Загадочная гибель известного лётчика и писателя до сих вызывает споры. Хотя найдены обломки управляемого им воздушного судна и личные вещи. Многие почитатели его таланта считают недоказанной официальную версию происшедшего.
1—- Писатель Антуан де Сент-Экзюпери
Будущий писатель Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в семье и был третьим ребенком графа Жана де Сент-Экзюпери и Марии де Фонсколомб. Мать Антуана происходила из старинной провансальской семьи. Графы Сент-Экзюпери упоминаются с 1235 года. Со временем от древнего рода осталась лишь память. Отец простой страховой инспектор. Четыре года спустя глава семейства умер, оставив супругу с пятью детьми без средств к существованию.
2—- Антуан Сент-Экзюпери в детстве
На помощь пришли две бабушки внуков поэтому с серьезными лишениями столкнуться не пришлось. Да и нежный образ любящей, заботливой и жизнерадостной матери постоянно возникает в воспоминаниях сына.
В 1909 году Антуан покинул дом и поступил в иезуитский колледж, который в свое время закончил их отец. Одним из предметов, в которых Антуан преуспел, была французская словесность. «У него уже есть опыт сочинительства, – отмечает Мижо Марсель. И ещё рожденный в первый год XX века, Антуан был поглощен мыслями о технике.
В 12-летнем возрасте он впервые увидел самолеты, и юному Антуану повезло – он упросил пилота взять его с собой в полет. При этом он испытал такое блаженство, что больше не мыслил себя без неба.
3—- Антуан де Сент-экзюпери в молодости
Когда перед Экзюпери встал вопрос выбора жизненного пути. После недолгих раздумий решено было следовать семейным традициям и поступать в Высшее военно-морское училище.
С шестилетнего возраста Антуан сочинял стихи и сказки. Любовь к писательству стала для подросшего Экзюпери грузом, лишившим его душу равновесия. Пропала понятная жизненная траектория. Растерянный Антуан не раздумывая поступает на архитектурное отделение Академии искусств.
В 1921 году Антуан бросает занятия в Академии. Экзюпери записывается добровольцем в авиационный полк. Это был прыжок в неизвестность.
4—- Экзюпери поступил в Высшее военно-морское училище
Экзюпери получил квалификацию гражданского летчика и переводится в Марокко – для получения прав военного летчика.
У него появилась настоящая профессия. В январе 1923 года Экзюпери потерпел первую авиакатастрофу, в которой получил черепно-мозговую травму. В марте его комиссовали. Антуан переселился в Париж, где занялся журналистикой.
5—- Экзюпери потерпел первую авиакатастрофу
А в 1926 году произошла одна из самых важных встреч в жизни Экзюпери. Он познакомился с Дидье Дора – исполнительным директором компании, занимающейся авиаперевозками почтовых грузов из Франции в колониальную Африку.
Первое его художественное произведение – роман «Южный почтовый» написан посреди песков пустыни.
В октябре 1929 года Экзюпери перевели на новое место службы – в Буэнос-Айрес.
В Аргентине Сент-Экс познакомился со своей будущей супругой Консуэло. Их совместная жизнь далеко не всегда была радужной, но он был предан своим убеждениям и никогда ее не оставлял – ведь «ты в ответе за тех, кого приручил».
6—- Антуан и Консуэло.
В 1931 году вышла в свет повесть «Ночной полет», которая принесла Экзюпери премию «Фемина» и всемирную славу.
Хроника его жизни 30-х годов впечатляет: в мае 1935 года он делает серию репортажей о буднях советского народа. Экзюпери отправился в Страну Советов специальным корреспондентом
В конце 1935 года терпит крушение в Ливийской пустыне при попытке поставить рекорд на перелете Париж – Сайгон. В августе 1936 года он уже в Испании – готовит репортажи об объятой гражданской войной стране. В начале 1938 года Сент-Экс начал перелет Нью-Йорк – Огненная Земля, но терпит аварию в Гватемале, после чего долго лечится.
7—- Хроника его жизни 30-х годов впечатляет в мае 1935 года он делает серию репортажей
С 1936 года Экзюпери начал работу над «Цитаделью». Над этой книгой Сент-Экс трудился до последних дней, но так и не сумел закончить.
3 сентября 1939 года Франция объявила войну Германии, а уже на следующий день Экзюпери явился по месту мобилизации.
Экзюпери был мобилизован и произведен в капитаны. Со здоровьем у него были большие проблемы, плюс в свои годы он уже считался безнадежно старым для военного летчика.
8—- Писатель и военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери
22 июня 1940 года Франция капитулировала. Сперва Сент-Экс жил у сестры – в неоккупированной части страны, а позже переехал в США. Именно в Нью-Йорке в 1942 году Экзюпери написал свое самое знаменитое произведение – «Маленький принц».
9—- Писатель и военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери
8 ноября 1942 года. Союзные войска высадились в Северной Африке, писатель настойчиво добивался назначения в военно-воздушные силы «Сражающейся Франции». 6 апреля 1943 года он прибыл в Алжир. В Северной Африке собрались уцелевшие французские летчики, рвавшиеся в бой с коричневой чумой. Среди них оказался и Сент-Экзюпери.
10—- Антуан де Сент-Экзюпери рядом со своим самолетом
Ему дано разрешение на пять вылетов. Антуан настаивает на всё новых заданиях. Еще три – и они выполнены безупречно. «Восемь вылетов. Истребитель P-38 Lightning, на котором летал Сент-Экзюпери. Девятый вылет должен был стать последним. Он не знал об этом. Вечером 30 июля 1944 года, ничего не подозревающий майор де Сент-Экзюпери готовился к своему девятому вылету.
11— ТЯЖЕЛЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ Р-38
Сначала судьба хранит Сент-Экзюпери, но… посылает предостережения. Один раз отказывает мотор, и Антуану едва удается уйти от «мессершмитта». В другой раз на большой высоте из-за неполадок с оборудованием он буквально задыхается, теряет сознание и приходит в себя только на высоте 4 тыс. м. С трудом справившись с управлением пикирующего самолета, видит немецкий истребитель! К счастью, фашист его попросту не заметил.
12— Антуан де Сент-Экзюпери рядом со своим самолетом
31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери отправился в свой последний полет – с аэродрома Борго на острове Корсика в сторону родной Франции.
Длительные полеты на большой высоте требовали от пилотов «Лайтнингов» особой физической выносливости. Американским командованием даже был установлен возрастной ценз – 35 лет. Экзюпери же уже было 43 года, и он с трудом втискивался в узкую кабину самолета-разведчика. Его задачей была фотосъемка района Гренобль-Шамбери-Анси, необходимая для подготовки десанта союзников в Провансе.
13— Из-за полученных при авариях самолетов травм Экзюпери забирался в кабину с помощью механика
14— Экзюпери на Локхид F-5A-1-LO выруливает
Он принял у техника самолет-разведчик F-5B-1-LO LAC 2734, модификацию истребителя P-38 Lightning, и поднялся в воздух.
Какое-то время его сопровождала находившаяся неподалеку РЛС, но перед пересечением французского побережья самолет Сент-Экса вышел из зоны ее видимости.
15— 31 июля 1944 года земной полет Сент-Экса – только так называли его близкие друзья
Обратно он не вернулся. Самолет вместе с летчиком бесследно исчез в голубом июльском небе. Таинственное исчезновение Сент-Экзюпери породило множество слухов: предполагали, что он мог погибнуть из-за неисправности самолёта, в бою с лётчиками нацистских войск над Альпами и даже, что он мог струсить и дезертировать. В апреле 1948 года Сент-Экзюпери был официально признан погибшим.
Долгое время о смерти Антуана де Сент-Экзюпери было мало что известно.
Район города Сен-Рафаэль на Лазурном берегу — место, где 31 июля 1944 года самолёт Экзюпери перестал выходить на связь.
16— Браслет Антуана де Сент-Экзюпери
Спустя 54 года после гибели Экзюпери, 7 сентября 1998 года, рыбацкое судно «Горизонт» недалеко от Марселя вышло в Средиземное море. Рыбаки разбирали очередной трал и среди тины заметили сверкающий на солнце браслет. Было высказано предположение, что эта вещь принадлежала Экзюпери, ведь на браслете были выбиты надписи: «Antoine», «Consuelo» (имя его жены) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA» (адрес издательства, в котором выходили книги писателя).
Вскоре в прессе стали появляться сообщения, будто браслет фальшивый. Досталось и марсельскому рыбаку, которого представляли, как активное действующее лицо заговора негодяев, решивших погреть руки на имени знаменитого писателя. В подлинности браслета засомневались даже его наследники. Дело едва не кончилось судебным процессом по обвинению Бьянко в мошенничестве.
Однако нашлись люди, посчитавшие браслет путеводной ниточкой, которая может привести к месту гибели Сент-Экзюпери.
17— Самолет де Сент-Экзюпери, известного французского писателя, крушение P38 Lightning выключение в августе 1944 года
Там, где сети рыбака выловили браслет, начались поиски. В мае 2000 года французский аквалангист Люк Ванрель обнаружил в море, на 70-метровой глубине недалеко от Марселя, обломки самолета типа «Лайтнинг П-38» и сообщил в Департамент археологических подводных изысканий, что нашел самолет Экзюпери.
Для проведения экспертизы пригласили историка и опытного водолаза Филиппа Кастеллано – президента клуба, занимавшегося поиском и опознанием останков самолетов времен Второй мировой войны. И осенью 2003 года он и его люди подняли фрагменты самолета, в том числе обломок с заводской маркировкой, на котором четко были видны четыре цифры – 2734.
18—Самолет упал в море на большой скорости и почти вертикально.
По версии исследователей, самолет создателя «Планеты людей» упал в море на большой скорости и почти вертикально. В момент столкновения с водой произошел взрыв. Обломки машины разметало под водой на огромном пространстве. Ни одного из фрагментов человеческих останков так и не было обнаружено.
На обломке кабины сохранился серийный номер, благодаря чему удалось установить: за штурвалом самолета действительно находился Антуан де Сент-Экзюпери.
Архивные данные позволили исследователям составить список немецких пилотов, осуществлявших вылеты 31 июля 1944 года в районе крушения самолета.
19— Хорст Риппер.
Когда поисковики дозвонились до Хорста Риппера и назвали имя писателя, бывший летчик ответил: «Вы можете не искать дальше. Его сбил я».
31 июля 1944 г. около 8 утра самолет Экзюпери поднялся в воздух, с базы люфтваффе вылетел истребитель «Me-109», управляемый пилотом Хорстом Риппертом.
Над морем, в 200 м под собой, немецкий летчик увидел французский истребитель. Пилот, похоже, не заметил противника и не предпринял никаких маневров, чтобы уйти от «мессершмитта» или принять бой. Хорст с первого захода поразил французский самолет. Через пару минут самолет рухнул в море. Это был последний 28-й самолет, сбитый Риппертом в той войне.
Вечером того же дня из радиоперехватов переговоров союзников немцы узнали об исчезновении Антуана де Сент-Экзюпери. Риппер понял, кого именно он сбил. На момент гибели великому писателю было 44 года.
20— Обломки самолёта P-38 «Лайтнинг»
Обломки самолёта P-38 «Лайтнинг», на котором пилотировал Антуан де Сент-Экзюпери, находятся в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.
Находка была сделана в мае 2000 года у побережья Марселя. В июне 2004 года фрагменты передали в музей, где жизнь Сент-Экзюпери увековечена в специальной экспозиции
21—Книга «Маленький принц»
Имя Антуана де Сент-Экзюпери в основном известно по повести «Маленький принц» она была переведена на 180 языков, а ее общий тираж уже превысил 134 млн экземпляров, что уступает только «Библии».
Впервые книга Маленький принц была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке.
На родине автора, во Франции, повесть была выпущена лишь посмертно, в апреле 1945 года.
Сюжет
Пилот совершает вынужденную посадку в пустыне Сахара и встречает одного необыкновенного и загадочного мальчика — Маленького принца с другой планеты — астероида Б-612. Маленький принц рассказывает о своих приключениях на Земле, говорит об удивительной розе, которую оставил на своей малой планете, о своей жизни на астероиде, где есть три вулкана: два действующих и один потухший, и роза это была красавица с шипами — гордая, обидчивая и простодушная. Маленький принц полюбил её, но она казалась ему капризной, жестокой и высокомерной.
22—Книга Экзюпери «Планета людей»
Он проводит время, приводя в порядок свою планету, выпалывая баобабы, которые всё норовят глубоко укорениться и заполонить всё вокруг. Маленький принц любит наблюдать закаты, которые на его малой планете можно увидеть несколько десятков раз в день. Почувствовав себя несчастным, Маленький принц улетает, чтобы изучить и познать другие места Вселенной.
Посетив несколько других астероидов, он встречает много странных взрослых: короля которому кажется, что он правит звёздами, честолюбца который хочет, чтобы окружающие им восхищались, пьяницу, который пьёт, чтобы забыть, что ему совестно пить, делового человека который постоянно считает звёзды, думая, что владеет многими из них и хочет купить ещё больше, фонарщика который, верный своему слову, каждую минуту зажигает и тушит фонарь и географа который записывает в книгу рассказы путешественников, но сам никогда не путешествует. По совету географа, Маленький принц посещает Землю, где кроме пилота, потерпевшего аварию самолёта, встречает и других персонажей и, общаясь с ними, узнаёт много важных вещей
23— Книга Экзюпери «Цитадель»
На русском языке сказка впервые была опубликована в журнале «Москва» в 1959 году.
Первой экранизацией «Маленького принца» стал вышедший в 1966 году одноимённый полнометражный фильм Арунаса Жебрюнаса. «Маленький принц» режиссёра Андрея Росса 1993 год. 1974год была задумана как амбициозный проект с Фрэнком Синатрой. Из анимационных адаптаций сказки значительный успех выпал на долю экранизации Марка Осборна 2015 год.
В области музыкального театра известна опера «Маленький принц»
Имя Сент-Экзюпери после его смерти было присвоено аэропорту в его родном Лионе, горной вершине в Патагонии и даже астероиду, открытому астрономом Тамарой Смирновой в 1975 году. В Лионе, Франция был поставлен памятник Сент-Экзюпери со стоящим у него за спиной Маленьким принцем.
24— Памятник Антуану де Сент-Экзюпери в Лионе.
Но вот обстоятельства гибели этого яркого человека до сих пор вызывают споры.
Слишком много несоответствий в свидетельских показаниях.
В 1972 году, посмертное свидетельство немецкого офицера Роберта Хейшеля, что это именно его Focke-Wulf 190 сбил Экзюпери.
Затем один человек объявил, что якобы лично наблюдал воздушный бой 31 июля 1944 года. Он рассказал, что тогда ему было 15 лет и он жил с родителями в «южном городе Бриньоле». Якобы в тот день он видел, как на «Лайтнинг» напали два немецких истребителя. Но имело ли это отношение к Экзюпери? Вряд ли, Бриньоль расположен примерно в 40 км от ближайшего побережья.
Потом, уже в начале 1990 х годов, последовало сообщение одной жительницы Каркерана, что она якобы видела, как сбили «Лайтнинг». Она утверждала также, что потом море выбросило на берег труп неизвестного летчика и его похоронили на местном кладбище. Но был ли это Экзюпери? Установить это не удалось.
А в марте 2008 года, ведущие мировые информационные агентства, сообщили: бывший пилот Люфтваффе Хорст Рипперт, родившийся в 1922 году, признался, что это он сбил самолет Экзюпери и произошло это над Средиземным морем, неподалеку от Тулона.
Прежде всего причем тут Тулон? Во-вторых, в документах «Люфтваффе» а немцы всегда были очень аккуратными людьми 31 июля 1944 года не было зафиксировано ни одного сбитого французского самолета в районе исчезновения Экзюпери. В-третьих, найденные на дне моря обломки его самолета не имели явных следов обстрела.
25— Карта перемещений самолета Экзюпери
Поясним: фирма «Локхид» в каждом финансовом году выделяла номера каждой заказываемой партии самолетов, соответственно, в регистрационном номере 42–68223 «Лайтнинга» Экзюпери цифра «42» означала, что он изготовлен в 1942 году. Под этим номером самолет проходил во всех официальных документах. Но этот номер обычно наносился на фюзеляж краской, и за столько лет пребывания в морской воде он вряд ли мог сохраниться.
Фрагмент именно самолета Экзюпери, упавшего в море примерно в километре от острова Риу. Но остров Риу находится далеко от района Гренобль-Шамбери-Анси, где должен был вести фотосъемку Сент-Экс, и он расположен гораздо западнее прямой линии, соединяющей этот район с Корсикой. То есть получается, что в день своего последнего полета Экзюпери сильно отклонился от предписанного ему маршрута, и он погиб совсем не там, где думали. И погиб весьма странно.
Скорее всего, версия о том, что Экзюпери погиб в бою с фашистами, не может считаться обоснованной. Во-первых, боя не могло быть по определению, так как самолет Экзюпери не имел вооружения. Во-вторых, после осмотра поднятых со дна моря деталей машины на них не нашли пробоин от пуль или снарядов. В-третьих, по данным немецких военных архивов, 31 июля 1944 года ни зенитные части, ни истребители Люфтваффе не сбивали в том районе какие-либо самолеты.
Есть версия, что Экзюпери потерял сознание, что стало следствием общего неважного состояния его здоровья. Дело в том, что по летным меркам он действительно был уже «староват». К полетам на высотных разведчиках, а практический потолок «Лайтнинга» составляет 13 410 м его не хотели допускать. Многочасовые полеты на пределе сил с трудом выдерживали и молодые летчики, а Экзюпери в ту пору было уже сорок четыре».
26— Район города Сен-Рафаэль на Лазурном берегу — место, где 31 июля 1944 года самолёт Экзюпери перестал выходить на связь.
Еще одна версия – это поломка кислородного оборудования самолета. Тут проблема заключается в том, что летчик мог начать получать обедненную смесь, а это сразу не чувствуется. В таких случаях сначала тяжелеет голова, потом клонит в сон, а затем происходит полная потеря сознания.
27— Район города Сен-Рафаэль на Лазурном берегу.
А вот Люк Ванрелль не сомневается в том, что это было самоубийство и романтик Экзюпери заранее выбрал чудесное по красоте место для ухода в вечность. Вот лишь несколько фактов. Незадолго до 31 июля он подарил сослуживцам свою пишущую машинку и любимые шахматы. Зачем? В разведывательные полеты вылетали рано, и летчиков будили ночью. Но Сент-Экса будить не пришлось. В ту ночь он вообще не ложился. Почему?
Вопрос о его гибели до сих пор остается открытым.
В заключении хочется повторить слова многих почитателей таланта Экзюпери.
Даже если когда-нибудь мы узнаем правду о гибели Антуана де Сент-Экзюпери, мы в нее не поверим.



























