Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. Родился 21 января 1905 года в городе Санкт-Петербург скончался 7 августа 1993 года. Художник, учёный, писатель, общественный деятель. Член группы художников-космистов «Амаравелла» «Берег бессмертия». Кандидат технических наук.
Борис Алексеевич Смирнов родился в семье офицера. Получал домашнее образование, учился в Тенишевском реальном училище. В 1917 году семья по службе отца переезжает в Москву, в 1919 — в пригород Москвы Кусково. Здесь Борис Алексеевич почувствовал тягу к рисованию и начал посещать рисовальную школу при Стрелковом училище.
Особое влияние на его занятия живописью оказал дядя. Среди близких родственников художника были люди, имевшие непосредственное отношение к живописи: сестра отца, художница Евгения Алексеевна Смирнова, вышла замуж за искусствоведа Александра Павловича Иванова, чей брат Евгений был другом А. Блока. Дядя познакомил племянника с художниками «Мира искусства» и «Бубнового валета». Особенно запомнились ему рассказы о Н.К.Рерихе, с которым впоследствии довелось познакомиться лично.
В 1921 году Борис окончил среднюю школу и поступил на службу в Российское телеграфное агентство. В 1922 году стал учиться на вечернем отделении в Московском инженерно-экономическом институте.
В 1922 году под влиянием А.П. Иванова, к тому времени заведующего отделом современной живописи Русского музея, и E.А. Смирновой, ученицы Рериха, сложились привязанности, определившие творческий путь художника: Рерих, Кандинский, Чюрленис.
22 октября 1922 года произошла встреча с художником Петром Петровичем Фатеевым, что привело впоследствии к образованию объединения «Амаравелла» объединения будущих русских художников-космистов. Это были художники-философы второе название группы — «Космисты». Их привлекал Космос, загадочный и непостижимый, о котором человечество знает ещё крайне мало.
К 1923 году относится начало переписки с Кандинским, которая продолжалась до 1929 года. Художники обсуждали философскую основу творчества. В 1923 году его работы представлены на «Выставке пяти» в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина). В это время Борис Алексеевич посещает студию видного художника-реалиста, профессора Ф. И. Рерберга.
Летом 1926 года Н.К. Рерих, следуя по пути экспедиции и будучи проездом в Москве, встретился с группой художников-космистов «Квадрига»1. Он беседует с художниками и передаёт им первые две книги Живой Этики («Зов» и «Озарение») и свою книгу «Пути Благословения». Среди этих художников был и Б.А. Смирнов-Русецкий. Желая постичь гармонию космоса, Смирнов–Русецкий серьезно занялся изучением кристаллической структуры металлов.
Период двадцатых-тридцатых годов был самым плодотворным в плане творческих прозрений и замыслов. Тогда возникли сквозные темы «Прозрачность» и «Космос».
Встретившись 1926 году с прибывшим в Москву из-за границы художником Н. К. Рерихом, оказавшим сильнейшее влияние на дальнейшую творческую деятельность и написавшим ему рекомендательное письмо А.Щусеву, в то время возглавлявшему Третьяковскую галерею. Борис последовал его совету продолжить художественное образование (после трех лет обучения в студии Ф.Рерберга) в Высшем государственном художественно-техническом институте.
Осенью 1926 года Борис поступил во ВХУТЕМАС, где учился на отделении графики у И. Нивинского, П. Фаворского и Н. Куприянова в 1930 году, не представив дипломную работу, получил справку о прохождении курса.
В 1927, 1928-м годах работы художников «Амаравеллы», в том числе, Смирнова, взявшего художественный псевдоним — Смирнов-Русецкий, попадают на выставки в Нью-Йорке и Чикаго.
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, родившись в начале века, застал то время, которое называют Серебряным веком русской культуры. Прекрасно знал русскую, европейскую, восточную философию, любил русскую поэзию. Был ценителем и знатоком музыки.
В 1930 году он поступает в аспирантуру инженерно-экономического института по теме металловедения, но затем по результатам «чистки» направлен на производство. С февраля 1931 года стал работать преподавателем металловедения автогенно-сварочного техникума, в 1933 году ставшего факультетом Московского высшего технического училища.
В начале Великой Отечественной войны 24 июня 1941 года Русецкий был арестован за «антисоветскую пропаганду» и «связь с русским эмигрантом Рерихом» и получил десять лет исправительно-трудовых лагерей.
Десять лет лагерей, пожизненная ссылка. Несмотря на тяжёлые условия заключения, он продолжал рисовать, используя любой клочок бумаги. 10 ноября 1951 года, по окончании срока заключения, был сослан в Акмолинскую область. В 1954-м — амнистия и реабилитация. Борис Алексеевич восстанавливает цикл этюдов «Снегурочка», написанный на клочках бумаги в заключении, — это самые пронзительные, сказочные его работы, сделанные в масле. В них — жажда жизни и ощущение единства неба и земли.
После освобождения и реабилитации 29 сентября 1956 года получил справку о реабилитации «за отсутствием состава преступления» и вернулся в Москву (в мае 1957 года получил прописку).
В марте 1957 года поступил в Институт металлургии им. А. А. Байкова АН СССР (в 1962 году защитил кандидатскую диссертацию). По совету друзей перешел в 1965 году в институт ВНИИМонтажспецстрой в качестве заведующего лабораторией сварки специальных сталей и цветных металлов. Позже отказался от этой должности и остался в качестве старшего научного сотрудника до 1973 года, когда вышел на пенсию.
В 1957 году Борис Алексеевич встречается с Ю. Н. Рерихом, с 1960 года — с С. Н. Рерихом. С самого начала образования он входит в состав комиссии по культурно-художественному наследию Н. К. Рериха при Государственном музее Востока с октября 1984 года, с 1986 года был председателем Московского рериховского общества.
В 1967, 1969 годах прошли персональные выставки картин в Москве, в последующие годы — в музеях Пскова, Костромы, Киева, Новосибирска, Загорска, Звенигорода, Ленинграда. За границей — в Монголии, Финляндии, Германии.
Творческий путь Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого впитал в себя напряжённую атмосферу художественных и философских исканий первой четверти ХХ столетия, наследие русского символизма.
Среди огромного разнообразия живописных направлений и авторитетов обрести свой язык было непросто. В творчестве Смирнова-Русецкого различимы следы влияния, как отдельных художников, так и целых направлений: романтической школы Куинджи, «Мира искусства», стилистики модерна и символизма. Идя по пути обобщения и упрощения форм, символизации образов, художник использовал и преломлял опыт китайского изобразительного искусства.
Термин «космизм» происходит от слова «космос». Обычно мы представляем себе космос безвоздушным пространством, которое начинается за пределами земной атмосферы, где в бесконечности движутся звёзды, планеты и другие космические объекты.
Но если обратить внимание на первоначальный смысл слова космос — в переводе с древнегреческого мир, вселенная, — то его границы заметно расширятся в нашем сознании, и мы с нашей планетой окажемся только его частью.
Человек издревле хотел научиться летать, подняться над Землёй, а в последние столетия это желание превратилось в непреодолимое стремление достичь дальних миров. Красота мироздания, которая распахивалась перед человеком звёздными ночами, манила своей тайной.
Русский космизм берёт своё начало в XIX веке. Философы, поэты, художники, учёные — Фёдоров, Соловьёв, Блок, Флоренский, Циолковский, Чижевский, Рерих… Мыслью они устремлялись в беспредельность, чтобы познать мир и рассказать о его тайнах людям.
Встреча с Юрием Николаевичем Рерихом вдохнула в Б.А. Смирнова-Русецкого новые творческие силы. Был продолжен цикл картин «Прозрачность», где художник стремился передать, в соответствии с представлениями буддизма, приближение к «священной Пустоте», с которой «снимаются» внешние покровы. Создавались также полотна, посвящённые природе Севера и Крыма.
Борис Алексеевич прожил 88 лет и ушёл из жизни оставив после себя картины, в которых отразил красоту космоса».
«Завоевание космоса произошло не тогда, когда человек полетел в космос, оно началось с философов-космистов, поэтов-космистов, художников-космистов.
Таким образом, завоевание космоса происходит не только физически, но и духовно. Художники-космисты как бы проторили путь, и идя по нему, можно восходить и достигать объединения духовного и земного».
Идея тесной связи двух миров — земного и надземного — прослеживается во всём творчестве художника.
Художник создал более 40 циклов картин — циклы-размышления, циклы-настроения, циклы-воспоминания «Прозрачность», «Космос», «Знаки древности», «Север», «Осенние раздумья», «Монастыри и храмы Руси», «Острова в пространстве» и др. «У художника очень много работ, много художественных циклов, но цикл «Космос» — один из самых значительных, он работал над ним всю жизнь. В него входит около 160 полотен. Космос Смирнова-Русецкого — одновременно торжественный, величественный и вместе с тем лиричный, «тихий».
Сколько сверкающих звездами земных и неземных миров смотрят на нас с полотен Мастера, обретая с каждым годом после его ухода с земного плана все большую глубину. Борис Алексеевич имел редчайший дар — изображать живое звездное небо. В его работах бездонность Космоса не отталкивает. От нее веет удивительной теплотой.
Звездное небо Смирнова-Русецкого чисто и прозрачно. Сверкающие космические тела дарят нам свой огонь. Художнику хотелось, чтобы тьма навсегда исчезла из нашей жизни. И полоса света на картине — это наша надежда. Смирнов-Русецкий оставил нам 2000 картин.
В конце долгого творческого пути художник напишет: «Борьба мрака со светом идет неустанно. Силы света как созвездия огней, рассеянные в ночи. Но рассвет начался, скоро все они сольются в единую волну Света. Борьба ведется все с большей уверенностью, ибо за нами — Силы Света».