Лак для живописи

Эта статья о лаках для художественной масляной живописи. Которые продаются и производятся на территории России. А также описание для каких целей эти лаки применяются. И способы нанесения лака на готовую картину.

Художник, создавая картину хочет сохранить ее в первозданном виде. Такой, как она была задумана и написана. Чтобы яркость и насыщенность, детали произведения сохранились как можно на более долгий срок.

Каждый видел выцветшие под воздействием лучей солнца краски на различных носителях холст, бумага, картон. Это случиться и с рисунком, и с картиной. Большую роль играет влажность: при ее повышенном уровне краска может просто отваливаться от холста, а при пониженном — трескаться и крошиться. Особенно это характерно для масляных красок, нанесенных толстым, густым слоем. Для того чтобы это не случилось живописцы с давних пор используют специальные лаки. Одни из них при добавлении в краску повышают ее прочность и эластичность, способны увеличить глубину и интенсивность цвета, придать покрытию прозрачность и эффект стеклянного покрытия. Другие покрывают уже готовое изображение, защищает работу от воздействия всех внешних факторов, например, солнечных лучей, воды, загрязнений, а еще, благодаря своим свойствам, делают цвета ярче и насыщеннее, позволяют мелким деталям стать более объемными и проработанными.

В художественной масляной живописи в основном существуют четыре группы лаков.
Группа первая как добавки к масляным краскам так называемые живописные лаки. Их смешивают с масляными красками и таким составом пишут картины, делая слой краски более прочным.
Используются следующие лаки: Мастичный, Даммарный, Кедровый, Пихтовый, Акрил-фисташковый лак.

Они улучшают оптические свойства краски, способствуют лучшей связи между грунтом и красочным слоем и между отдельными слоями многослойной живописи, придавая им твердость и эластичность. Произведения, исполненные на этих лаках, будут отличаться почти полным отсутствием пожухания.
Мастичный лак не так популярен он защищает картину от внешних неблагоприятных воздействий, но со временем темнеет.
Даммарный лак наиболее популярен среди художников. Однако, покупая такой лак, стоит учитывать, что со временем он может пожелтеть и стать мутным. Именно из-за этого его не стоит применять для картин, написанных в холодных тонах. Мутнеет от повышенной влажности.

Кедровый лак является хорошим заменителем Даммарного лака.
Пихтовый лак аналогичен даммарному. Менее распространен, так как обычно используется даммарный.
Акрил-фисташковый лак. Сохнет дольше Мастичного. Обладает большей эластичностью и прочностью, чем Мастичный и Даммарный. Он отличается прозрачностью и эластичностью не мутнеет со временем.

Группа вторая. Межслойный ретушный лак используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Он наносится перед началом работы на нужный участок. После высыхания лак снова наносится на рабочую область. Ретушный лак, слегка растворяя верхний высохший срой краски, усиливает сцепления нового слоя. Таким образом получается «защита» от пожухания.

Ретушный лак обеспечивает лучшее сцепление слоев. С его помощью можно продолжать работу с уже высохшей картиной и вносить коррективы. Кроме того, ретушный лак хорошо помогает убрать матовые пятна, которые проступают на картине в процессе высыхания.

Группа третья. Лак для лессировок. Образует не снимаемую пленку при высыхании. Применяется для изоляции одного живописного слоя от другого, для создания лессировок. Это может быть копаловая смола в льняном масле. Разбавитель Тройник.

Копаловый лак Темного цвета. Растворенный в масле используется как лак для лессировки Этот лак является самым сильным среди живописных лаков. Смешанный с краской, его невозможно удалить растворителями после высыхания. Такой лак имеет темный оттенок и может серьезно изменить первоначальный цвет краски.

Группа четвёртая лаки покрывные. Такими лаками покрывают уже готовые картины для защиты от различных внешних факторов: солнечных лучей, грязи, пыли, воды. Обычно выделяют несколько самых распространенных видов покрывных лаков. Они бывают глянцевыми, матовыми или полу матовыми.

Акрил-фисташковый лак

Такой лак отлично защищает картину от пыли, солнечных лучей и выгорания на солнце. В отличие от даммарного лака, он оставляет все цвета в своем первозданном виде.
Фисташковый лак
Этот лак на основе фисташковых смол по своим свойствам очень похож на акрил-фисташковый. Он образует на поверхности картины тонкую прозрачную пленку, которая и является основной защитой работы от всех внешних факторов. Но такой лак медленно высыхает.

Акрил-стирольный лак

Акрил-стирольный лак принято считать аналогом акрил-фисташкового. Он обладает всеми теми же свойствами, что и акрил-фисташковый, и отлично защищает картину от воды. Лак признан наиболее эффективным. Помимо того, что он создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, он обладает хорошими водостойкими свойствами.

Акриловый лак

Этот лак на водной основе. В живописи акриловый лак используют и в качестве покрывного. Акриловый лак бывает глянцевый, матовый и полу матовый. Глянцевый лак придает работе нарядный блеск, матовый невидимой пленкой защищает краски. Полу матовый лак имеет средний показатель светоотражения: глянец получается очень мягким. Внешне акриловый лак имеет молочный оттенок, что облегчает процесс нанесения – покрытую лаком область хорошо видно. После высыхания акриловый лак становится полностью прозрачным и отлично защищает работу.

Аэрозольные лаки производства фирмы «Сонет»

Художественные лаки, но в аэрозольной упаковке, которая обеспечивает экономичное использование – лак внутри баллончика не высыхает.

Все эти лаки дают блики поэтому если картина будет находиться под ярким освещением, есть основание отдать предпочтение матовым лакам. По свойствам они не отличаются от глянцевых, за исключением того, что не способны увеличивать глубину и насыщенность цвета.
При выборе лака обратите внимание на дату изготовления и срок годности. Для большинства продуктов он составляет не более шести месяцев, а для некоторых лаков — не более трех.
Если лак просроченный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, может размягчаться при повышенной влажности.

В дополнение хочется добавить.

Фиксатив лак.

Помимо лаков для красок существуют еще лаки для закрепления рисунков, выполненных мягкими и сухими материалами, такими как карандаш, пастель, уголь и т. д. Рисунок, покрытый лаком фиксативом, можно смело протирать от пыли. К тому же лак позволяет рисункам надолго сохранять яркость и насыщенность. Этим лаком можно покрывать и картины.

Разбавители для лака.

Разбавители делают лаки более жидкими, уменьшают вязкость. Многим проще работать именно с разбавленными материалами. Для лаков обычно используют Разбавитель №4 и Разбавитель «Тройник

Нанесение лака на готовую картину

Перед нанесением, красочный слой должен полностью просохнуть. Для масляной живописи срок высыхания до полугода. Перед началом работы с лаком следует удалить с картины пыль сухой кистью или салфеткой. Для нанесения используют широкую кисть, например, флейцевую, или любую удобную широкую кисть.
Лак наносят достаточно быстрыми движениями, равномерно, не оставаясь надолго на одном месте во избежание неровностей на лаковой поверхности. Слой лака должен быть достаточно тонким, но после нанесения одного слоя, можно покрыть картину лаком повторно. Мазки должны идти в одном направлении. Лак в аэрозольном баллончике равномерно распыляют на чистую сухую поверхность на расстоянии 30-35 см в 2-3 слоя, просушивая каждый из слоев в течение 10 минут.

После обработки картину оставляют высыхать не менее чем на сутки. Покрытая лаковой плёнкой, работа становится защищенной от неблагоприятных внешних факторов, надолго сохраняет насыщенность цвета и приобретает законченный вид.

Основные производители художественных лаков в России:
Санкт-Петербургский завод художественных красок «Невская палитра» («ЗХК»). Новосибирский производитель ООО «Экспериментальная мастерская технологий искусств» («ЭМТИ»); Компания «ГАММА» город Москва. Производитель лаков фирма СОНЕТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *