Николай Михайлович Недбайло Время жизни родился 1940, умер 2015 году. Художник в четвёртом поколении. Часть своих произведений посветил жанру научной фантастики. Эта статья о его жизни и творчестве.
Николай Михайлович Недбайло – график, потомственный художник нонконформист. Родился в Подмосковье в Царицино, в семье потомственных художников. Вырос на Верхней Масловке в городке художников. Мать, Кашина Нина Васильевна /1903-1989/, окончила ВХУТЕМАС. Отец, Недбайло Михаил Иванович /1901 -1943/, тоже окончил ВХУТЕМАС.
Главным его учителем всегда была мать, отец не успел передать сыну свои знания – в конце 1943 Михаил погиб на фронте в боях за освобождение Белоруссии. Способный мальчишка, естественно, тоже пошёл в художественную школу, ясное дело, всё это было в СССР совершенно бесплатно. Сейчас судьба сына одинокой матери сложилась бы совсем по-другому.
С юности Николай активно работает в журналах «Вокруг Света», «Юность», «Смена», «Молодая гвардия», «Огонёк». К этому времени молодой художник уже заявил о себе, как о хорошем иллюстраторе.
Полёт Спутника, Гагарин, первая доставка лунного грунта, советские космические роботы, один за другим достигающие Луны, Марса, Венеры.
Вот темы, которые особенно волнуют художника.
В 1956 году Николай поступил в Московское художественное училище. Но на четвёртом курсе присоединившись к группе СМОГ, («Самое молодое общество гениев») начинает пропускать занятий. В результате оказывается отчисленным из училища и как нигде не работающий в 1966 году привлекается по статье за тунеядство и отправляют в ссылку. Через несколько месяцев Мосгорсуд оправдывает художника, и он возвращается в Москву, где возобновляет свою творческую деятельность.
В 1970-х годах жизнь художника налаживается: о нём пишут статьи в журналах и газетах. Его работы приобретают с выставок.
Николай Михайлович лично знакомится со многими советскими писателями и поэтами.
Но переломным моментом для его творчества стала дружба с писателем-фантастом Иваном Ефремовым. Его произведение «Час Быка» (1970) пробудило в нём интерес к фантастической тематике.
И течении 70-80-х годов он создаёт уникальную серию картин «Мир завтрашнего дня».
Которую тут же публикует журнал «Техника-Молодёжи». Этот журнал был тогда, без сомнения, лучшим техно-футуристическим журналом мира. Чертежи космических поселений и космического лифта, новейшая техника, фантастические рассказы, повести и естественно, живопись.
С 1973 года Николай Михайлович принимает участие в двенадцати международных выставках.
О нём положительно отзывается сам Иван Ефремов автор «Туманности Андромеды» и «Часа Быка»:
«Вот уже несколько лет я слежу за развитием дарования молодого живописца. Этот художник нравится мне именно тем, что он ищет красоту.
Мне нравятся его радостные краски, его открытое восприятие жизни.
Я не мог не заинтересоваться, когда узнал, что Николай Недбайло начал работать в научно-фантастическом жанре. И, посмотрев первые его полотна, я остался ими доволен».
Но всё повернулось иначе — талант блестящего художника-футуриста, который разглядел мудрец Ефремов, так и не развился.
Художник сам выбрал другой путь и стал довольно известным в определённых кругах художником-наивистом.
Столичная богема оказалась в числе первых, кто предавал свою страну. Он пишет антисоветские карикатуры на Сталина, а советских людей представляя гнусными уродами.
Николай Недбайло иллюстрировал «Неделю» (1986), «Огонёк» (1988, №40), трёхтомник Фазиля Искандера «Сандро из Чегема» (1989). Был учредителем и председателем АО «Таланты России» (1991–1994), членом творческого союза художников (с 1995) и Международного художественного фонда (с 1996).
Николай Недбайло – один из самых известных русских художников на Западе. Его работы находятся в картинных галереях мира
Мир третьего тысячелетия оказался совершенно другим — вовсе не светлым, а страшным и бесчеловечным. И в том, что он оказался другим есть и вклад нашей творческой интеллигенции.