Павел Николаевич Филонов родился 8 января 1883 года в Москве скончался 3 декабря 1941 года город Ленинград. Русский и советский художник, иллюстратор, поэт, преподаватель. Один из лидеров русского авангарда основатель аналитического искусства.
1—- Павел Николаевич Филонов
Родители Филонова, как он сам писал, «мещане города Рязани. Семья художника богатой не была. Отец — Николай Иванов, крестьянин села Реневка Ефремовского уезда Тульской губернии.
В августе 1880 года семья переезжает в Москву. Отец устроился на работу кучером, извозчиком и меняет фамилию. Мать, Любовь Николаевна, брала бельё в стирку.
Дети в семье росли творческими, все любили петь и танцевать. Маленькому Павлу нравилось рисовать. Когда мальчику было всего четыре года, отец скончался. После смерти отца маленький Паша как мог, помогал матери Любови Николаевне зарабатывать на хлеб.
Жить пришлось с матерью и бабушкой.
Бабушка научила Павла вышивать. Филонов выучился вышиванию крестиком, и украшал скатерти и полотенца на продажу. А по выходным дням он со своими сёстрами в драматическом театре и театре народных представлений за небольшое вознаграждение танцевали в массовых сценах спектаклей.
Когда Филонову исполнилось двенадцать лет, его отдали в городскую приходскую школу в Каретном ряду. Уроки Филонову приходилось учить по ночам. При этом он был прилежным учеником и с отличием окончил школу.
Незадолго до конца его обучения в 1896 году от туберкулёза умерли мать и брат художника. Заботу о семье полностью взяла на себя старшая сестра Павла Александра.
2—- Самая старая из сохранившихся работ — небольшая открытка «Московский дворик»
К тому времени она уже вышла замуж за богатого инженера Александра Гуза. Александра перевезла всё семейство в свой роскошный дом в Петербурге, и имела возможность оплатить родственникам квартиру и помочь деньгами. Именно Гуз обратил внимание на рисунки Павла Николаевича, и определил его на обучение живописи в малярные мастерские.
После переезда в Петербург в 1897 году и поступления в живописно-малярные мастерские. Павел Николаевич по-настоящему увлёкся живописью
Именно к этим временам учёбы относятся его первые известные рисунки. Самая старая из сохранившихся работ — небольшая открытка «Московский дворик».
По окончании Павел Николаевич работал «по малярно-живописному делу». Какие только заказы не выполнял будущий авангардист — начиная от окраски уборных и смоления люков выгребных ям, до росписи квартиры министра внутренних дел Дмитрия Сипягина и промывки голубя под куполом Исаакиевского собора.
С 1898 года Филонов по вечерам учился рисованию в классах при Обществе поощрения художеств, а в свободное время совершенствовал мастерство.
К восемнадцати годам Филонов стал профессиональным маляром.
3—- Пейзаж (ветер),
И на годы вперёд основным средством его заработка стали росписи на заказ, а в промежутках он рисовал «в стол».
Так, во время выполнения работ по росписи имения принцессы Евгении Ольденбургской в местечке Рамонь под Воронежем он выполнил несколько пейзажей акварелью и карандашом, а также впервые создал работу масляными красками — «Восход солнца на реке, протекающей подле Рамони».
4—- Поклонение волхвов

5—- Женщина в восточной одежде
6— Портрет Евдокии Глебовой (сестра художника)
Вернувшись в Петербург, Филонов смог снять комнату на Васильевском острове. Он мечтал поступить в Академию художеств, для чего в Русском музее тренировался рисовать.
Тогда же он создал первый свой портрет, запечатлев на нём сторожа малярной мастерской. Но экзамены он сдать не смог — от него потребовали написать обнажённую натуру, но никогда не занимавшийся этим Павел Николаевич не справился.
Потерпев неудачу, Филонов с 1903 года стал учиться в частной мастерской академика Льва Дмитриева-Кавказского. у известного в те годы живописца, рисовал фигуры птиц, животных, а позднее и людей, познавая анатомию.
Увлечённый рассказами учителя о путешествиях, Павел Николаевич сам подался в дальнюю поездку В 1905—1907 годах путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим-через Афон.
Денег у него, разумеется, особых не было, поэтому в пути он подрабатывал, как мог: рисовал этикетки для разных товаров, был копиистом, писал на заказ портреты.
7—- «Восход солнца на реке, протекающей подле Рамони» картина Павла Филонова, начало XX век.
8—- Портрет Армана Францевича Азибера с сыном
9— Масленица и вывод из зимы в лето
10— Желтые розы
В путешествии он увидел бежавших на пароходе жертв печально известного Кишинёвского погрома, и впечатления от этого вылились в созданную в 1912 году картину «Поклонение волхвов».
Вернувшись из поездки. Завершив занятия в частной мастерской. Филонов ещё два раза пытался поступить в Академию художеств. Лишь в 1908 году он был зачислен вольным слушателем. Чтобы постичь искусство, Филонов отказался от заказов, жил впроголодь, на чердаке старого доходного дома, но страсть его была сильнее всех лишений.
Художника преподаватели хвалили за особое старание и отличное знание анатомии. Но постепенно молодой человек стал отходить от академических правил живописи, смело экспериментируя с цветом и формой. Академическая живопись ему надоела. Однако его учёба в Академии сама закончилась в 1910 году после довольно неприятного инцидента на занятии.
11—- «Лица»
12—- Кому нечего терять
13— За столом
14—- Запад и восток
15—- Коровницы
Его обвинили в том, что он, «своими работами развращал товарищей» — и в 1910 году исключили. Филонов сам был виноват — в ночь перед открытием академической выставки он скрытно раскрасил своё полотно «Натурщик», которое должно было экспонироваться.
Картина Павла Филонова «Натурщик» известна тем, что в 1910 году из-за неё художника исключили из Императорской Академии художеств.
Поводом стала проделка Филонова: в ночь перед выставкой с участием президента Академии Художеств он тайно раскрасил свою картину «Натурщик» в сине-лиловый цвет.
Павел Николаевич обжаловал решение о своём исключении его восстановили, но он сам понял, что в Академии учиться ему больше нечему, оставил учёбу добровольно.
То было время, когда авангард начинал теснить классические жанры живописи.
Филонов вступил в организованный его однокурсником кружок художников-экспериментаторов «Союз молодёжи». В 1910 году впервые принял участие в выставке авангардистов. Участвовал в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914 году.
В начале 1910-х годов произошло сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова.
16—- Головы
17—- Головы-2
18—- Голова III
Его творчеством стали интересоваться художники-авангардисты. Филонов полностью погрузился в работу. Картины высоко оценивались критиками и выставлялись на популярнейших выставках авангарда.
В 1912 году Павел Николаевич написал статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» — от частного к общему. Эта первая печатная декларация аналитического искусства.
Цель наша — работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу.
Каждое прикосновение к холсту, по Филонову, — «единица действия», атом.
19— Лики
20— Формула Вселенной (Земля в пространстве)
В том же 1912 году Филонов путешествовал по Италии и Франции. Наибольшее восхищение вызвало у него творчество Иеронима Босха. Вернувшись в Россию, он с новой энергией принимается творить. То был один из самых плодотворных периодов его творческой жизни. Знаменитые картины «Мужчина и женщина», «Россия после 1905-го года», «Пир королей».
Попробовал он себя и книжной иллюстрации, правда, не очень удачно. В 1913 году оформлял декорации для постановки трагедии Владимира Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка.
С 1912 года Филонов развивает свою собственную философию живописи. По его мнению, искусство – это целая Вселенная, не ограниченная только цветом и формой. Художник должен быть исследователем. Начиная картину с атома, необходимо наполнять полотно элементами, возникающими из подсознания.
Картины Филонова ни с кем не перепутаешь. Они особенные и его стиль не вписывается в какое-либо из направлений. Не каждый способен создать свой мир!
Обычно Филонов начинал с карандашного эскиза из угловой точки холста, далее работал кисточкой создавая форму, затем от элемента к элементу прорисовывал каждый атом.
21— Германская война
22— Животные
Осенью 1916 года Павел Филонов мобилизован на войну и направлен на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. Во время Февральской революции его избрали в дивизионный комитет.
Во время октябрьской революции Павел Филонов занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии.
В 1918 году Филонов был направлен в Петроград, чтобы передать товарищу Подвойскому знамёна трёх полков Балтийской дивизии и невручённые Георгиевские кресты.
У него был шанс сделать карьеру: он обладал прекрасными деловыми качествами, талантом, его многие уважали, а его происхождение было идеальным для того времени. Но Филонов не стремился попасть в гущу революционных событий.
Павел Николаевич поселился в доме № 44 по Старопетергофскому проспекту у сестры Екатерины и вернулся к занятиям живописью. В апреле 1918 года Кручёных устроил в помещении журнала «ARS» в Тифлисе «Выставку московских футуристов». Павел Филонов на ней был представлен двумя иллюстрациями к «сборнику» Хлебникова.
23— Февральская революция
24— Цветы мирового расцвета
В этом же 1918 году в Петрограде принял участие в грандиозной выставке в Зимнем дворце. Первой свободной выставке произведений художников всех направлений.1918—1919 годах пишет картину «Формула Космоса» — первую чистую абстракцию.
Советская власть, сняла препоны к творческой деятельности — она лояльно относилась к подобным художникам, считавшимся революционерами от искусства.
В 1919 году в Зимнем дворце на Первой государственной свободной выставке произведений искусства Филонов представил свой цикл из двадцати двух работ под общим названием «Ввод в мировой расцвет».
Надо сказать, что и сам Филонов был очарован социалистической романтикой. В 1920-х годах он пишет одну за другой картины на революционную тематику: «Формула петроградского пролетариата»
25— «Формула Петроградского Пролетариата»

possible copyright restrictions apply, consult national copyright laws
26— Перерождение человека

27— Конец Гражданской войны
В 1920-е годы Филонов создал и в дальнейшем всеми силами поддерживал собственную художественную школу — коллектив «мастеров аналитического искусства» — МАИ. Ученики школы Филонова участвовали в оформлении казённых помещений, театральных постановок, иллюстрировали литературные произведения
В 1922 году Филонов дарит две работы Русскому музею, в том числе — Формулу петроградского пролетариата
К 1922 году относится попытка Филонова реорганизовать живописный и скульптурный факультеты Академии художеств в Петрограде — безуспешно идеи Филонова не находят официальной поддержки.
28— «Формула Весны»
29— «Крестьянская Семья (Святое Семейство)»
30— «Пир Королей»
В 1927 году МАИ оформляет интерьеры Дома печати, проводит там выставку и участвует в постановке «Ревизора» Гоголя режиссёра И. Терентьева. К этому периоду относятся такие работы Филонова, как два варианта «Формулы весны» 1927-1929 года, «Живая голова», «Без названия» и «Композиция».
41— В 1929 году Павел Филонов написал одну из наиболее мистических своих картин – «Нарвские ворота». Существует легенда о том, что на Нарвских воротах стоит колдун, и можно с большой долей вероятности утверждать, что картина П.Филонова воссоздает этот Петербургско-ленинградский миф. На мифологичность картины указывают и ее детали. Вместо богини Победы, управляющей колесницей, художник изобразил устрашающего вида мужика с бородой, который машет руками и пристально смотрит на зрителя.
В 1929 году Русский музей собирался сделать его персональную выставку. Выставку так и не открыли. Появилось идеологически «правильная» статья, где доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой стране Советов.
Социалистический реализм провозглашался единственно верным стилем, в котором должны были творить все — художники, скульпторы, литераторы, композиторы и прочие представители творческих профессий.
Начиная с 1930 года, Филонова и его учеников начали обвинять в «непонятности» творчества. Выставки их работ стали отменять.
B 1930-e годы обвиняемые в формализме художник и его ученики стали объектами ожесточённой травли.
Из-за нехватки денег на покупку холста Павел Николаевич часто писал масляными красками по бумаге или картону, мастер голодал.
31— Мужчина и женщина
32— Композиция. Корабли
33— Финский эпос «Калевала»
В 1932 году группа МАИ под художественным руководством П.Н. Филонова иллюстрировала финский эпос «Калевала» издательства «Academia». Работа велась строго по принципу аналитического метода Филонова. Это был последний крупный заказ.
Удивительный факт: несмотря на то, что у Филонова не было в СССР ни одной выставки, он считается одной из ключевых фигур в художественном процессе 20-х и 30-х годов ХХ века.
К нему часто приезжали художники со всего СССР и из других стран, но за свои уроки он никогда не брал денег.
34— Рабочие
35— «Ударники»
А на предложения продать хотя бы одну картину за рубеж говорил: «Мои картины принадлежат народу. Я покажу всё, что у меня есть, только как представитель своей страны или не покажу вовсе».
Филонов мечтал сохранить свои картины для Будущего и мечтал о создании музея аналитического искусства. Огромной удачей для него стала случайная встреча с Екатериной Серебряковой. Она была народоволкой и проживала с ним в одном доме.
Они прожили вместе трудные 20 лет, и все эти годы поддерживали друг друга.
36— Ударницы на фабрике «Красная заря»
37— Тракторная мастерская Путиловского завода
38— Портрет И. В. Сталина
Зарабатывал Филонов лишь тем, что создавал на заказ. Безденежье достигало безнадежных пределов и не на что было лечить жену, он вспоминал свое первое образование – малярно-художественное, и брался за любую работу кистью. Так, в 1935 году для морского клуба он написал большой портрет Сталина размером семь квадратных метров.
Скончался Павел Филонов в 1941 году в городе Ленинграде во время блокады от истощения.
Филонов все свои работы завещал Русскому музею. Музей работы на всякий случай принял, правда, все советские годы продержал их в запасниках.
39— «Первая Симфония Шостаковича»
Этот необычный живописец остался в истории как художник-исследователь. Настоящее признание пришло к нему спустя многие годы после его смерти. Сам он при жизни вряд ли мог представить, что его имя станет одним из символов русского авангарда — «проблемного» жанра ушедшего века.
Павел Николаевич Филонов считается наиболее загадочным мастером русского авангарда.
Сам же Филонов до конца своих дней оставался известным только узкому кругу профессионально занимавшихся искусством людей.
40—Одна из последних работ «Бегство в Египет»
Неизвестно, как бы сложилась судьба картин, если бы неожиданно с фронта не приехал муж одной из племянниц. Он сумел передать картины на хранение в музей, а всё семейство благополучно отправилось в эвакуацию.
Первая выставка Павла Филонова в России состоялась в 1988 году.
Картины Павла Филонова находятся в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. А также в коллекции Государственной Третьяковской галереи.