Художник фантаст С. Прокопчук

Советский художник фантаст из Сибири Сергей Прокопчук. Принимал участие в Международных конкурсах научно-фантастических картин и рисунков. Организованных журналом «Техника – молодежи».

Журнал «Техника — Молодёжи» с конца 1960-х годов начал проводить конкурсы фантастической живописи. «Сибирь — завтра» и «Мир 2000-го года».
В условиях конкурса значилось, что «Сибирь полигон для грамотного освоения природы в гигантских масштабах в условиях научно-технической революции. Где будут сконцентрированы лучшие достижения мировой науки и техники».

Для участия в конкурсе приглашались художники-профессионалы и самодеятельные живописцы Советского Союза и других стран.
Художник Сергей Прокопчук принимал в конкурсах активное участие. Был одним из лауреатов. Выставлялся в Павильоне Советская фантастика. Зал фантастическая живопись.

«На протяжении долгих десятилетий земляне мечтали встретить братьев по разуму. Атмосфера, полярные шапки, сезонные изменения окраски, наконец, знаменитые каналы — все, казалось, подтверждало гипотезу о наличие разумной жизни на Марсе.

Однако первая же разведка Марса автоматическими межпланетными станциями «Маринера-4» в 1965 году» разочаровала приверженцев этой гипотезы. Марс на фотографиях выглядел двойником Луны: бесстрастные глаза камер запечатлели мертвую пустыню, изрытую метеоритными бомбардировками.

Но энтузиасты не сдавались. С прежним воодушевлением они отстаивали гипотезу о том, что если разумной жизни на Марсе нет, то она, по крайней мере, была в прошлом. В частности, Фобос и Деймос — это искусственные спутники, запущенные в незапамятные времена вымершими марсианами.

В космос один за другим уходили советские и американские зонды и передавали на Землю все новые изображения красной планеты и ее ближайших окрестностей. Предположение об искусственном происхождении спутников продержалось недолго — на фотографиях, полученных с близкого расстояния, отчетливо видно, что Фобос и Деймос — это изъеденные кратерами и трещинами «летающие горы».

Зато сам Марс в результате последних экспедиций показал людям свое второе лицо. Мы увидели циклопические горные вершины и каньоны, похожие на земные, увидели русла высохших рек, полярные ледники толщиной в сотни метров… Наконец, появились данные «Викингов», не противоречащие предположению о существовании на планете примитивных форм жизни. Похоже, что надежда, угаснувшая было совсем, сейчас опять возрождается.

Этой воскрешенной мечте очень созвучна одна из картин сибирского художника-фантаста Сергея Прокопчука. Древний Марс еще дремлет, но невидимое Солнце уже всплывает к его горизонту. Планета скоро проснется — ее разбудят люди Земли.

Первая борозда

О том, как это произойдет, повествует работа из марсианского цикла художника. «Первая борозда» проложена пока не » плугом, а ракетой. Но свой след оставит здесь и орудие земледельца. Кстати, в последнее время в научную терминологию вошло слово «terraformation» — преобразование планеты с целью сделать ее пригодной для жизни. Буквальный перевод этого термина звучит как «земледелание». Если угодно, «земледелие».

Освоившись в солнечной системе, человек полетит к звездам. Но первыми на разведку отправятся радиоволны, неся в звездный мир весть о людях Земли. Ученые уже сегодня задумываются над тем, как сделать такие сигналы более информативными и более «заметными» для чужих разумных существ — кстати, этих последних на международном научном жаргоне сейчас, так и называют «ЭТИ», то есть «Экстра-Терральные (внеземные) Интеллектуалы». Специалисты спорят о том, какой вид связи предпочтительнее для межзвездных расстояний. Однако нужно предполагать, что будущее даст в наши руки более совершенные средства, чем морзянка, световая лазерная сигнализация или даже телевидение.

Станция под пульсаром

Но чем бы ни кончились поиски контакта с другими обитаемыми мирами, человек рано или поздно и сам двинется к границам Галактики. К этой отдаленной эпохе относится картина Прокопчука «Станция под пульсаром» Прочный купол базы космопроходцев возвышается над камнями одинокой планеты, чудом уцелевшей после самой разрушительной из мыслимых катастроф — вспышки Сверхновой. Местное солнце в результате взрыва потеряло часть массы и «съежилась», став нейтронной звездой, или пульсаром, — небольшим даже по земным меркам шаром с поперечником всего около 10 км.

Но, как говорят, мал золотник, да дорог — вещество нейтронной звезды во столько же раз плотнее самых тяжелых металлов, во сколько световой год длиннее одного километра!..
Самой нейтронной звезды на картине Прокопчука не видно — она, вероятно, уже закатилась или еще не взошла. Но если бы даже пульсар «попал в кадр», то едва ли мы отличили бы его от других звезд, настолько слабо его оптическое излучение. Зато магнитное поле нейтронной звезды чудовищно. Космос вокруг буквально содрогается от бушующих здесь магнитных бурь, а небо планеты (кстати, первая за пределами солнечной системы планета обнаружена действительно в системе одного из пульсаров) полыхает костром невиданных по масштабу полярных сияний.

Что же творится в подобном мире с радиоприемником или с компасом?.. А с человеческой психикой? С его мыслями и эмоциями.

Но отвечать на такие вопросы — дело других. Художник свою задачу выполнил. Он показал нам планету в системе пульсара — чуждый землянину мир. Место, прямо скажем, для жизни не совсем подходящее.

Так будет, а пока приходится прибегать к помощи воображения. Но искусство художников-фантастов уносит в неизмеримые бездны пространства и времени не только тех, кого изображают их творения. Ведь узенькая тропинка, выходящая из-под купола станции на картине Прокопчука, соединяет его героев с нами, их предками и предшественниками».

Художник С. Прокопчук

«Техника-молодежи» 1979 №11.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *