Секреты мастеров. И. И. Левитан

Исаак Ильич Левитан. Гениальный пейзажист девятнадцатого века. Годы жизни 18 (30) августа 1860 скончался 4 августа 1900 года. Эта статья о секретах его творчества.

Исаак Ильич Левитан. Родился в образованной обедневшей еврейской семье. Место рождения Российская империя царство польское в Сувалкской губернии Теперь это место в настоящее время разделено большая часть территории находится в составе Литвы, меньшая, включая бывший губернский город, в Польше, незначительная часть принадлежит Белоруссии.
Палитра Исаака Ильича довольно разнообразна. В своём творчестве он пользовался различными красками не имея предпочтения. Разбавители и лаки художник использовал очень широко, возможно, именно поэтому живописный слой его картин имеет целый ряд дефектов — потемнение красок, трещины.

В качестве основы под живопись Левитан использовал холст, дерево, картон, бумагу. Холст брался различной плотности, чаще всего мелко- и среднезернистый. Иногда, особенно в последние годы, крупнозернистый. Большинство картин Левитана написано на холсте прямого плетения, изредка художник брал и диагональный.

Излюбленной основой для маленьких этюдов у Левитана была карточная бумага, проклеенная желатином, имеющая светлый охристый тон. Довольно много работал он на толстом, светло-коричневом картоне, возможно даже не проклеенном, получая на нем особую матовость живописной поверхности. И. Левитан сам не грунтовал холсты и пользовался покупными. Грунт на них плотный и эластичный, как правило, белого или несколько охристого цвета. Состав в основном эмульсия с добавлением свинцовых белил.

И. Левитан работал самыми различными кистями — круглы¬ми и плоскими колонковыми и плоскими щетинными, в основ¬ном, маленьких и средних размеров. В более поздний период он писал и широкими щетинными кистями. Художник был очень изобретателен в способах создания разнообразной фактуры. По сырой краске он работал и пальцем, и черенком кисти, и мастихином, используя его для нанесения краски на холст. Для обработки высохшей краски применялись нож и наждачная бумага.

В качестве материалов для рисунка под живопись Левитан чаще всего брал сильно разбавленную масляную краску, нанося ее линейно, тонкой кистью, или закрывая большие плоскости, определяя основу композиционного решения. Придавая большое значение четкости рисунка, художник часто применял в этюдах тушь или карандаш. Нижний, подмалёванный слой имел быстро улетучивающийся разбавитель который скоро высыхал и имел матовую поверхность. В процессе работы, в зависимости от того, на¬сколько сочным и блестящим предполагался красочный слой, на этот подмалевок наносились различные лаки, играющие роль соединительной прослойки и в свежем состоянии хорошо принимающие краску. В качестве разбавителя художник пользовался мастичным лаком.

В ранних произведениях художник писал на мелкозернистом плотном холсте с тонким гладким грунтом, соответствующими тщательной манере исполнения, подробному выписыванию деталей. Большое значение имел подготовительный рисунок, сделанный обычно мягкой кистью красновато-коричневой краской. В живописном процессе сначала устанавливал самые общие отношения.

Подмалевок исполняется краской (чаще всего коричневой) с большим количеством разбавителя. При этом художник стремится к наибольшей тонкости подмалевка, для этого и без того тонкий слой жидкой краски он иногда еще проскабливает мастихином. Затем следует основной красочный слой, обычно тоже тонкий. Сквозь него просвечивает подмалевок, цвет которого становится превалирующим, определяющим колорит всей картины. В последнюю очередь прорабатываются детали маленькой мягкой кистью, сливающимися друг с другом мазками.

В более позднем этапе творчества. Красочный слой настолько тонок, что почти всюду сквозь него просвечивает белый грунт, во многих местах оставшийся вообще не закрытым. Картины пишутся в такой последовательности: рисунок, подмалевок, фактурный слой, нанесенный иногда в несколько приемов, и завершающие отдельные мазки. Часто работа ведется с длительными перерывами
Подготовительный рисунок, выполненный тушью или карандашом и намечающий живыми беглыми линиями основные массы предметов, хорошо заметен в большинстве этюдов. В картинах его трудно проследить под слоями красок.

Цветной подмалевок ведется по белому, желтоватому или серому, всегда светлому грунту. Темный слой под живописью встречается редко и то в тех случаях, когда Левитан использует записанный холст. Подмалевок всегда тонкослойный.

Большое значение приобретают теперь повторные прописки и завершающая обработка поверхности. Левитан подолгу писал некоторые свои произведения, вновь и вновь возвращаясь к ним, иногда по прошествии нескольких лет. В процессе работы Левитан меняет композицию в картинах. Видны завершающие мазки, брошенные в разных частях картины, когда она уже была покрыта лаком.
Художник применяет сильно разбавленные и густые, лессированные и корпусные краски. Поверхность красочного слоя бывает ровной и рельефной, матовой и блестящей. Повсеместно проступает фактура холста.

Художник пользуется различными приемами: легко ведет кисть по поверхности холста, и краска задерживается лишь на его зернах, оставляя не закрашенным грунт в углублениях сглаживает мастихином толстые белильные мазки вторично прописывает одним полупрозрачным тоном целые большие куски живописи. Контуры прорабатывает пером с тушью.

После кончины художника в мастерской Левитана осталось 40 недописанных картин и около 300 этюдов. Свою последнюю работу Озеро Русь он так и не закончил. Работы великого пейзажиста на века вписаны в историю цивилизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *