Александр Евгеньевич Простев, родился в 1956 году в Ленинграде. Принимал участие в Международных конкурсах научно-фантастических картин и в экспозиции на выставке «Время — Пространство — Человек». Организованных журналом «Техника – молодежи»
1—Александр Евгеньевич Простев
Свою жизнь Александр Евгеньевич посвятил искусству иконописи. Художник является официальным иконописцем храма святой Екатерины на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.
2—Простев А.Е. Дом человеческий, 1998 г.
Но помимо монументальных, художник также создает и станковые произведения, удивительно душевные и лиричные. Художник не обошел стороной тему космоса, которая в его творчестве получила особенное преломление и имеет своё название созерцательный космос.
3—«Золотой шар»
Иконы, выполненные им, находятся в храмах Ленинградской, Вологодской, Орловской, Томской, Брянской и Ивановской областей. В Екатерининском храме в Царской Славянке художник выполнил также настенные росписи.
4—Простев А.Е. И снова Земля, 1979 г. Холст, масло, 59х72 см (из собрания ММК)
Издан альбом Александра Простева из серии «Образ и слово», в котором опубликована не только серия работ о Петре и Февронии, но также серии картин, посвященные русским святым Сергию Радонежскому и Ксении Петербургской.
5—Простев А.Е. Воспоминание о Земле, 1980 г. Оргалит, масло, d-48 см (из собрания фондов Музея космонавтики)
«Начал рисовать в детстве и с тех пор не остановился», — говорит он. «В школе любил болеть. Меня оставляли дома, и я сразу брал акварель, рисовал птиц, еще что-то. И вот мою первую копию я начал писать в Троицке Челябинской области, а закончил в Брянске. У меня хватило терпения почти полтора года заниматься этой работой. Так все пошло и пошло. Потом я уже делал копии Репина, Шишкина, учился в изостудии, в художественной школе, бросал это дело».
6—«Утро на Гиссарской обсерватории».
Александр Евгеньевич учился в Ленинградской Академии художеств имени И.Е. Репина с 1978 по 1984 год. Он принимал участие в многочисленных выставках в Москве, Киеве, а также за рубежом: Польша, Германия, Чехия, Словакия, Финляндия, Монголия и др. Работы Александра Евгеньевича находятся в музеях и частных коллекциях нашей страны и в других странах.
7—Простев А.Е. Хлеб и звезды, 1996 г.
Отучился полный курс в Петербургской академии художеств, но не стал защищать диплом.
Много пишет иконы. Его альбомы с иллюстрациями по житиям святых и серия «Свете Светлый», которую сам он еще называет «Картинки из глубинки», сразу западают в душу зрителю.
Принты его работ висят в трех монастырях, его росписи украшают несколько храмов.
8—Колодец
Тема космоса увлекла Александра Евгеньевича в 1970-е годы. Художник и сегодня продолжает ее развивать. Однако его космос особенный. Часто он даже не обращается непосредственно к изображению каких-либо объектов, которые ассоциируются у нас с космосом. Космос у Александра Простева представлен сквозь призму человеческого, глубоко личного миросозерцания.
Для произведений Простева характерен широкий, планетарный охват пространства. Художник в своих работах, посвященных теме космоса, часто использует ракурс «с высоты птичьего полета». Так в работе «Дом человеческий» мы видим небольшой бревенчатый домик, занесенный снегом. Очень необычна композиция – дом предстает неким центром галактики, окруженной просторами Вселенной. Мы видим, что художник органично совместил два пространства – пространство земного и космического.
9—На месте, где когда-то стоял дом Ксениии Петербургской
10—Свете светлый серия (Церковный сторож)
Такой же прием объединения двух пространств присутствует и в такой работе художника, как «Воспоминание о Земле». Выбирая необычный формат круглого холста, художник таким образом придает своей работе характер некой линзы, через которую мы обозреваем весь мир. В центре композиции находится дом – образ родного Дома, с которым неразрывно связан человек. Всё пространство заливает солнечный свет, как бы соединяя бескрайний зимний пейзаж с небесным пространством.
В работах космического цикла очень сильно прослеживается чувство бесконечной любви к родному дому. Удивительно проникновенной предстает работа художника под названием «И снова Земля». Сюжет этой работы достаточно прост: художник изобразил космонавта, вернувшегося на Землю после космического полета. Цветовая гамма сдержанна и практически монохромна. Но громкоговорящими предстают здесь детали. Характерно, что космонавт находится один, посреди бескрайнего поля. Его тоска по дому была так сильна, что он сидит прямо на земле, наедине с окружающим его миром.
11—Из серии Житие прп. Сергия (Ростов великий 14 в родина Сергия Радонежского..
12—Житие Петра и Февронии (Прощание с Муромом)
13—Прп. Трифон Кольский и медведь
Космос Простева приветлив и наполнен человеческой теплотой. Для художника космос в первую очередь начинается с человека, который тоже оказывается гармоничной частью Вселенной.
Апрель 1983 года редакция журнала «Техника Молодёжи»
Ленинградский художник АЛЕКСАНДР ПРОСТЕВ — дебютант выставки «Время — Пространство — Человек». Ему 27 лет, он студент Ленинградского государственного художественного института имени И. Е. Репина. Что касается живописи, то выставка «Время — Пространство -Человек» с ее тысячным собранием картин — явление, бесспорно, уникальное.
14—Хмель зацвёл (Серия «Свете светлый»)
15—Молитва прп Сергия о даровании победы русскому воинству на поле Куликовом (Серия «Житие прп. Сергия»)
Говорит Александр Евгеньевич в молодости, после отказа защищать диплом в Академии художеств, я пришел Санкт-Петербургскую духовную академию и сказал, что хочу поехать куда-то и писать иконы. Я не то что воцерковленным человеком, я даже крещен тогда не был».
«Это было очень здорово! Я писал для местного храма Петра и Павла, хотя каноны знал тогда плохо, но меня тянуло к этой работе. Меня поселили там же, дали мастерскую. Там я написал свои первые 12 икон».
16—Ксения Петербургская. Надежда после грозы.
17—Ксения Петербургская
«Позже я шесть лет трудился в храме великомученицы Екатерины на Васильевском острове, работал бесплатно. Мне выделили там мастерскую, но писать в ней было невозможно – она была под самой крышей, помещение с амбразуркой, окошком таким, темно. Поэтому писал я дома, а в храм привозил готовые работы. А зарабатывал тем, что писал и продавал пейзажи».
18—Святая гостья
Потом начал писать серию «Житие преподобного «Сергия» с 2001- по 2006 год. Альбом вышел в 2008 году. «Житие Петра и Февронии» с 2007 – по 2009 год. Альбом вышел в 2009 году. Затем серию «Ксения Петербургская». Живопись этих серий я называю «акафистами в красках». «Акафист» на церковном языке – это хвалебное пение или чтение, посвящённое святому. Некоторые сюжеты и их воплощение у Простева столь пронзительны, что их невозможно созерцать без сердечных слез. Например, «Одна на целом свете», «Февральские метели» или, скажем, «Башмаки блаженной Ксении Петербургской», где Ангел-хранитель зашнуровывает на ногах святой прохудившиеся ботинки.
19—Житие Петра и Февронии (Всегда вместе)
20—Из серии Житие прп. Сергия (В келье)
21—Башмаки блаженной Ксении Петербургской
Картинки – это то, что я пишу постоянно. Когда их накопилось, то всё это оформилось в книжку. «Свете Светлый» 2014 год. Ещё я их называю «Картинки из глубинки». «Глубинкой» у нас обычно называют провинцию. Тут много того, что для меня связано с детством.
Работы петербургского художника и иконописца Александра Простева оказались столь возлюблены пользователями Интернета, что републикуются — то циклами, то выборочно.
22—Из серии Житие прп. Сергия (великий Князь Дмитрий Донской у преподобного Сергия Радонежского накануне Куликовской битвы)
В популярной соцсети Александр Простев, предпослал своей странице короткое высказывание преподобного Серафима Саровского «Человек человеку — радость». И мы явственно видим этот посыл в произведениях художника, к коим в самом деле приложимы два определяющих слова — «свет» и «радость».
23—Из серии Житие прп. Сергия (планета Русь)
24—Ангел, благословляющий Петербург.
Александр Евгеньевич говорит «иконопись не могла не повлиять на мою живопись. У меня есть живописные работы, написанные на доске, на левкасе. Левкас отражает свет через краску. Но немало работ, которые я писал пастелью. При этом всякая техника должна быть подчинена замыслу».
25—Александр Евгеньевич Простев
26—Русская Галактика
27—Первый снег. Вид на Андреевский собор со стороны Невы. XVIII в
28—Собакино горе
29—Мимо церкви за козлом
30—дрались Петрович с Сашкой
31—Отец Никифор избавляет Петровну от противного беса (Серия «Свете светлый»)
32—Андреевский двор к ночи. Ксения, подающая милостыню нищему мальчику.
33—Кошкин защитник (Серия «Свете светлый»)
34—Свет невечерний. Современный вид Троице-Сергиевой Лавры
В картинах Александра Простева часто увидишь ангела. Ангелы-хранители в его картинах то сопровождают-осеняют святых, то помогают пострадавшим, то вступают в бой с силами зла. Эту приверженность художника хочется назвать «ангельским реализмом». В том смысле, что ангелы являются хоть и бесплотными сущностями, однако, по глубокой уверенности художника, несомненны и представляют собой существенную составляющую.