Югская Дорофеева пустынь

Данная статья о жизни и гибели монастыря Югская Дорофеева пустынь. Написана на основе летописей и преданий, а также фото и письменных воспоминаний очевидцев.

Из записи в писцовой книге Угличского уезда составленной для целей развёрстки тех или иных налогов с разных категорий населения и землевладельцев при описании Мологского стана, и относится к 1633-му году.

«Новая пустыня монастырь, на речке на Белой Юге, а на монастыре церковь Пречистая Богородицы Одегитрия, стала после письма князя Дмитрия Бельскаго, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение Дмитрия Погожего да мирское, а на монастыре келья игуменская да 2 кельи братских. А пустыня стоит на Дмитриеве помещичьей земле Погожего да на Аристове земле Глебова…»

В 1615 году инок Псково-Печерского монастыря старец Дорофей. Решил уйти из обители на родину. В село Никульское близ города Мологи.

«Предание рассказывает, что Дорофей принял пострижение еще в молодые годы. И с тех пор находился в монастыре неизменно. Он заключился в свою келью, носил вериги, постоянно пребывая в посте и молитве, и взывал к Божией Матери, чтобы указала ему путь в его жизни. Однажды на утреннем Богослужении 05 мая 1615 года он вдруг услышал голос, повелевавший ему взять в обители икону Божией Матери и идти с ней на родину.

Дорофей тотчас же после утрени отыскал в указанном ему месте икону Богоматери, повергся пред нею на колени и начал усердно и долго молиться. Окончив молитву, он взял икону в руки, которая при этом сразу просияла необыкновенным светом, и краски на ней показались ему так свежи, как будто только что были написаны.

Увидев такое чудо, блаженный Дорофей возгорелся любовью и желанием отправиться, как было ему велено, в путь. Он с радостью поспешил к настоятелю обители Иоакиму и рассказал ему подробно как о видении своем, так и об обретенной им иконе Богоматери. В заключение он просил настоятеля благословения разрешить ему уйти на родину. Но архимандрит Иоаким не согласился отпустить его.

В ту же ночь Богоматерь является во сне архимандриту и говорит

— Зачем ты препятствуешь старцу Дорофею идти с моею иконою на родину.

Настоятель проснулся, созвал братию и объявил им о своем видении, затем отправился на то место, где Дорофей нашел икону Богоматери. Икона пребывала на том же месте. Иоаким с благоговением взял ее и вручил Дорофею, благословив подвижника на далекий путь к его родине. Путь же Дорофея был долог и продолжался целый месяц. Возвращаясь в родные края, Дорофей принял намерение поставить икону Богоматери в своей приходской церкви села Никульского, посвященной имени Всемилостивого Спаса.

Но Богоматерь избрала другое место для пребывания Своей иконы. Пройдя Рыбную Слободу (гор. Рыбинск), он дошел до места, где впоследствии возникла пустынь. Там, где река Юга Черная впадала в реку Югу Белую, старец почувствовал усталость и решил отдохнуть, чтобы потом продолжать путь к своему родному селу Нижне-Никульскому. Икону он поставил на сучья сосны и под ней уснул, проснувшись, хотел взять икону, но она не отделялась от дерева, а когда снова услышал таинственный голос, понял Божье соизволение на избрание этого места в селение Его Славы.

С надеждой на помощь свыше, Дорофей принялся расчищать место для кельи, которую и срубил вскоре. Жители окрестных селений, узнав о пришествии старца и о принесенной им иконе, отовсюду начали приходить на поклонение, приводя с собою слепых, беснующихся и всякими болезнями одержимых, и все, с верою и любовью притекавшие к Богородице, получали исцеление, помогали в работе и возвращались домой здоровыми, прославляющими Христа Бога и благодарящими Пречистую Его Матерь.

Когда келья была готова, у Дорофея возникла мысль поставить здесь и часовню во Славу Божьей Матери. Через три года она тоже была готова. Блаженный Дорофей перенес в нее чудотворный образ Пресвятой Богородицы. И оставаясь в той пустыни, жил в келье целых семь лет, каждый день пребывая в трудах: в рубке леса и расчистке от него этого прославленного, принадлежащего Богоматери места.

После кончины Дорофея в 1622 (или 1623) священники села Никульского поставили принесенную им икону в своей приходской церкви. Однако на другой день священники не нашли там иконы. Отправились в келью Дорофея и там обнаружили ее стоящею на прежнем месте и с горящею пред нею свечой.

Подивившись чуду и отпев они взяли тот святой образ и снова поставили его приходской церкви. Но икона опять исчезла из храма и снова оказалась в келье старца Дорофея.
В третий раз решили взять святой образ, чтобы отнести в то же село Никульское, но не смогли сдвинуть его с места. Ужаснулись этому новому чуду священники и все люди и более уже не смели прикасаться к чудотворному образу».

На этом предание заканчивается.

А в повседневной жизни Богомольцы по-прежнему приходили к иконе Богоматери, прося у Неё помощи и утешения в своих делах, а также исцеления от болезней. Вскоре о сих чудесах стало известно ростовскому митрополиту Варлааму II, который в свою очередь донес о них патриарху Филарету. Последний, доложив о том царю Михаилу Фёдоровичу, с его согласия послал митрополиту грамоту, в которой давал разрешение на устроение обители.

Была построена деревянная церковь во имя Успения Богоматери и кельи для желающих вести иноческую жизнь. Новоустроенная обитель получила название Дорофеевской Югской по имени старца Дорофея и реки Юга, а отсюда и самая чудотворная икона Богоматери, находящаяся в ней, стала называться Югской.

Судя по данным писцовой книги, средства на обустройство выделил местный дворянин Дмитрий Погожий, а также ещё один местный землевладелец Арест (Орест) Глебов, выделил земли для новой обители.
За помощью в строительстве пустыни монахи обратились в Рыбную слободу к местным церковным властям. Поэтому, и её мирское и церковное строение, помимо участия дворянина Погожева, связано с жителями Рыбной слободы. В пору страшной эпидемии моровой язвы в 1654-м году рыбнослободцы шли с молитвой в монастырь за иконой Югской Божией матери. Известно также что жители Рыбной Слободы приносили себе в Слободу икону, и как рассказывает предание, получили прекращение той страшной болезни.

И с тех пор крестный ход с ней в Петров пост становится регулярным и проходит в городе Рыбинске более двух с половиной столетий.

Неслучайно перекрёсток улицы Стоялой и Крестовой в наши дни украшает часовня Югской Дорофеевой пустыни.

В пятнадцати верстах от города Молога и в двадцати верстах от города Рыбинска. При слиянии речек Белый Юг и Черный Юг, расположился известный монастырь — Югская Дорофеева пустынь, основанный в 1615 году. Он прославился чудотворной иконой Богоматери Одигитрии, получившей прозвание Югской. В XIX в. здесь сложился крупный архитектурный ансамбль, включавший пятикупольные Успенский освящен в 1846 году и Троицкий освящен в 1811 году соборы. Расписанные отцом и сыном Л.И. и А.Л. Шустовыми, ярославскими купцами-иконописцами. А также одноглавые церкви Молчанской Богоматери освящена в 1828 году и Никольская освящена в 1842 году.

В 1849-1857 годах были построены новые братские корпуса с надвратной колокольней. С завершением строительства колокольни монастырь в 60-х годах 19 века превратился в законченный величественный архитектурный ансамбль. Представляя собой правильный четырехугольник в 60 сажен длиной по каждой из сторон. В начале XX века пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей епархии. В ней было пять храмов, больница и амбулатория, которыми пользовались до 5 тысяч человек в год, а также школа.

Иконостас в соборе был весь позолочен, а стены и своды расписаны живописью в греческом стиле. По левую сторону от царских врат находилось устроенное из серебра место для иконы Божией Матери. Икону покрывала драгоценная риза из крупного жемчуга, осыпанного бриллиантами и другими драгоценными камнями.

На юго-восточном и северо-восточном углах квадрата располагались две церкви. Юго-западный и северо-западный углы квадрата занимали две трехэтажные башни, занятые кельями и кладовыми. По северной линии находился двухэтажный больничный корпус, трапеза и кельи. Вне обители располагались три каменные гостиницы для приезжающих богомольцев, баня, амбары, конный двор, кузница, плотина для задержания при монастыре воды и монастырский сад.

В 1920 году в обители разместили детскую трудовую коммуну.

Все земельные массивы и постройки вокруг монастыря перешли во владение созданного здесь совхоза «Юга».

В 1921 году началась компания по изъятию церковных ценностей. В июле 1922 года в Рыбинске проходил процесс по делу рыбинских и угличских церковников.

Газета Известия Рыбинского губкома РКП писала: «Святые отцы обокрали Югский монастырь, стащив 1.5 фунта золота, 4.5 пудов серебра, 30 штук драгоценных камней и 40 штук ковров. В результате по монастырю всего изъято около 2 пудов серебра, 3 фунта золота, сотни драгоценных камней разного качества и достоинства.

К 1930-м годам монастырь был окончательно закрыт и стал территорией «Волгостроя»

При заполнении Рыбинского водохранилища

В 1941 году. Югкая Дорофеева пустынь была полностью затоплена.

В июне 2015 года в Ярославской митрополии отпраздновали 400-летие обретения Югской иконы Божией Матери и основания Югской Дорофеевой пустыни.

В 1915 году с иконы Божией Матери Одигитрии была сделана копия, до сих пор находящаяся в Успенской церкви села Балобаново. Оригинал же не сохранился.

18 июня в Троицкую родительскую субботу и день иконы Югской Божией Матери жители поселка Балобаново рядом с деревней Свингино Ярославская область установили. 4-метровый поклонный крест в память о разрушенном монастыре Югская Дорофеева пустынь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *