Записки художника

Художник-авангардист Николай Сажин

Николай Алексеевич Сажин родился 9 апреля 1948 года город Троицк
Челябинской области скончался 2 апреля 2019 года город Санкт-Петербург советский и российский художник, педагог, член Санкт-Петербургского Союза художников Член Санкт-Петербургской академии современного искусства.
Художник-интеллектуал, один из наиболее ярких представителей петербургского авангарда.
В творчестве художника можно выделить целый период увлечения фольклором и фантастическими образами.

1——Николай Сажин в своей мастерской в Баскове переулке, 32

Детство Николай провёл в Троицке. Позже Художник говорил, что именно впечатления детства, проведенного в далеком от суеты, провинциальном городе, способствовали развитию его воображения. В возрасте 11 лет вместе с родителями переехал к родственникам в Выборг.
После окончания школы Сажин поступает в Таврическое художественное училище ныне училище им. Н. К. Рериха, где, по его словам, получил основы понимания творчества.

2—- Город Троицк Челябинской области 1948 год. Вид базарной улицы.

После прохождения службы в Советской Армии возвращается в училище. Но наибольшее влияние на формирование его как художника оказал именно первый год обучения на отделении декоративной графики. После окончания училища, продолжает обучение в петербургской Академии художеств на факультете графики. В 1972 году закончил ЛХУ им. В.А.Серова. — В 1978 году окончил Институт им. И.Е.Репина Всероссийская Академия Художеств им. Репина, графический факультет

В выборе дипломной темы проявилось пристрастие Сажина к гротескному и фантастическому. Изначально, выпускник графического факультета планировал проиллюстрировать произведения Э. Т. А. Гофмана, но затем обратился к не менее колоритному миру уральских сказок П. Бажова. Дипломная работа — серия эстампов по мотивам «Сказов» Бажова.

3—- Малахитовая шкатулка

4—- Малахитовая шкатулка 1

5—- Малахитовая шкатулка 2

6—- Малахитовая шкатулка 3

Учёбу в Академии, Сажин сочетал с активной деятельностью в кругах неофициальных художников. Он шесть лет провел в петербургской Академии художеств. Имея за плечами 11-летнее образование, живописец полагал, что любого человека формирует окружение, а не школа.
Благодаря независимому взгляду на условности ему удалось отыскать свой собственный язык и выработать узнаваемый стиль.
Сажин признавался, что темы его творчества неизменны: это всегда любовь и смерть, Эрос и Танатос в их взаимопроникновении и трансформации. Эстетические воззрения Сажина довольно традиционны: в искусстве существуют вечные темы, о которых веками говорят художники, пребывающие в постоянном поиске новых выразительных средств: нового стиля, нового языка.

7—- Лестница. 1977 год

8—- Масленица 1

9—- Масленица 2

10— Масленица 3

В мастерского художника материально-вещественное плавно перетекало в фантастическое: в аквариуме жили оранжевые лягушки, на стенах висели черепа животных. Пограничные состояния, игры со смыслами и формой характеризуют особый художественный стиль Николая Сажина.

Педагогическая деятельность Николая Сажина. И формально и, по внутреннему убеждению, он являлся не педагогом-мастером, а приглашенным преподавателем человеком со стороны, призванным заразить учеников свободой творческого импульса. Сажин, как и многие, был убеждён, что истинный художник проходит внутренний путь, процесс личного становления.
С 1977 года по 1989 год преподавал в ЛХУ им. В.А.Серова; рисунок, графика. — С 1989 года по 1990 год преподавал в ВАХ (графический факультет) и одновременно проводил слайд-лекции в Вашингтонском университете и Рид-колледже. — С 1997 года преподавал в Государственной художественно-промышленной академии им. В.И.Мухиной.

11—- Пасха

12—- Пейзаж с пахарем. 1980 год

13— Пейзаж с механической собакой. 1981 год

14—-Пугало 1982 год

15— Зелёный домовой. 1982 год

16— Хитрый. 1982 год

17— УХОД. БРОДЯЧИЕ ПИЛИГРИМЫ 1982 год

С 1986 года член Союза художников России. – С 1996 член Санкт-Петербургской академии современного искусства.

Стремление к творческой свободе сформировало художественный язык Сажина — графика и живописца. На любой групповой выставке Сажин узнаваем.

Начиная с семидесятых, с времени, когда художник Николай Сажин закончил учёбу, его картины и инсталляции выставлялись десятки, если не сотни раз, в Санкт-Петербурге, Москве, Портленде и Сиэтле. Его работы занимают отдельный зал в музее «Эрарта»,

Зарисовки из жизни Николая Сажина:

«В районе Приморской много мастерских. Их выделял Союз художников выпускникам академии им. В.И.Мухиной и института Репина. В них живут и работают скульпторы, живописцы и другие представители художественного Петербурга.

18— Николай Сажин в своей мастерской на Пушкинской, 10

19— Шагал. 1984 год

20— Солнцестояние диптих. 1985 год

21— Солоноворот зимний

22— Солоноворот летний

23— Пейзаж с дурою. 1986 год

Квартира-мастерская Сажина располагалась на верхних этажах многоэтажки, растянувшейся вдоль берега. Из её окон виден залив.
Первый этаж – это, собственно, квартира. Здесь полно всяких интересных мелочей: книги по искусству и культуре, бусы, черепа и глобусы.
Под потолком портреты холоднокровных лягушек-путешественниц, которые живут здесь же — в небольшом аквариуме. По стенам черепа животных. Среди растений, книжных полок, картин и снимков невероятно уютно.

На втором этаже мастерской, в храме художника, на его рабочем месте разместилась коллекция тыкв. В его коробках с краской – акрил и темпера. Летом Николай ходит рисовать. Он зарисовывает всё подряд: людей на пляже, сухие коряги, корабли и девушек, траву и заборы. За несколько лет насобиралось уже порядка сотни рисунков, из которых художник отбирает лучшие, компонует их и пишет уже «чистовики» на огромных холстах».

24— Клыкастый. Серия Йорики. 1990 год

25— На бойне. 1991 год

26— Житие. 1991 год

Направление в искусстве, в котором работал Николай Сажин, можно обозначить как Нео декаданс рубежа XX — XXI веков, отличающийся колдованием-волхованием на вечные темы и стирающий границы всех жанров и норм. В контекст художественной жизни Ленинграда-Петербурга Николай Сажин вошел работами фольклорно-языческого плана, самобытными и крепкими по исполнению.

В 1970 — 1980-е годы художник занимался иллюстрацией книг, создавал самостоятельные композиции в живописи и графике. Отдавая предпочтение сложной фактуре, густому и темному колориту в живописи, и графике.
Одной из особенностей творческого склада Николая Сажина является живой и острый юмор. Художник, свободно ориентирующийся в многообразии мировой культуры, ставит природный юмор на службу своему искусству, видоизменяя его по правилам постмодернистской игры.

Сажин изобретает матричные персонажи. Большое значение в творчестве Николая Сажина сыграло знакомство в студенческие годы с Евдокией Глебовой, сестрой Павла Филонова, которая долгое время до передачи в Русский музей свято и преданно хранила работы своего гениального брата. Искусство Николая Сажина отчасти отталкивается от художественной философии Филонова.

27— Три с половиной богатыря. 1992 год

28— Рыжая фурия. 1995 год

29— Старый диван. 1995 год

30— Трюмо. 1995 год

31—Весна священная. Посвящение Морису Бежару. 1998 год

Критики, отмечая его бунтарский дух, непредсказуемость, неуемное желание творить вопреки господствующей идеологии и конъюнктуре, вынуждены, вместе с тем, объяснять, что нигилизм Сажина особого рода.
Не секрет, что в 90-е годы агрессивный ленинградский авангард присмирел, растерял былой задор и боевой дух. У многих «непримиримых» появилось устойчивое желание нравиться.
Весьма показательна, в связи с этим, его графическая серия с расплывчатым названием «Посвящается Морису Бежару», за бесшабашной бравадой и ядовитыми шутками скрываются глубоко спрятанные от посторонних, сложные переживания. Раздираемого внутренними противоречиями гордого и одинокого человека.

32—Сажин Николай Алексеевич художник 2002 год

33—Три грации. 2002 год

34—Выставки-ИСПРАВЛЕНО И ДОПОЛНЕНО

Николай Сажин — один из основных художников «Эрарты», «Эрарта» — частный и первый музей современного искусства в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Название расшифровывается как «эра арта» — «эра искусства». Уже на момент формирования музея Николай Сажин был важной фигурой, определяющей лицо Петербургского изобразительного искусства. В музее всего три персональных зала, посвященных творчеству отдельных живописцев. Николай Сажин — один из них. Именно он сформировал лицо «Эрарты» как музея, представляющего достижения современного искусства Санкт-Петербурга.

35—Николай Алексеевич Сажин

Николай Сажин умер на 71-м году жизни как настоящий художник — с кистью в руках перед полотном в своей мастерской, которое не успел дописать.
Он был живописцем и графиком, но больше тяготел к живописи. За год до этого Сажин перенес операцию — ему ампутировали ногу, поэтому работал художник, сидя в инвалидной коляске. С именем Николая Сажина, отмечают искусствоведы, связана целая эпоха в развитии Ленинградского авангарда.
Его работы хранятся во многих музеях нашей страны и за рубежом, в том числе — в Русском музее, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, а также в частных коллекциях.

Александр Белянов

Recent Posts

Мексиканский астронавт из Паленке

Паленке город майя, затерянный в Лакандонских джунглях. Паленке – не древнее имя города. Это испанское…

1 неделя ago

Художник-фантаст Валентин Викторов

Валентин Петрович Викторов родился в 1909 году город Самара скончался в 1981 году город Москва…

2 недели ago

Загадочный Адамов Мост или Мост Рамы

Если лететь на самолёте над Маннарским заливом между Индией и Шри-Ланкой- Цейлоном, то невозможно не…

3 недели ago

Секреты мастеров Рембрандт ван Рейн

Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года скончался 4 октября 1669 года —…

3 недели ago

Секреты мастеров Поль Гоген

Эжен Анри Поль Гоген родился 7 июня 1848 года, в Париже скончался 8 мая 1903…

3 недели ago

Тайны Египта Серапеум в Саккаре

Загадочный Серапеум находится примерно 20 километрах к югу от пирамид Гизы в населённом пункте под…

4 недели ago