С конца девятнадцатого века морской путь из Европы в Америку требовал от кораблей большей вместимости, большей скорости и комфорта. Таким требованиям стал обладать первый суперлайнер «Лузитания». Его загадочная гибель с многотысячными жертвами надолго осталась в памяти людей. И до сих пор многим не даёт покоя.
Гибель лайнера
1—- Лузитания корабль 1915 год. Две тысячи людей на борту не подозревали, что жить большинству их них осталось всего неделю.
В начале двадцатого века Германия, Япония и США стали опережать в экономическом развитии, теснить на мировом рынке Великобританию и Францию. Самой активной на мировой арене выступала Германия её амбиции стали распространятся на колонии Франции и Англии.
Германия стремилась овладеть колониями Бельгии и Нидерландов, наиболее богатыми сырьевыми ресурсами, закрепить за собой захваченные у Франции Эльзас и Лотарингию, отторгнуть Царство Польское, украинские земли и Прибалтику от Российской империи, подчинить своему влиянию Османскую империю и Болгарию и совместно с Австро-Венгрией установить свой контроль на Балканах.
1898 году Германия приступила к строительству сильного военно-морского флота, чтобы подорвать господство Великобритании на море.
Напряжённость достигла апогея 28 июля 1914 года. Началась Первая мировая война. Военный конфликт с участием 38 стран между двумя коалициями государств.
Великие державы Европы разделились на два блока: Антанта, в которую входили Франция, Россия и Великобритания; и Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии
В начавшейся войне на два фронта стратегия Германии в 1914 году согласно плану Шлиффена заключалась в том, чтобы сначала победить Францию, затем перебросить свои силы в Восточную Европу и победить Россию.
2—- Декларированная Германией зона подводной войны.
Началась война она, происходила не только на суше в воздухе и на воде, но и под водой Германия Декларировала зону подводной войны в феврале 1915 года. Корабли в этой зоне могли быть обысканы или атакованы.
«Лузитания» английский трансатлантический пассажирский лайнер компании «Кунард Лайн»
Проект «Лузитании» был создан в США в 1902 году, американский банкир Морган предложил построить огромные корабли. Эти гиганты должны были захватить выгодные пассажирские перевозки на атлантических линиях.
Так появились знаменитые лайнеры компании «Кунард» — «Лузитания» и «Мавритания». «Корабли-сестры» были снабжены паровыми турбинами, которые позволили достигнуть невиданной для тех лет скорости. Водоизмещение нового лайнера свыше 31 тысячи тонн и скорость не меньше 25 узлов превосходили аналогичные показатели новейших боевых кораблей того времени, линкоров.
3—- Спуск на воду
Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбанке
С 27 июля 1907 года начались ходовые испытания «Лузитании».
«Лузитания» была меньше, чем гиганты «Уайт Стар Лайн» класса «Титаник», спущенные на воду несколькими годами позже. Хотя «кунардеры» были значительно быстрее, их скорость являлась достаточной, чтобы обслуживать линию еженедельно с разных берегов атлантического океана. Внутренний комфорт помещений отличался в лучшую сторону чем у «Уайт Стар Лайн»
4—Лузитания Обеденный зал
С вводом в эксплуатацию «Мавритании» двойника Лузитании в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую ленту Атлантики».
«Лузитания», в отличие от лайнеров класса «Олимпик», имевших только поперечные водонепроницаемые переборки, также имела продольные переборки, проходившие вдоль.
5—-Библиотека была оформлена в стиле XVIII века
«Лузитания» отошла от причальной стенки Ливерпуля 7 сентября 1907 года в субботу под командованием коммодора Джеймса Уатта. Судно прибыло в Нью-Йорк 13 сентября.
В течение своей восьмилетней службы «Лузитания» совершила в общей сложности 201 рейс через Атлантику по линии Ливерпуль — Нью-Йорк.
6—- Салон первого класса
С началом войны большие лайнеры были использованы как войсковые транспорты. «Мавритания» стала войсковым транспортом и с её помощью перебрасывали войска в Средиземное море.
«Лузитания», один из быстрейших лайнеров Атлантики, оказалась весьма прожорлива, а это — крайне неприятное качество. Поэтому «Лузитанию» вернули «Кунарду», после чего она продолжила делать свои обычные трансатлантические рейсы из Нью-Йорка в Ливерпуль
.7—- Лузитания в Нью-Йорке после своего первого плавания 13 сентября 1907 года
17 апреля 1915 года «Лузитания» покинула Ливерпуль и отправилась в свой 201-й трансатлантический рейс, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля того же года.
В полдень субботы покинув пирс № 54 в Нью-Йорке 1 мая 1915 года, в 12 часов 15 минут «Лузитания» гигантский 240-метровый трансатлантический лайнер «Лузитания» покинул Нью-Йорк, взяв курс к британским берегам. Ранним утром помощник капитана «Лузитании» по традиции встречал пассажиров у трапа.
8—- Лузитания покинула пирс № 54 в Нью-Йорке в полдень субботы 1 мая 1915 года.
Несмотря на войну, экипаж и пассажиры скептически оценивали возможную угрозу: лайнер был одним из быстрейших.
Немногие верили, что цивилизованная страна может без предупреждения напасть на безоружный пассажирский пароход. Дымя всеми четырьмя трубами, «Лузитания» выглядела внушительно, даже несокрушимо, когда уходила из Нью-Йорка в свой последний рейс.
Почти две тысячи людей на борту не подозревали, что жить большинству их них осталось всего неделю.
9—- Пассажиры Лузитании еще ни о чем не подозревают
Чтобы довести своих пассажиров сытыми и довольными, «Лузитания» перед каждым рейсом запасалась набором из 130 свиней, 40 волов, 10 телят, 80 овец, 60 ягнят, 150 индеек, 350 уток, 90 гусей, 200 фазанов, 400 голубей, а также около 4000 других различных птиц. И это только мясо, а еще ведь были
крупы, масло и молоко, бесчисленное количество яиц и овощей.
Кроме продовольствия и багажа в трюмах расположились ящики с патронами и деталями снарядов. Именно поэтому считать «Лузитанию» полностью мирным пассажирским транспортом все же было нельзя.
10—Капитан Тернер фотография 11 мая 1915 года через четыре дня после затопления
Капитан «Лузитании» 58-летний Уильям Тернер. Он начинал простым матросом. Тернер имел звание капитана второго ранга резерва королевского военно-морского флота. Жизнь на корабле шла своим чередом.
11—Немецкий довоенный подводный флот в гавани Киля. U-20 вторая слева
Примерно в это время подводная лодка U 20 вышла в очередной поход 30 апреля — за день до отплытия «Лузитании» из Нью-Йорка. Капитану Вальтеру Швигеру предстояла охота на британские торговые суда в Северном море и близ ирландских берегов. Ее экипаж состоял из тридцати пяти матросов и трех офицеров.
12—Вальтер Швигер.
Между Британией и Германией полным ходом шли морские бои. Английский флот топил корабли противника, включая транспортные суда, перевозящие продовольствие. Немцы были настроены не менее решительно: прибрежная зона в районе Британских островов кишела немецкими подводными лодками, подстерегающими проходящие суда и наносящими торпедные удары.
Пятого мая он встретил первую жертву — небольшую 132-тонную шхуну. Тратить на неё торпеду было жалко — и, скорее всего, бессмысленно из-за малой осадки. Было сомнительно, что британцы вооружили это судёнышко скрытой артиллерией, поэтому Швигер честно всплыл, посадил команду шхуны на шлюпки и лишь после этого потопил неприятельское судно двенадцатью выстрелами из 88-мм пушки.
Затем он атаковал ещё четыре больших парохода — уже без предупреждения. Попасть удалось по двум — оба британца водоизмещением почти по шесть тысяч тонн каждый были потоплены.
Сначала он постоянно вёл радиопередачи, но сблизившись с британским флотом, прекратил сеансы радиосвязи. Немцы миновали все британские дозоры и ловушки, направляясь к западным берегам Шотландии и Ирландии.
Вечером капитан-лейтенант атаковал нейтральное судно под шведским флагом, но промахнулся.
Позже Швигеру повезло встретить судно «Центурион», которое он потопил двумя торпедами.
13— Подводная война первой мировой войны
Незадолго до отправления германское посольство в США сделало официальное объявление — все, кто путешествует на британских судах, делает это на свой страх и риск.
Королевский военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: «Подлодки активны у южного берега Ирландии». Капитан Уильям Тёрнер 6 мая дважды получил это сообщение и принял все меры предосторожности: Корабль был полностью затемнен: иллюминаторы завешены светонепроницаемыми шторками, а на палубе отключено освещение. Количество наблюдателей за окружающими судно морскими просторами было удвоено. Все внутренние, герметично закрывающиеся шлюзы, обеспечивающие плавучесть при получении повреждений, были задраены, все шлюпки были расчехлены и вывалены за борт.
В пятницу 7 мая в 11:00 Адмиралтейство передало другое сообщение, и Тёрнер скорректировал курс. Вероятно, он думал, что подлодки должны быть в открытом море и не подойдут со стороны берега, и «Лузитания» будет защищена близостью к суше.
Капитан «Лузитании» Уильям Тернер поддерживал постоянную телеграфную связь с адмиралтейством и, на основании поступавших сведений о передвижении врага, прокладывал свой курс.
«Лузитания» даже на частично законсервированных котлах шла более чем в два раза быстрее, чем неприятельские подлодки. Её турбины развивали невиданную мощность в 70 тысяч лошадиных сил и «Лузитания» не раз устанавливала абсолютные рекорды скорости среди трансатлантических судов. Все были уверены, что немцы не станут топить пассажирский лайнер с множеством женщин и детей или сделают это «по-цивилизованному».
Но война вносит свои коррективы если всплывать и отправлять на судно досмотровую партию, оно могло успеть передать местонахождение лодки. Во-вторых, капитаны судов британского торгового флота получили инструкции таранить лодку корпусом. За уничтоженные лодки экипажам полагалась награда.
Всё это, отбивало у подводников кайзера любое желание исполнять международные приличия.
14—Немецкие моряки в машинном отделении подлодки
В 13:00 один из матросов германской подводной лодки U-20 заметил впереди большое четырёх трубное судно. Он сообщил капитану Вальтеру Швигеру, что заметил большой четырех трубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. К тому моменту U-20 истратила значительную часть топлива, на борту оставалось две торпеды. Капитан немецкой подводной лодки Вальтер Швигер собирался возвращаться на базу. Морская вахта подходила к концу.
Он решил отказаться от продвижения в сторону Ливерпуля. Но тут на U-20 заметили, что «Лузитания» медленно поворачивается правым бортом к лодке.
Лайнер беспечно шёл по Ирландскому морю: до Ливерпуля оставалось совсем чуть-чуть. Капитан Тёрнер, командовавший «Лузитанией», не прибегал к противолодочному зигзагу.
U 20 выстрелила в 14:10. Только одной торпедой. Но её оказалось достаточно — попадание спровоцировало второй взрыв, гораздо более сильный, чем от самой торпеды.
На борту имелся груз боеприпасов, но это были не они по одному из предположений скорее всего, рванули котлы. Именно второй взрыв определил судьбу лайнера.
15—Немецкая подводная лодка U20 выброшенная на побережье Дании, считается той, которая потопила Лузитанию
Швигер писал, что подлодка выпустила только одну торпеду — «Желтую Берту». В 14:25 капитан подлодки Швигер сделал очередную запись в своем бортовом журнале: «Большая растерянность на борту. Переполненные шлюпки были спущены на воду носом или кормой вниз и сразу же затонули. Судно вот-вот опрокинется. Погрузился на глубину 24 метра и следую в море. Не мог выпустить вторую торпеду в это скопище людей, пытающихся спастись…»
После случившейся трагедии Кайзер сделал выговор командованию флота.
Но адмиралы показали ему копию грузового манифеста: «Лузитания» везла 1348 ящиков снарядов и 4927 ящиков винтовочных патронов. Императору объяснили, что все это с детонировало при взрыве торпеды — отсюда столько жертв. Германия с самого начала войны дала понять миру, что будет пересматривать любые правила. Подводники быстро превратились в своего рода спортсменов-экстремалов, готовых отправить на дно хоть Ноев ковчег.
16— Кайзер-немецкое слово, означающее «император». Вильгельм II последний император (кайзер) Германской империи и король Пруссии с 15 июня 1888 года по 9 ноября 1918 года
Субмарины были относительно тихоходны. Хорошим показателем в надводном положении было 15 узлов.
Вальтер Швигер, типичный для того времени амбициозный подводник-спортсмен
Ни тогда, ни после он не испытывал сомнений в связи с этой историей. Он был сыном своего времени и своей страны, немецким солдатом. Капитан подводной лодки «U-20» Вальтер Швигер погиб в конце войны. Пятого сентября 1917 года его лодка подорвалась на мине, никто из экипажа не выжил. Ему было 32 года.
Свидетели
Матрос Лесли Мортон, следящий за морем с бака, закричал: «Торпеда по правому борту!» Капитан Тернер предпринял манёвр уклонения, увидев неумолимо приближающуюся к «Лузитании» пенную дорожку, но было поздно.
Торпеда попала в правый борт корабля в 14 часов 10 минут 7 мая 1915 года.
Взрыв взметнул столб обломков стальной обшивки и воды вверх, затем последовал второй, более мощный взрыв, из-за которого «Лузитания» начала сильно крениться на правый борт.
17— Лузитания быстро накренилась на правый борт
Радист «Лузитании» безостановочно посылал сигнал бедствия. Капитан Тёрнер приказал покинуть судно. Вода затопила продольные отсеки правого борта, вызвав 15-градусный крен на правый борт. Капитан попробовал развернуть «Лузитанию» к ирландскому берегу в надежде посадить его на мель, но судно не слушалось руля, так как взрыв торпеды перебил паровые магистрали рулевого управления. Тем временем судно продолжало двигаться.
Сотни тонн воды устремились внутрь судна. Несколько мгновений после взрыва в машинном отделении «Лузитании» стоял неимоверный грохот: получившая сильные разрушения паровая турбина не была вовремя остановлена. Эти звуки заглушались свистом и шипением вырвавшегося на волю пара главная паровая магистраль была перебита.
Тернер, который рассчитывал выбросить судно на отмель близ мыса Кинсейл, видневшегося в 10 милях к северо-востоку, понял, что «Лузитания» обречена.
Грохот, крики, треск съезжающей по палубе мебели, неразбериха. Люди бросились к спасательным жилетам, кинулись к шлюпкам.
18—В каждую шлюпку набивается множество людей, и они опрокидываются.
Капитан-администратор Андерсон пытается навести порядок, размахивая револьвером, но толпа сминает его. Миллионер Альфред Вандербильт с ужасом видит, как мисс Мерт падает с борта и летит вниз, в серо-свинцовую воду. Температура морской воды составляла 11 °С.
Спустя около шести минут «Лузитания» начала погружаться и уходить носом под воду. Крен на правый борт сильно усложнял спуск спасательных шлюпок.
Большое число спасательных лодок опрокинулось при погрузке или были опрокинуты движением корабля, когда они касались воды. «Лузитания» несла 48 спасательных шлюпок — более чем достаточно для всей команды и всех пассажиров, — но только шесть шлюпок удалось благополучно спустить.
19— Тонущая «Лузитания»
Несмотря на принятые капитаном Тёрнером меры, лайнер не дошёл до берега.
Капитан Тёрнер оставался на мостике до тех пор, пока его водой не смыло за борт.
Судно прошло около двух миль 3 км от места торпедной атаки до места гибели, оставляя след из обломков и людей за собою.
Как уже говорилось, трагедия происходила совсем недалеко от берега, он был отлично виден. Однако помощь подоспела только через несколько часов. Спасти удалось немногих.
Первым к ним подошел прибывший на помощь буксир из Куинстауна.
Капитана Уильяма Трнера спустя три часа после крушения подобрал пароход «Блюбелл.
Единственным относительно крупным судном, прибывшим на помощь, был греческий пароход «Катерина», капитан которого принял решение участвовать в операции по спасению выживших, несмотря на угрозу новой торпедной атаки.
Глубина моря в месте катастрофы небольшая, почти втрое меньше длины «Лузитании», и когда она уперлась носом в грунт, корма все еще торчала над водой. Как только корабль окончательно ушел под воду, образовалась гигантская воронка, в которую многих затянуло, но некоторые сумели выплыть. Отдельные воронки образовали дымовые трубы. Одну женщину сначала затащило потоком в трубу — и тут же выбросило наверх. Потом ее, всю покрытую сажей, подобрала одна из шлюпок
В 14:28 «Лузитания» опрокинулась килем вверх и затонула
20— Движения_of_RMS_Lusitania_and_SM_U-20
Лайнер затонул за 18 минут в 8 милях 13 км от Кинсейла. 1198 человек погибли, включая почти сотню детей. Из находившихся на борту 1959 человек спаслось меньшинство — 761 человек. На корабле было 72 подданных Российской империи — из них погибли 45 человек, в том числе и финский член команды.
В числе погибших были и 128 американцев
«Жертв было так много что их тела были свалены на пирсе, как дрова, — вспоминает Уильям Суэнтон журналист из ирландского города Куинстауна.
Тела многих жертв были похоронены в Куинстауне в Кинсейле — городе у места гибели «Лузитании».
21—Все были уверены, что немцы не станут сходу топить пассажирский лайнер с множеством женщин и детей
Капитана Тернера судили, но потом оправдали и даже наградили орденом Британской империи. Он получил назначение на другой корабль, но его тоже пустила на дно торпеда. Но он опять спасся.
В ноябре 1919 года Тернер вышел на пенсию.
22—Антинемецкие погромы после торпедирования Лузитании Лондон, Англия
По миру прокатилась серия немецких погромов. Причём самими немцы провоцировали в Нью-Йорке те собрались в одной из немецких гостиниц, где радостно пели патриотические гимны в честь потопления «Лузитании».
Версии и расследование
Эта трагедия сыграла в истории куда большую роль, чем гибель «Титаника». Гибель «Лузитании» послужила причиной вступления в Первую мировую США, которые до того с войны имели только прибыль. Во внешней политике Америка стала переходить от изоляционизма к мессианству. И, пожалуй, именно с этого дня принесение в жертву мирных граждан ради достижения военных целей стало нормой.
Америку часто воспринимают как естественного союзника Великобритании, между тем это не совсем так. Среди американцев больше потомков немцев и ирландцев, чем англосаксов
23—Спасенные с Лузитании в Квинстоне.
И в самом деле: гибель граждан США при нападении U-20 на «Лузитанию» вызвала резкие протесты Америки. Демонстранты несли антигерманские лозунги и требовали наказать Германию. Правительство США направило в Берлин официальную ноту.
Американцы были разгневаны нападением, унесшим жизни ста двадцати трех их соотечественников. Газеты называли торпедирование «преднамеренным убийством» и «подлым поступком», а политики, включая будущего президента Теодора Рузвельта, требовали принятия ответных мер против Германии. Плакат, напечатанный в Бостоне, изображавший тонущую женщину с ребенком, призывал американцев вступать в вооруженные силы.
24—Спасенные пассажиры на станции на Лайм-стрит, Ливерпуль
В 1915 году дела на фронтах Первой мировой шли далеко не блестяще. Антанте позарез нужен был новый мощный союзник. Понятно, что таковым могли быть только США.
Президент Теодор Рузвельт сказал, что немецкие подводники превзошли в жестокости всех пиратов былых времен, и в конце концов заявил следующее: «Мы не можем воздержаться от действий, ведь мы обязаны предпринять их во имя человечности. Для поддержания собственного национального достоинства». Эти слова отражали общее настроение в США и 6 апреля США объявили войну Германии.
25—Спасшиеся офицеры Лузитании
В связи с гибелью «Лузитании» возникло множество вопросов. Например, почему корабль так быстро утонул, почему образовался такой сильный крен на правый борт.
Однако были вещи и более интересные. И выжившие с «Лузитании», и Вальтер Швигер указывали, что взрывов было два, при этом немецкий капитан утверждал, что выпустил только одну торпеду.
Во время судебного разбирательства делались попытки выяснить, что же все-таки находилось в трюмах «Лузитании».
И ещё всех интересовало, как такой корабль, как «Лузитания», мог без всякого эскорта войти в район, где за несколько дней немцы потопили 23 корабля.
26—Выезд потерпевших кораблекрушение из Квинстауна в Лондон
Тут же родилась конспирологическая теория британцы сами подставили «Лузитанию» под удар, чтобы вовлечь Америку в войну.
На самом деле конспирология здесь не причём. Если кто-то думает, что Британские адмиралы Вальтера Швигера сами выводили на цель, то да, это, конечно, бред. Но действовать можно куда тоньше. А проще было вовсе не действовать.
Адмиралтейство всего лишь не мешало ходу вещей. Лорды Адмиралтейства могли решить, что ради вовлечения США в мировую войну вполне допустимо пожертвовать несколькими сотнями жизней.
27—Георг V встречается с выжившим экипажем Лузитании
И ещё одними из главных возникших в то время вопросов были следующие: как могла единственная торпеда потопить такое огромное судно и почему оно так быстро пошло ко дну.
Все очевидцы гибели «Лузитании» указывали на два взрыва. Второй взрыв был на много сильнее и несоразмерен по силе с первым.
28—Машинное отделение «Лузитании»
По записям следственной комиссии даже две торпеды не могли пустить ко дну огромный корабль. Не могла торпеда проделать в борту «Лузитании» пробоину, в которую, как говорили очевидцы событий, «мог проехать паровоз»
В 1918 году огромный английский пароход «Джустишиа» был атакован подводными лодками. «Джустишиа» продержалась на плаву около суток, и была потоплена шестью торпедами такого же типа, что применялись в 1915 году.
29—Погребение жертв с Лузитании
Возможно, самым загадочным было то, что лайнер затонул так быстро. В газетах того времени высказывалось предположение, что торпеда попала в груз боеприпасов Водолазы, впоследствии осматривавшие лайнер, докладывали об огромной дыре по левому борту около носа, в том месте, где обычно складируются боеприпасы.
Из допроса капитана Тернера
30— Лузитания в порту Нью-Йорка
«После полудня «Лузитания» вышла в море. Капитан «Лузитании» Тернер занял привычное место на капитанском мостике. Тернер был опытный моряк, но теперь, в военное время, моряки торгового флота должны были подчиняться распоряжениям морских офицеров Адмиралтейства. Военные моряки определяли курс торговых кораблей и сообщали секретные сведения о вражеских подводных лодках».
«Английская морская разведка могла определить, где именно в открытом море находится немецкая подводная лодка. Англичане терпеливо ждали, когда немецкие подводники с педантичной точностью подавали радиосигналы».
Капитан «Лузитании» получил тревожное предупреждение, слишком поздно боевые корабли не вышли в море.
«Капитан Тернер получил радиограмму, когда лайнер приближался к проливу святого Георга. У входа в пролив немецкие подводники подстерегали добычу. Но изменить курс корабля без приказа офицера Адмиралтейства или в крайнем случае указания командира военного корабля капитан Тернер не мог».
31— Крейсер «Иклипс», однотипный «Джуно» Для патрулирования этого района были выделены несколько крейсеров, однако ни один из кораблей не сопровождал «Лузитанию». Начальник Морского генерального штаба вице-адмирал Генри Оливер предложил организовать «Лузитании» эскорт из эсминцев, но первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль отклонил это предложение, решив ограничиться лишь предупреждениями. Крейсеру «Джуно», который первоначально должен был сопровождать «Лузитанию» в Кельтском море, за сутки до предполагаемой встречи было приказано возвращаться в Квинстаун.
«У мыса Фастнет-Рок, атлантические лайнеры обычно ожидали конвойные английские крейсеры.
На рассвете 7 мая. Капитан Тернер снизил скорость и приказал сигналить сиреной, чтобы известить военные корабли о приближении лайнера. Но рядом не было ни одного боевого корабля Королевского флота».
Интересно отметить, что секретные шифры германского флота были переданы англичанам русским морским командованием: шифры были обнаружены на немецком крейсере «Магдебург», затопленном после боя с кораблями российского Балтийского флота. Водолазы проникли в командную рубку и извлекли секретные документы.
Все эти теории можно разделить на две группы: по одним, гибель пассажирского лайнера стала результатом хитроумного заговора с целью вынудить США вступить в войну. Кому это было на руку догадаться нетрудно. По другим – цепь случайностей.
Нет сомнений, что Черчилль представлял, что значит для Англии «Лузитания», один из самых больших и скоростных кораблей.
32— Черчилль и Фишер Главным виновником обычно называют Черчилля, а другие сотрудники Адмиралтейства возможно помогали в прикрытии
Но британское Адмиралтейство и энергичный министр Черчилль не только не усилили меры безопасности, но проявили странную беспечность.
В комнате 40 вычислили и знали примерное нахождение U-20, но почему-то Адмиралтейство не предупредило о подводной опасности пароход «Лузитания», находившийся в пять часов утра 7-го мая 1915 года на расстоянии ста двадцати миль от маяка Фастнет-Фельзен.
При подготовке к войне Адмиралтейство во главе с самоуверенным Черчиллем было уверено, что основная угроза будет исходить от надводного флота, но Германия применила подворные лодки. Потери росли с пугающей быстротой.
В среднем англичане теряли каждые два дня один большой торговый корабль.
Исследовательские экспедиции
33— Исследование обломков Лузитании в 1935 году
Останки затонувшего судна были обнаружены 6 октября 1935 года после трёхмесячных поисков поисковой экспедицией, базировавшейся на борту судна
Orphir. Остов судна, обнаруженный на глубине в 93 м
Экспедиция 1982 год результат обследования превзошел все ожидания: подводные телекамеры показали, что носовые отсеки затонувшего лайнера, были очищены. «Трудно представить, но трюм «Лузитании» подметен, как гостиная»
Эксперты по взрывчатым веществам дали заключение, что внутри трюма произошел «мощный взрыв».
34— Эффект от торпеды U-20
В 1982 году поисковая команда фирмы «Оушениринг Интернэшнл» обнаружила три из четырех латунных винтов судна, два носовых якоря и судовую рынду, а также столовое серебро, фарфор и несколько ящиков, но никаких ценностей найдено не было. Документально не подтвержденные слухи о бриллиантах, золоте и других ценностях, якобы запертых в сейфах «Лузитании», на протяжении многих лет волновали кладоискателей.
35— Один из винтов Лузитании, Ливерпуль
Летом 1993 года команда ученых, обследовала останки некогда огромного роскошного лайнера, обладателя Голубой ленты Атлантики и жертвы одной из наиболее загадочных и поразительных морских трагедий нашего времени.
Рассчитывая раз и навсегда решить проблему, исследователи воспользовались подводным роботом «Ясон»
Сначала кинокамеры показывали только косяки сайды, привлеченные ярким светом прожекторов. Затем из мрака неожиданно выплыл массивный правый борт, там все еще была видна защитная красная краска. Но когда камеры подводного аппарата прошли над трюмом, всех ожидал большой сюрприз: дыры в предполагаемом месте не было.
36— Останки некогда огромного роскошного лайнера
Как показали исследования 1993 года, не боеприпасы стали причиной второго взрыва, отправившего «Лузитанию» на дно. Более вероятен взрыв угольной пыли. Подтверждает эту гипотезу и разбросанный на морском дне вокруг места катастрофы уголь.
В 2008 году, водолазы вовремя исследования обломков «Лузитании» На борту судна, обнаружили некоторое количество боеприпасов, в том числе патроны Ремингтон.
С момента гибели «Лузитании» прошло уже больше ста лет, но разгадка её гибели остается такой же мрачной и недоступной, как темные глубины Ирландского моря.