Секреты мастеров Пабло Пикассо

Пабло Руис-и-Пикассо родился 25 октября 1881 года в городе Малага, Андалусия, Испания скончался 8 апреля 1973 года Приморские Альпы, Франция, город Мужен испанский и французский художник основоположник кубизма, скульптор. Оказал большое влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ.

1—-Пабло Пикассо в возрасте 14-15 лет

При рождении Пикассо по испанской традиции получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца — Руис и матери — Пикассо. Фамилия Пикассо по матери, под которой художник получил известность.

2—-Малага Испания 1911 год

Отец Хосе Руис Бласко был художником, но творчество не принесло ему славы, поэтому он работал смотрителем в музее изобразительного искусства. Хосе Руис специализировавшимся на росписи столовых комнат.

Его излюбленные мотивы — перья, листья, попугаи, сирень, а главное — голуби. Площадь Мерсед, где жила семья, обрамляли платаны, на которых гнездились тысячи этих птиц. Дон Хосе без устали рисовал их, заполнял ими картины, гармонично включал в свои композиции.
Спустя несколько лет, дон Хосе, очарованный талантами Пабло, постепенно передал ему свою палитру, кисти и краски. Решив: сын талантливее, поэтому сам он больше не будет рисовать.

3—-Пабло Пикассо. «Пикадор», 1889

Пикассо начал рисовать с самого детства. С семи лет Пабло уже помогал отцу в живописи и делал большие успехи. В восемь лет он написал свою первую серьёзную картину «Пикадор» — первая из известных картин, нарисованная им масляными красками на доске. Он не расставался с ней на протяжении всей жизни, хотя она и была слегка испорчена.

Мать Пабло Мария Пикассо Лопес выросла в семье владельцев виноградных плантаций.
В семье Пабло обожали и носились с ним, ведь он, долгожданный первенец, едва не умер при рождении.

4—-Портрет матери художника, 1896

Самая знаменитая картина раннего периода творческого пути художника — это портрет матери, Марии Пикассо Лопес. Пабло написал этот портрет в возрасте пятнадцати лет.
К слову сказать, Мария Пикассо сильно повлияла на творческий поиск сына, рассказывая ему перед сном сказки собственного сочинения.

В 1891 году дон Хосе получил должность преподавателя рисования в Ла-Корунье, и юный Пабло вместе с семьёй переехал на север Испании, где обучался в местной школе искусств 1894—1895 годы.
В 1895 году семья Пикассо переезжает в Барселону, где дон Хосе занял должность в Школе изящных искусств. Она называлась Ла Лонха: это была старая академия с закосневшими традициями, где изучали в основном «антики», неустанно копируя гипсовые слепки.

5—-Наука и Милосердие 1897

6—-ПЕРВОЕ ПРИЧАСТИЕ 1897

Пабло исполнилось только четырнадцать, когда он поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха В начале октября 1897 года Пикассо уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Своё пребывание в Мадриде Пикассо использовал в основном для подробного изучения коллекции музея Прадо.
Всего год ему понадобился, чтобы «все понять» и покинуть ее с легким сердцем: учиться там юному таланту было уже нечему. Он вернулся в Барселону, в июне 1898 года, где жила его семья, и влился в богемную компанию художников, заседавших в кафе «Четыре кошки». В этом кафе в 1900 году прошли его две первые персональные выставки.

7—-Свидание-1900

GJ-9045;0; Picasso, Pablo. The Abstin the Drinker.

8—-«Любительница абсента», 1901

В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касагемасом, уехал в Париж, где посетил Всемирную выставку. Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Пабло много раз бывает в Париже. Первые экскурсии друзья посвящают изучению работ Делакруа, Тулуз Лотрека, Ван Гога, Гогена, а также древних финикийских и египетских фресок, японских гравюр. Впервые Пабло начинает подписывать свои картины псевдонимом Пикассо.
Спустя некоторое время художнику принесли страшную весть: Карлос застрелился в Париже, перед этим, попытавшись, убить свою возлюбленную.

9—-Смерть Карлоса Касагемаса -1901. Портрет Хайме Сабартеса, 1901 год

Весна 1901 года. Пикассо исполнилось 20 лет. Новый адрес в Париже: бульвар Клиши, 130. Маленькая комнатка, где Пабло жил и творил. «Голубая комната», одна из картин. Это его цвет, таким он в то время видел мир и одевался тоже в голубое.

В 1901-м году Пабло создает серию картин, которые относятся к первому периоду под названием «голубой». Следующие три года в Барселоне в 1903—1904 годах художник, пишет в холодных оттенках. В основном изображает сюжеты о бедности, одиночестве, отчаянии. Вершиной творчества того времени становится картина «Жизнь».
В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали. Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен».

10—«Старый гитарист», 1903. «Трагедия», 1903

11—Жизнь-1903. Семья акробатов с обезьяной 1905.

Особенности творчества художника его творчество принято делить на несколько основных периодов: ранние годы, голубой, розовый, африканский, кубистический аналитический кубизм и синтетический, неоклассический и сюрреалистический.

В августе 1904-го Пикассо знакомится с Фернандой Оливье. Внезапная страсть и романтическое настроение проникли в картины, придавая им новые оттенки. Главным цветом на его полотнах стал выраженный жемчужно-розовый. Эпоха «розового периода» продолжалась всего два года которые вскоре принесли Пикассо мировую славу. Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» 1905 год.

12—Пабло Пикассо. «Девочка на шаре», 1905

13— Арлекин с бокалом, 1905

14— Семья комедиантов, 1905 год

«Розовый» период так же получил это название из-за охристых и бледно-розовых цветов, доминировавших в полотнах художника, и хрупкости, характерной для его персонажей. Чаще всего это акробаты и бродячие актеры, беззащитные обитатели обочины жизни, каждый жест которых говорит о грации и смирении.

В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам.

15— Портрет Гертруды Стайн-1906

В 1907 году Пикассо знакомится с архаичным африканским искусством. Ему нравится простота и монументальность деревянных и каменных истуканов. Одной из работ, которая теоретически повлияла на развитие всего кубизма, стала «Авиньонские девицы». Ее относят к «африканскому периоду». Сам же мастер неоднократно говорил, что стал кубистом под влиянием полотен Поля Сезанна. Художник безустанно искал способы передать реальность, и кубизм стал для него идеальным инструментом.

В конце лета 1907 года Пикассо завершил огромное полотно, начатое несколькими месяцами ранее. Почти шесть квадратных метров, сотни подготовительных рисунков и этюдов. Пабло заперся в мастерской, чтобы писать картину. И в один прекрасный день открыл двери перед близкими друзьями. Изумление, шок, потрясение. Нет таких слов, чтобы передать их реакцию. Они привыкли к живописи Пабло и всегда первыми отстаивали ее. Но даже для них это было чересчур: они категорически осудили увиденное.

16—Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы», 1907 год

В хоре порицателей нашлось одно исключение — молодой немецкий коллекционер Даниэль-Анри Канвейлер. Ему картина понравилась, и он сразу подружился с Пикассо. Эта дружба продлилась всю жизнь.

Пикассо становится родоначальником кубизма — художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства.
Магический взгляд на предмет. Изображённый таким образом на картине человек превращается в идола, а лицом ему служит ритуальная маска. Так Пикассо получил новый, совершенно необычный в линиях и палитре, и тем привлекающий общее внимание, стиль кубизма.

17— Дама с веером-1909

18— Девушка с мандолиной, 1909 год. Человек с трубкой, 1914 год

Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки увеличивает и ломает объёмы, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом.

Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо вводит в свои картины типографский шрифт. Собственно, кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны.

19—«Портрет Амбруаза Воллара», 1910. «Портрет Даниэля-Генри Канвайлера», 1910

20— Человек с кларнетом, 1911 год. Обнажённая, я люблю Еву, 1912 год

В сентябре 1916 года художник-сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговаривают Пикассо соучаствовать в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» для Русского балета Сергея Дягилева.

Это задание приносит мастеру новую энергию, и он встречает молодую балерину Ольгу Хохлову, дочь русского полковника. Вскоре 27-летняя девушка оставляет сцену ради брака, и в 1918 году они становятся мужем и женой. Пикассо сам позднее затрудняется ответить на вопрос, что побудило его жениться.

После свадьбы Пабло отвез Ольгу к своим родителям в Испанию, а после устроил ее в роскошной квартире в Париже. Он был настолько очарован Хохловой, что пообещал себе расстаться с богемной жизнью, твердо веря, что Ольга — это небесный дар для него.

21—«Портрет Ольги в кресле», 1917год

Далее был «классический период». В нем жизнь Пикассо сильно изменилась после знакомства и брака с русской балериной Ольгой Хохловой. Рождение сына и семейная жизнь принесли ему новые впечатления и сюжеты. Фигуры на его картинах стали более традиционными и четкими, а цвета ярче. Наиболее известная работа: «Портрет Ольги Хохловой» 1917 год

Русская балерина пыталась связывать творчество Пикассо с финансовым благополучием семьи, превратить его в дорогого салонного художника и идеального семьянина. Хохлова абсолютно не признавала кубизма, поэтому он был вынужден временно отойти от этого стиля. Супружеские отношения начинали портиться. Даже при рождении сына Паоло в 1921 году, их было уже не восстановились.
У Пикассо появилась любовница, Мария-Тереза Вальтер и узнав об этом, Ольга решила подать на развод, однако они так и остались женой и мужем до конца своих дней. От развода его удержал брачный контракт. Хохлова умерла в 1955 году.

Классика вскоре надоела художнику.

22—Портрет мадам Пикассо Ольги Хохловой, первой жены художника 1923 год. Голова женщины, 1921 год

Пабло Пикассо будучи невысокого роста — 158 сантиметров, живописец обладал сильной мужской энергетикой и потрясающим обаянием. Непреодолимому магнетизму, окрашенному взрывным испанским темпераментом и гениальностью. Этим качествам невозможно было противостоять. 91-летний срок жизни выдающегося художника ознаменован бесчисленными разбитыми женскими сердцами.

Ради 17-летней Марии-Терезы Пикассо покинул своего сына и Ольгу Хохлову. Любовь к молодой девушке оставила глубокий след не только в творчестве, но и в его судьбе. Ведущие искусствоведы определяют этот период как вершину его художественного мастерства. Однако, когда Мария-Тереза родила дочь, его чувства к ней быстро остыли, и художник нашел себе новую пассию.

23— Мандолина и гитара

24—Пабло Пикассо. «Купальщицы» 4, 1928

Пикассо продолжает писать ярко выраженные кубистические натюрморты («Мандолина и гитара», 1924).
Пикассо создаёт целую серию картин «Я люблю Еву», где его новая возлюбленная Ева Гуэль предстаёт перед нами в образах музыкальных инструментов.

В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. После эпикурейского изящества 1920-х. Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии, ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов

25— Женщина, сидящая у окна-1932. Обнажённая, зелёные листья и бюст, 1932 год

26— Портрет Марии-Терезы слева-1932 и Портрет Доры Маар-1938 справа

27— Портрет Мари-Терез Вальтер с венком, 1937, 61×46 см. «Плачущая женщина Дора Маар», 1937

В 1937 году симпатии Пикассо — на стороне республиканцев, борющихся в Испании серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрáнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов.

1 мая 1937 года до Парижа дошла жуткая весть: немецкие бомбардировщики, наемники Франко, атаковали маленький баскский городок Герника. Они сбросили на него бомбы в тот час, когда на улицах было полно народа.
Спустя месяц, 4 июня 1937 года, появилась картина «Герника». Пикассо создаёт свою «Гернику» — громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара.

??????????????

28—Пабло Пикассо. «Герника», 1937 год

Во время Второй мировой Пикассо оставался в Париже. Большинство его знакомых художников эмигрировали. Он сам дал Сальвадору Дали денег на дорогу. Многие вынужденно сотрудничали с нацистами. Пикассо не делал ни того, ни другого, и его антифашистские взгляды были всем известны. Он рисковал, так как ему было необходимо находиться внутри событий.
В оккупации Пикассо писал мрачные картины, отражающие безумие человечества.

29—Пабло Пикассо. «Кошка, схватившая птицу», 1939 год

30— Портрет Жаклин со скрещенными руками слева-1902 и Женщина-цветок-1943 справа

В 1944 году Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции. Гуманистические воззрения Пикассо проявляются в его работах.
Благодаря своей партийной ориентации Пикассо стал первым современным западным художником, чья выставка прошла в Советском Союзе.

Отношение к Пикассо в СССР сложилось неоднозначное. С одной стороны, он был «буржуазным формалистом», достижения которого отбрасывали соцреализм далеко назад в мире искусства, а с другой — коммунистом, прогрессивным деятелем, борцом за мир.

Пикассо даже нарисовал портрет Сталина для передовицы номера, посвящённого смерти Вождя. Угольная зарисовка, выполненная в характерной манере художника, вызвала огромный скандал среди французских коммунистов. Они обвинили Пикассо в том, что тот посмел исказить черты «Великого Сталина», и возмущённо требовали напечатать опровержение.

31—Пабло Пикассо. «Голубка Пикассо», 1949 год.

В 1950 году он рисует знаменитого «Голубя мира».
Знаменитый голубь мира Пикассо. Узнаваемый антивоенный символ во всех уголках Земли – дань памяти родителю, хотя в целом Пабло и как художник, и как личность находился с отцом в затяжном споре.

Произведение было издано в виде открыток, все деньги от продажи которых пошли в фонд республиканского правительства. Франко художник называл своим личным врагом.

Во время оккупации Парижа в 1943 году, Пабло познакомился с девушкой, которая полностью изменила его жизнь. Ему было 62 года, а ей — всего 22. Франсуаза Жило стала не только его гражданской женой, но и самым талантливым учеником. Она усвоила многое от мастера и разработала уникальный стиль, что принесло ей известность как художнице.
Их общие дети — сын Клод и дочь Палома, унаследовавшие фамилию Пикассо, после его смерти стали владельцами значительной части огромного состояния. Жило отличалась от всех женщин Пикассо сильной волей. Узнав о предательстве, девушка сама решила уйти от него.

Вот что писала о работе Пикассо Франсуаза Жило — художница и возлюбленная, которая родила ему двоих детей.
Для каждой женщины в своей жизни Пикассо изобретал особую стилистику.

«Пабло простаивал перед мольбертом, почти не двигаясь, часа три-четыре. Я спросила, не утомляет ли его такое долгое стояние на одном месте. Он покачал головой.
— Нет. Потому то художники и живут так долго. Я, пока работаю, оставляю свое тело за дверью, подобно тому как мусульмане — обувь перед входом в мечеть.

Он часто говорил: «Полотна никогда не бывают закончены. Обычно они останавливаются в определенный момент, потому что приходит нечто, что прерывает работу».

32— Радость жизни, 1946 год

Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он сближается с Франсуазой Жило, с которой познакомился в 1945 году. И которая родит ему двоих детей, Дав таким образом темы его многочисленных очаровательных семейных картин. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо «Радость жизни».

33—Алжирские женщины, холст, масло, 1955 год. 114 × 146,4 см

34— Пабло Пикассо в мастерской, 1956 год

Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и не равны по качеству. Чувством неудовлетворения собственным творчеством отмечена серия интерпретаций и вариаций на темы знаменитых картин.

35— Пабло Пикассо с Жаклин Рок принимают гостей.

Последние 20 лет жизни Пабло прошли рядом с Жаклин Рок, красивой и молодой женщиной, которая стала его второй законной женой в 1961 году. Ранее она занимала должность секретарши и модели мастера и завоевала сердце художника своей преданностью, заботой и пылкими чувствами.

Успокоения семидесятилетний герой-любовник искал в объятиях своей новой фаворитки Жаклин Рок боготворила Пикассо, следила за его диетой и стойко переносила приступы депрессии.

36— Сидящий человек с тростью 1971 год

Последняя муза ни с кем не хотела делить своего гения, да и сам он не стремился заботиться о собственном потомстве.

Пикассо умер 8 апреля 1973 года в Мужене Франция на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви. Похоронен возле принадлежавшего ему замка Вовенарг.

Жаклин Рок была не очень образована, зато любила супруга и почти обожествляла его. Смерть Пикассо ввергла ее в затяжную депрессию, которая закончилась самоубийством.

Реакция на картины Пабло Пикассо может быть диаметрально противоположной: от признания художника гением до заявлений в духе «Мой пятилетний ребенок может нарисовать так же».

Но одно безоговорочно его произведения никого не оставляют равнодушным.

И вклад его в историю развития живописи бесспорен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *