Загадки Плещеева озера

Плещеево озеро по площади одно из крупнейших водоемов Верхнего Поволжья. В древних летописях озеро упоминается под названием Клещеево, образованного от старорусского глагола «клескать» («плескаться»). По другой версии, возможно, по имени явно славянского человека Клеща. Третье предположение имя водоему дано благодаря огромной популяции обитающего здесь леща, который ранее назывался «клещ».

Водоем почти овальной формы имеет размеры 9,7 на 6,7 км. Его береговая линия протянулась на 27 км, и лежит оно на высоте в 170 м над уровнем моря. В озеро приносят свои воды 19 рек и ручьев, самая большая из которых – река Трубеж берущая начало в Берендеевском водораздельном болоте в междуречье Оки и Волги. Длина реки — 32 километра.

А вытекает из него только Векса. На память о древних финно-угорских племенах остались нам имена – Векса, Слуда и Кухмарь. Известно озеро с незапамятных времен. Не менее 30 неолитических стоянок вокруг него. А потом облюбовали его для поселения люди из финно-угорского племени Меря.
Очертания свидетельствует о ледниково-карстовом происхождении. Озеро образовалось 30 тысяч лет назад и сохранило в себе следы оледенения и глубинных карстовых геологических процессов.

Прибрежная линия мелководна, а глубина центральной части достигает 25 метров. У него воронкообразное дно. За многие тысячи лет, благодаря отложениям, приносимым реками и ручьями, оно покрылось большим слоем ила. В самых глубоких местах мощный иловый слой достигает 15-17 м. Как и все озера ледникового происхождения, Плещеево очень прозрачное.

Весной сквозь толщу воды видно на 9-10 м. Фауна Плещеева озера богата и разнообразна. Здесь обитают более 20 видов и подвидов пресноводных рыб – лещ, окунь, налим, щука, пресноводная сельдь ряпушка и др. Благодаря проточности вода очень прозрачна, подводной растительности практически нет. Береговая линия почти на всем протяжении песчаная. Вокруг произрастает лиственный лес с вкраплением хвойных участков.

С юго-восточной стороны озера расположен город Переславль-Залесский. Родной город Александра Невского, одного из легендарных русских князей
Немного севернее находится Александрова (Ярилина) гора, Самая высокая точка, с которой открываются во всей красе озерные дали, камышовые заросли по берегам, крыши деревень и купола храмов, вершину которой венчает белый крест. Как утверждают историки, когда-то здесь совершались языческие обряды, восхваляющие силу бога ветра Ярилы.

Самое первое поселение на берегу Плещеева озера появилось более двух тысяч лет назад. Пионерами-поселенцами были финны, конечно же, язычники, но не приносившие кровавых жертв. Место поселения их привлекло тем, что здесь возвышалась гора высотой 30 метров над водой и отсюда хорошо просматриваемы отдаленные окружающие окрестности.

В IX веке появились здесь легкие на ногу новгородцы. Они основали город Клещин как перевалочный путь на своем торговом пути. В 1100 году на левом берегу Трубежа поселились беженцы с Украины, подвергавшейся набегам печенегов. Выходцы из украинского Переяславля, они называли все по-своему: и город — Переяславль (только выпала со временем буква «я»), и реку Трубеж — приток Днепра с истоком в Берендеевом болоте (берендеями называли печенегов).

В 1152 году сын Владимира Мономаха князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, перевел город из Клещина в Переславль, обнеся его земляным валом и крепостными стенами. Крепость пригодилась во время татарского нашествия. Правда, переславцы решили проблему сопротивления своеобразно — они покинули город и вышли в озеро на лодках и плотах.

Миновало еще столетие, и Переславль Залесский стал широко известен в централизованном российском государстве. Славу озеру и городу создала небольшая рыбка ряпушка, пришедшаяся по вкусу царской семье и высшему духовенству. Со времен Ивана III (1440—1505) ко двору поставлялась переславская «сельдь» или «Царская селедка». Правда, это совсем не сельдь, а сиг, и принадлежит к благородному семейству лососевых. Ихтиологи так и не пришли к единому мнению, как рыба, обладающая всеми признаками морской, вольготно чувствует себя в пресной воде.

Загадки Плещеева озера.

Любителей истории и археологии на берегу Плещеева озера привлекают невысокие земляные валы.
По преданию, на берегу в стародавние времена стоял город Клещин. По неведомым причинам жители покинули свои дома, и это место было проклято Духом озера. У путешественников, впервые попавших на озеро, по спине бегут мурашки от густых «молочных» туманов, укрывающих водную гладь и ее окрестности ранним утром.

Среди местных жителей гуляет поверье, что при вхождении в зону тумана можно перенестись в другое временное измерение, когда минута кажется вечностью, или наоборот, пребывание в параллельном пространстве в течение нескольких недель воспринимается как одна минута.

Старожилы поговаривают, что город Переславль Залесский неслучайно воздвигнут в стороне от озера – подальше от злых духов, якобы обитающих в глубинах вод. Хотя может быть всё гораздо проще. Несмотря на то что население и спаслось во время монгольского нашествия. Выйдя на лодках и плотах в центр озера. Старый город монголы видимо сожгли. Жители не стали восстанавливать пепелище, а построили новый город в другом месте.

Вторая загадка Плещеева озера – двойное дно, из-за которого бесследно исчез не один аквалангист. Ученые объясняют аномалии строения дна постепенным вытаиванием огромной ледяной линзы, погребенной в результате непонятных причин много тысячелетий назад.
И ещё тем, кото подолгу наблюдает за озером довелось увидеть странное исходящее из глубин свечение и даже огненные шары, блуждающие над гладью.

Синий камень

В нескольких километрах от Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера лежит громадный валун, называемый «Синий камень». В настоящее время он имеет сине-серый цвет и очень медленно погружается в грунт.

Местный рельеф образован ледником в период Московского оледенения 30 тысяч лет назад. Огромные массы глины, песка и валунов сложили возвышенности, а из ледниковой воды образовались озёра. Тот самый синий камень и есть один из немногочисленных валунов. Цвет камня зависит от погоды: если он мокрый, то мы можем увидеть тот самый синий цвет. А в темноте он способен светиться. Это связано с тем, что камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца, который отражает свет.

Синий камень достаточно большой в размерах. В длину он достигает 3-х метров, а весит около 12-ти тонн. Есть версия, что камень как будто тянется вверх к Александровской горе, но на самом деле так только кажется. С каждым годом он всё ближе к воде и ниже к земле. Раньше камень достигал в величину человеческого роста.

За ним издавна закрепилась слава чудодейственного. По утверждению местных старожилов, среди которых всевозможные предания передаются из уст в уста, пребывание на валуне исцеляет людей от множества болезней, а женщин, к тому же, от бесплодия.

В древние времена, когда сюда пришло племя Меря. «Синий камень» лежал на вершине горы. Вполне естественно, что поселенцы-язычники сразу же обожествили валун, сделали вокруг него ровную площадку, на краю которой поставили языческую молельню. Меряне – народ-охотник, который заселил берега Плещеева озера в начале 1 тысячелетия нашей эры. Они верили, что по синим небесам проезжал седой бог грозы Укко. Он поражал стрелами-молниями своих врагов и вселял отвагу в сердца мужчин. Появление огромных камней-валунов, к которым относится Синий камень, объясняли чудесными действиями этого Бога.

Даже тогда, когда на Руси прочно укрепилось православие, люди прибрежных районов Плещеева озера не переставали поклоняться чудодейственному валуну и тайно боготворили его. К нему шли, да и до сих пор идут, и стар, и млад, непременно оставляя возле него свои скромные подношения и нашептывая при этом свои сокровенные желания.

Местной церкви не нравились поклонения «булыжнику», и было решено убрать камень любыми способами. В начале семнадцатого века дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий выкопал огромную яму и велел скинуть туда Синий камень. Спустя время он заболел и стал винить во всём камень, который, кстати, вскоре снова появился на земле.

Затем в 1778 году было решено использовать камень как материал для строительства новой церкви. Его погрузили в сани и стали переправлять через озеро. На середине пути лёд треснул, и камень затонул. Так Синий камень оказался на дне Плещеева озера. Власти успокоились, народ расстроился. Но уже через 50 лет Синий камень снова обнаружили на берегу.

Люди долго не могли понять, как валун, весом в 12 тонн, мог сам выплыть. Было много разных вариантов. Учёные объясняют это тем, что камень зимой вмерзал во льды, которые перемещали его под воздействием весеннего ветра все ближе и ближе к берегу.
Местные жители по расположению камня даже могли составить прогноз погоды. Если валун погружен в землю – то жди холодов, если выбирается наружу – ожидай жару. Также многих туристов удивляет тот факт, что снег на Синем камне тает. Из-за этого зимой вокруг валуна всегда лёд.

Сейчас люди продолжают верить в силу камня. Считается, что он может исцелить людей от любых болезней. Для этого нужно прислониться больным местом и пожелать скорейшего выздоровления. А взамен отдать ему рублевую монетку или карамельку для этого надо положить монету на камень, прикрыв ладошкой.
Сегодня почва почти поглотила валун. Поэтому те, кто ныне приезжает полюбоваться им, видят лишь небольшую площадку высотой около 30 сантиметров. Да и к тому же, может случиться так, предупреждают ученые, что через несколько лет валун уйдет в землю. И тогда от Синего камня останутся только легенды и фотографии туристов.

Недалеко от камня находится «таинственный» лес. Ещё его называют магическим. Туда нужно ходить по одному, вставать между деревьями и загадывать желания. Говорят, они сбываются, если верить в это. В лес и к камню ходят и за тем, чтобы просто зарядится энергией.

Берендеево болото.

Берендеево болото находится на самом юге Переславского района и, следовательно, самой Ярославской области. Отсюда берёт начало самая большая река, впадающая в Плещеево озеро река Трубеж. Как писали в своё время Брокгауз и Ефрон, «Болото находится в Александровском уезде Владимирской губернии, на границах Переяславского и Юрьевского, длина 10 версты, ширина 4 – 5 вёрст. Есть следы жилья; по местному преданию, здесь был город Берендеев, где жил царь Берендей.

Болото возникло на месте древнего озера, которое начало заболачиваться около 6 тысяч лет назад. На его берегах издавна селились племена, Славян-кривичей. Основным родом занятий славян было огневое земледелие, скотоводство, бортничество, охота и рыбная ловля. Рядом со своими поселениями славяне располагали кладбища – курганные могильники.

В XII веке из южнорусских степей Киевского княжества во Владимирское, была переселена Часть кочевников-берендеев в район Переславля-Залесского Якобы, чёрные клобуки (так называли их русские летописи за высокие меховые шапки, которые берендеи носили на головах) попали сюда на договорных условиях для охраны княжих границ Согласно летописям, их часто нанимали на службу русские князья Андрей Боголюбский, и Юрий Долгорукий.

По одной из версий, племя и дало название местности, а также одноименному селению. Впрочем, некоторые исследователи связывают это название со славянским словом “бередить” (тревожить). Но есть более древний топоним и в корне его лежит слово «медведь» – бер, священное табуированное название, деять, русск. делать – «бером деянные» («люди-медведи», «люди-волки») – не отсюда ли название «Волчья гора»?

Существуют многочисленные легенды о царе Берендее, живущем на Берендеевом болоте. Местные легенды и живописные окрестности Берендеева болота стали одним из источников вдохновения для драматурга Александра Николаевича Островского, который посещал Берендеево и написал в 1873 г. пьесу “Снегурочка”. Образ царя Берендея позднее развил Николай Андреевич Римский-Корсаков, поставивший в 1881 г. оперу на текст пьесы.

Болота, топи с древних времен для человека были ненужной, непригодной для жизни землей. Для людей они являлись ещё и неразгаданной тайной. Издавна человек наделял болота различными легендами, сказками и преданиями.

С давних пор о Берендеевом болоте, о его несметных богатствах, погребённых в топях, ходили легенды и сказы. Ещё два столетия назад одного из потомков кабинет-секретаря Петра Первого Н.П. Макарова эти предания побудили заняться поиском сокровищ на берегах Берендеева болота и возвышенности рядом с болотом, именуемой в народе Волчья гора. На этой возвышенности, среди дремучего леса, ему попались хорошо утрамбованные площадки, мусорные и деревянные мостовые.

В 1820 году поисками сокровищ занялся Д.И. Хвостов, который нашел здесь земляные укрепления древнего городка.
Существует несколько легенд о царе Берендее, его дворце, золотой карете. Также существует ряд легенд о каменной бабе: «Мать, по имени Рогнеда, идёт к озеру и ищет своего сына. Находит его утопленным. Проклинает озеро, за что превращается в каменную бабу, а озеро превращается в болото».

Именно эти легенды побудили ещё в конце восемнадцатого столетия некоторых исследователей к поискам городка на высокой горе. Подходящим ориентиром как раз и служила Волчья гора, которая была свободна от леса, и действительно здесь находились земляные валы, что подтвердили Д.И. Хвостов и А.А. Селиверстов.

Первое упоминание о каменной бабе относится к 1830 году в журнале «Пешеходцы от Москвы до Ростова». В 1869 году ярославский краевед В.И. Лествицин в своих путевых заметках подтверждает нахождение таковой в окрестностях Берендеева болота.
В 1960 году уже историк В. Сагетдинов осуществил поиски той же «бабы». И он её не нашел, но утверждал, что открыл капище с каменными фигурами.
В 1965 году Волчью гору посетили сотрудники Переславля-Залесского историко-художественного музея: К.И. Иванов, В.И. Панфилов, А.А. Зеленцов и С.Д. Васильев. Последний писал, что их разведкой обнаружены земляные укрепления городища.

Место нахождения каменной бабы, по утверждениям очевидцев, противоречивы. Кто-то видел её у подножия Волчьей горы, кто-то в местечке Глиняная пустошь, а другие – в окрестностях села Чернецкое. Старожилы утверждают, что она точно была лет 60 назад.

История населенного пункта Берендеево начинается с конца 19 века. Станция Берендеево была построена в 1866 году. По замыслам инженеров – строителей железная дорога должна была проходить не здесь, а западней и соединять Сергиев Посад и Переславль-Залесский. Но крупные фабриканты г. Александрова уговорили строителей провести железную дорогу через их город. И, чтобы связать дорогу с Переславлем-Залесским, была построена станция Берендеево.

В 1926 году, по заданию областной газеты «Северный рабочий», в Берендеево приехал писатель М.М. Пришвин. И он услышал здесь разные легенды. О «берендеях» советского времени Пришвин написал в рассказах «Лесная капель», «Корабельная роща» и «Кладовая солнца». Ему так понравилась дикая красота этого края, что он, будучи почти семидесятилетним, в 1941 году поселился в усадьбе – музее «Ботик» на Плещеевом озере. В лихие годы войны он часто посещал окрестности Берендеева болота, много беседовал с местными жителями.

Источник Святой. Варвары

Недалеко от Переславля-Залесского находится старинный Святой источник великомученицы Варвары Илиопольской местные жители чаще называют варварин ключ или варваринский родник. Больше двух веков сюда приходят люди за чистой и целебной водой. Ее пьют, ею умываются, можно набрать воды, и даже окунуться в ледяные воды источника, для этого здесь оборудована специальная купель. Считается, что особенно хорошо помогает местная вода при проблемах со зрением.

История возникновения целебного родника, овеяна различными тайнами и легендами. По одной из версий, в расположенном неподалеку селе Купань несколько веков назад жил юродивый, обнаруживший на болоте икону, возле которой в трясине бил ключ. В другом виде этого предания, икону на болоте нашел глухонемой юноша, который от неожиданности обретения образа заговорил.

Третья версия появления источника: по легенде, в стародавние времена девушка из села Купань решила уйти в монастырь, но этому воспротивился ее отец, который уже успел найти удачную партию для своей дочери. Разгневанный папаша убил девушку, а через какое-то время на месте ее гибели забил родник, где впоследствии и была найдена икона святой Варвары. А над родником местные жители выстроили небольшую часовню.

В Советское время часовню сожгли, однако, местные жители через какое-то время ее восстановили. Простояла она недолго: в 60-х годах прошлого столетия родник и часовня уничтожили. В течение многих лет в источнике местные рабочие мыли трактора. Рассказывают, что одному из водителей явилась сама Варвара и отчитала мужчину за использование воды из святого источника не по назначению. Говорят, что после этой встречи водитель поседел, однако на других эта история никак не повлияла.

Возрождение родника началось только в самом конце XX века: источник расчистили и установили над ним новую деревянную часовню, также сделали купальню и беседку. Ежегодно на Варварин день, который отмечается 17 декабря, на роднике служат молебен. Считается, что вода является целебной и особенно помогает людям с глазными заболеваниями. Местные рассказывают, что для домашних заготовок вода, очень подходит: рассолы не мутнеют, а овощи имеют замечательный вкус.

Кроме загадочных мест вокруг Плещеева озера и города Переславля Залесского. Расположено много исторических памятников, монастырей и церквей.

26 —- Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского, возведенный в 1152–1157 гг., является наиболее сохранным сооружением, относящемся к раннему этапу белокаменного зодчества северо-восточной Руси.

27 —- Никитский мужской монастырь, один из древнейших в России, в числе самых живописных достопримечательностей города. Современные насельники, живущие в Никитском монастыре, придерживаются версии, что он был основан в 1010 году. Именно тогда сын Владимира Святославовича Борис вместе с епископом Илларионом стал основывать первые христианские церкви вокруг Плещеева озера.

28 —- Никитский собор 1561-1564
Надвратная колокольня (1818г)
Шатровая колокольня одно из наиболее древних строений в стенах монастыря (1668г)

29 —- Церковь Сорока мучеников на берегу Плещева озера построена в начале XVIII века

30 —- Свято-Никольский женский монастырь в Переславле-Залесском.

31 —- Свято-Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском.

32 —- Феодоровский женский монастырь в Переславле-Залесском.

33 —- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Городище. Строение имеет пять куполов и бело-голубую колокольню, звон которой слышен на многие километры вокруг.

34 —- Плещеево озеро можно считать колыбелью корабельного флота России: именно здесь царь Петр I отрабатывал навыки строительства морских судов – фрегатов, галеасов, галер. В 1688 — 1693 годах на Плещеевом озере он построил учебную «потешную» флотилию. Одно судно из этой флотилии — бот «Фортуна» — хранится в Музее-усадьбе «Ботик». Музей-усадьба «Ботик Петра I» — один из старейших отечественных музеев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *