики и уходят ученики, объясняется это не столько неоднозначной оценкой «Ночного дозора», сколько общим поворотом живописной моды в сторону скрупулёзной детализации.

Художник продолжал жить на широкую ногу, как прежде. Семейство покойной Саскии высказывало озабоченность тем, как он распоряжался её приданым
Живописные работы этого периода немногочисленны.

Так хорошо начавшаяся жизнь художника, с ее счастливым детством и беззаботной юностью, обеспеченностью и признанием общества осталась в прошлом. А в настоящем Рембрандта ждала суровая реальность – отсутствие заказчиков и нищенская старость. Состояние художника всегда находило отражение на его картинах. Еще в годы жизни с Саскией, его картины дышали радостью, были наполнены солнцем и счастьем.
Ранние картины живописца поражали своей детализацией, а вот позднее творчество характерно широкими мазками, и тьмой, которая используется им вместо солнечных лучей.

24—Девочка, облокотившаяся на подоконник, 1645

25—Святое семейство. 1645. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

26—Авраам и три ангела, 1646

Отлично получалась у художника и мимика, люди на его полотнах выглядят настолько живо и естественно, что кажется, они сейчас придут в движение, заговорят, заулыбаются или заплачут.

Рембрандт заканчивает картину «Ночной дозор», которая как бы знаменует окончание его творческой карьеры. Именно карьеры, а не пути, так как Рембрандт продолжает создавать произведения искусства. Просто они больше не восхищают общество.

Общество требовало чего-то другого. Идеально отполированных портретов.
«Ночной дозор». Картина, написанная по заказу амстердамских стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенберга. Групповой портрет. Казалось, что не так? А не так оказалось все, по мнению публики.

Заказчики оскорблены. Никому не нужен был реализм, действие, сюжет и потрясающая передача света. Необходимо было просто изобразить однотипный групповой портрет, где все с каменными лицами смотрят вперед.
Слава Рембрандта меркнет.

27—Сусанна и старцы, 1638-1647

Рембрандт начинает изображать простых людей. И все глубже погружается в суровый реализм.
После смерти Саскии, которая познакомила Рембрандта с высшим обществом, где главная ценность была роскошь и богатство, он начинает отходить от изображения такого мира, отдавая предпочтению простым сюжетам, «низшим» жанрам.

В 1650-е годы вновь обращается к изображению портретов. Но эти портреты отличаются от ранних работ: простота и передача внутренних переживаний человека приходят на смену детальному изображению атрибутики и одежды.

В 1647 году в дом Рембрндта поступает на службу Хендрикье Стоффелс, которая своей добротой и преданностью покоряет сердце художника.
В 1654 году они предстали перед судом по обвинению во блуде.
Рембрандт много рисовал ее. И не только портреты, для многих библейских картин в качестве модели он выбирал ее.

28—Синдики – это собрание суконщиков амстердамской гильдии 1661

29— Возвращение блудного сына, 1666-1669

В 1661 году Рембрандт пишет групповой портрет по заказу ежегодно избираемых членов амстердамской гильдии суконщиков. Острая нужда в деньгах заставили Рембрандта написать картину.

В это же время написана картина «Возвращение блудного сына», которую можно увидеть в Эрмитаже. Есть многие работы того периода других художников. Там все радостно, легко и весело: вернулся сын, надо отпраздновать.
Тут все по-другому. Это только передача чувств, душевность и благодарность. Никаких деталей, отвлекающих от внутреннего переживания, от той потери, которую переживал отец.
Это невероятно грустное, тёмное, но в то же время великолепное произведение Рембрандта. Одно из лучших.

30— Хендрикье в меховой накидке, 1652

31— «Титус» 1657

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего в 1656 году заявил о банкротстве. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества. Художник отправляется жить в уединенный домик на окраине Амстердама, где и провёл остаток жизни.

32— Артаксеркс, Аман и Эсфирь-1660

В 1661-м Рембрандт написал полотно «Заговор Юлия Цивилиса», которое заказчики так и не оплатили. Причиной отказа в оплате послужило то, что художник не проработал лица участников заговора скрупулезно, так, как он это делал на протяжении всей своей творческой деятельности.

33— Матфей и ангел. 1661. Лувр II, Ланс. Возможно, моделью для ангела являлся Титус.

В 1665-м, незадолго до своей кончины, художник написал свой автопортрет. Он изобразил себя Зевксисом, древнегреческим живописцем, умершим от смеха. Оказывается, он сам написал портрет Афродиты, изобразив ее старухой. А потом начал смеяться над своей работой, причем так сильно, что скончался от смеха. На автопортрете Рембрандт изобразил себя смеющимся, в этой картине прослеживается черный юмор

Подводя итоги живописца Рембрандта можно сказать в результате многолетних поисков и разнообразных влияний, в том числе искусства караваджистов и стиля барокко, он нашёл собственный, ни на кого не похожий стиль, построенный на эффектах светотени и сближенных золотисто-охристых тонов. Этот стиль столь необычен, что творчество Рембрандта не вписывается в границы известных направлений, течений и стилей не только голландского, но и вообще мирового искусства.

«Он мог рисовать без контуров, делать портреты почти без видимых черт, писать без колорита. Мазок густой, стеснённый, почти неловкий и неуверенный. Поистине, он не попадает в цель, ложится поперёк, когда следует положить вдоль, кладётся плашмя, когда всякий другой положил бы его округлённо. Он только затемняет форму вместо того, чтобы придать ей определённость. Повсюду блики, то есть сильные акценты без нужды, без жизненной правды, да и не к месту. Утолщения красочного слоя, перегружающие холст, бугры, не объяснимые ничем, кроме потребности сгущать краски в светах.

Сложность стиля живописи Рембрандта как раз и заключается в том, что ясное пластическое выражение соединяется в нём с неясностью содержания.
Феномен Рембрандта нельзя объяснить никакими влияниями, также, как и непонятны влияния самого Рембрандта на современную ему голландскую живопись.
Складывается впечатление, что таких влияний вообще не было, настолько необычен этот художник. Творчество Рембрандта нельзя отнести полностью ни к классицизму, ни к барокко. Хотя под несомненным воздействием того и другого Рембрандт работал всю жизнь и этим значительно опередил свою эпоху. Эпоха отплатила художнику полным непониманием его искусства».

KENWOOD HOUSE, THE IVEAGH BEQUEST, London. » Self-Portrait » c1665 by REMBRANDT Van Rijn (1606-1669).

34— Поздний автопортрет Рембрандта того периода, когда он потерял большую часть своего состояния

В конце жизни самым близким к нему человеком, оставался сын Титус. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.

Похоронили его в амстердамской церкви Вестеркерк. За гробом шла только его дочь от второго брака с Хендрикье Стоффелс, Корнелия.
Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов. Зато вклад его в мировое искусство огромен и бесценен.

Александр Белянов

Recent Posts

Мексиканский астронавт из Паленке

Паленке город майя, затерянный в Лакандонских джунглях. Паленке – не древнее имя города. Это испанское…

6 дней ago

Художник-фантаст Валентин Викторов

Валентин Петрович Викторов родился в 1909 году город Самара скончался в 1981 году город Москва…

1 неделя ago

Художник-авангардист Николай Сажин

Николай Алексеевич Сажин родился 9 апреля 1948 года город Троицк Челябинской области скончался 2 апреля…

1 неделя ago

Загадочный Адамов Мост или Мост Рамы

Если лететь на самолёте над Маннарским заливом между Индией и Шри-Ланкой- Цейлоном, то невозможно не…

2 недели ago

Секреты мастеров Поль Гоген

Эжен Анри Поль Гоген родился 7 июня 1848 года, в Париже скончался 8 мая 1903…

3 недели ago

Тайны Египта Серапеум в Саккаре

Загадочный Серапеум находится примерно 20 километрах к югу от пирамид Гизы в населённом пункте под…

4 недели ago