Тайна гибели шаттла Челленджер

Можно не верить в конспирологию, но трагедия Челленджера словно запустила механизм катаклизмов, катастроф и войны происходивших на Земле конца двадцатого начала двадцать первого века. Взрыв Чернобыльской АЭС, теракт падение башен близнецов в Нью-Йорке, гибель космического корабля «Колумбия», Развал Советского Союза. Войны в Югославии, Ливии, Ираке, Сирии.

Разработка программы НАСА «космический челнок». Началась ещё до старта «Аполлонов» в 1967 году.

1—- Большинством овладела идея создания многоразового ракетоплана

Начиная с 1971 года в США было запущено запланированное строительство космических кораблей многоразового использования – «Space Shuttle», что в переводе означает «космический челнок».

2—-Варианты шаттла

Им предстояло курсировать между Землей и ее орбитой, доставляя различные грузы на орбитальные станции.

3—-Моделирование шаттла

В июле 1982 года в распоряжение НАСА был передан шаттл «Челленджер». Первый полёт шаттла «Челленджер» состоялся с 4 по 9 апреля 1983 года.

«Челленджер» многоразовый транспортный космический корабль системы «Спейс Шаттл», изготовленный компанией Rockwell International и эксплуатировавшийся НАСА.
«Челленджер» был одним из пяти летавших в космос американских шаттлов. Самым первым был «Коламбия», тот самый, который разбился в 2003-м, он прослужил 22 года. «Челленджер» построили вторым.

4—-Президент Ричард M. Никсон и Джеймс Флетчер, руководитель NASA, обсуждают предложенное агентством транспортное средство для космического челнока

Последний десятый старт челнока был запланирован на утро 28 января 1986 года, затем запуск перенесли на два часа дня из-за того, что были найдены мелкие поломки, которые устраняли инженеры. Телевидение вело прямую трансляцию с мыса Канаверал предсказывая новому чуду ракетной техники большое будущее.

Челленджер примерный перевод (претендент на звание чемпиона) или (бросающий вызов).

5—- Челленджер в Тихом океане, с капитаном экипажа младшим лейтенантом Гербертом Свайром

Предшественник был корветом из Королевского военно-морского флота, спущенным на воду 13 февраля 1858 года на верфи Вулвич. Он служил флагманом Австралийской эскадры между 1866 и 1870 годами.
Принимал участие в военно-морских операциях во время Второй французской интервенции в Мексику, включая оккупацию Веракруса в 1862 году
Корабль был выбран для проведения первой глобальной морской исследовательской экспедиции: экспедиции «Челленджер «. На борту корабля находилось 243 человека. Это экипаж офицеры и матросы плюс пассажиры в основном ученые.

Экспедиции «Челленджер», отправившаяся из Портсмута, Англия, 21 декабря 1872 года, представляло грандиозное кругосветное путешествие протяженностью 68 000 морских миль 125 936 км. Британский ученый Чарльз Томсон возглавлял большую научную группу.
Челленджерская экспедиция 1872-1876 годов была научной программой, в ходе которой было сделано множество открытий, заложивших основы океанографии.

6—- Челленджер готовился в 1985 году к своему предпоследнему полёту.

Потомок той экспедиции космический корабль «Челленджер». За три года эксплуатации совершил десять полётов в рамках программы «Спейс Шаттл», проведя в космосе более 62 дней и совершив почти 1000 оборотов вокруг Земли.

В середине 1980-х годов американская космическая программа находилась на пике своего могущества. После победы в «лунной гонке» Соединённые Штаты утвердились во мнении о своём безоговорочном лидерстве в космосе.

7—- Президент Рональд Рейган пришёл в Белый дом с идеей СОИ «Звездные войны» где основным элементом были Шаттлы.

8,5—Размеры орбитального корабля по сравнению с «Союзом»

Ещё одним доказательством этого стала программа исследования космоса при помощи кораблей многоразового использования «Спейс шаттл». Космические «челноки», эксплуатация которых началась в 1981 году, позволили выводить на орбиту большое количество полезного груза, в том числе и военного возвращать с орбиты вышедшие из строя аппараты, а также совершать полёты с экипажем до 7 человек. Ни одна другая страна мира не располагала на тот момент подобными технологиями.

8—- Девятый полёт. Челленджер в космосе

В отличие от СССР, пилотируемая программа США не знала катастроф с человеческими жертвами во время полётов. Более 50 экспедиций подряд завершились благополучно. И у руководства страны, и у простых обывателей сложилось мнение, что надёжность американской космической техники служит абсолютной гарантией безопасности.

У президента США Рональда Рейгана появилась идея отправить в космос обычного школьного учителя. Педагог должен был провести с орбиты несколько уроков для повышения интереса детей к математике, физике, географии, а также науке и исследованию космоса.

В США был объявлен конкурс «Учитель в космосе», на который поступило 11 тысяч заявок. Во второй тур попало 118 кандидатов, по два от каждого штата.
Окончательные итоги конкурса оглашались торжественно, в Белом доме. Вице-президент США Джордж Буш 19 июля 1985 года объявил: победителем стала 37-летняя Шарон Криста МакОлифф, второе место заняла 34-летняя Барбара Морган. Криста стала основным кандидатом на полёт, Барбара — её дублёром.

9—- Криста Маколифф

Криста МакОлифф, мать двоих детей, преподававшая в средней школе историю, английский язык и биологию, во время оглашения итогов конкурса плакала от счастья. Её мечта сбылась.
Впервые на борту оказался гражданский человек — школьная учительница Криста Маколифф это был самый ожидаемый космический полет со времен «Аполлона. С этого запуска должна была начаться история космического туризма.

28 января 1986 года шаттл выполнял очередной космический рейс. В рамках своего десятого полёта Challenger должен был вывести на орбиту спутник связи и провести наблюдение за кометой Галлея.

The STS-51L crewmembers are: in the back row from left to right: Mission Specialist, Ellison S. Onizuka, Teacher in Space Participant Sharon Christa McAuliffe, Payload Specialist, Greg Jarvis and Mission Specialist, Judy Resnik. In the front row from left to right: Pilot Mike Smith, Commander, Dick Scobee and Mission Specialist, Ron McNair.

10— Экипаж Челленджера

На борту находилось семь человек: 46-летний командир экипажа, подполковник Фрэнсис Ричард Скоби; 40-летний второй пилот, капитан Майкл Джон Смит; 39-летний научный специалист, подполковник Эллисон Сёдзи Онидзука; 36-летняя профессиональная летчица и научный специалист Джудит Арлен Резник; 35-летний физик Роналд Эрвин Макнейр; 41-летний специалист по полезной нагрузке, капитан ВВС США Грегори Брюс Джарвис; и, наконец, 37-летняя специалист по полезной нагрузке Шэрон Криста Корриган Маколифф, по профессии школьная учительница, единственное гражданское лицо в команде.
Первоначально старт с космодрома на мысе Канаверал был назначен на 22 января, однако затем несколько раз переносился, пока новой датой не стал день 28 января.

11— Подготовка бокового ускорителя

В то утро также возникло подозрение, что полёт придётся перенести — во Флориде сильно похолодало, температура опустилась ниже нуля, и на площадке запуска появилось обледенение. Руководство решило не отменять старт, а просто перенести его на пару часов. При новом осмотре выяснилось, что лёд начал таять, и добро на старт было получено.

Окончательно старт был назначен на 11:38 по местному времени 28 января 1986 года. На космодроме собрались родные и друзья астронавтов, коллеги и ученики Кристы МакОлифф, ждавшие момента, когда первая учительница отправится в космическое путешествие.

12— На шаттл укладывают керамическую плитку

С первых секунд полета появились грозные предвестники надвигающейся катастрофы. Замерзшие уплотнения работали неудовлетворительно, и в первые секунды полета из стыка хвостовой и второй секций правого твердотопливного ускорителя космической системы пошли клубы серого дыма. На 59-й секунде, в момент максимального скоростного напора, из стыка начало бить пламя. На 65-й секунде полета огонь прожег водородный бак, и началась утечка топлива.
Вот из Центра управления полетом звучит команда экипажу корабля, оказавшаяся последней:

«Челленджер, включите подъем тяги». «Принято, Хьюстон, подъем тяги», — отвечает командир Дик Скоби.

13— Челленджер на гусеничном транспортере, на пути к месту запуска для своего последнего полета

Система Space Shuttle вкратце выглядит так: в центре большой топливный бак, по бокам — два твердотопливных ускорителя (топливо в них — алюминий и оксид железа), и всё это несёт на себе сам челнок.

Ускоритель состоит из нескольких секций. Почти все они соединялись во время производства, но в одном месте соединяли уже на космодроме. И в этом месте было два силиконовых уплотнительных кольца, каждое толщиной 6,4 миллиметра и с длиной окружности 11,6 метра. Точнее, материал назывался фторэластомером, обозначается он аббревиатурой FKM. Он ценится своей термостойкостью

14— Последний старт Челленджера

На 73-й секунде полёта, на высоте 14 км произошёл, отрыв левого твердотопливного ускорителя от одного из двух креплений. Корабль отклонился от оси. Оторвалась нижняя стойка крепления правого ускорителя и, повернувшись относительно верхней стойки, многотонная ракета отбила правое крыло «Челленджера» и пробила кислородный бак, после чего на 74-й секунде полёта произошла детонация и дальнейшее разрушение шаттла.
Что привело к взрыву огромной силы.

Корабль был разрушен. В результате чего погиб весь экипаж из семи человек.
Но как потом выяснилось, некоторые астронавты были ещё живы, так как носовую часть, где они находились, просто оторвало от остальной части корабля, и как минимум к трём из них началась индивидуальная подача кислорода в шлемы, предусмотренная на случай аварии, но падение с высоты 20 км и колоссальной силы перегрузка (около 200G) при ударе о воду сделали своё дело, все находившиеся на борту астронавты погибли.

15—Вид из кабины экипажа Шаттла

Погиб весь экипаж — семь человек, включая и первого астронавта-непрофессионала — бывшую учительницу Кристу Маколифф, которая выиграла общенациональный конкурс на право лететь в космос, организованный по инициативе президента США Рональда Рейгана. Она стала национальной героиней Америки.

Причиной трагедии называют неисправность кольцевого уплотнения твердотопливного ускорителя. Хотя и не всё так однозначно. Гибель «Челленджера» — самая крупная на тот момент катастрофа в истории пилотируемых космических полётов, сильный удар по репутации США и программе Space Shuttle.

16— Взрыв космического корабля Челленджер

Зрители поначалу не поняли, что случилось. Кто-то испугался, кто-то восхищённо зааплодировал, полагая, что всё происходит по программе полёта.

Диктор не смотрел на экран монитора, а читал ранее составленный сценарий старта. Спустя пару минут он объявил о «критической ситуации», а затем сказал страшные слова: «Челленджер взорвался».

Но к этому моменту зрители уже всё поняли — в Атлантический океан с неба падали обломки того, что совсем недавно было самым современным космическим кораблём в мире.

17—Центр управления полётами

Корабли проекта «Спейс шаттл», в отличие от советских «Союзов», не были оборудованы системами аварийного спасения, которые могли бы спасти жизнь астронавтам во время старта. Экипаж был обречён.

18—Все семь членов экипажа погибли. После катастрофы президент США Рональд Рейган создал специальную комиссию

Америка пережила глубочайший шок. Рейганом была назначена специальная комиссия под руководством бывшего госсекретаря США Уильяма Пирса Роджерса. В нее вошли первый человек на Луне Нил Армстронг, первая женщина-астронавт Салли Райд, ведущие инженеры и ученые, но главную роль в расследовании сыграл нобелевский лауреат по физике Ричард Фейнман.

19—Уильям Пирс Роджерс родился 23 июня 1913 скончался 2 января 2001 года американский политик и государственный деятель.
Окончил Колгейтский университет. Работал обвинителем в делах об организованной преступности. Служил на авианосце, участвовал в сражении за Окинаву.
С 1957 по 1961 год — министр юстиции США.
С 22 января 1969 по 3 сентября 1973 год занимал пост государственного секретаря в администрации Никсона

Как показало расследование Фейнмана, о просчете в конструкции шаттла было известно многим: и инженерам, и руководству
«Ходили слухи, что причина, по которой НАСА попыталось запустить шаттл 28 января, несмотря на холодную погоду, состояла в том, что тем вечером президент собирался обратиться с докладом к Конгрессу.

По этой теории Белый дом устроил все таким образом, что во время обращения президента к Конгрессу миссис Маколифф будет говорить с президентом и Конгрессом из космоса. Это должно было быть просто великолепно: президент сказал бы: «Здравствуйте! Как ваши дела?» А она ответила бы: «Прекрасно», что выглядит очень впечатляюще».

Подсказкой стали разговоры с инженерами и другими свидетелями — Фейнман играл роль наивного и добродушного собеседника, и инженеры сами рассказывали ему о неполадках шаттла. У двигателей было немало проблем, особенно трещины, возникающие на лопатках турбины. Инженеры рассказали мне, что люди, работающие над двигателями, во время каждого полета скрещивали пальцы и в момент взрыва шаттла они были убеждены, что взорвались именно двигатели».

20—Ричард Филлипс Фейнман родился 11 мая 1918 скончался 15 февраля 1988 года. Американский физик, основные достижения которого относятся к области теоретической физики и квантовой физики.
Один из создателей квантовой электродинамики. Лауреат Нобелевской премии по физике 1965 года.
В 1943–1945 годах входил в число разработчиков атомной бомбы в Лос-Аламосе.

Но главной проблемой «Челленджера» стал не двигатель, а уплотнительные кольца, сделанные из резины. Они находились в местах соединения сегментов ускорителя и должны были быть герметичны при старте.
«В случае с шаттлом зазор расширяется по мере нарастания давления в ракете. И чтобы не нарушилось уплотнение, резина должна расширяться достаточно быстро, чтобы закрыть зазор, так что при запуске ракеты зазор долю секунды остается открытым. Таким образом, эластичность резины становится совершенно необходимым условием для данной конструкции», — поясняет Фейнман.

21—Место Утечки

Главную подсказку физик-теоретик Фейнман получил от генерала Кутина. Это был вопрос: «Каким образом холод влияет на кольца?» Тот тут же ответил: «Из-за холода кольца становятся жесткими».
Как показал опрос свидетелей, оба главных специалиста по уплотнителям за день до старта сказали, что полёт надо отменить.
Его звали Роджером Божоли, и он работал в Thiokol. В июне 1985-го он неоднократно письменно призывал своё руководство либо срочно найти решение, либо отдать контракт с NASA компании-конкуренту.

22—Роджер Божоли, инженер компании Thiokol, производившей боковые ускорители для Space Shuttle

28 января он и четверо его коллег были в штаб-квартире компании в штате Юта. По его словам, он был в ужасе и принялся уговаривать руководство связаться с NASA и объяснить, что запускать нельзя.
«Я дрался как чёрт, чтобы остановить этот старт», — вспоминал Божоли.

Менеджер программы шаттлов, Лоуренс Маллой, не скрывал своего презрения. «Боже мой, Thiokol, — сказал он, — когда вы хотите, чтобы я запустил? В следующем апреле?»

К осторожным голосам в НАСА не прислушивались. Что может случиться с лучшей космической техникой в мире.

23—Пресс-конференция. Ларри Маллой имеет степень бакалавра технических наук в Университете штата Луизиана и степень магистра в области управления в Университете Оклахомы. В 1960 году он впервые присоединился к НАСА.

Накануне старта представители фирмы Morton Thiokol, производящей твердотопливные ускорители шаттла, отказались поставить подпись под допуском корабля к старту из-за низкой температуры — в те дни во Флориде было очень холодно, до -6Сº, а резиновые уплотнители в стыках между секциями твердотопливных ускорителей были рассчитаны на работу при температуре не ниже +11Cº. О прогарах в соединениях сообщалось в течение предыдущих девяти стартов.

24—Члены комиссии Роджерса прибывают в космический центр имени Кеннеди. 7 марта 1986 года.

Расследование причин крушения заняло несколько месяцев.
В конце концов комиссия представила президенту Рейгану отчет, в котором подробно были изложены причины и обстоятельства гибели «Челленджера». Там было указано, что непосредственной причиной происшедшего стало повреждение уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя. Оно не сработало при воздействии ударной нагрузки во время запуска двигателя, так как потеряло эластичность из-за низкой температуры.

25—Анализ съёмки старта шаттла показал, что уже на первой секунде из основания правого твердотопливного ускорителя вырывался серый дым

Выводы комиссии Роджерса оказались не меньшим ударом по престижу НАСА, чем сама катастрофа. В качестве решающего фактора, приведшего к трагедии, были названы недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений.

Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте.
Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя.

Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок.

26—Сборка соединения ракетного ускорителя космического челнока (из отчёта Комиссии Роджерса)

О дефектах уплотнительных колец, как показало расследование, в НАСА знали с 1977 года — задолго до первого полёта по программе «Спейс шаттл». Но вместо внесения необходимых изменений НАСА восприняло проблему как допустимый риск отказа оборудования. То есть, говоря проще, специалисты ведомства, были загипнотизированные прошлыми успехами.
По сути, выводы комиссии были прямым обвинением в адрес NASA — руководство полетами виновато в гибели людей и космического корабля.

Эта катастрофа стала следствием маленького конструктивного недостатка и больших организационных проблем в НАСА, которые привели к тому, что мнение менеджеров оказалось важнее мнения инженеров.

27—Кадр из документального фильма, в котором водолазы нашли обломок космического корабля

Обломки судна упали в Атлантический океан. 7 марта военные обнаружили на дне моря кабину, в которой находились тела погибших.
К 1 мая из воды было извлечено 55% фрагментов челнока.

28—Со дна океана поднимают обломки Челленджера

Между тем, помимо официальной версии о технических неполадках как причине катастрофы «Челленджера», есть и другая, чисто конспирологическая. Она гласит, что крушение шаттла являлось фейком, постановкой, организованной НАСА.
Чтобы не потерять лицо перед СССР – основным конкурентом в области покорения космоса, США решили поискать повод для прекращения программы.

Хотя на самом деле шаттлы продолжали строиться и запускаться. Источники утверждают, что в момент взрыва на борту челнока никого не было! И что погибшие астронавты на самом деле живы.

29—Выкладка обломков

Никаких реальных доказательств данной версии не существует. Так что единственной и основной версией катастрофы с «Челленджером» пока остается техническая неисправность.

Тела астронавтов нашли в океане лишь неделю спустя. Как показал опрос, крушение «Челленджера» вызвало небывалый общественный резонанс. Президент США Рональд Рейган выступил с соболезнованиями и обращением к нации.

30—Катастрофа Челленджера была тогда самой трагической потерей

После трагедии программа запуска шаттлов была приостановлена. Программа «Спейс шаттл» была возобновлена только спустя 32 месяца. Полёты возобновились в 1988 году. Но прежнего доверия к ней уже не было.

Вместо погибшего Challenger было принято решение построить новый шаттл, который получил название Endeavour. Окончательно программа Space Shuttle была прекращена в 2011 году

После катастрофы 28 января 1986 года НАСА закрыло программу «Учитель в космосе».

Гибель Челленджера несомненно нанесла урон престижу США в мире и подорвала лидерство в космосе. Ставя под сомнение Стратегическую оборонную инициативу СОИ так называемые «Звёздные войны» президента Рейгена. Ведь основным компонентом рабочей лошадкой, доставляющей грузы в космос должны, были быть шаттлы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *