Тайна гибели линкора «Императрица Мария» (часть 1)

Судьба флагмана Черноморского флота линкора «Императрица Мария» его
неожиданная гибель — не в бою в открытом море, а дома, на собственной базе, в родной Севастопольской бухте. Нераскрытая тайна его гибели до сих пор будоражит умы историков, исследователей и просто неравнодушных людей. Часть вторая.

Расследование

1—Севастопольская бухта

2— Севастопольская бухта

Трофим Марарац, матрос, 21 года.
Я был в бомбовом отделении первой башни. Сначала показался дым, сейчас же и взрыв. Больше ничего не помню. Весь в огне бросился в воду. Подписаться не могу.

Сергей Федоров Тегипко, 25 лет, православный, сигнальный унтер-офицер
линейного корабля «Императрица Мария».

3— Место гибели линейного корабля «Императрица Мария»

Утром 7 октября, когда я находился в церковной палубе, вдруг перегорели предохранители электрических проводов по правому борту. Вслед за этим где-то раздался какой-то гул. Некоторые матросы, находившиеся в церковной палубе, стали кричать, что пожар в первом каземате, другие же утверждали, что пожар под первой башней. Когда же я выбежал на палубу, то услышал звон тревоги. Только через несколько секунд после этого раздался сильный взрыв, и на палубе появилось пламя вместе с какими-то кусками горючего вещества. Силой взрыва меня сначала опрокинуло, а затем, как я очнулся, я выбрался за борт. Где на корабле первоначально возник пожар, я не знаю, и причина пожара мне также не известна. Посторонних людей в означенное выше время я на корабле не видел. Показание мне прочитано.

4—Линкор «Императрица Мария» большой взрыв под носовой башней.

Василий Григорьевич Бачин, 21 года, православный, матрос второй статьи
линейного корабля «Императрица Мария».
В ночь с шестого на седьмое Октября я был в карауле и стоял на часах возле арестованных; сменился я в 5 часов утра и до шести часов находился в караульном помещении. После побудки я отправился за хлебом; и вот возле четвертого каземата собравшиеся матросы стали кричать, что внизу пожар, но где именно, они не говорили.

В это время я заметил пробивающийся из четвертого каземата дым. Бывшие здесь матросы спустили воду, старались вооружить шланги, я же отправился обратно в караульное помещение. Но не успел я дойти до караульного помещения, когда я находился возле 12 каземата, раздался взрыв, причем меня обдало горячим воздухом и дымом. Где произошел пожар и от чего, я не знаю. Причина несчастного случая с Марией мне не известна. Караульным унтер-офицером был Тхоревский, который в настоящее время обожженный находится на «Петре». Расписаться не могу по болезни.

5—Этот рисунок выполнил с натуры художник морского ведомства А.В.Ганзен,

Зовут меня Савелий Дмитриевич Калиниченко.
От роду имею 27 лет.
Вероисповедания прав.
Звание мое машинист.

На предложенные мне вопросы отвечаю:
В 6 часов утра я встал и пошел оправляться. Проходя по средней палубе около первой башни, я увидел, что из люка, идущего из снарядной первой башни, идет дым. Я выскочил на верхнюю палубу, стал кричать: «пожар», и бросился к шлангам. Стали бить тревогу. Я успел размотать шланг и дотащить его до первой башни, но шланг уже не действовал. Сейчас же под башней послышалось шипение, и последовал сильный взрыв, которым я был выброшен за борт. Никаких рабочих в эту ночь и утром до взрыва я не видел. Ничего о причинах взрыва я не знаю, и ни от кого не слыхал. Подписать протокол не могу.

6—Линкор «Императрица Мария» взрыв

Андрей Петрович Прилуцкий, 23 лет, православный, кочегар, показал:
Встал я по побудке. Я был в правом камбузном коридоре, около 2 башни. Сначала я услышал около 1 башни тихий треск. Забили пожарную тревогу. Я с другими матросами стал разматывать шланг. Последовал новый сильный взрыв. Меня обожгло и свалило с ног. Я бросился на верхнюю палубу и оттуда прыгнул в воду. Рабочих я не видал. О причинах пожара я ничего не знаю, и ничего не слыхал. Подписать не могу.

7—Линкор «Императрица Мария» взрыв

Степан Михайлов Лабурда, 27 лет, православный, строевой боцман
с линейного корабля «Императрица Мария».
Утром 7 Октября перед взрывом на «Марии» я находился на баке в носовой части. На корабле до момента взрыва все было спокойно. Причина взрыва мне неизвестна. Я слышал от матросов, что перед моментом взрыва для измерения температуры в пороховой погреб какой-то башни спускался комендор, но фамилии этого комендора я не знаю; говорят, что этот комендор погиб. Я стоял возле фитиля и видел, что первая вспышка показалась в вентиляторе первой башни, и затем я услышал запах пороха. После этого некоторые матросы закричали: «пожар», я бросился к шлангам, и в это время раздался взрыв. Вот все, что я могу показать по этому делу.

8— При разрушенных на значительном протяжении палубах и переборках

Иосиф Архипов Тарасов, 20 лет, православный, матрос первой статьи
линейного корабля «Императрица Мария».
Я помещался в зарядном отделении первой башни. Утром 7 Октября после побудки, скатав койку, я отправился в носовой кондукторский коридор, но по дороге меня застиг взрыв, и обдало горячим воздухом. Причина взрыва мне неизвестна. Когда я в означенное утро находился в зарядном отделении, ничто кругом не указывало на близость пожара или взрыва. Взрыв произошел через несколько минут после моего выхода из зарядного отделения. Посторонних людей в означенное утро я на корабле не видел. Более я ничего объяснить не могу по настоящему делу.

9—Мария,_рентген (без угля)

10—-Мария, рентген (с углём)

Антон Фомич Коваленко, 24 лет, православный, матрос первой статьи
линейного корабля «Императрица Мария».
Утром 7 Октября после побудки, скатав койку и поставив ее на место, я вышел к фитилю, что возле первой башни. Вдруг, совершенно неожиданно показался дым из дверей первой броневой башни и из наблюдательного поста первого плутонга. Бывшие на верхней палубе матросы закричали: «пожар» и бросились к первой башне, но стоявший на вахте с четырёх часов утра унтер-офицер (фамилии его не знаю) сказал, что ничего особенного нет и что, будто бы, загорелась какая-то тряпка в третьем каземате.

Означенный унтер-офицер был старшим вахты с правого борта на шкафуте. Однако о замеченном старший гальванер Дробилка доложил кому-то из начальствующих лиц и затем, подойдя к колоколу, стал бить пожарную тревогу. В это время раздался взрыв под первой башней, силой которого Дробилка был приподнят в воздух, меня же, стоявшего в это время на носовой части, опрокинуло назад. Еще до этого первого сильного взрыва я слышал где-то в глубине корабля какой-то гул, вроде как от разрыва снарядов. Вторым взрывом мне засыпало глаза пеплом. Затем я кое-как добрался до кормовой части, и когда корабль стал тонуть, я выбросился за борт. Посторонних рабочих я на корабле не видел.

11— Капитан Трубецкой на палубе линкора «Императрица Мария»

Болеслав-Петр Станиславов Гурский, 26 лет, вероисповедания римско-католического, грамотный, не судим, мещанин города Варшавы, живу по Нахимовской ул., № 14.
Я старший монтер фирмы «Сименс-Шуккерт» по установке приборов слабого тока. В нашей фирме имеются еще монтеры и рабочие по установке приборов сильного тока. Эта партия рабочих отдельная от нас, и у них имеется свой заведующий. Первоначально я работал в Петрограде, в прошлом же 1915 году я был командирован из Петрограда в Николаев для производства работ на Марии. Я лично много раз плавал с Марией в море. Так что меня знает почти весь командный состав Марии. Кроме того, за это время я работал во многих помещениях на Марии, так что, приблизительно, знаю расположение всех камер и помещений. Причина взрыва мне совершенно не известна.

12— Боцманмат Колонтай Василий Никифорович с супругой Матроной Иоановной (погиб при взрыве 18 в списке погибших) 1914 год.

13— Боцманмат Колонтай Василий Никифорович.

Дополнение к протоколу № 2.
По опросу старшего офицера линейного корабля «Императрица Мария»
Капитан 2 ранга Городысского
В Апреле или начале Мая этого года, когда ночью произошло нагревание носовой крюйт-камеры и погреба № 1 от продувания горячей воды в килевую балку из динамо № 1, мне ночью доложил об этом артиллерийский кондуктор Кудрин; я тотчас же, в его сопровождении, бросился в крюйт-камеру, которая к тому времени была открыта; палуба в кормовой-камере была так горяча, что жгло через обувь; рукой держаться было невозможно.

14— Капитан 1 ранга Кузнецов И.С. на палубе линкора. 1916 год.

Я, Князь Урусов Валерий Николаевич, старший лейтенант, старший артиллерийский офицер линейного корабля. «Императрица Мария», 30 лет, православный, под судом не был, показываю:
Во время взрыва был на берегу, картину оного из рассказов команды представляю себе следующим образом: сначала показался дым и огонь, вероятно не весьма сильный, из люков I башни в 3 и 4 казематах, откуда через плутонговые колпаки он проник на палубу; через несколько секунд послышался удар, вроде выстрела из минного аппарата; нижние чины, бывшие в 3 и 4 казематах и около башни, бросились к шлангам, предполагая пожар в погребе I башни; через промежуток времени около минуты после удара произошел сильный взрыв, пробивший верхнюю палубу в 4 каземате и сваливший мачту и рубку.

15— Матрос Александр Маркович Абакумов – крестьянин Тверской губернии

16— Подпоручик Абакумов на линейном корабле «Императрица Мария»

Я, Москаленко Григорий Андреевич, Инженер-Механик Мичман, вахтенный механик, заведующий котельными отделениями линейного корабля Императрица Мария, православного вероисповедания, 24 лет, под судом и следствием не состоял, показываю:
7-го октября я спал в каюте, и взрывом был выброшен из койки. Быстро оделся и выскочил наверх. На верхней палубе я заметил в носовой части корабля огромный столб желтого пламени и черного дыма. Взяв у нижнего чина фонарь, я бросился к котельным отделениям. По дороге встретил обгорелого кочегара своей роты, который метался во все стороны и искал выхода. Я довел его до люка, ведущего на верхнюю палубу, а затем вытащил наверх. После этого я направился опять к котельным отделениям. Около каюты № 50 споткнулся и потерял свой фонарь. Дальше продолжал идти ощупью в темноте. Спустился, наконец, в 4-ую кочегарку.
Когда я был в 4 котельном отделении, там никого не было. В правом камбузном коридоре видел старшего лейтенанта Пафомова, который с трюмным унтер-офицером затапливал башню.

17— Мичман Успенский, командир «1-й» башни

Одним из главных документальных свидетельств тех страшных событий является вахтенный журнал линкора «Евстафий», который стоял в этот день невдалеке от «Императрицы Марии».

18— Броненосец «Евстафий»

6 часов 20 минут на линейном корабле «Императрица Мария» большой взрыв под носовой башней.
6 часов 25 минут последовал второй взрыв, малый.
6 часов 27 минут последовало два малых взрыва.
6 часов 30 минут линейный корабль «Императрица Екатерина Великая» на буксирах портовых катеров отошел от «Императрицы Марии».
6 часов 32 минуты три последовательных взрыва.
6 часов 34 минуты три последовательных взрыва.
6 часов 35 минут последовал один взрыв. Спустили гребные суда и послали к «Императрице Марии».
6 часов 37 минут два последовательных взрыва.
6 часов 40 минут один взрыв.
6 часов 45 минут два малых взрыва.
6 часов 47 минут три последовательных взрыва.
6 часов 49 минут один взрыв.
6 часов 51 минута один взрыв.
6 часов 54 минуты один взрыв.
7 часов 00 минут один взрыв. Портовые катера начали тушить пожар.
7 часов 02 минуты один взрыв. «Императрица Мария» начала погружаться носом.
7 часов 08 минут один взрыв. Форштевень ушел в воду.
7 часов 12 минут нос «Императрицы Марии» сел на дно.
7 часов 16 минут «Императрица Мария» начала крениться и легла на правый борт.

19—Линейный корабль «Императрица Мария»

На линейном корабле «Императрица Екатерина Великая» записано:
6 часов 19 минут на линейном корабле «Императрица Мария» пробили пожарную тревогу.
6 часов 20 минут на линейном корабле «Императрица Мария» сильный взрыв в носовой части корабля; команда начала бросать койки и бросаться в воду.
В дальнейшем идет запись, отмечающая, приблизительно, те же моменты последовательных взрывов, как и в журнале линейного корабля «Евстафий».

20— Линейный корабль «Императрица Мария»

На самом корабле «Императрица Мария» в это время были приняты следующие меры: сделано и приведено в исполнение распоряжение о затоплении погребов 2-й, 3-й и 4-й башен; приняты шланги с подошедших портовых баркасов и струи воды направлены в место главного пожара; подан буксир на портовый пароход и корабль повернут лагом к ветру; затушены небольшие пожары, возникавшие в разных местах на верхней палубе от падавших горящих лент пороха, выбрасывавшихся отдельными небольшими взрывами из места главного пожара.

21— Линейный корабль «Императрица Мария»

Около 7 часов утра пожар стал как бы стихать, корабль не имел ни заметного дифферента на нос, ни крена, и казалось, что он будет спасен; но в 7 часов 02 минуты раздался взрыв значительно более сильный, нежели прочие; после этого взрыва корабль стал быстро садиться носом и крениться на правый борт.

22— Линейный корабль «Императрица Мария»

Носовые пушечные порты, а затем и носовая часть верхней палубы ушла под воду; корабль, утратив остойчивость, стал медленно опрокидываться и перевернувшись вверх килем, затонул на глубине от 10 саженей более 18 метров. В носу до 8 саженей в корме, причем носовая его оконечность ушла в ил на 25 футов, кормовая на 3 или 4 фута, и корабль лежит на дне с небольшим креном в положении, изображенном на приложенном чертеже.
Из экипажа корабля погибли: инженер-механик мичман Игнатьев, 2 кондуктора и 223 нижних чина; кроме того, было спасено 255 ранеными и обожженными, из которых 82 умерло; все остальные офицеры, кондукторы и 747 нижних чинов были спасены портовыми катерами и шлюпками с других судов флота.

23— Александр Васильевич Колчак

Спасательную операцию возглавил лично адмирал Колчак, который прибыл на место буквально через несколько минут после первого взрыва. Портовые буксиры оттаскивали подальше от горящего линкора пришвартованные рядом «Евстафий» и «Екатерину Великую
Вскоре было подсчитано количество погибших и раненых во время взрыва. Выяснилось, что на линкоре погибли 225 человек, в том числе инженер-механик, два кондуктора и нижние чины. 85 человек получили тяжелые ранения.

24— Тела погибших матросов с линейного корабля «Императрица Мария» сразу после взрыва

Следует отметить, что вице-адмирал Колчак во время взрывов и пожара на своем любимом линкоре проявил большое мужество. Уже через 15 минут после первого взрыва командующий флотом прибыл на катере к борту корабля «Императрица Мария». Он лично поднялся на линкор и командовал локализацией пожара, стараясь спасти от огня другие корабли и Севастополь.

25— Тела погибших членов экипажа линейного корабля «Императрица Мария» в морге

При последующих подсчётах от пожара погибли более 300 моряков. Кто-то был сразу убит взрывами и потоком огня, другие задохнулись в густом дыму, кто-то оказался блокирован в помещениях и утонул вместе с кораблем. Многие умерли в госпиталях от страшных ожогов. Корабль был полностью загружен углем, мазутом и боеприпасами, которые постепенно взрывались по мере продвижения огня.

26—Панихида

Сразу же в день катастрофы начальнику Генерального морского штаба Ставки адмиралу Александру Ивановичу Русину, была отправлена телеграмма от адмирала Колчака

27—Траурная процессия.

«Секретно № 8997
7 октября 1916 года.
«Пока установлено, что взрыву носового погреба предшествовал пожар, продолжавшийся около 2 мин. Взрывом была сдвинута носовая башня. Боевая рубка, передняя мачта и труба взлетели на воздух, верхняя палуба до второй башни была вскрыта. Пожар перешел на погреба второй башни, но был потушен. Последовавшим рядом взрывов, числом до 25, вся носовая часть была разрушена. После последнего сильного взрыва, около 7 часов 10 минут, корабль начал крениться на правый борт и в 7 часов. 17 минут перевернулся килем вверх на глубине 8,5 сажени.

После первого взрыва сразу прекратилось освещение и нельзя было пустить помпы из-за перебитых трубопроводов. Пожар произошел через 20 мин. после побудки команды, никаких работ в погребах не производилось. Установлено, что причиной взрыва было возгорание пороха в носовом 12-м погребе, взрывы снарядов явились как следствие. Основной причиной может быть только или самовозгорание пороха, или злоумышление. Командир спасен, из офицерского состава погиб инженер-механик мичман Игнатьев, нижних чинов погибло 320. Присутствуя лично на корабле, свидетельствую, что его личным составом было сделано всё возможное для спасения корабля. Расследование производится комиссией.

Колчак».

28—Похороны моряков.

29— Похороны моряков

Телеграмма Колчака царю Николаю II: «Вашему императорскому величеству всеподданнейше доношу: «Сегодня в 7 час. 17 мин. на рейде Севастополя погиб линейный корабль «Императрица Мария». В 6 час. 20 мин. произошел внутренний взрыв носовых погребов и начался пожар нефти. Тотчас же начали затопление остальных погребов, но к некоторым нельзя было проникнуть из-за пожара. Взрывы погребов и нефти продолжались, корабль постепенно садился носом и в 7 час. 17 мин. перевернулся. Спасенных много, число их выясняется».

30—Прощание

Уже в 11:30 того же дня император Николай II ответил вице-адмиралу Колчаку: «Скорблю о тяжелой потере, но твердо уверен, что Вы и доблестный Черноморский флот мужественно перенесете это испытание. Николай».

31— Император Николай второй с сыном на борту «Императрицы Марии» во время первого прибытия линкора в Севастополь.

32— Адмирал Николай Матвеевич Яковлев

В столице была назначена комиссия Морского министерства, которую возглавил член Адмиралтейств-совета, адмирал Николай Матвеевич Яковлев.

33— Алексей Николаевич Крылов.

Член комиссии создатель дредноутов типа «Севастополь» кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов.

34—Военно-морской министр адмирал Иван Константинович Григорович.

Комиссия работала тщательно, были допрошены практически все участники событий.
Отрабатывались три версии: взрыв самопроизвольный, вызванный техническими причинами либо небрежностью, и диверсия. Был выявлен ряд служебных нарушений и случаев халатности. Но все они не были критичными. Где-то недолжным образом хранились ключи или некоторые отсеки оказались незапертыми. Моряки ночевали в необорудованном помещении поскольку на корабле всё еще шли ремонтные работы.

Итогом работы комиссии стало следующее заключение: «Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *